Повышение вычислительной культуры учащихся

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение вычислительной культуры учащихся.

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков.

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий. В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии и других предметов.

О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений. Умение формируется в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Очень важно владение некоторыми вычислительными умениями доводить до навыка.

В своей работе я использую материал статьи Л.Федотовой «Повышение вычислительной культуры учащихся» /газета «Математика» №35, 2004 г.

В 5 классе у учащихся необходимо закреплять умение выполнять все арифметические действия с натуральными числами. В результате прохождения программного материала пятиклассники должны уметь выполнять основные действия с десятичными дробями; применять законы сложения и умножения к упрощению выражений; использовать признаки делимости на 10, 2, 5 и 3; округлять числа до любого разряда; определять порядок действий при вычислении значений выражений.

Успех в вычислениях во многом определяется степенью отработки у учащихся навыков устного счета. Не секрет, что у учащихся с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой.

Федотова предлагает использовать для организации устного счета систему карточек. На первых уроках каждому ученику предлагается карточка №1(см приложение). Взглянув на карточку, нетрудно догадаться, что по горизонтали располагаются однотипные примеры на одно и то же правило. По вертикали - примеры на разные правила. Сначала учащимся предлагается считать примеры по горизонтали строка за строкой. Ученик вслух прочитывает пример, затем называет его ответ. Затруднения возникают на уровне 6 строки. Здесь необходимо разобрать вместе с учащимися правила выполнения задания. После того как они приходят к правильному ответу, продолжают решать дальше, обязательно с пояснениями. Когда все строки отработаны, можно производить счет по вертикали и на время. Тем учащимся, у кого возникли затруднения при работе с карточкой, она выдается на дом. Необходимо встретиться с родителями этих учащихся и объяснить им правила работы с карточкой, научить контролировать устную работу дома.

После того как учащиеся стали достаточно бегло считать, у них появилась настоящая потребность в расширении приемов устного счета. (приложение карточка №2)

В химии и физике учащимся часто приходится умножать и делить на 10,100,…..0,1, 0,01 ... поэтому при изучении темы «Десятичные дроби» необходима карточка №3(приложение).

Хочется отметить тот факт, что данные карточки помогают учащимся не упустить из виду ни одного момента основ математики. При устном счете с использованием данных карточек, каждый учащийся, стараясь не отстать от одноклассников, напрягает свое внимание, развивает смекалку, вычислительную сноровку. Дух соревнования и игры увлекает учащихся, они перестают бояться карточек, им нравится с ними работать.

Те, у кого проблемы со счетом, получают такие карточки на дом. По ним они ежедневно
тренируются дома, родители таких учащихся получают консультацию по работе с данной
карточкой.

Данными материалами пользуюсь и при проверке счетных навыков при проведении недели математики в школе.

ППовышение вычислительной культуры учащихсяРИЛОЖЕНИЕ


Повышение вычислительной культуры учащихся

© 2010-2022