• Преподавателю
  • Математика
  • Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) »

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) »

Раздел Математика
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение дошкольного и начального образования


ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Креативные виды деятельности и результаты обучения в условиях ФГОС:

содержание, диагностика, критерии оценивания»

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) »

Авторы проекта:

Файзрахманова Эндже Фарисовна, учитель начальных классов,

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пестречинская средняя общеобразовательная школа№1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Научный руководитель:

Замалетдинова Зальфира Исхаковна

Проектная работа допущена к защите:

Дата: 17 апреля



Казань, 2015


Аннотация

В проекте представлена технологическая карта урока математики в 4 классе. Технологическая карта может быть полезна учителям начальных классов, работающих по программе "Перспектива". Разработка выполнена в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Данный урок изучается в разделе «Числа и действия над ними». Урок является двадцать третьим в разделе. Тема урока: «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы)». Это урок получения новых знаний, на котором дети знакомятся с письменными приемами умножение двузначного числа на двузначное. Содержание урока структурировано с учётом требований системно-деятельностного подхода.



Актуальность проекта

Введение новых стандартов на начальной ступени общего образования потребует подготовки педагогов начального образования. Стандарты предполагают разнообразие новых методов, как в содержании образования, так и в организации образовательного процесса, что, в свою очередь, требует от учителя и навыков разработчика программы, и предметного эксперта, и аналитика качества образовательного процесса, и апробации нового содержания образования. Позиция педагога как методиста становится всё более актуальной.

Федеральный государственный стандарт определил цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: «гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

В связи с этим актуальным становится создание системы работы на основе системно-деятельностного подхода. Именно это и послужило основой для работы над созданием проекта технологической карты урока.

Урок, в условиях реализации ФГОС, построенный на основе системно-деятельностного подхода, направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ученику предоставляется возможность начинать изучение темы с самоопределения (мотивации, определения потребности и постановки цели своей деятельности), продолжать его в учебно-познавательной деятельности, осваивая содержание посредством выполнения учебных заданий, и завершать работу в теме интеллектуально-преобразовательной деятельностью, в рамках которой ученики самостоятельно используют приобретённые знания и умения в конкретной практической деятельности. Данная технологическая карта содержит необходимые диагностические и контрольные задания для отслеживания результативности учебного процесса. Учебно-познавательная деятельность предполагает строгое логическое следование (переход) от задания на «знание» к заданию на «понимание» и только после этого к заданию на «умение».

От уровня сформированности УУД зависит успешность обучения в основной школе.

Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

Деятельность учителя в условиях введения стандартов нового поколения предполагает осознание своевременности, целесообразности и необходимости появления этого документа. Решающим фактором будет готовность учителя при организации образовательного процесса перейти от знаниевой совокупности установок к деятельностной.




Основная часть.

а) Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку математики в 4 классе на тему: «Умножение двузначного числа на двузначное», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.

Задачи проекта:

  1. Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;

  2. Определить содержание и структуру урока математики на тему «Умножение двузначного числа на двузначное» в соответствии с УМК «Перспектива» по учебнику «Математика» 4 класс под редакцией Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука;

  3. Разработать дидактический материал для проведения урока.

- вариант технологической карты урока






Тема

Умножение двузначного числа на двузначное.

Тип урока

Урок постановки учебной задачи.

Вид урока

Урок - беседа (технология диалогового взаимодействия с элементами игры)

Цель урока

В ходе практической деятельности и наблюдений сформировать представление о умножении двузначного числа на двузначное; использовать при вычислениях правило умножения числа на сумму; находить значения выражений в несколько действий

Задачи

Познакомить с письменным приемом умножения на двузначное число.

Учить производить умножение на двузначное число практическим способом (в столбик по алгоритму);

Развивать интерес к математике, логическое мышление, толерантность.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, уважение друг к другу, к страшим.

Основные понятия

Умножение двузначного числа на двузначное, письменные приемы вычисления.

Ресурсы

Учебники Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Математика 4 класс. Часть 1

Электронное приложение к учебнику Математика .

Интерактивная доска.

Учительский компьютер, медиапроектор.

Форма работы

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся научатся:

Выполнять письменно умножение двузначного числа на двузначное; использовать при вычислениях правило умножения числа на сумму; находить значения выражений в несколько действий.

Регулятивные УУД -

Совместно оценивать результат учебной работы; работать по заданному алгоритму, образцу данному в учебнике; осуществлять взаимопроверку.

Коммуникативные УУД -

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Познавательные УУД -

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; заполнять таблицу в соответствии с заданным правилом, находить и объяснять закономерности.

Умение анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе

Место и роль темы в курсе.

На изучение русского языка отводится 136 часов в год. (34 уч.нед.)

Данной теме 2 часа, осуществляется связь с предшествующим материалом «Скорость. Время и расстояние» и последующим материалом «Умножение двузначного числа на двузначное».

Уровень изучения и усвоения материала - (первичный) изучение нового материала.

Дидактический анализ и содержание материала

Задание 1: Работа с числовыми выражениями

Формируются УУД

Регулятивные: - Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Задание 2. Решение задач. Формируются УУД

Коммуникативные: Умение понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе

Личностные: Уважительное отношение к чужому мнению

Задание 3. Решение обратных задач

Познавательные: Понимание информации, представленную в знаково-символической форме

Регулятивные: Умение формулировать и удерживать учебную задачу

Задание 4: Решение примеров

Формируются УУД -

Познавательные: извлекают необходимую информацию из задания;

Задание 5: Ознакомление с памяткой о способах умножения двузначного числа на двузначное

Формируются УУД

- Познавательные: Формирование умения извлекать информацию из иллюстрации

- Регулятивные: Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- Коммуникативные: Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя. Работа с разными видами информации. Выполнение действий по заданному алгоритму.

- Личностные: Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом электронного приложения

Задание 6 - 7. Закрепление по учебнику и электронному приложению

Формируются УУД -

Познавательные: Контроль деятельности по ходу выполнения задания

Коммуникативные: Высказывание и аргументация своего мнения

Задание 8. Решение аналогичной задачи

Познавательные: Контроль деятельности по ходу выполнения задания

Коммуникативные: Высказывание и аргументация своего мнения

Задание 9. Проверка и оценка знаний.

Формируются УУД -

Личностные- Контроль и самооценка результатов деятельности

Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Тип урока - решение частных задач.

Условные обозначения УУД.

Предметные - Пр.УУД

Метапредметные познавательные - ПУУД;

Метапредметные коммуникативные - КУУД;

Метапредметные регулятивные - РУУД;

Личностные - ЛУУД.

Технологическая карта

Этапы урока, виды деятельности

Ресур

сы

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Содержание учебного материала

Формируемые

УУД

1

Организационный этап

Приветствие учителя.

Приготовление к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Фронтальная

Принятие образа хорошего ученика (ЛУУД)

Обеспечение обучающимися организации их учебной деятельности.

Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.(РУУД)

2

Мотивация к учебной деятельности

Цель :

-включение в учебную деятельность

Задача:

-создать эмоциональ-ный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу

Проговаривание

стихотворения, правила поведения на уроке , объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Фронталь-ная

Хоровое проговаривание стихотворения.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Для чего нам нужно выполнять эти правила?

-Чему будет посвящен наш урок?( Открытию нового знания)

-Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им, уметь оформлять свои мысли в устной форме.(К УУД)

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.(Р УУД)

Умение формулировать и удерживать учебную задачу (РУУД)

Мотивация учебной деятельности, уважительное отношение к иному мнению (ЛУУД)

3

Актуализа-ция опорных знаний

Цель:

- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Задача:

-на основе соотнесения своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения , подвести к теме урока.

Демонстрационный материал

(карточки).




С.64 №1




Интерактивная доска






Интерактивная доска

Обучающиеся самостоятельно определяют порядок действий и устно вычисляют значения выражений. (Учащиеся проводят вычисления, затем каждое решение обсуждается в классе коллективно)



Учащиеся устно решают задачу






Учащиеся заполняют таблицу и решают задачу




Один ученик у доски, остальные в тетради записывают решение выражения столбиком

Участвуют в обсуждении проблемного вопроса, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Определяют тему урока.

Индивид.


Фронтальная

1.Работа с числовыми выражениями

Вывод: повторили и закрепили порядок действий в выражениях




2. Решение задачи

По данным вычислить скорость и время

Вывод: повторение задачи на движение



3.Составление и решение взаимно обратных задач на движение

-Формулировка задачи: «Велосипедист проехал без остановки расстояние 36 км со скоростью 12 км/ч. Сколько времени затратил велосипедист на этот путь?»

Вывод:

Определили сколько времени затратил велосипедист на этот путь

4.Постановка проблемы.

- На доске выставлены выражения 34*2, 28*3 и т.д.

-Давайте найдем значение одного из предложенных выражений?

-Как вы думаете, алгоритм умножения на двузначное число будет таким же, как и на однозначное?

-Чему мы должны научиться?

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.(РУУД)

Развитие умения анализировать.(Р УУД)



Умение понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе.(КУУД )

Уважительное отношение к чужому мнению (ЛУУД)



Понимание информации, представленную в знаково-символической форме (ПУУД)

Умение формулировать и удерживать учебную задачу (РУУД)


Извлекают необходимую информацию из задания;(ПУУД)

4

Физкультми-нутка

Цель:

-снять переутомление учащихся

ИКТ

Повторение движений ученика-лидера

Коллектив-ная

Игра «Делай, как я?»

Вывод:

Здоровьесбережение

Выполнение действий по образцу (РУУД)

5

Изучение нового материала

Цель: Знакомство с алгоритмом письменного умножения двузначного числа на двузначное в пределах 1000.

Задачи:

Учить формулировать учебные задачи, искать и выделять необходимую информацию, обеспечить восприятие и осмысление первичного запоминания знаний и способов действий.

Учебник стр.62, электронное приложение к учебнику









Учебник, с.62 №1, тетра ди




электронное приложение к учебнику



Учебник с. 62

№2,3

электронное приложение к учебнику

Рассматривают представленный иллюстративный материал.









Выполнение умножение с объяснением






Участвуют в составлении примеров по рисункам.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивают правильность выполнения заданий .


Участвуют в обсуждении проблемного вопроса.


Фронталь-ная












Работа в парах.






Самостоятельная

5.Ознакомление с памяткой о способах умножения двузначного числа на двузначное

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) »





Вывод: научатся находить первое неполное произведение; второе неполное произведение; сумму неполных произведений.

Выяснение:

- Какая запись удобнее, короче: в строчку или столбиком?

6.Закрепление.

Под руководством учителя учащиеся находят значения первых двух выражений и дают соответствующие пояснения. Следующие два выполняются по вариантам с дальнейшей организацией взаимопроверки.

Вывод: научатся умножать двузначное число на двузначное

Проблемный вопрос

Чем умножение на двузначное число отличается от умножения однозначного числа ?

7. Закрепление по электронному приложению (Игра «Вычисли и подбери правильные ответы»)

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) »


8. Решают задачу аналогично предыдущему заданию

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) »

Вывод: научились умножать двузначное число на двузначное

Формирование умения извлекать информацию из иллюстрации

.(ПУУД)

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.(РУУД)

Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя. Работа с разными видами информации.

Использование знаково-символических средств.

Составление аргументированного рассказа(К УУД)

Выполнение действий по заданному алгоритму.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом электронного приложения(ЛУУД, КУУД)




Контроль деятельности по ходу выполнения задания.(П УУД)

Высказывание и аргументация своего мнения.(КУУД)



Начальные формы познавательной рефлексии

Выполнение действий по образцу.(РУУД)



Контроль деятельности по ходу выполнения задания.(П УУД)

Высказывание и аргументация своего мнения.(КУУД)

6

Динамичес-кая пауза

Цель:

-снятие утомления учащихся

ИКТ

Дети под музыку передвигаются по классу. По инструкции учителя формируют группы .

Групповая

Устный счёт

Выполнение действий по алгоритму (РУУД)

7

Закрепление учебного материала

Цель:

-Включить «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Задачи:

-обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в изменённой ситуации, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции .

Элек-трон-ное прило-жение




Отвечают на вопросы







самостоятельная








  1. Проверка знаний учащихся

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) »

Контроль и самооценка результатов деятельности (ЛУУД)



8

Итог урока. Рефлексия.

Самооценка деятельности обучающихся.

Цель:

-осознание границ применения новых знаний, самооценка результатов деятельности.

Задача:

- мобилизация обучающихся на рефлексию, усвоение принципов саморегуляции.

Обучающиеся фиксируют материал, изученный на уроке, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Обучающиеся оценивают себя на основе критерия успешности.

1.Проверка и обсуждение.

Что вам понравилось на уроке?

Что же главного было на уроке?

Что оказалось наиболее интересным? Трудным?

2.Дерево успеха.

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) »- Урок понравился: я справился со всеми заданиями .Я доволен собой.

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) »- Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по математике в 4 классе на тему «Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приемы) » - Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.(КУУД)


Рефлексия способов и условий действия. (РУУД)

Оценка своей деятельности на уроке (ЛУУД)

Заключение

Приоритетной задачей, стоящей перед школой, является подготовка учащихся к реальной жизни, что предполагает готовность личности открыто выражать и отстаивать свою и общественные позиции, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки, принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении результата, адаптироваться в динамично изменяющимся и развивающемся в мире. Эту задачу можно решить путем проведения уроков на основе системно - деятельностного подхода и достижения планируемых результатов и включением самих учащихся в оценочную деятельность.

Таким образом, технологическая карта урока математики в 4 классе позволит добиться сформированности планируемых УУД учащихся, создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Разработка может быть использована учителями начальных классов при проведении стажировок, мастер-классов.

















Список литературы

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть1 М. Просвещение 2011-5-е издание, переработанное

  3. Как проектировать универсальные действия в начальной школе, под редакцией А.Г.Асмолова,5-издание, М.Просвещение 2014

  4. Планируемые результаты начального общего образования, под редакцией С.Г.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.Просвещение 2014

  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе С.Г.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.Просвещение 2014 в 3 ч.

  6. Сборник программ «Перспектива» 1-4 кл., - М.- Просвещение, 2011 г

  7. Учебник « Математика» 4 класс Г.В. Дорофеев. Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука М.: Просвещение, 2012 г.

  8. Рабочая тетрадь Математика 4 класс, Г.В. Дорофеев. Т.Н. Миракова, М.: Просвещение, 2011 г.,1 ч.

  9. Электронное приложение к учебнику Г.В.Дорофеева, Т.Н.Мираковой, М.Просвещение, 2014

  10. Сайт «Начальная школа» 1-4.prosv.ru


© 2010-2022