- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике в 5 классе «Порядок выполнения действий»
Урок по математике в 5 классе «Порядок выполнения действий»
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прохорова Н.И. |
Дата | 08.10.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ «Оконешниковская СОШ»
Прохорова Наталья Ивановна
Предмет: математика
Класс: 5
Авторы УМК : Виленкин Н.Я. и др.
Тема: Порядок выполнения действий
Тип урока: Применение знаний и навыков
Учитель: Прохорова Наталья Ивановна
Цели урока:
-
уметь ответить на вопрос, какие арифметические действия относятся к действиям первой ступени, а какие - ко второй ступени;
-
проверить знание порядка выполнения действий;
-
уметь находить действие первой и второй ступени в выражениях;
-
уметь вычислять значение выражения, расставив порядок действий в них и составив программу вычисления;
-
уметь выстраивать речевые высказывания вида «если…, то…»
Планируемые результаты:
Предметные результаты - Определяют действия I и II ступеней, порядок выполнения действий в числовом выражении обнаруживают и устраняют ошибки логического и арифметического характера
Личностные - Объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к предмету
Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее достижения
Познавательные - формулируют выводы в виде правил «если…, то…»
Коммуникативные- умеют организовывать учебное взаимодействие в группе
Формы роботы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: листы самооценки, раздаточный материал, дифференцированные карточки с заданиями (I, II, III уровни), жетоны, сигнальные карты.
ХОД УРОКА
Этап урока,
цель/задача
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Примечания
Актуализация,
Мотивация
Задача: создать устойчивую учебно-познавательную мотивацию деятельности
Вид помощи:
стимулирующая: заинтересовать, побудить к достижению более высокого уровня знаний, умений и навыков по изучаемой теме
направляющая: с помощью вопросов и заданий подвести к постановке, осознанию и принятию цели урока
-
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке математики.
- Проверьте, все ли у вас готово к уроку
- эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку будут слова великого древнегреческого ученого Аристотеля:
«…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…»
И чтобы у нас все сегодня получилось, давайте скажем следующие слова:
- Я умный, способный и у меня все получится
- А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь на свои места
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
Повторяют слова
Эмоциональный настрой на урок
-
Актуализация знаний
- Ребята, изучение какой темы мы начали на прошлом уроке?
- знания, которые мы получили на уроке, были для вас новыми или мы повторили то, что вы уже знали?
В числовом выражении, которое вы видите на доске:
(790 - 17472 : 84) · 64 + 54 · 903
назовите
А) действия первой ступени;
Б) действия второй ступени;
В) порядок выполнения действий, сопровождая свой ответ правилами.
- Порядок выполнения действий
- мы повторили то, что уже знали и учились составлять программу для вычисления значения выражения
- Вычитание и сложение
- Деление и умножение
- Т.к. выражение содержит скобки, то сначала выполняем в скобках действия деления, затем вычитания. В третьем действии умножаем результат 2 действия на число 64, после выполняем умножение числа 54 на 903 и в последнем действии выполняем сложение результатов третьего и четвертого действий.
Актуализация предшествующих знаний
Предметные результаты - Определяют действия I и II ступеней, порядок выполнения действий в числовом выражении
Познавательные - формулируют выводы в виде правил «если…, то…»
-
Целеполагание
- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшний урок?
- С помощью каких личных качеств каждого из вас, мы будем стремиться к достижению, поставленной цели
- В течение всего сегодняшнего урока мы будем заполнять лист самооценки. Заполните те строчки 1 - 4 листа самооценки
- Откройте тетради и запишите дату и тему урока
- Закрепить навыки вычисления значения числовых выражений с помощью верно определенного порядка действий
-Мы будем стремиться к достижению цели урока с помощью наших знаний, активности и сотрудничества.
Заполняют лист самооценки
Записывают в тетрадях дату и тему урока
Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства ее достижения
Лист самооценки (приложение 1)
Применение знаний, умений и навыков
Задача:
поддерживать интерес к учебному материалу через организацию групповой работы обучающихся с целью совершенствования знаний, умений и навыков по теме урока
Виды помощи:
направляющая: инструкции, консультация учителя;
разъясняющая: по запросу обучающихся
- Сейчас мы будем работать в группах. Повторим правила работы в группе.
- Вы будите выполнять учебные задания для групповой работы по предложенному алгоритму, затем представитель от группы находит, полученный вами результат, среди предложенных ответов и прикрепляет его на доске. В результате работы, если все группы выполнят задания верно, мы получит картинку
1 задание
«Составьте программу вычис- ления значения выражения и найдите значение этого выражения» (приложение 2)
I - 696
II - 68
II - 114
IV - 17
V - 3
VI - 400
Соедините ваши фрагменты в единое целое. Что получилось?
Это значит, что вы справились с заданием. Поаплодируем друг другу.
Формулируют правила работы в группе.
Разбиваются на 6 групп.
Выбирают командира группы.
Выполняют учебное задание для групповой работы № 1. Находят результат и прикрепляют его на доске
Один из учащихся соединяет фрагменты в единое целое.
- Аплодисменты
Аплодируют
Предметные результаты - Определяют действия I и II ступеней, порядок выполнения действий в числовом выражении и составляют программу вычисления
Коммуникативные- умеют организовывать учебное взаимодействие в группе
Учебное задание для групповой работы №1 (приложение 2)
Карточки с результатами групповых работ
Динамическая
пауза
Задача
Провести смену деятельности с целью снятия усталости и мобилизации сил для дальнейшей успешной работы на уроке
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Наклоны вперёд и назад
Рывки руками перед грудью
Вращение головой
Садятся по местам
-
задание
«Найдите и исправьте ошибки в вычислениях»
Выполните взаимопроверку
(обмен карточками по часовой стрелке)
I группа
А)ошибок нет
Б) (814 + 972) : (101 - 54) = 38
II группа:
А) ошибка в порядке действий, верный ответ: 9
Б)(746 + 106) · (115 - 45) = 59640
III группа:
А) ошибка в порядке действий. Верный ответ: 11368
Б) (814 + 36 · 27) · (101 - 2052 : 38) = 38
IV группа:
А) Ошибка в четвертом действии. Верный ответ: 56
Б) ( 814 + 34 · 12) : (59 - 2052 : 38) = 2030
V группа:
А) ошибок нет
Б)(157 + 972) · (101 - 93) = 9032
VI группа:
А) Ошибок нет
Б) (814 - 36 · 15) · (103 - 2052 : 38) = 66346
Заполните лист самооценки
Выполняют учебное задание для групповой работы № 2
Выполняют проверку результата другой группы, аргументируют свой ответ
Заполняют лист самооценки
Предметные результаты - Определяют действия I и II ступеней, порядок выполнения действий в числовом выражении обнаруживают и устраняют ошибки логического и арифметического характера
Учебное задание для групповой работы №2 (приложение 3)
Лист самооценки
Самостоятельная работа
Задача:
поддерживать интерес к учебному материалу через организацию дифференцированной самостоятельной работы обучающихся
Виды помощи:
разъясняющая:
по запросу обучающихся
Сейчас каждый из вас выберет для себя карточку того уровня сложности, который вы сможете выполнить:
( на столе учителя конверты
I уровень; ответ: 460
II уровень; ответ: 9
III уровень ; ответ: 14413)
(приложение № 4)
-Проверить правильность выполнения работы вы сможете, если ваш ответ совпадет с одним из чисел записанных в ваших карточках
- Заполните лист самооценки
Выбирают и решают карточку I, II или III уровня.
Проверяют правильность своей работы
Заполняют лист самооценки
Личностные - адекватно оценивают степень усвоения учебного материала
Предметные результаты - Определяют действия I и II ступеней, порядок выполнения действий в числовом выражении
Дифференцированные карточки
Лист самооценки
Рефлексия
Задача:
Подвести итоги урока,
сделать выводы о результатах работы на основе оценочных листов, поставить перед собой цель на следующий урок
- Какую цель мы ставили перед собой на сегодняшний урок?
- Удалось ли нам ее достичь?
- Подсчитайте количество баллов в оценочных листах.
- Что показал оценочный лист? Как поработали на уроке?
- Легко ли вам было выполнять задания?
- Какой вклад внесла ваша группа в достижение общего результата?
Поднимите сигнальные карточки:
-зеленую - если вы хорошо усвоили тему урока;
- желтую - если еще не все получается;
- красную - если не усвоили тему урока.
- Закрепить навыки вычисления значения числовых выражений с помощью верно определенного порядка действий
Считают баллы
Отвечают на вопросы
Поднимают сигнальные карточки
Домашнее задание
- Ребята, вы хорошо поработали на уроке и теперь пришло время записать домашнее задание. Вы можете выбрать любые два задания: № 645, № 646 или № 649
Записывают домашнее задание
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
ЛИСТ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ 5 «а» класса _________________________________________________
ТЕМА УРОКА:
№
Знания, умения, навыки
Количество баллов
Самооценка
1
Знаю действия I и II ступеней
1 б
2
Умею верно определять порядок действий
1 б
3
Отвечал на вопросы в начале урока
1 б
4
Принимал участие в определении темы урока
1 б
5
Принимал активное участие в групповой работе в первом задании
1 б
6
Принимал активное участие в групповой работе во втором задании
1 б
7
Выполнял проверку задания другой группы
1 б
8
Для самостоятельной работы выбрал карточку
I уровня
II уровня
III уровня
1 б
2 б
3 б
9
Самостоятельную работу выполнил верно
а) полностью сам
б) с помощью товарища или учителя
в) не смог выполнить верно
2 б
1 б
0 б
Критерии оценивания: 11 - 12 б - «5»; 8 - 10 б - «4»; 5 - 7 б - «3».
Приложение № 2
Учебное задание для групповой работы № 1
I группа
Тема задания: «Составьте программу вычисления значения выражения и найдите значение этого выражения»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Найдите результат своей работы среди предложенных ответов
5. Если результат не найден, то проверьте правильность выполнения задания и выполните пункт 4
6. Прикрепите свой результат на доске
Задание:
(120 + 16 · 7) · 240 : ( 300 - 5 · 44)
Учебное задание для групповой работы № 1
I I группа
Тема задания: «Составьте программу вычисления значения выражения и найдите значение этого выражения»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Найдите результат своей работы среди предложенных ответов
5. Если результат не найден, то проверьте правильность выполнения задания и выполните пункт 4
6. Прикрепите свой результат на доске
Задание:
(32 · 15 - 250) : 46 + (180 : 12 - 8) · 9
Учебное задание для групповой работы № 1
III группа
Тема задания: «Составьте программу вычисления значения выражения и найдите значение этого выражения»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Найдите результат своей работы среди предложенных ответов
5. Если результат не найден, то проверьте правильность выполнения задания и выполните пункт 4
6. Прикрепите свой результат на доске
Задание:
3124 : (3 · 504 - 4 · 307) + 10403 : 101
Учебное задание для групповой работы № 1
IV группа
Тема задания: «Составьте программу вычисления значения выражения и найдите значение этого выражения»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Найдите результат своей работы среди предложенных ответов
5. Если результат не найден, то проверьте правильность выполнения задания и выполните пункт 4
6. Прикрепите свой результат на доске
Задание:
15 + (12322 : ( 24 + 37) - 12 · 15) : (35 · 2 - 59)
Учебное задание для групповой работы № 1
V группа
Тема задания: «Составьте программу вычисления значения выражения и найдите значение этого выражения»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Найдите результат своей работы среди предложенных ответов
5. Если результат не найден, то проверьте правильность выполнения задания и выполните пункт 4
6. Прикрепите свой результат на доске
Задание:
(372 + 118 · 6) : (38 · 35 - 34 · 37) - 12
Учебное задание для групповой работы № 1
VI группа
Тема задания: «Составьте программу вычисления значения выражения и найдите значение этого выражения»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Найдите результат своей работы среди предложенных ответов
5. Если результат не найден, то проверьте правильность выполнения задания и выполните пункт 4
6. Прикрепите свой результат на доске
Задание:
(4992 : 384 - 8) · (8496 : 236 + 15) + 145
Приложение № 3
Учебное задание для групповой работы № 2
I группа
Тема задания: «Найдите и исправьте ошибки в вычислениях»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Обменяйтесь заданиями с другой группой и выполните взаимопроверку.
5. Оцените работу группы, задание которой вы проверяли.
6 Аргументируйте свою оценку.
Задание
А) Найдите и исправьте ошибки в вычислениях, если они имеются:
3 1 4 2
87619 + 57994 : 271 - 15975 : 75 = 87620
1) 57994 : 271 = 214 2) 15975 : 75 = 213 3) 87619 + 214 = 87833 4) 87833 - 213 = 87620
Б) По программе вычислений восстановите числовое выражение:
814
972
54
101
Ответ:
Учебное задание для групповой работы № 2
II группа
Тема задания: «Найдите и исправьте ошибки в вычислениях»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Обменяйтесь заданиями с другой группой и выполните взаимопроверку.
5. Оцените работу группы, задание которой вы проверяли.
6 Аргументируйте свою оценку.
Задание
А)Найдите и исправьте ошибки в вычислениях, если они имеются:
1 3 2
(851 + 2331) : 74 - 34 = 80
1) 851 + 2331 = 3182 2) 74 - 34 = 40 3) 3182 : 40 = 80
Б) По программе вычислений восстановите числовое выражение:
746
106
45
115
Ответ:
Учебное задание для групповой работы № 2
III группа
Тема задания: «Найдите и исправьте ошибки в вычислениях»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Обменяйтесь заданиями с другой группой и выполните взаимопроверку.
5. Оцените работу группы, задание которой вы проверяли.
6 Аргументируйте свою оценку.
Задание
1) Найдите и исправьте ошибки в вычислениях, если они имеются:
1 2 3
(11437 + 128 · 3) - 453 = 34242
1)11437 + 128 = 11565 2) 11565 · 3 = 34695 3) 34695 -453 = 34242
2)По программе вычислений восстановите числовое выражение:
36
38
2052
27
814
101
47
Ответ:
Учебное задание для групповой работы № 2
IVгруппа
Тема задания: «Найдите и исправьте ошибки в вычислениях»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Обменяйтесь заданиями с другой группой и выполните взаимопроверку.
5. Оцените работу группы, задание которой вы проверяли.
6 Аргументируйте свою оценку.
Задание
а) Найдите и исправьте ошибки в вычислениях, если они имеются:
1 2 4 3
( 41 · 134 + 11978) : (1211 - 899) = 55
1) 134 · 41 = 5494 2) 5494 + 11978 =17472 3) 1211 - 899 =312
4) 17472 : 312 = 55
б)По программе вычислений восстановите числовое выражение:
34
38
2052
12
814
59
Ответ:
Учебное задание для групповой работы № 2
V группа
Тема задания: «Найдите и исправьте ошибки в вычислениях»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Обменяйтесь заданиями с другой группой и выполните взаимопроверку.
5. Оцените работу группы, задание которой вы проверяли.
6 Аргументируйте свою оценку.
Задание
А) Найдите и исправьте ошибки в вычислениях, если они имеются:
3 1 4 2
87619 + 57994 : 271 - 15975 : 75 = 87620
1) 57994 : 271 = 214 2) 15975 : 75 = 213 3) 87619 + 214 = 87833 4) 87833 - 213 = 87620
Б) По программе вычислений восстановите числовое выражение:
15788
972
93
101
Ответ:
Учебное задание для групповой работы № 2
VI группа
Тема задания: «Найдите и исправьте ошибки в вычислениях»
Выполните работу по алгоритму, осуществляя пошаговый контроль:
1. Прочтите задание.
2. Распределите обязанности в группе.
3. Выполните задание.
4. Обменяйтесь заданиями с другой группой и выполните взаимопроверку.
5. Оцените работу группы, задание которой вы проверяли.
6 Аргументируйте свою оценку.
Задание
1) Найдите и исправьте ошибки в вычислениях, если они имеются:
2 1 3
(11437 + 128 · 3) +9453 = 21274
1) 128 · 3 = 384 2) 11437 + 384 = 11821 3) 11821 + 9453 =21274
2)По программе вычислений восстановите числовое выражение:
36
38
2052
15
814
103
49
Ответ:
Приложение № 4
I уровень
Тема: Найдите значение числового выражения
Выполните задание по алгоритму:
-
Определите порядок действий
-
Найдите значение числового выражения, выполнив все действия в столбик
-
Найдите свой результат среди предложенных чисел
-
Если твоего ответа нет среди данных чисел, то проверь, правильно ли ты выполнил действия
Задание: 2128 : 76+24 · 18
Предполагаемые ответы: 345; 460; 566; 466
II уровень
Тема: Найдите значение числового выражения
Выполните задание по алгоритму:
-
Определите порядок действий
-
Найдите значение числового выражения, выполнив все действия в столбик
-
Найдите свой результат среди предложенных чисел
-
Если твоего ответа нет среди данных чисел, то проверь, правильно ли ты выполнил действия
Задание: (565 - 23 · 14) : (316 - 289)
Предполагаемые ответы: 18; 45; 9; 8.
III уровень
Тема: Найдите значение числового выражения
Выполните задание по алгоритму:
-
Определите порядок действий
-
Найдите значение числового выражения, выполнив все действия в столбик
-
Найдите свой результат среди предложенных чисел
-
Если твоего ответа нет среди данных чисел, то проверь, правильно ли ты выполнил действия
Задание: (1833 : 47 + 467) · 57 - 47 · 307
Предполагаемые ответы: 14523; 15815; 14403; 14413.