Рабочая программа по математике 6 класс

Программа соответствует учебнику «Математика» для шестого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург – М. Мнемозина, 2009 - 2013 гг./ и обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» для 6-го класса авторов  Н.Я. Виленкин и др. (М.: Мнемозина). Программа составлена согласно учебному плану МОУ  из школьного компонента добавлено 35 учебных часов из расчета 1 ч. в неделю и поэтому программа рассчитана на 210 часов в год (6 часов в неделю), из...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Прокудино

Аткарского района Саратовской области




Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»

на заседании ШПС Зам.директора по УВР Директор МОУ - СОШ с. Прокудино

протокол № _______ _____________ / Курочкина Л.Г./ ________________ /Зонова С.П./

от _________________ Пр. № _______ от «____» ______ 20___ г.

Руководитель ШПС

________________ /Андреева Е.В./







Рабочая программа


по математике

6 класс


на 2013 -2014 учебный год





Учитель математики и информатики

1 квалификационная категория

Андреева Елена Валентиновна









2013 - 2014 учебный год.





II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:

  • овладение конкретными математическими знаниями, не­обходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование ка­честв мышления, характерных для математической деятельно­сти и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

  • формирование представлений о математических идеях и методах;

  • формирование представлений о математике как форме опи­сания и методе познания действительности;

  • формирование представлений о математике как части об­щечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Рабочая программа учебного предмета «Математика - 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

  3. Учебного плана МОУ на 2012-2013 учебный год.

  4. Примерной и авторской программы основного общего образования по математике (Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы / [авт.-сост. В.И. Жохов] - 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2010. - 31 с.).

Программа соответствует учебнику «Математика» для шестого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург - М. Мнемозина, 2009-2012 гг./ и обеспечена учебно-методическим комплектом «Математика» для 6-го класса авторов Н.Я. Виленкин и др. (М.: Мнемозина).

Программа составлена на основе Базисного учебного плана 2004 г.; согласно учебного плану МОУ из школьного компонента добавлено 35 учебных часов из расчета 1 ч в неделю и поэтому программа рассчитана на 210 часов в год (6 часов в неделю), из них:

  • на итоговое повторение в 6 классе в конце года 20 часов, остальные часы распределила по всем темам;

  • на контрольные работы отведено 14 часов.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и авторской программой учебного курса.

Рабочая программа построена на основе применения ИКТ в преподавании математики.

Преобладающей формой текущего контроля служат:

- письменные опросы: контрольные, самостоятельные работы, тесты;

- устные опросы: собеседование, зачеты;

- медиаформы: индивидуальные тесты Excel, фронтальные тесты PowerPoint.

Организация учебно-воспитательного процесса

Образова­тельные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащих­ся. Законом об образовании учителю предоставляется право са­мостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач.

Принципиальным положением организации школьного мате­матического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в образо­вательном стандарте, другие в соответствии со своими склонно­стями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться минимальным уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.

В рабочей программе кроме содержания математического образования, требований к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, виды контроля представлено также компьютерное обеспечение урока.

Все большее число учащихся осваивают первоначальные навыки пользователя компьютером. Однако в настоящее время недостаточное внимание уделяется разработке методик применения современных информационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебный процесс и вооружению частными приемами этой методики преподавателей каждого предметного профиля для каждодневной работы с учащимися.

Цель создания данной рабочей программы - продолжение работы по использованию компьютерных технологий в учебном процессе преподавания математики.

Программа составлена на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике.

Система уроков условна, однако выделим следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте, причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок - контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме

Фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений на разных числовых множествах, а основой служат навыки устных вычислений. Устные вычисления - эффективный способ развития у детей устойчивого внимания, оперативной памяти и других важных для обучения качеств. На формирование навыков устных вычис­лений нацелены специальные пособия - математические трена­жеры [8], медиа-тренажеры, которые необходимо использовать на каждом уроке на этапе устной работы.

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. Следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимуще­ственно в процессе решения задач. Поэтому электронный презентационный материал для вводных уроков содержит наглядный материал, построенный на основе решения задач.

Компьютерное обеспечение уроков

В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, тренировочные упражнения, а также различные электронные учебники.

Демонстрационный материал (слайды)

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.

При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель - ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

Тренировочные упражнения.

Включают в себя задания с вопросами и наглядными ответами, составленными с помощью анимации. Они позволяют ученику самостоятельно отрабатывать различные вопросы математической теории и практики.

Электронные учебники.

Они используются в качестве виртуальных лабораторий при проведении практических занятий, уроков введения новых знаний. В них заключен большой теоретический материал, много тренажеров, практических и исследовательских заданий, справочного материала. На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.

Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.

Цели изучения курса математики в 6 классе

Целями изучения курса математики в 6 классе явля­ется: систематическое развитие понятия числа; выработка уме­ний выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгеб­ры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением эле­ментов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал кур­са излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычис­лений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств ариф­метических действий, составлении уравнений, продолжают зна­комство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.


Структура программы

Программа по математике для 6-го класса общеобразовательных учреждений состоит из двух раз­делов: Содержание программы, Требования к математической подготовке учащихся

К программе прилагаются Тематическое и Примерное поурочное планирование учебного материала.

Раздел Содержание программы включает в себя минималь­ный объем материала, обязательного для изучения. Содержание здесь распределено не в соответствии с порядком изложения, принятым в учебнике, а по основным содержательным линиям, объединяющим связанные между собой вопросы. Это позволяет учителю, отвлекаясь от места конкретной темы в курсе, оценить ее значение по отношению к соответствующей содержательной линии, правильно определить и расставить акценты в обучении, организовать итоговое повторение материала.

В разделе Требования к математической подготовке учащих­ся определяется итоговый уровень умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть по окончании данного этапа обучения. Требования распределены по основным содержательным лини ям курса и характеризуют тот безусловный минимум, которого должны достичь все учащиеся.

В разделах Тематическое планирование и Примерное поуроч­ное планирование приводится конкретное планирование, ориен­тированное на учебник математики для 6-го класса Н. Я. Виленкина и др.

III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.


Числа и вычисления

Степень с натуральным показателем.

Делители и кратные числа. Признаки делимости. Простые числа. Разложение числа на простые множители.

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкно­венными дробями. Нахождение части числа и числа по его части.

Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции.

Решение текстовых задач арифметическими приемами.

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Арифметические дей­ствия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий.

Рациональные числа. Изображение чисел точками коорди­натной прямой.

Прикидка результатов вычислений.


Выражения и их преобразования

Буквенные выражения. Преобразование буквенных выражений.


Уравнения и неравенства

Уравнение с одной переменной. Корни уравнения. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Числовые неравенства.


Функции

Прямоугольная система координат на плоскости. Таблицы и диаграммы. Графики реальных процессов.

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометри­ческих величин

Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые.

Многоугольники. Правильные многоугольники.

Площадь круга.


Множества и комбинаторика

Множество. Элемент множества, подмножество1. Приме­ры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ


Числа и вычисления

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  • правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональ­ное, иррациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, процен­ты - в виде десятичной или обыкновенной дроби);

  • сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;

- выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней; сочетать при вычислени­ях устные и письменные приемы;

  • составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;

  • округлять целые числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.

Выражения и их преобразования

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

- правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения»,

понимать их использование в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти значе­ние выражения», «разложить на множители»;

  • составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;

  • находить значение степени с натуральным показателем.

Уравнения и неравенства

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  • понимать, что уравнения - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;

  • правильно употреблять термины «уравнение», «неравен­ство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учи­теля, понимать формулировку задачи «решить уравнение, нера­венство»;

  • решать линейные уравнения с одной переменной.

Функции

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  • познакомиться с примерами зависимостей между реальны­ми величинами (прямая и обратная пропорциональности, линей­ная функция);

  • познакомиться с координатной плоскостью, знать порядок записи координат точек плоскости и их названий, уметь постро­ить координатные оси, отметить точку по заданным координа­там, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;

  • находить в простейших случаях значения функций, задан­ных формулой, таблицей, графиком;

  • интерпретировать в несложных случаях графики реаль­ных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометри­ческих величин

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фи­гуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги); изо­бражать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

  • владеть практическими навыками использования геоме­трических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

  • решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства фигур и формулы.



IV. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

_____________________________________________________________________



Класс______________

Учитель_______________

Количество часов

Всего_________часов ; в неделю _________часов.

Плановых контрольных уроков ______________, тестов _________ч., зачетов _________.

Планирование составлено на основе ____________________________________________

программа

Учебник ___________________________________________________________________ название, автор, издательство, год издания

______________________________________________________________________________________________________





№ п/п

Наименование тем учебного курса

Количество часов

1.

Делимость чисел

24

2.

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

25

3.

Умножение и деление обыкновенных дробей

37

4.

Отношения и пропорции

23

5.

Положительные и отрицательные числа

16

6.

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

14

7.

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

16

8.

Решение уравнений

18

9.

Координаты на плоскости

16

10.

Повторение. Решение задач

20

11.

Итоговая контрольная работа

1


ИТОГО:

210



V. Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема урока

ИКТ

Проектная деятельность


Дата

проведения

По плану

факт

Делители и кратные





Делители и кратные





Делители и кратные





Признаки делимости на 10, на 5 и на 2





Признаки делимости на 10, на 5 и на 2





Признаки делимости на 10, на 5 и на 2





Признаки делимости на 10, на 5 и на 2





Признаки делимости на 9 и на 3





Признаки делимости на 9 и на 3





Признаки делимости на 9 и на 3





Простые и составные числа





Простые и составные числа





Разложение на простые множители





Разложение на простые множители





Разложение на простые множители





Разложение на простые множители





Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа





Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа





Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа





Наименьшее общее кратное





Наименьшее общее кратное





Наименьшее общее кратное





Наименьшее общее кратное





Контрольная работа № 1





Основное свойство дроби





Основное свойство дроби





Сокращение дробей





Сокращение дробей





Сокращение дробей





Сокращение дробей





Приведение дробей к общему знаменателю





Приведение дробей к общему знаменателю





Приведение дробей к общему знаменателю





Приведение дробей к общему знаменателю





Приведение дробей к общему знаменателю





Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями





Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями





Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями





Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями





Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями





Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями





Контрольная работа № 2





Сложение и вычитание смешанных чисел





Сложение и вычитание смешанных чисел





Сложение и вычитание смешанных чисел





Сложение и вычитание смешанных чисел





Сложение и вычитание смешанных чисел





Сложение и вычитание смешанных чисел





Контрольная работа № 3





Умножение дробей





Умножение дробей





Умножение дробей





Умножение дробей





Умножение дробей





Нахождение дроби от числа





Нахождение дроби от числа





Нахождение дроби от числа





Нахождение дроби от числа





Нахождение дроби от числа





Применение распределительного свойства умножения





Применение распределительного свойства умножения





Применение распределительного свойства умножения





Применение распределительного свойства умножения





Применение распределительного свойства умножения





Применение распределительного свойства умножения





Контрольная работа № 4





Взаимно обратные числа





Взаимно обратные числа





Деление





Деление





Деление





Деление





Деление





Деление





Контрольная работа № 5





Нахождение числа по его дроби





Нахождение числа по его дроби





Нахождение числа по его дроби





Нахождение числа по его дроби





Нахождение числа по его дроби


«Практические задачи»



Дробные выражения





Дробные выражения





Дробные выражения





Дробные выражения





Дробные выражения





Контрольная работа № 6





Отношения





Отношения





Отношения





Пропорции





Пропорции





Пропорции





Пропорции





Пропорции





Прямая и обратная пропорциональные зависимости





Прямая и обратная пропорциональные зависимости





Прямая и обратная пропорциональные зависимости


«Где встречаются они».



Прямая и обратная пропорциональные зависимости





Контрольная работа № 7





Масштаб





Масштаб





Масштаб


«Рассчитай масштаб «



Длина окружности и площадь круга





Длина окружности и площадь круга





Длина окружности и площадь круга





Шар





Шар





Контрольная работа № 8





Координаты на прямой





Координаты на прямой





Координаты на прямой





Координаты на прямой





Противоположные числа





Противоположные числа





Противоположные числа





Модуль числа





Модуль числа





Модуль числа





Сравнение чисел





Сравнение чисел





Сравнение чисел





Изменение величин





Изменение величин





Контрольная работа № 9





Сложение чисел с помощью координатной прямой





Сложение чисел с помощью координатной прямой





Сложение отрицательных чисел





Сложение отрицательных чисел





Сложение отрицательных чисел





Сложение отрицательных чисел





Сложение чисел с разными знаками





Сложение чисел с разными знаками





Сложение чисел с разными знаками





Сложение чисел с разными знаками





Вычитание





Вычитание





Вычитание





Вычитание





Контрольная работа № 10





Умножение





Умножение





Умножение





Умножение





Деление





Деление





Деление





Деление





Рациональные числа





Рациональные числа





Рациональные числа





Свойства действий с рациональными числами





Свойства действий с рациональными числами





Свойства действий с рациональными числами





Свойства действий с рациональными числами





Контрольная работа № 11





Раскрытие скобок





Раскрытие скобок





Раскрытие скобок





Раскрытие скобок





Коэффициент





Коэффициент





Подобные слагаемые





Подобные слагаемые





Подобные слагаемые


«Раскрой скобки и навели порядок»



Подобные слагаемые





Контрольная работа № 12





Решение уравнений





Решение уравнений





Решение уравнений





Решение уравнений





Решение уравнений





Решение уравнений





Контрольная работа № 13





Перпендикулярные прямые





Перпендикулярные прямые





Параллельные прямые





Параллельные прямые





Координатная плоскость





Координатная плоскость





Координатная плоскость


«А, ну-ка, угадай! Кто это?»



Координатная плоскость





Столбчатые диаграммы





Столбчатые диаграммы





Столбчатые диаграммы





Графики





Графики


«Какие бывают графики».



Графики





Графики





Контрольная работа № 14





190 - 209

Итоговое повторение


Презентации на свободную тему



210

Итоговая контрольная работа






VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Литература для учителя

  1. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. - М., 2008 и позднее

  2. Жохов В.И. Преподавание математики в 6 класс: методическое пособие. - М., 2004

  3. Жохов В.И. Математика. 6 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений - М., 2008

  4. Жохов В.И. Математика. 6 класс. Диктанты для учащихся общеобразовательных учреждений - М., 2006

  5. Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6 классов- М., 2009

  6. Жохов В.И. Математика. 6 класс. Дидактические материалы.-М.2009 г..


Литература для ученика.

  1. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. - М., 2008 и позднее

  2. Жохов В.И. Математика. 6 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений - М., 2008

  3. Депман И.Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5-6 классов- М., 2009

  4. Жохов В.И. Математика. 6 класс. Дидактические материалы.-М.2009 н.



© 2010-2022