- Преподавателю
- Математика
- Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) »
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) »
Раздел | Математика |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Файзрахманова Э.Ф. |
Дата | 05.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение дошкольного и начального образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Креативные виды деятельности и результаты обучения в условиях ФГОС:
содержание, диагностика, критерии оценивания»
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) »
Авторы проекта:
Файзрахманова Эндже Фарисовна, учитель начальных классов,
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пестречинская средняя общеобразовательная школа№1
с углубленным изучением отдельных предметов»
Научный руководитель:
Замалетдинова Зальфира Исхаковна
Проектная работа допущена к защите:
Дата: 17 апреля
Казань, 2015
Аннотация
В проекте представлена технологическая карта урока математики в 4 классе. Технологическая карта может быть полезна учителям начальных классов, работающих по программе "Перспектива". Разработка выполнена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Данный урок изучается в разделе «Числа и действия над ними». Урок является двадцать третьим в разделе. Тема урока: «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы)». Это урок получения новых знаний, на котором дети знакомятся с письменными приемами умножение двузначного числа на двузначное. Содержание урока структурировано с учётом требований системно-деятельностного подхода.
Актуальность проекта
Введение новых стандартов на начальной ступени общего образования потребует подготовки педагогов начального образования. Стандарты предполагают разнообразие новых методов, как в содержании образования, так и в организации образовательного процесса, что, в свою очередь, требует от учителя и навыков разработчика программы, и предметного эксперта, и аналитика качества образовательного процесса, и апробации нового содержания образования. Позиция педагога как методиста становится всё более актуальной.
Федеральный государственный стандарт определил цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: «гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».
В связи с этим актуальным становится создание системы работы на основе системно-деятельностного подхода. Именно это и послужило основой для работы над созданием проекта технологической карты урока.
Урок, в условиях реализации ФГОС, построенный на основе системно-деятельностного подхода, направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ученику предоставляется возможность начинать изучение темы с самоопределения (мотивации, определения потребности и постановки цели своей деятельности), продолжать его в учебно-познавательной деятельности, осваивая содержание посредством выполнения учебных заданий, и завершать работу в теме интеллектуально-преобразовательной деятельностью, в рамках которой ученики самостоятельно используют приобретённые знания и умения в конкретной практической деятельности. Данная технологическая карта содержит необходимые диагностические и контрольные задания для отслеживания результативности учебного процесса. Учебно-познавательная деятельность предполагает строгое логическое следование (переход) от задания на «знание» к заданию на «понимание» и только после этого к заданию на «умение».
От уровня сформированности УУД зависит успешность обучения в основной школе.
Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Деятельность учителя в условиях введения стандартов нового поколения предполагает осознание своевременности, целесообразности и необходимости появления этого документа. Решающим фактором будет готовность учителя при организации образовательного процесса перейти от знаниевой совокупности установок к деятельностной.
Основная часть.
а) Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку математики в 4 классе на тему: «Умножение двузначного числа на двузначное», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.
Задачи проекта:
-
Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
-
Определить содержание и структуру урока математики на тему «Умножение двузначного числа на двузначное» в соответствии с УМК «Перспектива» по учебнику «Математика» 4 класс под редакцией Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука;
-
Разработать дидактический материал для проведения урока.
- вариант технологической карты урока
Тема
Умножение двузначного числа на двузначное.
Тип урока
Урок постановки учебной задачи.
Вид урока
Урок - беседа (технология диалогового взаимодействия с элементами игры)
Цель урока
В ходе практической деятельности и наблюдений сформировать представление о умножении двузначного числа на двузначное; использовать при вычислениях правило умножения числа на сумму; находить значения выражений в несколько действий
Задачи
Познакомить с письменным приемом умножения на двузначное число.
Учить производить умножение на двузначное число практическим способом (в столбик по алгоритму);
Развивать интерес к математике, логическое мышление, толерантность.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, уважение друг к другу, к страшим.
Основные понятия
Умножение двузначного числа на двузначное, письменные приемы вычисления.
Ресурсы
Учебники Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Математика 4 класс. Часть 1
Электронное приложение к учебнику Математика .
Интерактивная доска.
Учительский компьютер, медиапроектор.
Форма работы
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Обучающиеся научатся:
Выполнять письменно умножение двузначного числа на двузначное; использовать при вычислениях правило умножения числа на сумму; находить значения выражений в несколько действий.
Регулятивные УУД -
Совместно оценивать результат учебной работы; работать по заданному алгоритму, образцу данному в учебнике; осуществлять взаимопроверку.
Коммуникативные УУД -
Участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
Познавательные УУД -
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; заполнять таблицу в соответствии с заданным правилом, находить и объяснять закономерности.
Умение анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе
Место и роль темы в курсе.
На изучение русского языка отводится 136 часов в год. (34 уч.нед.)
Данной теме 2 часа, осуществляется связь с предшествующим материалом «Скорость. Время и расстояние» и последующим материалом «Умножение двузначного числа на двузначное».
Уровень изучения и усвоения материала - (первичный) изучение нового материала.
Дидактический анализ и содержание материала
Задание 1: Работа с числовыми выражениями
Формируются УУД
Регулятивные: - Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
Задание 2. Решение задач. Формируются УУД
Коммуникативные: Умение понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе
Личностные: Уважительное отношение к чужому мнению
Задание 3. Решение обратных задач
Познавательные: Понимание информации, представленную в знаково-символической форме
Регулятивные: Умение формулировать и удерживать учебную задачу
Задание 4: Решение примеров
Формируются УУД -
Познавательные: извлекают необходимую информацию из задания;
Задание 5: Ознакомление с памяткой о способах умножения двузначного числа на двузначное
Формируются УУД
- Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из иллюстрации
- Регулятивные: Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Коммуникативные: Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя. Работа с разными видами информации. Выполнение действий по заданному алгоритму.
- Личностные: Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом электронного приложения
Задание 6 - 7. Закрепление по учебнику и электронному приложению
Формируются УУД -
Познавательные: Контроль деятельности по ходу выполнения задания
Коммуникативные: Высказывание и аргументация своего мнения
Задание 8. Решение аналогичной задачи
Познавательные: Контроль деятельности по ходу выполнения задания
Коммуникативные: Высказывание и аргументация своего мнения
Задание 9. Проверка и оценка знаний.
Формируются УУД -
Личностные- Контроль и самооценка результатов деятельности
Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Тип урока - решение частных задач.
Условные обозначения УУД.
Предметные - Пр.УУД
Метапредметные познавательные - ПУУД;
Метапредметные коммуникативные - КУУД;
Метапредметные регулятивные - РУУД;
Личностные - ЛУУД.
Технологическая карта
№
Этапы урока, виды деятельности
Ресур
сы
Деятельность обучающихся
Форма организации учебной деятельности
Содержание учебного материала
Формируемые
УУД
1
Организационный этап
Приветствие учителя.
Приготовление к уроку. Эмоциональный настрой на урок.
Фронтальная
Принятие образа хорошего ученика (ЛУУД)
Обеспечение обучающимися организации их учебной деятельности.
Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.(РУУД)
2
Мотивация к учебной деятельности
Цель :
-включение в учебную деятельность
Задача:
-создать эмоциональ-ный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу
Проговаривание
стихотворения, правила поведения на уроке , объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Фронталь-ная
Хоровое проговаривание стихотворения.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Для чего нам нужно выполнять эти правила?
-Чему будет посвящен наш урок?( Открытию нового знания)
-Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, уметь оформлять свои мысли в устной форме.(К УУД)
Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.(Р УУД)
Умение формулировать и удерживать учебную задачу (РУУД)
Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к иному мнению (ЛУУД)
3
Актуализа-ция опорных знаний
Цель:
- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Задача:
-на основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения , подвести к теме урока.
Демонстрационный материал
(карточки).
С.64 №1
Интерактивная доска
Интерактивная доска
Обучающиеся самостоятельно определяют порядок действий и устно вычисляют значения выражений. (Учащиеся проводят вычисления, затем каждое решение обсуждается в классе коллективно)
Учащиеся устно решают задачу
Учащиеся заполняют таблицу и решают задачу
Один ученик у доски, остальные в тетради записывают решение выражения столбиком
Участвуют в обсуждении проблемного вопроса, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Определяют тему урока.
Индивид.
Фронтальная
1.Работа с числовыми выражениями
Вывод: повторили и закрепили порядок действий в выражениях
2. Решение задачи
По данным вычислить скорость и время
Вывод: повторение задачи на движение
3.Составление и решение взаимно обратных задач на движение
-Формулировка задачи: «Велосипедист проехал без остановки расстояние 36 км со скоростью 12 км/ч. Сколько времени затратил велосипедист на этот путь?»
Вывод:
Определили сколько времени затратил велосипедист на этот путь
4.Постановка проблемы.
- На доске выставлены выражения 34*2, 28*3 и т.д.
-Давайте найдем значение одного из предложенных выражений?
-Как вы думаете, алгоритм умножения на двузначное число будет таким же, как и на однозначное?
-Чему мы должны научиться?
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.(РУУД)
Развитие умения анализировать.(Р УУД)
Умение понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе.(КУУД )
Уважительное отношение к чужому мнению (ЛУУД)
Понимание информации, представленную в знаково-символической форме (ПУУД)
Умение формулировать и удерживать учебную задачу (РУУД)
Извлекают необходимую информацию из задания;(ПУУД)
4
Физкультми-нутка
Цель:
-снять переутомление учащихся
ИКТ
Повторение движений ученика-лидера
Коллектив-ная
Игра «Делай, как я?»
Вывод:
Здоровьесбережение
Выполнение действий по образцу (РУУД)
5
Изучение нового материала
Цель: Знакомство с алгоритмом письменного умножения двузначного числа на двузначное в пределах 1000.
Задачи:
Учить формулировать учебные задачи, искать и выделять необходимую информацию, обеспечить восприятие и осмысление первичного запоминания знаний и способов действий.
Учебник стр.62, электронное приложение к учебнику
Учебник, с.62 №1, тетра ди
электронное приложение к учебнику
Учебник с. 62
№2,3
электронное приложение к учебнику
Рассматривают представленный иллюстративный материал.
Выполнение умножение с объяснением
Участвуют в составлении примеров по рисункам.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оценивают правильность выполнения заданий .
Участвуют в обсуждении проблемного вопроса.
Фронталь-ная
Работа в парах.
Самостоятельная
5.Ознакомление с памяткой о способах умножения двузначного числа на двузначное
Вывод: научатся находить первое неполное произведение; второе неполное произведение; сумму неполных произведений.
Выяснение:
- Какая запись удобнее, короче: в строчку или столбиком?
6.Закрепление.
Под руководством учителя учащиеся находят значения первых двух выражений и дают соответствующие пояснения. Следующие два выполняются по вариантам с дальнейшей организацией взаимопроверки.
Вывод: научатся умножать двузначное число на двузначное
Проблемный вопрос
Чем умножение на двузначное число отличается от умножения однозначного числа ?
7. Закрепление по электронному приложению (Игра «Вычисли и подбери правильные ответы»)
8. Решают задачу аналогично предыдущему заданию
Вывод: научились умножать двузначное число на двузначное
Формирование умения извлекать информацию из иллюстрации
.(ПУУД)
Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.(РУУД)
Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя. Работа с разными видами информации.
Использование знаково-символических средств.
Составление аргументированного рассказа(К УУД)
Выполнение действий по заданному алгоритму.
Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом электронного приложения(ЛУУД, КУУД)
Контроль деятельности по ходу выполнения задания.(П УУД)
Высказывание и аргументация своего мнения.(КУУД)
Начальные формы познавательной рефлексии
Выполнение действий по образцу.(РУУД)
Контроль деятельности по ходу выполнения задания.(П УУД)
Высказывание и аргументация своего мнения.(КУУД)
6
Динамичес-кая пауза
Цель:
-снятие утомления учащихся
ИКТ
Дети под музыку передвигаются по классу. По инструкции учителя формируют группы .
Групповая
Устный счёт
Выполнение действий по алгоритму (РУУД)
7
Закрепление учебного материала
Цель:
-Включить «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного
Задачи:
-обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции .
Элек-трон-ное прило-жение
Отвечают на вопросы
самостоятельная
-
Проверка знаний учащихся
Контроль и самооценка результатов деятельности (ЛУУД)
8
Итог урока. Рефлексия.
Самооценка деятельности обучающихся.
Цель:
-осознание границ применения новых знаний, самооценка результатов деятельности.
Задача:
- мобилизация обучающихся на рефлексию, усвоение принципов саморегуляции.
Обучающиеся фиксируют материал, изученный на уроке, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.
Обучающиеся оценивают себя на основе критерия успешности.
1.Проверка и обсуждение.
Что вам понравилось на уроке?
Что же главного было на уроке?
Что оказалось наиболее интересным? Трудным?
2.Дерево успеха.
- Урок понравился: я справился со всеми заданиями .Я доволен собой.
- Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.
- Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.(КУУД)
Рефлексия способов и условий действия. (РУУД)
Оценка своей деятельности на уроке (ЛУУД)
Заключение
Приоритетной задачей, стоящей перед школой, является подготовка учащихся к реальной жизни, что предполагает готовность личности открыто выражать и отстаивать свою и общественные позиции, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки, принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении результата, адаптироваться в динамично изменяющимся и развивающемся в мире. Эту задачу можно решить путем проведения уроков на основе системно - деятельностного подхода и достижения планируемых результатов и включением самих учащихся в оценочную деятельность.
Таким образом, технологическая карта урока математики в 4 классе позволит добиться сформированности планируемых УУД учащихся, создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Разработка может быть использована учителями начальных классов при проведении стажировок, мастер-классов.
Список литературы
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть1 М. Просвещение 2011-5-е издание, переработанное
-
Как проектировать универсальные действия в начальной школе, под редакцией А.Г.Асмолова,5-издание, М.Просвещение 2014
-
Планируемые результаты начального общего образования, под редакцией С.Г.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.Просвещение 2014
-
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе С.Г.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.Просвещение 2014 в 3 ч.
-
Сборник программ «Перспектива» 1-4 кл., - М.- Просвещение, 2011 г
-
Учебник « Математика» 4 класс Г.В. Дорофеев. Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука М.: Просвещение, 2012 г.
-
Рабочая тетрадь Математика 4 класс, Г.В. Дорофеев. Т.Н. Миракова, М.: Просвещение, 2011 г.,1 ч.
-
Электронное приложение к учебнику Г.В.Дорофеева, Т.Н.Мираковой, М.Просвещение, 2014
-
Сайт «Начальная школа» 1-4.prosv.ru