- Преподавателю
- Математика
- Выступление на МО Технологическая карта урока
Выступление на МО Технологическая карта урока
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мыцких Д.А. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 пос. им. К. Либкнехта»
МО учителей физики, математики, информатики
Доклад на тему:
«Технологическая карта урока»
Подготовила: Мыцких Д.А.
учитель математики
2015-2016 уч. год
С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. Поэтому формулировки заданий на уроках математики теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках математики предлагается наряду с усвоением конкретных знаний, научить преобразовывать и применять освоенный обучающимися опыт для получения нового знания. Научить работать с текстами, рисунками, графиками, таблицами и схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.
Без математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком т.к.:
- в школе математика служит опорным предметом для смежных дисциплин: физики, химии, биологии, информатики и др.;
- в послешкольной жизни - получение специальности, в ряде которых необходим высокий уровень образования связанный с непосредственным применением математики: экономика, финансы, психология, и т.д;
- изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Любой урок - имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный.
Требования к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - ученики;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, их настроение;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
С.И. Гессен "Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него", т.е. с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Технологическая карта обычно строится в виде таблицы. По вертикали указываются этапы урока, а по горизонтали, что выполняется на каждом этапе урока: деятельность учителя, деятельность ученика, используемые методы, формы, дидактические задачи и др. Количество и оглавление колонок таблицы могут быть различными, в зависимости от типа урока и панируемой деятельности.
Технологическая карта урока в отличие от плана или конспекта не отражает содержание учебного материала урока, однако в ней рассматривается более подробно методическая структура урока (методы обучения, формы деятельности, методические приемы, средства обучения, способы организации деятельности). Наиболее удобно использовать технологические карты на уроках с использованием информационно-коммуникативных средств.
При конструировании технологической карты урока необходимо опираться на следующие методологические критерии
-
технологическая карта имеет статус документа;
-
в ней записан весь процесс;
-
указаны операции, их составные части;
-
названы материалы;
-
перечислено оборудование;
-
указаны инструменты;
-
обозначены технологические режимы;
-
рассчитано время;
-
определён квалификационный статус исполнителей.
Система требований к созданию технологической карты урока.
Структура технологической карты включает:
-
название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
-
цель освоения учебного содержания;
-
планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, УУД);
-
метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
-
основные понятия темы;
-
технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
-
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Этапы составления технологической карты
-
Организационный момент (1мин) Деятельность учителя. Создает положительную мотивацию
-
Ориентировочно-мотивационный этап (8мин) Организует повторение опорных знаний. Предлагает входной тест. Погружает учащихся в их «незнание».
-
Постановка целей урока (2 мин) Помогает учащимися сформулировать цели урока. Создает условия для самоопределения учащихся на деятельность и ее результаты.
-
Операционно-познавательный этап (20-25 мин) Передать знания по новой теме. Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, их тренировку в тех действиях, которые являются целью урока. Организовать образовательные ситуации развивающего типа.
-
Контрольно-коррекционный этап (8мин) Создать условия для самоконтроля, коррекции и самооценки знаний, умений и деятельности учащихся. Обеспечить самоопределение на домашнее задание.
-
Рефлексивный этап (2 мин) Проводит беседу по вопросам: достигнуты ли цели; пригодятся ли полученные знания; каким образом можно узнать непонятное и т.д.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
-
реализовать планируемые результаты ФГОС;
-
определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
-
системно формировать у учащихся УУД;
-
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
-
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
-
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
-
освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
-
определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
-
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
-
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
-
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
-
соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
-
обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
-
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
-
используются эффективные методы работы с информацией;
-
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
-
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Изучая формулировки Стандарта II поколения, я осознала важность и необходимость в умении планировать и строить урок, так чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения, достижения трех групп планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных, сформулированных не в виде ЗУН, а в виде формируемых способов деятельности. А проанализировав (открытые источники сети Интернет) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями-предметниками (Е.В.Якушина «Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС»; Е.В.Якушина «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС»; И.М.Логвинова, Г.Л.Копотева «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»; Л.А.Мишукова «Технологическая карта урока»), пришла к выводу, что унифицированной формы подобной карты в настоящее время не существует. На основе множества Технологических карт урока я смогла подобрать для своей работы данную структуру, на мой взгляд, удачно реализующую цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. В зависимости от типа урока по ФГОС количество этапов конструирования урока можно менять.
Список используемой литературы
-
Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
-
Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
-
О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты среднего общего образования //Методическое пособие - М.: Просвещение, 2010.
-
Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: uroki.net/docpage/doc2.htm.
-
Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
-
Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М - Центр "Педагогический поиск", 1999.
-
М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие - М.: 1971.