- Преподавателю
- Математика
- Разработка факультативного занятия для 11 класса Доказательство неравенств с помощью производной
Разработка факультативного занятия для 11 класса Доказательство неравенств с помощью производной
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Симоненко Н.М. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРИМЕНЕНИЕ
производной к
доказательству
неравенств
Факультативное занятие по математике для 11 класса
Симоненко Н.М.
учитель математики
Харьковской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №59
Тема. Применение производной к доказательству неравенств.
Цель: рассмотреть связь между убыванием, возрастанием функций и доказательством неравенств; развивать: логическое мышление; стойкий интерес к математике; умение обобщать и делать выводы; навыки самостоятельной
работы с научной литературой.
Ожидаемые результаты: учащиеся знают как с помощью производной исследовать функцию на возрастание и убывание и умеют применять эти знания к доказательству неравенств.
Структура занятия: І. Теоретические основы.
ІІ. Коллективное решение упражнений на
доказательство неравенств.
III. Самостоятельное решение упражнений.
IV. Математическая викторина.
V. Домашнее задание.
І.Теоретические основы.
Одно из простейших применений производной к доказательству неравенств связано с возрастанием и убыванием функции на промежутке и знаком ее производной.
С помощью теоремы Лагранжа доказана теорема:
Теорема 1. Если функция на некотором интервале имеет производную всюду на , то на монотонно возрастает; если же всюду на , то на монотонно убывает.
Очевидным следствием (и обобщением) этой теоремы является следующая:
Теорема 2. Если на промежутке выполняется неравенство , функция и непрерывны в точке и , то на выполняется неравенство .
Для выяснения истинности неравенств иногда удобно воспользоваться следующим утверждением, которое непосредственно вытекает из теоремы 1:
Теорема 3: Пусть функция непрерывна на и пусть имеется такая точка с из , что на и на . Тогда при любом х из справедливо неравенство причем равенство имеет место лишь при .
ІІ. Коллективное решение упражнений на доказательство неравенств.
Предлагаю несколько упражнений на доказательство неравенств с использованием теорем указанных выше. Умение доказывать неравенства - это искусство, которое требует четкости логического мышления, научной строгости доказанного, утонченности выводов, уникальности дальнейшего применения. Доказательство неравенств не подлежит алгоритмизации. Каждое неравенство имеет свою специфику доказательства. В этой работе будет рассмотрена только небольшая часть неравенств, для доказательства которых
применяется производная. Приведенные задачи одиннадцатиклассники
могут решать при изучении темы " Применение производной".
Задача 1. Пусть .Докажите истинность неравенства . (1)
Решение: Рассмотрим на функцию . Найдем ее производную: . Видим, что при . Следовательно, на убывает так, что при . Но Следовательно неравенство (1) верно.
Задача 2. Доказать неравенство: при (3)
Решение: Воспользуемся теоремой 2. и , верно неравенство : на промежутке и выполнимо условие где , в данном случае равно 0. Следовательно неравенство (3) верно.
Задача 3. Доказать неравенство: (4).
Решение: , ;
Неравенство при любых верно. Значит неравенство (4) верно.
Задача 4. Выясним, что больше при : или .
Решение: Предстоит сравнить с числом 1 дробь .
Рассмотрим на вспомогательную функцию .
Выясним, будет ли она монотонна на отрезке . Для этого найдем ее производную (по правилу дифференцирования дроби):
при .
В силу теоремы 1 функция вырастает на отрезке . Поэтому, при т.е.
при .
При решении задачи (6) встретился полезный методический прием, если нужно доказать неравенство, в котором участвует несколько букв, то часто целесообразно одну из букв (в данном примере это была буква ) считать переменной, чтобы подчеркнуть это обстоятельство, мы ее заменяли буквой , а значение остальных букв (в данном случае значение буквы ) считать фиксированными. Иногда приходится при решении одной задачи применить указанный прием несколько раз.
ІІІ.Самостоятельное решение упражнений.
Задача 1. Проверить, справедливо ли при любых положительных неравенство: (6).
Решение: Пусть Рассмотрим функцию
.
При имеем .
Отсюда видно (теорема 1), что убывает на Поэтому при имеем т.е. мы получили неравенство:
(7).
Теперь рассмотрим другую вспомогательную функцию . При имеем:
Следовательно, убывает на , т.е. при значит, (8),
Из неравенств (7) и (8) следует неравенство (6).
Задача 2. Проверьте, справедливо ли для всех действительных х следующее неравенство:
Решение: Выясним, где функция возрастает, а где убывает. Для этого найдем производную:
Видно, что на и на . Следовательно, в силу теоремы 3 т.е. неравенство (9) справедливо, причем равенство имеет место лишь при .
ІV. Математическая викторина. Учитель задаёт вопросы. Ученики
письменно отвечают.
1. Направленный отрезок. Вектор.
2. Что больше: (cos1800)2 или (сos1800)3? (cos1800)2
3. Отношение прилежащего катета к гипотенузе. Косинус.
4. Самая большая хорда в круге. Диаметр.
5. Решите неравенство: х2 < 2. (- < х < )
6. График обратной пропорциональности. Гипербола.
7. Часть окружности. Дуга.
8. Точка пересечения диаметров окружности. Центр.
9. Наглядное изображение функциональной зависимости. График.
10.Подкоренное выражение в формуле корней квадратного
уравнения.
Дискриминант
11. Правило, схема выполнения действий. Алгоритм.
12. Третья степень числа. Куб.
14. Независимая переменная. Аргумент.
15. Решите неравенство: х2 >3 х<- или х>
16. Сотая часть числа. Процент.
17. Другое название двучлена. Бином.
19. Точка пересечения осей координат. Начало координат.
V. Домашнее задание. Доказать неравенства.
Задача 1. Доказать, что если , то (1).
Решение: Пусть Тогда
Чтобы найти, при каких значениях функция положительная, исследуем ее производную . Так как при то
Следовательно, функция возрастает при . Учитывая, что и непрерывна, получаем , при .
Поэтому возрастает на рассматриваемом интервале. Поскольку непрерывна и то при . Неравенство (1) верно.
Задача 2. Пусть и положительные числа, Тогда очевидно, что , . Можно ли гарантировать, что неравенство (2)
верно а) при ; б) при ?
Решение: а) Рассмотрим функцию . Имеем:
Отсюда видно, что при функция возрастает. В частности, она возрастает на интервале Поэтому при неравенство (2) справедливо.
б) на интервале , т.е. убывает. Поэтому при любых и , для которых , неравенство (2) неверно, а верно неравенство противоположного смысла:
Рис.5
Рис.2 (а)
+
-
50
Е'
E
+
-
1
E'
E