• Преподавателю
  • Математика
  • Тема самообразования: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития»

Тема самообразования: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития»

«Мотив» - «побудитель к движению», «причина движения». В психологии и педагогике - воля, желание, стремление к совершению деятельности. Без мотива невозможна деятельность, как и её элементы: действия и операции. Но если к операции и действию часто применять мотив внушения, то для совершения деятельности возможен мотив свободного волеизъявления «Лошадь можно подвести к реке, но нельзя заставить её пить». Поэтому для обучения умениям и навыкам (операциям и действиям) вполне «достаточно педагогичес...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема самообразования: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития».











Тема самообразования: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития».










Я, Кулютникова Надежда Михайловна имею высшее педагогическое образование. В 1995 году закончила Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина физико - математический факультет.

Работаю учителем математики в малокомплектной сельской школе. Общий стаж педагогической деятельности 27 года, по специальности 22 лет.

С января 2013 года имею первую квалификационную категория.

Подготовка и участие в районном конкурсе «Учитель года» вызвало желание проанализировать и откорректировать свою деятельность с целью устранения причин, негативно влияющих на конечный результат работы и стремление совершенствовать своё педагогическое мастерство через решение задач:


  1. Совершенствование уровня приёмов и способов учебной деятельности обучающихся как необходимого условия повышения обученности;

  2. Формирование у обучающихся новых форм учебной деятельности: получение информации об обязательных результатах, формирование ответственности, создание ситуации успеха;

  3. Включить в воспитательный компонент урока задачи по формированию новых мотивов.

«Мотив» - «побудитель к движению», «причина движения». В психологии и педагогике - воля, желание, стремление к совершению деятельности. Без мотива невозможна деятельность, как и её элементы: действия и операции. Но если к операции и действию часто применять мотив внушения, то для совершения деятельности возможен мотив свободного волеизъявления «Лошадь можно подвести к реке, но нельзя заставить её пить». Поэтому для обучения умениям и навыкам (операциям и действиям) вполне «достаточно педагогического авторитета», использующий мотивы принуждения и внушения, А вот для обучения деятельностям (компетентностям) следует пользоваться лишь свободными мотивами, то есть употреблять педагогику сотрудничества. Формирование и сохранение мотивационной сферы обучающихся один из главных вопросов в основной и старшей школе, а я работаю с учащимися, начиная с 5 класса и по 9 класс. Поэтому в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание изучению проблемы: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития». Решение данной проблемы начала с помощью самых различных диагностических исследований и на их основе выстраиваю систему работы.








ПРОБЛЕМА:

«Мотивация деятельности обучающихся на уроке математики и создание условий для её развития»



Цель: выявить уровень мотивации деятельности обучающихся и наметить пути

формирования условий, способствующих её повышению.

Задачи:

  1. Определить уровень мотивации деятельности обучающегося.

  2. Оценить уровень мотивации и наметить пути решения по повышению мотивации.

Объект исследования:

учебная деятельность по математике обучающихся МОУ «Сатинская СОШ».

Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие формированию положительной мотивации обучающихся на уроке.

Рабочая гипотеза: использование поуровневой диагностики позволит осуществлять оперативное регулирование уровня мотивации учебной деятельности обучающихся.

Методы исследования:

1) анкетирование

2) наблюдение.





Программа.

  1. Введение.

  2. Постановка целей исследования.

  3. Система диагностики.

  4. Анализ материалов, составление графиков, схем, таблиц.

  5. Пути формирования условий, способствующих повышению мотивации

учебной деятельности обучающихся на уроке математике.



  1. Этап. Введение.

К началу обучения в основной школе у обучающихся складывается достаточно сильная мотивация к учению. Психологи утверждают, что в возрасте 10-14 лет у детей деятельность становится всё более дифференцированной и избирательной. В этом возрасте у обучающихся есть объективное желание расширить собственный кругозор. Особенный интерес вызывает каждая вещь, обнаруживающая нечто непредвиденное, особенное. Кроме того, в этом возрасте ослабевает внушаемость, пробуждается критическая мысль. Внимание носит всё более произвольный характер. Ребёнок может выполнять в этом возрасте и неинтересную работу, но не долго. Слишком много вокруг привлекательного и слишком велика общая потребность, в движении и переменах.

Учёные исследовали, почему иногда дети стремятся к чему-либо, не испытывая, казалось бы, ещё никаких потребностей. Так В. Джемс утверждает, что «мышление всегда заинтересовано». Например, он объясняет различные впечатления, которые привезут домой после путешествия по Европе туристы, следующим образом: «Каждый из них выбрал из одной и той же массы увиденного то, что наиболее соответствует его личному интересу». Другой учёный, Олпорт, считает, что «интерес - это участие наиболее глубоких уровней мотивации». Обучающийся может быть вовлечён в учебную деятельность посредством задачи, поставленной перед ним, но может быть вовлечён и собственным Я. Только в этом случае его действия становятся центром его внимания и усилий. Из взаимодействия интереса и познания рождается состояние ожидания новизны и сложности.

В среднем звене за пять лет дети знакомятся с множеством новых предметов. Если ожидание не оправдывается - формируется страх, если оправдывается - надежда. Мы испытываем надежду, ожидая достижения сложной цели. Надежда направляет поведение.

Если первоначально интерес выступает как «эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека, то потом становится «формой проявления познавательной потребности, обеспечивая направленность личности на осознание цели деятельности». И зачастую, уже с первых шагов учения в основной школе, обучающийся у которого не сформирована мотивация учения, попадает в разряд неуспешных. Не столько из-за немотивированности, сколько из-за того, что он требует всесторонней помощи взрослых и их поддержки. Которая должна выражаться не только в ободрении или стимулировании, но и в конкретной учебной помощи, которая способствовала бы его продвижению вперёд и проявлению учебных достижений.

Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Б.Блюм, ещё один известный учёный, занимающийся проблемами оценки качества знаний, считает, что 25% успеха обучающегося определяется его интересом к предмету, пониманием личностного значения того, что он получит при изучении материала. Обучающийся проходит путь от любопытства к удивлению, к активной любознательности, а от него к прочному знанию и поиску.

Из всего сказанного можно сделать вывод: интерес к предмету лежит в основе потребностей, мотивов обучающихся.

  1. Этап. Постановка целей исследования.

    1. Выявить условия положительной мотивации;

    2. Факторы, отрицательно влияющие на формирование учебной мотивации.

Повышение мотивации познавательной деятельности обучающихся перед каждым новым учебным годом, каждой темой, каждым уроком. Доказываю детям, что без математики мы практически не можем жить. Математика везде присутствует зримо и незримо. Мы любуемся архитектурными ансамблями, которые своей стройностью и грациозностью обязаны симметрии, наслаждаемся чудесной красотой мира природы, её гармонией. А за гармонией стоит соразмерность, правильность, в конечном итоге - математика. Природа и математика, человеческая жизнь и математика - неразделимы. Для достижения своих целей на уроках я применяю следующее:

-методы, стимулирующие мотивацию деятельности:

-комфортная вещно-пространственная учебная и рабочая среда;

-благоприятный психологический климат; формирование совместимых групп для сотрудничества;

-творческая инновационная атмосфера, поддержка учителя;

-постоянное стимулирование ученической изобретательности.

Достичь желаемого можно только с помощью применения методов мотивации, способных стимулировать процесс развития.

Тема самообразования: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития».

Всякое исследование,

должны быть во благо,

а не во вред кому бы то ни было:

учителю, обучающемуся, семье.

  1. Этап. Составление системы по диагностики.

В систему по диагностике входят четыре микроисследования.

  • Первое микроисследование имеет цель выявления наименее (наиболее) осознаваемых мотивов обучающихся. Оно применяется для учащихся 5-го класса и повторяется в конце учебного и в начале (следующего) учебных годов. Из представленного 21-го вопроса обучающиеся 5-го (6-го) класса должны выделить пять групп по степени важности.

  • С помощью второго микроисследования изучается уровень сформированности основных мотивов деятельности обучающихся. Для каждого предмета обучающиеся указывают балл наиболее соответствующий варианту ответа: 2-всегда, 1-иногда, 0-никогда.

Данное исследование показывает уровни познавательного интереса учащихся.

Данное микроисследование применяю для всех классов.

  • Третье микроисследование изучает уровень отношения к предмету. Для каждого предмета учащиеся указывают балл, наиболее соответствующий варианту ответа: 2-всегда, 1-иногда, 0-никогда.

  • С помощью четвертого микроисследования выявляю признаки мотивации и отрицательные мотивы обучения. Данное исследование можно проводить в течение года несколько раз. Результаты показывают изменения в формировании мотивации отдельных обучающихся и в классе в целом

Тема самообразования: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития».




  1. Анализ материалов: составление графиков, таблиц, схем.

Диагностические исследования имели, положительный результат дети с удовольствием выполняли микроисследования, которые носили системный и комплексный характер. По следующим направлениям: учитель - обучающийся - семья. Диагностические исследования оправданы. После микроисследований провожу анализ и коррекционные мероприятия.

Методика обработки результатов анкет обучающихся пятого класса в микроисследованиях 1.

Тема самообразования: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития».




Из диаграммы видно, что мотивация содержания и мотивация процессом учения обучающиеся 5-го класса по степени важности стоит на первой ступени. Затем идут мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования. И последнюю ступень занимают мотив избежание неприятностей, мотив благополучия и престижность.

То есть мотивы, заложенные в учебную деятельность для пятиклассников важнее, чем социальные мотивы.


Методика обработки результатов анкет по изучению уровня сформированности основных мотивов деятельности обучающихся.

Тема самообразования: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития».


Из диаграммы видно, что в течение учебного года обучающиеся 5 класса из уровней познавательного интереса выделили уровень интереса предметом и повышенный познавательный интерес.

Методика обработки результатов анкет обучающихся одного класса

в микроисследованиях с 2004г. по февраль 2008г.


Тема самообразования: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития».

В диаграмме показаны результаты микроисследований в течение трёх с половиной лет в одном классе. Исследование показало повышение в 2006-2007 учебном году ситуативного интереса в обучении и снижение повышенного уровня познавательного интереса.




Методика обработки результатов анкет по выявлению признаков мотивации.



Тема самообразования: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития».

Диаграмма показывает изменения в формировании мотивации обучающихся одного класса в течение трёх лет обучения. Из диаграммы видно, что в 10 классе произошло повышение одного из уровней познавательной деятельности (учение по необходимости), что привело к понижению познавательного интереса.Тема самообразования: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития».

Проявление мотивов обучающихся оценивалось в микроисследованиях, в наблюдениях на уроках, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальных беседах. Материалы наблюдений и анкет говорят об условиях и факторах стимулирующих и отрицательно влияющих на формирование учебной мотивации.

Условия, стимулирующие формирование положительной мотивации

Факторы, отрицательно влияющие на формирование учебной мотивации

1

Увлечённость предметом

Ситуативность интересов

2

Организованность

Отсутствие осознанности в интересах

3

Положительное отношение к школе и обучению

Заинтересованность в результате обучения

4

Ответственность


Отсутствие самостоятельности

5

Любознательность


Отсутствие ответственности в учебной деятельности

6

Интерес


Неустойчивость интересов

  1. ПУТИ РЕШЕНИЯ:

  • Использовать и реализовывать на уроках элемент новизны и оригинальности подачи учебного материала;

  • Создавать условия для открытия обучающимися неизвестного в уже известном учебном материале;

  • Соединять прошлое и современность, показывать достижения науки и роли человека в этих достижениях;

  • Использовать в уроке методы и приёмы интересной, необычной и оригинальной самостоятельной работы;

  • Развивать инициативу обучающихся, стимулировать их интерес к использованию на уроке дополнительной учебной информации;

  • Использовать возможности внеклассной работы для развития познавательного интереса и творчества обучающихся.

Одним из методов и приёмов для стимулирования внимания и внимательности является устный счёт. Применение устного счета и различных его форм (задания со сменой установки, цифровой и буквенный диктанты) развивается память учащихся, быстроту реакции, воспитывает умение сосредоточиться, наблюдательность и повышает культуру вычислений.

Умение логически мыслить, правильно рассуждать является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики. Речь учащегося на уроках математики подчинена тем общим законам, которые учащиеся изучали на уроках русского языка. Я считаю, что эффективным средством для развития языка учащихся служить выработка у них письменной и устной речи.

Для того чтобы обеспечить правильное употребление математических терминов, обозначающих понятия, каждый из этих терминов не только сообщается на уроке, но и изучается происхождение термина, его буквальный смысл, научный смысл.

Тесты представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование обучащиюхся таких приёмов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, аналогия и т.д. Они помогают мне организовать на уроках математики интересные деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, развитию логического мышления учащихся.

Логические тесты подразделяются на три основные группы: словесные (анаграммы), символико-графические, комбинированные.

Словесные с успехом использую в процессе усвоения математической терминологии, перед введением нового понятия.

Символико-графические - для формирования умений и навыков применения теоретического материала при решении задач, для повторения и закрепления материала, для его систематизации и обобщения.

Тесты как средство контроля знаний становятся всё более популярными. Ярким показателем их распространения является то, что принято проводить ЕГЭ в тестовой форме.

Использование тестов целесообразно для текущего контроля качества усвоения учащимися отдельной темы или раздела в любом классе. В соответствии с целями и временем проведения тесты бывают линейные и концентрические.

Линейные - тематические контрольные работы.

Концентрические - итоговая диагностика, которая охватывает больший период времени итоговые контрольные работы в полугодие и по окончанию года.

Для стимулирования познавательного интереса использую различные виды самостоятельных работ

Тема самообразования: «Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития».



Ситуация взаимопомощи созданная на уроках способствует формированию социальной активности учащихся.

Для того чтобы обучающиеся испытывали интерес к активной познавательной деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях соединяю, прошлое и современность, показываю достижения науки и роли человека в этих достижениях. Например, заключительный урок по геометрии в 10 класс «Путешествие по миру».

В своей педагогической деятельности отдаю предпочтение методу поощрения деятельности учащихся.

Использование учебно - познавательной игры, как эмоционального метода формирования мотивации вносит в урок непринуждённость и интерес.

В группе познавательных методов отдаю предпочтение такому методу, как опора на жизненный опыт, но также использую информирование об обязательных результатов и побуждение к поиску альтернативных решений.




Выводы:

  1. Выявлена тесная взаимосвязь методов мотивации с содержанием, формами и средствами обучения в соответствии с личностно ориентированным подходом;

  2. В ходе учебной деятельности осуществляю мотивацию через постановку целей и использовании различных методов мотивации;
















ПРИЛОЖЕНИЕ.

Микроисследование 1.

Цель: выявить наименее (наиболее) осознаваемых мотивов учащихся.

Инструктаж: разделить на пять групп по степени важности.

Анкета для обучающихся 5-6 классов.

«Определение мотива учения учащихся».


Перечень мотивов

Количество

указаний, %

Ранговое

место

1

Понимаю, что ученик должен хорошо учиться



2

Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя



3

Понимаю свою ответственность за учение перед классом



4

Хочу окончить школу и учиться дальше



5

Понимаю, что знания мне нужны для будущего



6

хочу быть культурным и развитым человеком



7

Хочу получать хорошие отметки



8

Хочу получать одобрение учителей и родителей



9

Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне



10

Хочу быть лучшим учеником в классе



11

Хочу, чтобы мои ответы на уроке были всегда лучше других



12

Хочу занять достойное место среди товарищей



13

Хочу, чтобы товарищи по классу не осуждали меня за плохое учение



14

Хочу, чтобы не ругали родители и учителя



15

Не хочу получать плохие отметки



16

Нравится узнавать на уроке новое



17

Люблю узнавать новое



18

Нравится, когда учитель рассказывает интересно



19

Люблю решать задачи разными способами



20

Люблю думать и рассуждать на уроках



21

Люблю выполнять сложные задания и преодолевать трудности







Анализ результатов:

1-3- мотивы долга и ответственности;

4-6 - самоопределение и самосовершенствование;

7-9 - мотив благополучия;

10-12 - престижность;

13-15 - избежание неприятностей;

16-18 - мотивация содержанием;

19-21 - мотивация процессом учения.

Суждения:

1-15- выяснение социальных мотивов;

16-21 - выяснение мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

Микроисследование 2 .

Цель: изучить уровень сформированности основных мотивов деятельности обучающихся.

Инструктаж: прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2-всегда, 1-иногда, 0-никогда.

Анкета для обучающихся.

«Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?»

Дата Класс 5-8

Отношение к предмету








математика

алгебра

геометрия

Алгебра и начала анализа

А

1. На уроке бывает интересно






2. Нравится учитель






3. Нравится получать хорошие отметки





Б

4. Родители заставляют учиться.






5. Учусь, так как это мой долг






6. Предмет полезен для жизни





В

7. Узнаю много нового






8. Заставляет думать






9. Получаю удовольствие, работая на уроке





Г

10. Легко даётся






11. С нетерпением жду урока






12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель





Уровни познавательного интереса:

А - проявляет ситуативный интерес;

Б - учит по необходимости;

В - интересуется предметом;

Г - проявляет повышенный познавательный интерес.









Микроисследование 3.

Цель: изучить уровень отношений к предмету.

Инструктаж: прочитайте вопросы и для каждого предмет укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2-всегда, 1-иногда, 0-никогда.

Анкета для обучающихся

«Как вы относитесь к учёбе по отдельным предметам?»

Дата класс 9-11.


Отношение к предмету







математика

алгебра

геометрия

Алгебра и начала анализа

А

1. Проявляю интерес к отдельным фактам





Б

2. Стараюсь добросовестно выполнять программу





В

3. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач






4. Проявляю интерес к обобщениям и законам





Г

5. Мне интересны не только знания, Но и способы их добывания






6. Испытываю интерес к самообразованию






Методика обработки результатов анкет.

  1. Для каждого обучающегося вычислить средний балл по группе:

А - ситуативный интерес;

Б - учение по необходимости;

В - интерес к предмету;

Г - повышенный познавательный интерес.




Микроисследование 4.

Цель: выявление признаков мотивации.

Инструктаж: ответьте на вопросы и поставьте + или - .

Анкета: «Изучение признаков мотивации обучения».


Перечень

Ранговое

место

1

Бывает ли так, что ты хочешь много уметь и знать по математике, но у тебя ничего не получается?


2

Бывает ли так, что ты просто не стремишься знать много по математике?


3

Ты радуешься, что учитель задаёт короткое учебное задание или огорчаешься?


4

Считаешь ли ты, что прикладываешь все усилия, чтобы достичь хороших учебных результатов?


5

Бывает ли так, что, получив трудное задание, ты его бросаешь и не доводишь до конца?


6

Хотелось бы тебе учиться без выполнения учебных заданий?



Анализ результатов: данное анкетирование можно проводить в течение года несколько раз. Результаты показывают изменения в формировании мотивации отдельных учащихся и в классе в целом.

Анкета: «Отрицательные мотивы обучения»

Перечень

Ранговое

место

1

Понимаешь ли одновременно общественную и личностную значимость собственных результатов обучения?


2

Считаешь ли, что хорошая учёба - долг перед семьёй, родителями?


3

Понимаешь ли опасность накопления пробелов в знаниях или просто боишься получения пониженной отметки?


4

Как относитесь к требованиям учителя и родителей (позитивно или негативно), понимаете ли полезность этих требований?


5

Умеешь ли подавлять нежелательные мотивы или слепо следуешь им?


6

Стремишься ли ты иметь глубокие знания или в основном лишь получить хорошую отметку?


7

Рационально ли сочетаешь мотивы интереса и долга?


8

Стремишься ли активно изучать математику?



Анализ результатов: определить познавательные интересы долг и ответственность, самосовершенствование, связанные с содержанием, с процессом обучения, благополучия, престижные, избежание неприятностей.













© 2010-2022