Выступление на педсовете по ФГОС-2

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок в свете внедрения ФГОС

Петренко Н.А.

Учитель Троицкой СОШ №2

Начать сегодняшнее выступление хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Как подготовить современный урок - сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

Каково же одно из важных условий современного урока? Результативность, комфорт, творчество.(слайд)

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление

«комфорт» -это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Вы скажите, что и раньше мы говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? А изменилось очень многое.

В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Что же такое современный урок?

(Слайд 4)

  • развитие школьников в процессе обучения

  • активная деятельность детей: работают все и работает каждый

  • проблемность: маленькое открытие каждый день

  • диалог; учёт разных мнений; вариативность

  • творчество учителя и творчество детей

  • интерес детей к учению, их желание учиться

  • освоение детьми способов действий

  • самостоятельность учащихся

  • сотрудничество школьников друг с другом и с учителем

  • индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам

  • чёткость целей и ориентация на достижение результатов

  • связь с жизнью, решение практических задач

Ответственность учителя всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в школе. Мы выбрали очень хорошее УМК - Зубарева, Мордкович, которое в полной мере обеспечивает соблюдение всех требований к современному уроку.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

(Слайд ) Виды универсальных учебных действий представлены на слайде.

Поэтому признанным подходом в обучении выступает (Слайд 1)системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

-создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через

  1. моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

  2. использование активных и интерактивных методик;

  3. участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

  4. вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность- обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Концепция ФГОС, вышеизложенные принципы, позиции системно-деятельностного и компетентностного подхода определяют систему требований уроку:

Целеполагание (Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сфомулированной, желательно - обучающимися, проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и способы деятельности они освоят в процессе деятельности на уроке и знать план достижения поставленных задач)

С этой работой наши пятиклассники справляются очень хорошо. Единственное, что можно сказать, в этом процессе принимают участие самые активные ребята в классе и всегда одни и теже, причем не давая другим слова. Проблема наших детей - не умение слушать своих товарищей, и навязывание своего «я»

Мотивация (учитель должен сформировать интерес, как самый действенный мотив, к процессу учебной деятельности и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания.)

Эта работа тоже не вызывает затруднения. Выбранное нами УМК, в полной мере способствует этому процессу.

Практическая значимость знаний и способов деятельности. (учитель должен показать обучающимся возможности применения получаемых знаний и умений в их практической деятельности). Методическое сопровождение, и содержание учебника тоже позволяют делать это на должном уровне.

Отбор содержания (на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определённые программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю)

Построение этапов урока по схеме (слайд)

Выступление на педсовете по ФГОС-2

Необходимость использования разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся (с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей)

Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока (Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения) Над этим еще надо работать. Не всегда получается.

Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися ( в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет). Это получается тоже неплохо за счет того же УМК (слайд)

  • Вечная формула урока.

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать,

и я научусь.

Конфуций.

Организация парной и групповой работы (слайд)( что позволяет каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе) Эта работа пока испытывает затруднения. Дети не приучены работать в группе. Парами работают не плохо.

Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля (как средства рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности). Наши пятиклассники довольно часто самостоятельно оценивают себя или своих товарищей, делают это объективно и с удовольствием.

Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

Рефлексировать пятиклассники умеют, но проблема таже, что и при постановке целей, говорят самые активные, не давая сказать остальным. Необходимо применять разнообразные формы рефлексии. (слайд)

Минимализация и вариативность домашнего задания (слайд)

Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке

Выступление на педсовете по ФГОС-2

И еще хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые исследование (слайд)

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта.




© 2010-2022