- Преподавателю
- Математика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ГЕОМЕТРИЯ» 10 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ГЕОМЕТРИЯ» 10 КЛАСС (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хомань Т.М. |
Дата | 13.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ Образовательное Учреждение
«Новоаганская общеобразовательная
вечерняя (сменная) школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Заседание ПС Зам. директора по УР Директор школы
Протокол № ____ _____________ ________Н.П. Прасолова
от «____» _____2014. «____» ______2014г. Приказ № от
рабочая программа
по учебному курсу
«ГЕОМЕТРИЯ»
10 класс
(базовый уровень)
Составила: учитель математики
Хомань Татьяна Михайловна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и дает распределение учебных часов по разделам курса алгебры. Рабочая программа выполняет две основные функции:
-
информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитании и развитии учащихся средствами геометрии.
-
организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе и для содержательного наполнения итоговой аттестации учащихся.
Статус документа
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
-
Программы общеобразовательных учреждений Геометрия 10 - 11 классы/Составитель: Т.А. Бурмистрова. - М. «Просвещение», 2010 г.
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004г. /Стандарт среднего (полного) общего образования по математике //Математика в школе. - 2004г, - №4, - с.9.
-
Базисный учебный плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г.
Преподавание ориентировано на использование УМК:
-
Программы общеобразовательных учреждений Геометрия: 10-11 классы./Составитель: Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2011
-
Погорелов А.В. Геометрия 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2010
-
Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 10-11 класс.
-
Жохов В.И. и др. Геометрия, 10-11. Книга для учителя.
-
Гусев В.А. и др. Геометрия. Дидактические материалы для 10-11 классов
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Цели программы:
-
формирование представлений о геометрии как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах геометрии;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
формирование умений выполнять построения сечений многогранников, выбирать метод решения, анализировать условие задачи;
-
воспитание средствами геометрии культуры личности, отношения к геометрии как к части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития геометрии, эволюцией математических идей, понимания значимости геометрии для общественного прогресса.
Задачи программы :
-
Сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии.
-
Дать учащимся систематические знания о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.
-
Дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве.
-
Обобщить и систематизировать представления учащихся о векторах и декартовых координатах; ввести понятия углов между скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, двумя плоскостями.
Рабочая программа составлена для изучения геометрии в 10 классе по учебнику Погорелова А.В. Геометрия : Учебник для 10 - 11 классов средней школы. - М.: Просвещение, 2008 г.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации геометрия изучается в 10 классе 1ч в неделю , всего 35 час (35 учебных недель).
Контроль освоения знаний
В авторской программе предусмотрено 4 контрольных работ по основным темам курса. Кроме того, отслеживание результативности усвоения учебного материалы осуществляется в ходе проведения самостоятельных работ и зачетов.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Требования к уровню подготовки
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
Геометрия
уметь
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате изучения геометрии в 10 классе ученик должен
знать и уметь:
-
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
-
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
-
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
-
строить сечения многогранников.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные,
классные.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, тесты, зачёт, работа по карточке.
Виды организации учебного процесса:
самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, лекции, практикумы, консультации.
Уровневые контрольные работы оцениваются:
«3» - выполнено задание репродуктивного уровня;
«4» - выполнено задание репродуктивного уровня + задание конструктивного уровня;
«5» - выполнено задание репродуктивного уровня + задание конструктивного уровня + задание творческого уровня.
Тестовые работы оцениваются по критериям данного теста.
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
-
Контрольная работа по теме: «Параллельность прямых и плоскостей».
-
Контрольная работа по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей».
-
Контрольная работа по теме: «Декартовы координаты и векторы в пространстве».
-
Контрольная работа по теме: «Действия над векторами в пространстве».
Учебный план
№
Название раздела, темы
количество часов
всего
в том числе
с/р
в том числе к/р
зачеты
Сам. раб.
Контр. раб.
1.
Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия
4
1
-
-
2.
Параллельность прямых и плоскостей
8
-
3
1
1
3.
Перпендикулярность прямых и плоскостей
8
-
1
1
4.
Декартовы координаты и векторы в пространстве
15
1
1
2
ВСЕГО
35
2
3
4
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
§ 1.Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия 4ч
Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии и их связь с аксиомами планиметрии.
Основная цель - сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах
стереометрии.
Тема играет важную роль в развитии пространственных представлений учащихся, фактически впервые встречающихся здесь с пространственной геометрией. Поэтому преподавание следует вести с широким привлечением моделей, рисунков. В ходе решения задач следует добиваться от учащихся проведения доказательных рассуждений.
§ 2.Параллельность прямых и плоскостей. 8 ч
Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых. Признак параллельности прямой и плоскости. Признак параллельности плоскостей. Свойства параллельности плоскостей. Изображение пространственных фигур на плоскости и его свойства.
Основная цель - дать учащимся систематические знания о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.
В теме обобщаются известные из планиметрии сведения о параллельности прямых. На примере теоремы о существовании и единственности прямой, параллельной данной, учащиеся получают представления о необходимости заново доказать известные им из планиметрии факты в тех случаях, когда речь идет о точках и прямых пространства, а не о конкретной плоскости. Задачи на доказательство решаются во многих случаях по аналогии с доказательствами теорем; включение задач на вычисление длин отрезков позволяет целенаправленно провести повторение курса планиметрии: равенства и подобия треугольников; определений, свойств, признаков прямоугольника, параллелограмма, ромба, квадрата, трапеции и т.д. Свойства параллельного проектирования применяются к решению простейших задач и практическому построению изображений пространственных фигур на плоскости.
§ 3.Перпендикулярность прямых и плоскостей. 8 ч
Перпендикулярные прямые в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Свойства перпендикулярности прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Признак перпендикулярности плоскостей. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Применение ортогонального проектирования в техническом черчении.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве.
Материал темы обобщает и систематизирует известные учащимся из планиметрии сведения о перпендикулярности прямых. Изучение теорем о взаимосвязи параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, а также материал о перпендикуляре и наклонных целесообразно сочетать с систематическим повторением соответствующего материала из планиметрии. Решения практически всех задач на вычисление сводятся к применению теоремы Пифагора и следствий из нее. Во многих задачах возможность применения теоремы Пифагора или следствий из нее обосновывается теоремой о трех перпендикулярах или свойствами параллельности и перпендикулярности плоскостей. Тема имеет важное пропедевтическое значение для изучения многогранников. Фактически при решении многих задач, связанных с вычислением длин перпендикуляра и наклонных к плоскости, речь идет о вычислении элементов пирамид.
§ 4. Декартовы координаты и векторы в пространстве. 15 ч
Декартовы координаты в пространстве. Расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Преобразование симметрии в пространстве. Движение в пространстве. Параллельный перенос в пространстве. Подобие пространственных фигур. Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Векторы в пространстве. Действия над векторами в пространстве. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Уравнение плоскости.
Основная цель - обобщить и систематизировать представления учащихся о векторах и декартовых координатах; ввести понятия углов между скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, двумя плоскостями. Рассмотрение векторов и системы декартовых координат носит в основном характер повторения, так как векторы изучались в курсе планиметрии, а декартовы координаты - в курсе алгебры девятилетней школы. Новым для учащихся является пространственная система координат и трехмерный вектор. Различные виды углов в пространстве являются, наряду с расстояниями, основными количественными характеристиками взаимного расположения прямых и плоскостей, которые будут широко использоваться при изучении многогранников и тел вращения. Следует обратить внимание на те конфигурации, которые ученик будет использовать в дальнейшем: угол между скрещивающимися ребрами многогранника, угол между ребром и гранью многогранника, угол между гранями многогранника. Основными задачами в данной теме являются задачи на вычисление, в ходе решения которых ученики проводят обоснование правильности выбранного для вычисления угла.
Календарно-тематический план по геометрии в 10 классе
№ урока
Тема раздела, урока
Кол-во
часов
Тип урока
Вид контроля
Элементы содержания урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Дополнительные знания, умения (требования повышенного уровня)
Оборудование для демонстрации
Домашнее
задание
дата
по порядку
по теме
план
факт
1-е полугодие (16 часов)
§ 1. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия 4ч
Основная цель: Учащиеся должны знать все аксиомы стереометрии, уметь изображать на плоскости все, о чем говорится в аксиомах, уметь их использовать при решении стандартных задач логического характера, а также об изображениях точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве
1.
1.
Аксиомы стереометрии. Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку.
1
Изучение нового материала
Ответы на вопросы
Рассмотреть основные свойства плоскости, познакомить с аксиомами Соотношение трехмерных объектов с их описанием, изображением;
Знать:
- определения
А1; А2;А3. и знать другие более простые аксиомы планиметрии.
Уметь распознавать пространственные фигуры, называть их элементы
Умение распознавать на чертежах фигуры, соотносить трехмерные объекты с их описанием, решение задач; выполнять чертежи по условиям задач.
Иллюстрации на доске, в тетради.
п 1 № 3, в1,2
п 2 № 7, т1.1
04.09
2.
2.
Пересечение прямой с плоскостью.
Существование плоскости, проходящей через три данные точки.
1
Изучение нового материала
Фронтальный опрос, ответы на вопросы
Доказать некоторые следствия из аксиом.
Показать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
Знать: аксиомы и следствия С1, С2, С3 из аксиом
Уметь формулировать и изображать на рисунке аксиомы и следствия из них, строить точки пересечения линий и пл-ей, линии пересеч. плоскостей
Умение распознавать на чертежах фигуры, соотносить трехмерные объекты с их описанием, решение задач; выполнять чертежи по условиям задач.
Иллюстрации на доске, и в тетради.
п 3 №10 т 1.2
п 4 № 12, т 1.3
11.09
3.
3.
Замечание к аксиоме 1. Разбиение пространства плоскостью на два полупространства
1
Комбинированный
Фронтальный опрос, ответы на вопросы;
Сформировать навык применения аксиом и их следствий при решении задач
Уметь строить точки, линии пересечения плоскостей, прямой и плоскости, сечение многогранников
Умение распознавать на чертежах фигуры, соотносить трехмерные объекты с их описанием, выполнять чертежи по условиям задач.
раздаточный материал
п 5 № 5
п 6, т 16.1 в 1, 2
18.09
4.
4.
Зачет № 1 по теме: «Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия».
1
Контроль, обобщение,
Коррекция
знаний
Проверить уровень сформированности навыков применения аксиом и их следсвий
Знать: аксиомы и следствия С1, С2, С3 из аксиом
Уметь строить точки, линии пересечения плоскостей, прямой и плоскости, сечение многогранников
Умение самостоятельно выбрать метод решения
Той или другой задачи по теме. Владение навыками самоанализа и самоконтроля, контроля и оценки своей деятельности
Раздаточный дифференцированный материал
Повт теоремы
25.09
§ 2 Параллельность прямых и плоскостей. (8ч)
Основная цель:
-формировать понятие о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.
- формировать правильность изображения чертежей в пространстве
- овладение навыками изображения пространственных фигур.
5.
1.
Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых.
1
Проблемный,
Проблемные задачи, фронтальный опрос, решение упражнений
Взаимное расположение прямых в пространстве, ввести понятие параллельных и скрещивающих прямых
Знать: - параллельность прямых в пространстве;
- параллельность прямой и плоскости;
- составлять конспект, проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать
Умение строить параллельные прямые в пространстве; строить параллельные прямую и плоскость, правильность записи через символы.
п 7,8 № 5(1), 8(1)т 2.1;2.2
02.10
6.
2.
Признак параллельности прямой и плоскости. Решение задач.
1
Комбинированный.
Ответы на вопросы
Параллельные прямые и прямой с плоскостью в пространстве.
Лемма о пересечении плоскости параллельными прямыми, теорему о трех параллельных.
Знать: определение параллельных и скрещивающихся прямых в пространстве
Уметь строить сечения многогранников и находить периметр, элементы
п 9 т 2.3 № 16
09.10
7.
3.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
1
Контроль знаний и умений
Самостоятельное решение задач
Проверить степень усвоения изученного материала и умения его применять
Уметь:
- пользоваться изученными признаками и свойствами
Умение свободно пользоваться изученными признаками и свойствами
т 2.1-2.3 повт
16.10
8.
4.
Признак параллельности плоскостей.
1
Изучение нового материала
Ответы на вопросы
Возможные случаи расположения прямой и плоскости в пространстве. Ввести понятие параллельности плоскости. Доказать признак параллельности
Знать определение параллельности прямой и плоскости, признак параллельности
Умение изображать параллельные плоскости в пространстве, отработка навыков изображения пространственных фигур на плоскости
п 10 т 2.4 № 22
23.10
9.
5.
Существование плоскости параллельной данной плоскости.
1
Закрепление знаний и умений
фронтальный опрос, решение задач
Формировать навык применения теорем к решению задач
Уметь доказывать теорему Существование плоскости параллельной данной плоскости, применять к задачам
Умение находить в пространственных фигурах параллельные плоскости и изображать параллельные плоскости, и по данным условием задачи уметь дополнить чертеж
п 11 т 2.5 № 26
30.10
10.
6.
Свойства параллельных плоскостей.
1
Изучение нового материала
Решение задач на нахождение параллельных плоскостей
Ввести понятие параллельных плоскостей, доказать признак
параллельности
Знать:- определение параллельных плоскостей пространстве;
- уметь начертить параллельные плоскости;
п 12 № 32 св-ва
13.11
11.
7.
Изображение пространственных фигур на плоскости. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
1
Комбинированный
Ответы на вопросы, решение задач на нахождение параллельных плоскостей
Доказать теорему существования и единственности плоскости, параллельной данной и проходящей через данную точку. Рассмотреть свойства пл-ей
Знать:- определение параллельных плоскостей пространстве; теорему существования… и свойства
- уметь начертить параллельные плоскости;
п 13 № 40, 7(4), 8(2)
20.11
12.
8.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме: «Параллельность прямых и плоскостей».
1
Контроль знаний и умений
Решение контрольных заданий
Проверить степень усвоения изученного материала и умения его применять
Знать:- метод решения
той или другой задачи по теме.
Умение самостоятельно выбрать метод решения
той или другой задачи по теме. Владение навыками самоанализа и самоконтроля, контроля и оценки своей деятельности
Дифференцированный КИМ
Повт. т-мы
27.11
§ 3 Перпендикулярность прямых и плоскостей. (8ч)
Основная цель:- систематизировать сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей пространстве, о перпендикуляре и наклонной;
- формировать представление о перпендикулярности прямых и плоскостей;
- овладение навыками и умениями построения перпендикулярных прямых и плоскостей в пространстве;
- развитие творческих способностей применения знаний и умений в решении вариантов ЕГЭ по математике.
13.
1.
Перпендикулярность прямых в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.
1
Изучение нового материала
Проблемные задания, фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом
Лемма о перпендикулярности двух параллельных прямых к третьей прямой. Определение прямой, перпендикулярной к плоскости.
Знать:- определение перпендикулярных прямых и плоскостей в пространстве;
Овладение навыками и умениями построения перпендикулярных прямых и плоскостей
навыки решения задач по теме
«Перпендикулярность прямых и плоскостей».
Восприятие устной речи, участие в диалоге,
Доказательство той или иной точки зрения
Составление задач на построение
п 14 т 3.1№3(2 п 15, т 3.2 № 7)
04.12
14.
2.
Построение и свойства перпендикулярных прямой и плоскости.
1
Изучение нового материала
Проблемные задания, фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом
Доказать признак перпендикулярности прямой к плоскости
Знать: формулировки теорем, уметь делать чертежи к ним.
уметь их применить к решению задач
Знать доказательства теорем
п 16,17 № 10, 14 т 3.3, 3.4
11.12
15.
3.
Перпендикуляр и наклонная.
Теорема о трёх перпендикулярах.
1
Изучение нового материала
Проблемные задания, фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом
Ввести понятие перпендикуляра к плоскости, наклонной, основания наклонной , проекции. Рассмотреть связь м/д наклонной, её проекцией и перпендикуляром
Знать: - определение прямой и наклонной в пространстве;
- сравнение с наклонной и перпендикуляром в пространстве
Умение построения и навыков решения по теме «Перпендикуляр и наклонная в пространстве»
Опорные конспекты учащихся
Иллюстрации на доске, сборник задач
п 18,19 опр№19 т3.5
№24(2)
18.12
16.
4.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей».
1
Контроль знаний и умений
Решение контрольных заданий
Проверить степень усвоения изученного материала и умения его применять
Знать: - определение перпендикулярных прямых;
- из каких элементов состоят эти фигуры;
- уметь демонстрировать способы решения
Умение самостоятельно выбрать метод решения
той или другой задачи по теме. Владение навыками самоанализа и самоконтроля, контроля и оценки своей деятельности
Дифференцированный контрольно-измерительный материал
Повт т-мы
25.12
2-е полугодие
17.
5.
Признак перпендикулярности плоскостей. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
1
Устная работа, решение задач
Проблемные задания, фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом
Ввести понятие перпендикулярности плоскостей; рассмотреть определение общего перпендикуляра; ввести определение расстояния между скрещивающимися прямыми
Знать: определение общего перпендикуляра, перпендикулярности плоскостей, расстояния между точками.
уметь их применить к решению задач
Умение самостоятельно выбрать метод решения
той или другой задачи по теме. Владение
Учебное пособие «Геометрия 10-11 класс», тетрадь, чертёжные принадлежности.
п 20,21 т 3.6 № 57
в. 13,15
15.01
18.
6.
Применение ортогонального проектирования в техническом черчении.
1
Учебный
практикум
Решение
задач
М.д по теме,
Знать: - определения перпендикулярных плоскостей, двугранного угла, алгоритм решения задач по данной теме
Умение проводить самоанализ и самоконтроль
Заготовленные чертежи для решения устных задач
п 22
№ 62
22.01
19.
7.
Решение задач.
1
Устная работа, решение задач
Проблемные задания, фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом
Ср
Знать: - определения перпендикулярных плоскостей, двугранного угла, алгоритм решения задач по данной теме
Умение проводить самоанализ и самоконтроль
Заготовленные чертежи для решения устных задач
29.01
20.
8.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
1
Контроль, обобщение,
Коррекция
знаний
Самостоятельное решение задач
Проверить степень усвоения изученного материала и умения его применять
Знать: - определение перпендикулярных прямых;
- уметь демонстрировать способы решения
Умение самостоятельно выбрать метод решения
Той или другой задачи по теме. Владение навыками самоанализа и самоконтроля,.
Дифференцированный контрольно-измерительный материал
05.02
§ 4 Декартовы координаты и векторы в пространстве (1 часов)
Основная цель: - определение векторов в пространстве, свойства векторов, какие вектора бывают; какие вектора бывают компланарными, действия с векторами;
- овладение векторным методом, при решении нужно помнить о формулах , изучаемых в планиметрии
21.
1.
Введение декартовых координат в пространстве.
1
Комбинированный;
практикум
Фронтальный опрос, решение упражнений
Вектор в пространстве
Знать:- определение вектора в пространстве;
- Координаты вектора в пространстве;
- построение вектора по координатам;
- овладение методом нахождения координат вектора по чертежу.
Умение строить вектор по его координатам, отражение в письменной форме своих решений, рассуждение, выступление с решением проблем нахождения координат
Дифференцированные карточки с тестовыми заданиями для Ср.
п 23 № 3 опр, в 1
12.02
22.
2.
Расстояние между точками. Решение задач.
1
Комбинированный;
практикум
Фронтальный опрос, решение упражнений
Формула вычисления расстояния между точками
Знать понятия система координат и координат точки в пространстве, формулы для
расстояния в координатах.
Уметь строить координаты в
пространстве, применять
полученные знания для
решения задач
Учебник, наглядные пособия, тетрадь с конспектами
п 24,ф-ла,в2
19.02
23.
3.
Координаты середины отрезка. Решение задач.
1
Комбинированный;
практикум
Фронтальный опрос, решение упражнений
Формула для вычисления координаты середины отрезка
Знать: - формулу для вычисления координаты середины отрезка
- уметь применять формулу в ходе решения задач
Уметь строить координаты в
пространстве, применять
полученные знания для
решения задач
Учебник, наглядные пособия, тетрадь с конспектами
п 25,ф-ла, №10(2)
26.02
24.
4.
Зачет № 1 по теме: «Декартовы координаты и векторы в пространстве».
1
Контроль знаний и умений
Контроль, обобщение. Коррекция знаний.
Проверить степень усвоения изученного материала и умения его применять
Знать: - формулу для вычисления координаты середины отрезка, формулу расстояния между точками
- уметь применять формулы в ходе решения задач
Уметь строить координаты в
пространстве, применять
полученные знания для
решения задач
Дифференцированные карточки с тестовыми заданиями
№ 15
05.03
25.
5.
Преобразование симметрии в пространстве. Симметрия в природе и на практике.
1
Изучение нового материала
Построение алгоритма действия, решение упражнений
Преобразование симметрии относительно плоскости, относительно заданной точки.
Знать симметрию
относительно точки и прямой, понятие движения в
пространстве, преобразования
симметрии в пространстве.
Уметь определять
преобразование подобия,
строить симметричные
фигуры.
Учебник, наглядные пособия, тетрадь с конспектами
п 26,опр,в4, № 18 п 27, в 4,5
12.03
26.
6.
Движение и параллельный перенос в пространстве. Решение задач.
1
Комбинированный
Фронтальный опрос, решение упражнений
Движение в пространстве, свойства движения, определение равенства фигур
Знать понятие
движения на
плоскости и его
свойства, понятие
движения в
пространстве,
Уметь определять
движения на плоскости и применять его свойства в ходе решения задач.
Учебник, наглядные пособия, тетрадь с конспектами
п 28,29опр,в6, 8,9№ 21,24
19.03
27.
7.
Подобие пространственных фигур. Решение задач.
1
Комбинированный
Фронтальный опрос, решение упражнений
Определение параллельного переноса. Свойства параллельного переноса.
Знать: - определение параллельного переноса. свойства параллельного переноса.
- уметь применять определение и свойства параллельного переноса в ходе решения задач
Уметь определять
преобразование подобия,
строить симметричные
фигуры
наглядные пособия, тетрадь с конспектами
п 30, опр, в 1
№ 35(3), 372
02.04
28.
8.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме: « Декартовы координаты и векторы в пространстве».
1
Контроль знаний и умений
Решение контрольных заданий
Проверить степень усвоения изученного материала и умения его применять
Уметь:
- пользоваться основными формулами
- владеть навыками самоанализа и самоконтроля
Умение свободно пользоваться основными формулами. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий
Дифференцированный контрольно-измерительный материал
№ 29
09.04
29.
9.
Угол между скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью.
1
Изучение нового материала
Построение алгоритма действия, решение упражнений
Угол между прямыми, угол между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью.
Знать: - определение угла между прямыми, угла между скрещивающимися прямыми, угла между прямой и плоскостью.
- уметь применять определение в ходе решения задач
Умение свободно пользоваться изученными определениями и применять их в ходе решения задач.
Учебник, наглядные пособия, тетрадь с конспектами
п 31,32 в 14, № 32
16.04
30.
10.
Угол между плоскостями. Решение задач.
1
Комбинированный
Построение алгоритма действия, решение упражнений
Понятие угла между плоскостями
Знать: - определение угла между плоскостями.
- уметь применять определение в ходе решения задач
Умение свободно пользоваться изученными определениями и применять их в ходе решения задач.
Учебник, наглядные пособия, тетрадь с конспектами
п 33, в 16 № 45, 46(2)
23.04
31.
11.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
1
Контроль, обобщение,
Коррекция
знаний
Самостоятельное решение задач
Проверить степень усвоения изученного материала и умения его применять
Знать: - определения угла между скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, мужду плоскостями
- уметь демонстрировать способы решения
Умение самостоятельно выбрать метод решения
Той или другой задачи по теме. Владение навыками самоанализа и самоконтроля,.
Дифференцированный контрольно-измерительный материал
№ 47
30.04
32.
12.
Площадь ортогональной проекции многоугольника.
1
Изучение нового материала
Фронтальный опрос, решение упражнений
Теорема о площади ортогональной проекции
Знать: - теорему о площади ортогональной проекции
- уметь применять теорему в ходе решения задач
Умение свободно находить площадь ортогональной проекции многоугольника
Сборник задач, тетрадь с конспектами
п 34, т 18.1 49(2)
07.05
33.
13.
Векторы в пространстве. Действия над векторами в пространстве.
1
Комбинированный;
практикум
Фронтальный опрос, решение упражнений
Вектор в пространстве
Знать:- определение вектора в пространстве;
- Координаты вектора в пространстве;
- построение вектора по координатам;
- овладение методом нахождения координат вектора по чертежу.
Умение строить вектор по его координатам, отражение в письменной форме своих решений, рассуждение, выступление с решением проблем нахождения координат
Дифференцированные карточки с тестовыми заданиями для Ср.
п 35,36 в 18, № 51, 55(1)
14.05
34.
14.
Решение задач.
Подготовка к контрольной работе
1
Учебный
практикум,
комбинированный
Фронтальный опрос, решение упражнений
Сложение и вычитание векторов, Сумма нескольких векторов. Умножение вектора на число
Знать:- правила сложения и вычитания, умножения векторов в пространстве.
- овладение методом сложения векторов
Знать:- правила и формулу умножения вектора на число;
- овладение применением этих правил к аналитическому решению задач на умножение вектора на число.
-умение по чертежу применять правило умножения вектора на число
Умение складывать и вычитать вектора в пространстве, умение проговаривать решение, вести правильную запись сложения, правильное применение правил сложения Умение умножать вектор на число;, умение по чертежу узнать какой вектор был задан первоначально и на какое число его умножили
Иллюстрации на доске , слайды.
№ 59
21.05
35.
15.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по теме: «Дейсвия над векторами в пространстве».
1
Контроль, обобщение,
Коррекция
Знаний
Решение контрольных заданий
Контроль и проверка знаний и умений по теме
Знать: все действия с векторами, подтвержденные правильной записью, на основе правил.
Умение самостоятельно выбрать метод решения
Той или другой задачи по теме. Владение навыками самоанализа и самоконтроля, контроля и оценки своей деятельности
Дифференцированный КИМ
Повт. т-мы
28.05
ЛИТЕРАТУРА
1.Бурмистрова Т. А. Геометрия. Программы общеобразовательных учреждений, 10-11классы.- М.: Просвещение, 2010.
2.Погорелов А. В. Геометрия, 10-11: Учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
3. Саакян С. М. Изучение геометрии в 10-11 классах. - М.: Просвещение, 2010.
4. Веселовский С. Б. Геометрия: дидактические материалы по геометрии для 10 класса.-М.: Просвещение, 2011.
5. Земляков А. Н. Геометрия в 10 классе: Методические рекомендации.- М.: Просвещение, 2010.
6. Семенов А. Л. ЕГЭ: 3000задач с ответами по математике. Все задания группы В.-М.:
Издательство «Экзамен», 2012.
7. Смирнов В. А. Геометрия. Планиметрия: Пособие для подготовки к ЕГЭ.- М.: МЦНМО, 2010
А также дополнительных пособий:
для учащихся:
1. Геометрия: дидактические материалы для 10 класса / Б.Г.Зив. - М: просвещение, 2010
2. Погорелов А.В. Геометрия 10-11. - М.: Просвещение, 2011.
для учителя:
1. Ивяев, Б. И. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса / Б.И.Ивлев, С. И. Саакян, С. И. Шварцбург. - М., 2010.
2. Лукин, Р. Д. Устные упражнения по алгебре и началам анализа / Р. Д. Лукин, Т. К. Лукина, И. С. Якунина. - М., 1989.
3. Шамшин, В. М. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике / В. М. Шамшин. - Ростов н/Д., Феникс, 2012.
4. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самосоятельне и контрольные работы по алгебре и геометрии для 10 класса. - М.: ИЛЕКСА, - 2011.