Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока

Предмет - Алгебра и начала анализа.

Класс - 10.

Тема: «Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля».

Учебно-методический комплект автора А. Г. Мордковича.

Цель урока:

  • изучить методы решения уравнений и неравенств, содержащие модуль;

  • рассмотреть различные примеры их применения.

Задачи урока:

  • рассмотреть понятие модуля;

  • рассмотреть методы решения уравнений и неравенств данного вида;

  • применить изученные методы к конкретным примерам.

Ход урока:

I. Сообщение темы урока.

II. Содержание учебного материала:

  • модуль числа и его свойства;

  • методы решения уравнений и неравенств, содержащих знак модуля.

План-конспект

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Модулем (абсолютной величиной) числа а называется само число а, если а ≥ 0, и число -а, если а < 0.

Свойства:

10. |а| ≥ 0.Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

20. |а - b| есть расстояние между точками a и b числовой оси; в частности, |а| равен расстоянию от точки а до точки 0 числовой оси (геометрический смысл модуля).

30. |-а| = |а|.

40. |аb| = |а|·|b|; Конспект урока по теме МОДУЛЬ (b0).

50. |а|2 = а2 = |а2|.

60. Конспект урока по теме МОДУЛЬ

70. Конспект урока по теме МОДУЛЬ

80. Конспект урока по теме МОДУЛЬ

90. Конспект урока по теме МОДУЛЬ

100. Конспект урока по теме МОДУЛЬ, причем Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Из определения и свойств модуля вытекают основные методы решения уравнений и неравенств с модулем:

  1. «раскрытие» модуля (т. е. использование определения);

  2. использование геометрического смысла модуля (свойства 2);

  3. использование равносильных преобразований (свойства 6-10);

  4. замена переменной (при этом используется свойство 5).

Традиционным является «раскрытие» модуля (метод интервалов). Суть метода заключается в том, что числовая ось разбивается на несколько интервалов нулями функций, стоящих под знаком модуля в данном уравнении (неравенстве). На каждом из этих интервалов любая из указанных функций либо положительна, либо отрицательна. Поэтому каждый из модулей раскрывается либо со знаком плюс, либо со знаком минус. Таким образом, остается найти решение уравнения (неравенства) на каждом интервале и объединить эти решения.

Пример 1. Решить неравенство:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

РКонспект урока по теме МОДУЛЬешение.


Рассмотрим четыре случая.

1. Конспект урока по теме МОДУЛЬ

2. Конспект урока по теме МОДУЛЬ

3. Конспект урока по теме МОДУЛЬ

4. Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Объединим эти решения:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Ответ: Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

Пример 2. Решить уравнение:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Решение.

Пусть Конспект урока по теме МОДУЛЬ. Тогда уравнение примет вид Конспект урока по теме МОДУЛЬ. Воспользуемся геометрическим смыслом модуля: найдем все точки числовой оси, сумма расстояний от каждой из которых до точек 0 и 4 равна 10.

Конспект урока по теме МОДУЛЬ


Очевидно, искомые точки лежат вне отрезка [0; 4]. Рассмотрим точку, лежащую левее точки 0 на оси. Пусть эта точка - искомая. Тогда сумма расстояний от нее до точек 0 и 4 складывается из длины отрезка [0; 4] и удвоенного расстояния до точки 0. Таким образом, расстояние от искомой точки до точки 0 равно Конспект урока по теме МОДУЛЬ. Поэтому искомой точкой является -3.

Очевидно, что вторая искомая точка - это точка 7. Итак,

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Ответ: {-4; -2; 1; 3}.

Решением примера 2 методом интервалов оказалось бы значительно более громоздким. Вообще, использование геометрического смысла модуля является целесообразным при решении уравнений и неравенств, левая часть которых представляет собой сумму вида

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

(либо одно из слагаемых), а правая часть равна некоторому положительному числу.

Пример на применение свойства 5.

Пример 3: Решить уравнение:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

Решение: Уравнение равносильно следующему:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

Пусть Конспект урока по теме МОДУЛЬ, Конспект урока по теме МОДУЛЬ. Тогда Конспект урока по теме МОДУЛЬ, и уравнение примет вид:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Но Конспект урока по теме МОДУЛЬ, поэтому Конспект урока по теме МОДУЛЬ, откуда

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Ответ: {1; 3}.

Свойство 5 целесообразно использовать при решении уравнений и неравенств вида Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

Второй основной метод решения уравнений и неравенств с модулем заключается в использовании равносильных преобразований (свойства 6-10).

Пример 4. Решить уравнение (неравенство):

а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

д) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Решение: а) Так как обе части неравенства неотрицательны, то возведение в квадрат является равносильным преобразование:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Решим последнее неравенство методом интервалов:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Ответ: Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

Были использованы свойства 5 и 9.

б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Ответ: {2; 6}.

в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

РКонспект урока по теме МОДУЛЬешим второе неравенство последней совокупности методом интервалов:

Объединяя найденные решения с решением неравенства Конспект урока по теме МОДУЛЬ, получим ответ.

Ответ: Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

г

(1)

(2)) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Решим (1) методом интервалов:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Решим (2) методом интервалов:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Найдем пересечение решений:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ


Ответ: Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

д) Перепишем уравнение (так как Конспект урока по теме МОДУЛЬ):

Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

Из свойства 10:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

Тогда уравнение равносильно неравенству:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

Метод интервалов дает:

Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Ответ: Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

В примере 4 а-г применение метода интервалов привело бы к существенно сложным и громоздким выкладкам. Какой из двух основных методов предпочтительнее, зависит от вида уравнения (неравенства). Метод интервалов наиболее рационален при решении уравнений и неравенств с модулем, содержащих более одного знака абсолютной величины, если под знаками модуля находятся линейные функции. Если же функция под знаком модуля более сложная (например, квадратный трехчлен), то, скорее всего, более рационально использование равносильных преобразований.

III. Закрепление рассмотренных методов решений уравнений и неравенств.

Упражнения для самостоятельной работы в классе и дома


  1. Решите уравнение (неравенство):

а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ д) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ е) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

  1. Решите уравнение (неравенство):

а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

  1. Решите уравнение (неравенство), используя геометрический смысл модуля:

а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ к) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ л) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ м) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ н) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

д) Конспект урока по теме МОДУЛЬ о) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

е) Конспект урока по теме МОДУЛЬ п) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

ж) Конспект урока по теме МОДУЛЬ р) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

з) Конспект урока по теме МОДУЛЬ с) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

и) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

  1. Решите уравнение (неравенство) методом интервалов:

а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

  1. Решите уравнение (неравенство), используя замену переменной:

а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

  1. Решите уравнение (неравенство), используя равносильные преобразования:

а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ и) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ к) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ л) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ м) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

д) Конспект урока по теме МОДУЛЬ н) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

е) Конспект урока по теме МОДУЛЬ о) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

ж) Конспект урока по теме МОДУЛЬ п) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

з) Конспект урока по теме МОДУЛЬ

Ответы для самоконтроля:

1. а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; д) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; е) Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

2. а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

3. а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; д) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; е) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; ж) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; з) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; и) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; к) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; л) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; м) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; н) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; о) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; п) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; р) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; с) Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

4. а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

5. а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

6. а) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; б) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; в) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; г) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; д) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; е) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; ж) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; з) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; и) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; к) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; л) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; м) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; н) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; о) Конспект урока по теме МОДУЛЬ; п) Конспект урока по теме МОДУЛЬ.

IV. Домашнее задание.

№ 5.10( в ;г) 5.15 ( б ;г ) 5.17 ( в ; г )

Подведение итогов

© 2010-2022