Элективный курс Математика для всех

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по математике для 6-го класса "Математика для всех"

Пояснительная записка

Данный элективный курс рассчитан на 35 часов для учащихся 6-х классов. Общеизвестно, что математика предмет сложный и часто не особенно увлекательный для большинства учащихся. А программа устроена так, что у учителя практически не остается времени на уроке для увлекательного и занимательного материала. Психологические исследования, да и сама жизнь показывают, что не поспоришь с М.В.Ломоносовым по поводу того, что математика ум в порядок приводит. Поэтому родилась идея элективного курса по решению задач, выходящих за школьный курс 6 класса «Математика для», чтобы обучение было с увлечением.

Цель данного курса - познакомить учащихся с миром занимательных математических задач и обучить некоторым приемам их решения.

- развить у учащихся интерес к изучению математики;

- познакомить с разнообразным миром математических задач;

- обучить некоторым приемам решения занимательных задач;

- развитие математической культуры;

- привить учащимся навык работы с текстом;

- формирование и развитие навыков аналитического мышления;

- развитие логического мышления, рефлексии, синтеза и анализа;

- развитие математической интуиции;

- углубление и расширение математических знаний.

Задачи курса:

  1. Развитие у учащихся интереса к изучению математики и воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

  2. Знакомство учащихся с разнообразным миром математических задач.

  3. Обучение некоторым приемам решения занимательных задач.

  4. Подготовка учащихся к олимпиадам и математическим конкурсам.

  5. Развитие математической культуры.

  6. Обучение приемам работы с текстом при решении задач с целью развития коммуникативной компетентности.

  7. Формирование и развитие навыков аналитического мышления, навыков исследовательской и проектной деятельности.

  8. Развитие логического мышления, рефлексии, синтеза и анализа.

  9. Развитие математической интуиции.

  10. Углубление и расширение математических знаний.

  11. Научить представлять результат своей работы и объективно оценивать работы других.

Содержание программы:

Тема занятия

Краткое содержание занятия

1.

Вводное занятие. Занимательные задачи

Мир занимательных задач. Забавные истории. Примеры.

2-3.

Задачи из старинных рукописей. Житейские истории. Путешествия.

Задачи из рукописей Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси с хозяйственно-бытовым, житейским сюжетом.

4-5.

Задачи из старинных рукописей. Денежные расчеты.

Задачи из рукописей Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси, носящие торгово-финансовый характер.

6-7

Задачи на проценты.

Знакомство с задачами на проценты, имеющими применение в различных жизненных ситуациях.

8-9.

Любопытные свойства чисел. Делимость чисел.

Элементарные задачи из теории чисел. Задачи на делимость чисел.

10-11.

Задачи-шутки. Задачи загадки.

Задачи на внимательное восприятие и анализ текста.

12-13.

Математические софизмы.

Разбор ошибок в математических рассуждениях.

14-15.

Задачи на переливания.

Задачи, в которых используются 2 и более сосудов разной вместимости, при помощи которых надо за определенное или любое количество переливаний получить необходимый объем исходной жидкости.

16-17.

18-19.

20-21.

22-24.

25-26.

27-28.

29-30.

31-32.

33-34.

Системы счисления.

Графы. Применение графов к решению задач.

Поиски закономерностей.

Расшифровка записей.

Использование весов при решении уравнений.

Решение задач с помощью уравнений, когда одна величина больше другой.

Решение задач на движение с помощью уравнений.

Математические ребусы.

Итоговое занятие. Защита проектов.

Позиционные и непозиционными системы счисления. Различные системы счисления.

Решение логических задач с помощью графов.

Поиски правил, закономерностей ,способов записей, построение заданных или создаваемых «конструкций».

Чтение и запись условных выражений. Расшифровка и зашифровка записей.

Решение линейных уравнений.

Решение задач с помощью уравнений. Составление краткого условия к задаче.

Решение задач с помощью уравнений. Составление рисунка к задаче.

Составление и решение математических ребусов.

Представление результата коллективной работы.

Формы работы:

Занятия состоят из теоретической и практической части. Работа над уже знакомой учащимся теоретической частью осуществляется в форме беседы, над новой - в лекционной форме. Практическая часть занятий проходит в режиме самостоятельной работы учащихся над задачами с последующим совместным обсуждением. Действует рейтинговая система.

Формы контроля:

  • Учет посещаемости

  • Процент решаемости задач каждого вида (не менее 75% от решаемых самостоятельно задач)

  • Оценка ученического коллектива (творческая часть) и учителя (содержательная часть); творческой работы ученика (работа должна быть оформлена в виде подборки самостоятельно найденных задач по пройденным темам с решениями.)

Ожидаемые результаты:

После изучения курса учащиеся должны:

  • уметь определять тип задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;

  • уметь применять полученные математические знания при решении задач;

  • познакомиться с основными приемами работы с текстом, приобрести начальные знания и умения работы с текстом как средством для дальнейшего формирования у учащихся коммуникативной компетентности.

Список литературы:

1. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. - М.: Просвещение,1994 г.
2. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. - М.: Издательство Русанова,1994 г.
3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. - М.: МЦНМО,2008 г.
4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение,1989 г.
5. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. М. Просвещение 1984 г.

6. Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных. М. Просвещение 1992 г.

7. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. М. Просвещение 1988 г.

Предполагаемые темы групповых проектов:

1. «Занимательные задачи, которые решали наши предки»
2. «Современные занимательные задачи»
3. «Математические софизмы»
4. «Математические ребусы»

В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с некоторыми типами задач и методами их решения, и в проекте хотелось бы показать то, чему они научились.



Проекты №1

Тема проекта: «Занимательные задачи, которые решали наши предки»

Руководители проекта:

учитель математики ФИО
учитель истории ФИО

Участники проекта: ФИО учащихся

Цели:

- ознакомиться с культурой математических занимательных задач
- научиться решать занимательные задачи;
- приобрести навыки работы в команде;
- научиться представлять результаты своего интеллектуального труда в виде готового продукта.

Задачи:

1. Сбор информации по теме проекта при помощи разнообразных информационных ресурсов.
2. Подобрать занимательные задачи, популярные в России.

3.Скомпоновать и оформить подобранную информацию в виде компьютерной презентации и доклада с печатной основой.
4.Подготовиться к защите проекта.

Готовый продукт: доклад с печатной основой, компьютерная презентация.



© 2010-2022