Внеклассное мероприятие Математический поезд

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мой университет - moi-mummi.ru

Конспект открытого внеклассного мероприятия

«Математический поезд»

для 5 и 6 класса

«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев
делать его немного занимательным".

Б. Паскаль

Внеклассное мероприятие Математический поездВнеклассное мероприятие Математический поездВнеклассное мероприятие Математический поездВнеклассное мероприятие Математический поездВнеклассное мероприятие Математический поездВнеклассное мероприятие Математический поездЦели мероприятия:

  1. Формирование навыков общения и умения работать в коллективе

  2. Развивать математические способности, сообразительность, любознательность, логическое мышление,

  3. Увлечь учащихся математикой, показать, что математика - занимательная наука;

  4. Формировать у учащихся умение решать задачи на смекалку.

  5. Воспитывать у учащихся чувство удовлетворения от возможности показать свои знания по математике.











МКОУ «Немёрзская ООШ»

2012 год

Ход урока.

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическом поезде. Вы проедите немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут нелёгкие испытания. Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо купить билеты.

- Мы предлагаем вам ответить на вопросы. За каждый верный ответ каждый из вас получит жетон. От того, сколько вы наберёте жетонов, будет зависеть вагон, в котором вы поедите: купейный и плацкартный.

ВОПРОСЫ:

  1. 7 Х 8 = ? ( 56 )

  2. 9 Х 6 = ? ( 54 )

  3. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)

  4. Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели)

  5. 0 Х 112 =? (0)

  6. На какое число невозможно деление? (на 0)

  7. Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)

  8. Как называются числа, которые умножают? (множители)

  9. Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)

  10. Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины. (треугольник)

  11. Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)

  12. Чему равно произведение всех цифр? (0)

  13. Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)

  14. В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)

  15. Наименьшее натуральное число? (1)

  16. Результат деления? (частное)

  17. Сколько существует цифр? (10)

  18. Как называются цифры третьего разряда? (сотни)

  19. Наименьшее трехзначное число? (100)

  20. Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)

  21. В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10)

  22. 2. Как найти неизвестный делитель?

  23. 3. а*0=….

  24. 4. Как найти площадь прямоугольника?

  25. 5. Назвать наибольшее двузначное число.

  26. 6. а:0=…

  27. 7. Как найти периметр квадрата?

  28. 8. Назвать наименьшее двузначное число.

  29. 9. Как найти неизвестное уменьшаемое.

  30. 10. Сколько сантиметров в одном дециметре?

  31. 11. Чему равна площадь квадрата со стороной 5 см.?

  32. 12. Какое название имеет дробь ½?

  33. 13. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько играл каждый?

  34. 14. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?

  35. 15. Произведение и сумма, каких натуральных чисел равны?

  36. 16. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)

- Молодцы. А теперь посчитайте свои жетоны. (Раздаём билеты).

Уважаемые пассажиры. Мы сегодня немного отвлечёмся и повеселимся, лучше узнаем таланты и способности друг друга, подумаем над вопросами и ответами. Мы хотим, чтобы вы проявили солидарность друг к другу, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем, провели время с пользой.

- Мы желаем вам находчивости, сообразительности и чтоб вам сопутствовала удача. Какими бы каверзными не показались наши вопросы, мы думаем, что сегодня выиграют все. Сейчас мы раздадим вам маршрутные листы, где вы увидите, на каких станциях мы сделаем остановки. (Раздаём маршрутные листы).

- Занимайте свои места в купе и скажете, сколько различных способов распределения вас по местам существует.

Итак, в путь.

СТАНЦИЯ «ВНИМАТЕЛЬНАЯ»

- Сначала послушайте индусскую притчу:

«Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмёт того, кто пройдёт по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольёт ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошёл один.

Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил молоко». Ты слышал крики, выстрелы? - спросил его магараджа. Ты видел, как тебя пугали? - нет, повелитель, я смотрел на молоко.

- Не слышать и не видеть ничего постороннего, - вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь мы проверим, насколько внимательны вы. Сейчас для вас мы прочитаем задачи, но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце.

1. Задачи:

1. В автобусе ехали 25 человек.

На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.

На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.

На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.

На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.

На следующей остановке вышли 5 человек.

Сколько было остановок? (5 остановок)

2 .Заметить закономерность в рядах чисел, назвать в каждую строчку по два следующих числа.

3,7,11,15,19,23,…

9,1,7,1,5,1…

5,10,15,20,25,30,...

9Внеклассное мероприятие Математический поезд,12,15,18,21, ...

25,25,21,21,17,17,…

1,2,4,8,16,32,…

3. Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре? (7)

- Итак, мы едем дальше.


- Создание сказок - один из самых интересных видов поэтического творчества.


СТАНЦИЯ «СКАЗОЧНАЯ»


  1. Математические сказки.

  2. Сценка о среднем арифметическом.

  3. Сценка о числах.


Шутка.

Я хочу вам доказать, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья, 10 праздничных дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние, зимние каникулы продолжаются 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадают. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли можно научиться за 5 дней?

СТАНЦИЯ «ФОКУС - покус»

1. Фокус "Волшебная таблица".

На доске или экране таблица, в которой известным образом в пяти столбцах записаны числа от 1 до 31.

Фокусник предлагает присутствующим задумать любое число из этой таблицы и указать,

в каких столбиках таблицы находится это число. После этого он называет задуманное вами число.

Внеклассное мероприятие Математический поезд

Разгадка фокуса:

Например вы задумали число 27. Это число находится в 1-ом, 2-ом, 4-ом и 5-ом столбиках.

Достаточно сложить числа, расположенные в последней строке таблицы в соответствующих столбиках,

и получим задуманное число. (1+2+8+16=27).


  1. Фокус "Угадать зачеркнутую цифру".

Пусть кто-либо задумает какое-нибудь многозначное число, например, число 847. Предложите ему найти сумму цифр этого числа (8+4+7=19) и отнять ее от задуманного числа. Получится: 847-19=828. в том числе, которое получится, пусть он зачеркнет цифру - безразлично какую, и сообщит вам все остальные. Вы немедленно назовете ему зачеркнутую цифру, хотя не знаете задуманного числа и не видели, что с ним проделывалось.

Выполняется это очень просто: подыскивается такая цифра, которая вместе с суммою вам сообщенных цифр составила бы ближайшее число, делящееся на 9 без остатка. Если, например, в числе 828 была зачеркнута первая цифра (8) и вам сообщили цифры 2 и 8, то, сложив 2+8, вы соображаете, что до ближайшего числа, делящегося на 9, т. е. до 18 - не хватает 8. Это и есть зачеркнутая цифра.

Почему так получается?

Потому что если от какого-либо числа отнять сумму его цифр, то останется число, делящееся на 9 без остатка, иначе говоря такое, сумма цифр которого делится на 9. В самом деле, пусть в задуманном числе а - цифра сотен, в - цифра десятков, с - цифра единиц. Значит всего в этом числе единиц 100а+10в+с. Отнимая от этого числа сумму цифр (а+в+с), получим: 100а+10в+с-(а+в+с)=99а+9в=9(11а+в), т. е. число, делящееся на 9. При выполнении фокуса может случиться, что сумма сообщенных вам цифр сама делится на 9, например 4 и 5.Это показывает, что зачеркнутая цифра либо 0, либо 9.Тогда вы должны ответить: 0 или 9.

  1. Фокус.

Это, наверное, самая прикольная PC-иллюзия!

Инструкция:

  1. Смотреть в течении 40 секунд на 4 точки в центре картинки;

  2. ЗВнеклассное мероприятие Математический поездатем посмотреть на ровную, желательно, белую поверхность (стена, лист бумаги);

  3. Сначала у вас перед глазами появится белое пятно, которое сформируется в портрет.


Ну и кто на этом портрете?

Остановка "Музыкальная"

Учитель: чтобы веселее было дальше путешествовать, давайте все вместе споём песню на мотив знакомой вам детской песенки "Голубой вагон".

Каждый наш урок, как происшествие:
Нам на радость всем оно дано.
Ждёт нас ежедневно путешествие -
Пусть же не кончается оно!

Вместе мы, вместе мы на уроках сидим,
И отправляемся в дальние края.
В город Учёности и в страну Знания -
Там побывать хотят все мои друзья.

Мы по морю Математики плывём,
Волны лодку захлестнуть хотят,
Но лютые волны будут нипочём
Для упорных, знающих ребят.

Вместе мы, вместе мы на уроках сидим,
И отправляемся в дальние края.
В город Учёности и в страну Знания -
Там побывать хотят все мои друзья.


СТАНЦИЯ «СООБРАЖАЙ-КА»

- Народная мудрость гласит: « Ум без догадки гроша не стоит». Итак, дерзайте.

Задача с замками.

1. Имеется три ключа от трех различны­х замков. Каждый ключ подходит только к одному замку. Достаточно ли трех проб, чтобы подобрать ключи к каждому из них?

2. Имеем пять замков и пять ключей. Сколько нужно сделать проб, чтобы каждому замку подобрать свой ключ? (10)

Перед нами 10 закрытых замков и 10 похожих ключей к ним. К каждому замку подходит только один ключ, но ключи смешались. Возьмем один из замков, назовем его первым и попробуем открыть его каждым из 10 ключей. В лучшем случае он откроется первым же ключом, а в худшем - только десятым.
Сколько нужно в худшем случае произвести проб, чтобы подобрать ключи к каждому замку?

Ответ: Для 1-го замка достаточно 9 проб (10-я не обязательна), для 2-го - 8, для 3-го - 7 и т.д., а для оставшегося 10-го не требуется ни одной. Общее число проб составит 9+8+7+...+1+0 = 45.

Игра "Не собьюсь!"

Встав в круг, нужно сосчитать до 50 по порядку, только вместо чисел, которые делятся на 5 говорить "Не собьюсь!"

СВнеклассное мероприятие Математический поездТАНЦИЯ « Познавательная»

Знаете ли вы, что Шарль Перро, автор «Красной Шапочки», написал сказку «Любовь циркуля и линейки»?

Знаете ли вы, что Л. Н. Толстой, автор романа «Война и мир», писал учебники для начальной школы и, в частности, учебник арифметики?

Знаете ли вы, что цветок гортензию назвали в честь Гортензии Лепота, известной вычислительницы, которая составляла математические таблицы? Она привезла этот цветок из Индии.

Знаете ли вы, что А. С. Пушкин написал такие строки: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?

Знаете ли вы, что великий русский поэт М. Ю. Лермонтов интересовался математикой и мог до поздней ночи решать какую-нибудь математическую задачу?

Знаете ли вы, что советский разведчик майор Вихрь (из известного фильма) существовал в действительности и после войны работал учителем математики в одном небольшом украинском городке?

Знаете ли вы, что в 1940 году была напечатана книга, в которой есть 370 различных способов доказательства теоремы Пифагора, а среди них есть доказательство, которое предложил президент США Гарфилд?

Знаете ли вы, что английская королева, прочитав книгу Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», так заинтересовалась ею, что приказала принести ей все книги этого писателя, но была разочарована, потому что в других книгах были математические формулы?

Знаете ли вы, что теорему Пифагора называли «ослиным мостом»? Учащихся, которые запоминали теорему без понимания, называли ослами, поскольку они не могли перейти через мост - теорему Пифагора.

  1. открытие.

Именно Пифагор и его ученики поделили все числа на чётные и нечётные. А сейчас, вы попробуйте совершить открытие, сделанное Пифагором.

Для этого: запишите все нечётные цифры от 1 до 15 . Составьте сумму первых двух, потом первых трёх, потом - четырёх, и т.д. Полученные ответы запишите в строчку. Какое открытие сделал Пифагор?

Знаете ли вы, что А. С. Пушкин написал такие строки: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?

Знаете ли вы, что великий русский поэт М. Ю. Лермонтов интересовался математикой и мог до поздней ночи решать какую-нибудь математическую задачу?

Стихи. Главное - читать с правильной интонацией.

«Пушкин»

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

«Маяковский»

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

«Есенин»

14 126 14
132 17 43…
16 42 511
704 83


Лермонтов
13 20 308
105 400 3 2!
2 3 4 608?
2 8 9 702?


СТАНЦИЯ "Числовая"

Число - как много в этом звуке.
Для математики, друзья!
Но и в простой, обычной жизни
Без чисел нам никак нельзя!

- Числа вторгаются в каждый наш день: встать в 7 часов, успеть к 9 часам. Мы все привыкаем к этому и не придаем числам особого значения, но так было не всегда: древние люди считали числа особым кодом, часто придавали им сказочный и мифический смысл. Например "7" считалось счастливым магическим числом (7 цветов радуги, 7 тонов музыки,…); "13"- наоборот, число несчастливое (чертова дюжина); "2" лежит в основе противопоставлений (жизнь - смерть, холодно - горячо, день - ночь и т.д.); число "3" получило значение священного. Древние пифагорейцы считали его совершенным, т.к. оно имеет начало, середину и конец, и обозначают его в виде треугольника. Итак, конкурс посвящен числам.



-Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. Я начну, а вы закончите пословицы.

  • Один за всех, все за одного.

  • Один ум хорошо, а два - лучше.

  • Два сапога - пара.

  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

  • Обещанного три года ждут.

  • Четыре братца под одной крышей стоят.

  • Знать как свои пять пальцев.

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  • Семеро с ложкой - один с сошкой.

  • Как две капли воды.

  • Знать, как свои пять пальцев.

  • Весна да осень - на дню погод восемь.

  • Семеро одного не ждут.

  • 7 бед, один ответ.

  • 7 пятниц на неделе.

  • Один с сошкой, семеро с ложкой.

  • У 7 нянек дитя без глазу.

ИТОГ. Рефлексия.

- Ну а теперь мне бы хотелось, чтобы мы вместе подвели итоги нашей игры. В конвертах у каждой команды лежат высказывания. Какое высказывание на ваш взгляд близко вам и отражает ваши мысли о математике, о сегодняшней игре. Я даю вам две минутки ознакомиться и выбрать подходящее высказывание.

"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!"

Д. Пойа

"Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым"

А.П. Конфорович

"Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя криво, да сами"

Г. Лессинг

"Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим"

Блез Паскаль

"Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед".

А. Нивен

"Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому".

Д. Пойа

"Хочешь быть умным - научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать".

В труде, в учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать.

И правила, и формулы
Все так легко забыть, но все ж без математики
Нам невозможно жить.
Любите математику и вы поймете вдруг,
Что, правда: «Математика - Царица всех наук!»


9

© 2010-2022