- Преподавателю
- Математика
- Программа по математике 11 класс
Программа по математике 11 класс
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аношкина В.П. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры математики,
информатики и физики
Протокол №1 от 29.08.2014г.
Руководитель кафедры
_______ Т.В. Сухова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Большеелховская
средняя общеобразовательная школа»
_________А.М. Афроськин
Приказ № 34-Д от 30.08.2014 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Алгебра и начала анализа», «Геометрия»
для 11 класса
Составитель: учитель математики
МОУ «Большеелховская СОШ»
Аношкина Валентина Павловна
2014
Алгебра и начала математического анализа
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11класса составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента Государственного общеобразовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1089);
программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 10-11 классы. Составитель Бурмистрова Т.А.-«Просвещение»,2009;
Федеральный базисный план для среднего(полного) общего образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения
промежуточной аттестации учащихся.
Изучение алгебры и начал математического анализа в 11классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для успешной сдачи Единого государственного экзамена, получения образования в областях, требующих углубленной математической подготовки;
-
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
-
воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения математики в профильном курсе старшей школы учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов;
-
использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
-
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Количество часов по разделам
Рабочая программа составлена на основе общеобразовательной программы по алгебре и началам математического анализа 10-11 классы. Сост. Бурмистрова Т.А. - «Просвещение», 2009
В Программе сокращено количество часов, отведенных на изучение разделов «Комбинаторика», «Элементы теории вероятностей», «Комплексные числа», а именно:
в главе «Комбинаторика» вместо 10 часов запланировано 8;
в главе «Элементы теории вероятностей» вместо 8 часов - 6;
в главе «Комплексные числа» вместо 13 - 11часов
Коррективы в часовое планирование были внесены в связи с необходимостью выделения большего числа занятий повторению пройденного материала, систематизации полученных за школьный курс знаний по алгебре. Таким образом, на повторение вместо 23 ч. отведено 29 ч., из них 3 часа предусмотрены на написание контрольных срезов (стартовая, полугодовая, итоговая контрольные работы)
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов по программе
Количество
часов фактически
I.
Тригонометрические функции
19
19
II.
Производная и ее геометрический смысл
22
22
III.
Применение производной к исследованию функции
16
16
IV
Первообразная и интеграл
15
15
V
Комбинаторика
10
8
VI
Элементы теории вероятностей
8
6
VII
Комплексные числа
13
11
VIII
Уравнения и неравенства с двумя переменными
10
10
Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа
23
29
Итого
136
136
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс математики по профильному уровню, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Требования к уровню подготовки выпускников
В ходе преподавания алгебры и начала анализа в 11 классе ученики должны знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
-
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
-
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
-
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
-
вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
уметь:
-
на профильном уровне решать задачи разного уровня сложности на нахождение области определения и множества значений функции;
-
строить графики тригонометрических функций, используя свойства функций;
-
решать практические задачи на применение понятия производной;
-
вычислять производные и первообразные элементарных функций;
-
находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики функций с использованием аппарата математического анализа;
-
находить площадь криволинейной трапеции с помощью интеграла;
-
решать простейшие дифференциальные уравнения;
-
составлять упорядоченные множества, образование сочетаний, образование размещений;
-
находить вероятность события;
-
решать уравнения и неравенства с двумя неизвестными;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1) для решения практических, социально-экономических задач;
2) сдачи ЕГЭ с целью поступления учащихся в высшие учебные заведения;
3) исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств функций.
Межпредметные связи
-
Физика. Графики тригонометрических функций. Применение интегралов для решения физических задач.
-
Геометрия. Геометрический смысл производной. Геометрическая интерпретация комплексных чисел.
-
Комбинаторика. Размещения. Перестановки. Сочетания.
-
Химия. Задачи на проценты.
Тематическое планирование
по дисциплине «Алгебра и начала математического анализа»
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Теоретическое обучение, ч.
Контрольная работа, ч.
Самостоятельная работа, тест, проверь себя, ч.
Повторение
2
2
I.
Тригонометрические функции
17
11
2
4
II.
Производная и ее геометрический смысл
22
16
1
5
III.
Применение производной к исследованию функции
16
12
1
3
IV
Первообразная и интеграл
15
11
1
3
V
Комбинаторика
8
6
1
1
VI
Элементы теории вероятностей
6
4
1
1
VII
Комплексные числа
11
9
1
1
VIII
Уравнения и неравенства с двумя переменными
10
7
1
2
Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа
29
23
1
3
Итого
136
103
10
23
Содержание обучения
алгебры и начал математического анализа
1. Тригонометрические функции. ( 17 часов )
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Свойства функции y = cosx и ее график .Свойства функции y = sinx и ее график. Свойства функции y = tgx и ее график. Обратные тригонометрические функции.
Основная цель - изучить свойства тригонометрических функций, научить учащихся применять эти свойства при решении уравнений и неравенств;обобщить исистематизировать знания об исследовании функций элементарными методами; научить строить графики тригонометрических функций, используя различные приемы построенияграфиков.
Среди тригонометрических формул следует особо выделить те формулы, которые непосредственно относятся к исследованию тригонометрических функций и построению их графиков. Так, формулы sin(-x) = - sinxиcos (-x) = cosх выражают свойства нечетности и четности функций y = sinxиy = cosxсоответственно.
С помощью графиков тригонометрических функций решаются простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. При изучении данного раздела происходит как обобщение и систематизация знаний учащихся об злементарных функциях и их исследовании методами элементарной математики, так и подготовка к восприятию элементов математического анализа.
2. Производная и ее геометрический смысл ( 22 часа )
Предел последовательности. Предел функции. Непрерывность функции. Определение производной. Правила дифференцирования. Производная степенной функции. Производные элементарных функций. Геометрический смысл производной.
Основная цель- ввести понятие предела последовательности, предела функции, производной; научить находить производные с помощью формул дифференцирования; научить находить уравнение касательной к графику функции, решать практические задачи на применение понятия производной.
Показать учащимся целесообразность изучения производной и в дальнейшем первообразной, так как это необходимо при решении многих практических задач, связанных с исследованием физических явлений, вычислением площадей криволинейных фигур и объемов тел с произвольными границами, с построением графиков функций, также следует показать, что функции, графиками которых являются кривые, описывают многие важные физические и технические процессы.
Учащиеся знакомятся со строгими определения предела последовательности, предела функции, непрерывности функции. Правила дифференцирования и формулы производных элементарных функций доказываются строго.
3. Применение производной к исследованию функций ( 16 часов )
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Производная второго порядка, выпуклость и точка перегиба. Построение графиков функций.
Основная цель - показать возможности производной в исследовании свойств функций и построении их графиков.
Вводятся понятия точек максимума и минимума , точек перегиба, критические и стационарные точки.
Необходимо показать учащимся, что если f''(x)>0,то рассматриваемая стационарная точка есть точка минимума; если f''(x)<0, то эта точка - точка максимума; если f''(x) = 0,то точка х есть точка перегиба.
Приводится схема исследования основных свойств функции, предваряющая построение графика и выглядит так: 1) область определения функции; четность(нечетность); периодичность; 2) нули функции; промежутки знакопостоянства; 3) асимптоты графика функции; 4) первая производная; критические точки; промежутки монотонности; экстремумы; 5) вторая производная; промежутки выпуклости, направления выпуклостей и точки перегиба.
4. Первообразная и интеграл ( 15 часов )
Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Вычисление площадей фигур с помощью интегралов. Применение интегралов для решения физических задач. Простейшие дифференциальные уравнения.
Основная цель - ознакомить с понятием интеграла и интегрированием как операций, обратной дифференцированию; научить находить площадь криволинейной трапеции, решать простейшие физические задачи с помощью интеграла.
Таблица первообразных получается из таблицы производных. Связь между первообразной и площадью криволинейной трапеции устанавливается формулой Ньютона - Лейбница. С ее помощью вычисляются определенные интегралы и находятся площади криволинейных трапеций.
Учащиеся знакомятся с задачами на нахождение пути по заданной скорости, на вычисление работы переменной силы, задачами о размножении бактерий и о радиоактивном распаде и учатся решать простейшие дифференциальные уравнения.
5. Комбинаторика (10 часов )
Математическая индукция. Правило произведения. Размещения повторениями. Перестановки. Размещения без повторений. Сочетания без повторений и бином Ньютона.
Основная цель - развить комбинаторное мышление учащихся; ознакомить с теорией соединений; обосновать формулу бинома Ньютона.
Основными задачами комбинаторики считаются следующие: 1) составление упорядоченных множеств(образование перестановок); 2)составление подмножеств данного множества (образование сочетаний); 3) составление упорядоченных подмножеств данного множества(образование размещений)
6. Элементы теории вероятностей(на дополнительных занятиях) ( 8 часов )
Вероятность события. Сложение вероятностей. Условная вероятность. Независимость событий. Формула Бернулли.
Основная цель - сформировать понятие вероятности случайного независимого события; научить решать задачи на применение теоремы о вероятности суммы двух несовместных событий и на нахождение вероятности произведения двух независимых событий.
Вводятся понятия случайных, достоверных и невозможных событий, связанных с некоторым испытанием; определяются и иллюстрируются операции над событиями. Решаются задачи на определение вероятности события .
7. Комплексные числа ( 13 часов )
Определение комплексных чисел. Сложение и умножение комплексных чисел. Комплексно сопряженные числа. Модуль комплексного числа. Операции вычитания и деления. Геометрическая интерпретация комплексного числа . Тригонометрическая форма комплексного числа. Умножение и деление комплексных чисел, записанных в тригонометрической форме. Формула Муавра. Квадратное уравнение с комплексным неизвестным. Извлечение корня из комплексного числа. Алгебраические уравнения.
Основная цель - научить представлять комплексное число в алгебраической и тригонометрической формах; изображать число на комплексной плоскости; научить выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления чисел, записанных в алгебраической форме, операции умножения и деления чисел, представленных в тригонометрической форме.
8. Уравнения и неравенства с двумя переменными ( 10 часов )
Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными. Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными. Уравнения и неравенства с двумя переменными, содержащие параметры.
Основная цель - обучить приемам решения уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств с двумя переменными.
Учебный материал этой темы построен так, что сначала рассматриваются уравнения с двумя переменными, линейные или нелинейные, затем неравенства и, наконец , системы уравнений и неравенств.
Изучением этой темы подводится итог известным учащимся методам решения уравнений и неравенств. Рассматриваются методы, с которыми они ранее знакомы не были, но знания, которые приходится применять, хорошо известны и предстают с новой для учащихся стороны.
9. Повторение ( 29 часов )
.
Календарно-тематический план
по алгебре и началам математического анализа
( I полугодие - 64 часа, II полугодие - 71 час)
Виды контроля и самостоятельной работы:
ФО - фронтальный опрос.
ИРД - индивидуальная работа у доски.
ИРК - индивидуальная работа по карточкам.
СР - самостоятельная работа.
ПР - проверочная работа.
МД - математический диктант.
Т - тестовая работа.
ДК - дифференцированные карточки по теме
ДМ - дидактические материалы.
№ п/п
Наименование разделов и тем урока
Кол- во часов
Вид занятия
Цели и задачи обучения
Виды сам. работы
Дата проведения занятия
План.
Факт.
Повторение ( 2 часа)
1
Логарифмические уравнения
1
Повторение знаний, полученных в 10 классе
ИРД
2
Степенная функция
1
Повторение знаний, полученных в 10 классе
МД
ИРД
Глава I. Тригонометрические функции ( 17часов+1 час входная КР)
Цель - изучить свойства тригонометрических функций, научить учащихся применять эти свойства при решении уравнений и неравенств; обобщить и систематизировать знания об исследовании функций элементарными методами; научить строить графики тригонометрических функций, используя различные приемы построения графиков.
3
Область определения тригонометрических функций (Задача1-3)
1
Изучение нового
Введение понятия тригонометрической функции, ее области определения и множества значений.
СР
№2(3,5)
4
Решение задач на нахождение области определений и множества значений тригонометрических функций (Задача 4-8)
1
Изучение нового
Формирование умений находить область определения и множество значений тригонометрической функции.
ФО
СР
МД
5
Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций (Задачи 1-4)
1
Изучение нового
Повторение понятий четности и нечетности функций, введение понятия периодической функции, обучение нахождению наименьшего положительного периода функции
ФО
СР
№13(3,4)
6
Четность, нечет-ность, перио-дичность триго-нометрических функций (Задачи 5-9)
1
Закрепление новых знаний
Обучение исследованию тригонометрических функций на чётность и нечётность и нахождению периода функции.
Т
7
Решение задач ЕГЭ части В на нахождение чётности и нечётности функции, нахождение её области определения и множества значений
1
Закрепление новых знаний
Формирование умений находить наименьший период тригонометрической функции.
СР из книги для учителя
8
Свойства функции y = cos x и ее график (до задачи1)
1
Изучение нового
Ввести понятие графика функции, рассмотреть геометрическое преобразование графика функции
СР
№33(3), 34(2,3)
9
Определение свойств функ-ции y = cos x по её графику ( задачи 1,2)
1
Изучение нового
Формирование умений находить область опреде-ления, множество значе-ний и исследовать на чётность, нечётность тригонометрическую функцию.
ФО
МД
10
Решение задач ЕГЭ части В на нахождение промежутков возрастания и убывания функции
1
Закрепление новых знаний
Использование свойств и графика функции при решении уравнений и неравенств.
ДК
Т
(таблица)
11
Свойства функции y = sinx и ее график (до задачи 1)
1
Изучение нового
Рассмотреть геометрическое преобразование графика функции
СР
№56(3), 57(5)
12
Определение свойств функ-ции y= sinx по её графику ( задачи 1,2)
1
Изучение нового
Формирование умений находить область опреде-ления, множество значе-ний и исследовать на чётность, нечётность тригонометрическую функцию.
ФО
СР
№58(4), 59(4)
МД
13
Решение задач ЕГЭ части В на нахождение промежутков возрастания и убывания функции
1
Закрепление новых знаний
Использование свойств и графика функции при решении уравнений и неравенств.
ДК
Т
(таблица)
14
Свойства функции y = tgx и ее график (задачи 1-3)
1
Изучение нового
Рассмотреть геометрическое преобразование графика функции
СР
№79(3)
15
Входная контрольная работа
1
Проверка знаний
Контроль знаний учащихся
КР
16
Свойства функции y =ctgx и ее график (задачи 1-3)
1
Изучение нового
Рассмотреть геометрическое преобразование графика функции
ФО
СР
№79(5) (таблица)
17
Обратные тригонометрические функции
1
Изучение нового
Рассмотреть графики обратных тригонометрических функций
Т
18
Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции
1
Закрепление новых знаний
Формирование умений решать уравнения и доказывать тождества, содержащие обратные тригонометрические функции.
СР
№98(3)
19
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка к контрольной работе и к ЕГЭ
1
Повторение и обобщение и пройденного
Подготовить учащихся к выполнению контрольной работы
Проверь себя!
ПР
20
Контрольная работа №1 по теме: «Тригонометрические функции»
1
Проверка знаний
Контроль знаний учащихся
КР
Глава ІІ. Производная и ее геометрический смысл ( 22 часа)
Цель - показать возможности производной в исследовании свойств функций и построении их графиков.
21
Анализ к/р. Лекция «Предел последовательности»
1
Комбинированный
Ввести понятие предела последовательности
Т
22
Сходящиеся последовательности
1
Изучение нового
Нахождение предела числовой последовательности
ФО
ДК
23
Монотонная последовательность
1
Изучение нового
Формирование умений вычисления пределов числовых последовательностей
СР
№5(5)
24
Предел функции
1
Закрепление новых знаний
Формировать умение нахождения предела функции справа и слева
СР
25
Вертикальные и горизонтальные асимптоты
1
Закрепление новых знаний
Формирование умений вычислять предел в бесконечности
ДМ
26
Непрерывность функции
1
Изучение нового
Умение определять непрерывность функции
(табдица)
27
Определение производной
1
Изучение нового
Ввести понятие производной, умение находить производную по определению
ФО
28
Решение задач на нахождение производной простейших функций
1
Формирова-
ние умений и навыков
Формирование умений нахождения производной
ДК
29
Правила дифференцирования
1
Изучение нового
Умение находить производную суммы, произведения, частного, степени
Т
(таблица)
СР
№31(7)
30
Дифференцирование суммы, разности, произведения, частного
1
Закрепление новых знаний
Формирование умений нахождения производной основных элементарных функций
ФО
СР
№33(5)
31
Производная сложной функции
1
Закрепление новых знаний
Формирование умений нахождения производных сложных функций
СР
№39(3)
32
Производная степенной функции
1
Изучение нового
Выработать навык нахождения производной степенной функции
(таблица)
СР
№47(5,7)
33
Производная сложной функции
1
Закрепление новых знаний
Формирование умений нахождения производных сложных функций
СР
№53(3)
34
Производная элементарных функций
1
Изучение нового
Изучить производные элементарных функций
Т (книга для учителя)
СР
№65(3), 67(3)
35
Производная элементарных функций сложного аргумента
1
Закрепление новых знаний
Формирование умений нахождения производных элементарных функций сложного аргумента
ФО
СР
№71(7), 72(5)
36
Решение задач с применение правил дифференцирования и формул для производных
1
Формирова-
ние умений и навыков
Применение правил дифференцирования и формул для производных к решению задач
СР
(Книга для учителя)
37
Геометрический смысл производной. Угловой коэффициент к прямой.
1
Изучение нового
Ввести понятие касательной и сформулировать, в чем состоит геометрический смысл производной
МД
38
Уравнение касательной к графику функции.
1
Закрепление новых знаний
Формирование умения определять, под каким углом пересекаются графики функций
ДК
39
Решение проблемных задач.
1
Закрепление новых знаний
Формирование умения находить точки, в которых касательные к кривым параллельны
ФО
СР
(книга для учителя)
40
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка ЕГЭ
1
Формирова-
ние умений и навыков
Повторить, обобщить, систематизировать материал Главы II
Проверь себя!
ПР
41
Решение задач. Подготовка к к.р
1
Повторение и обобщение и пройденного
42
Контрольная работа №2 «Производная и ее геометрический смысл»
1
Проверка знаний
Проверить знания и умения по данной теме
д/з. Историческая справка. стр.96
Глава IІІ. Применение производной к исследованию функции (16 часов)
Цель - показать возможности производной в исследовании свойств функций и построении их графиков.
43
Анализ к/р. Лекция « Применение производной к исследованию функции». Возрастание и убывание функции
1
Комбинированный
Доказать достаточный признак возрастания (убывания) функции и показать его применение при нахождении промежутков возрастания (убывания)функции
(таблица)
44
Построение графика непрерывной функции
1
Изучение нового
Формировать умения находить промежутки монотонности функции
ФО
СР
№2(3)
45
Экстремумы функции
1
Изучение нового
Ввести понятие критических точек функции, точек экстремума; Рассмотреть необходимое условие экстремума (Теорему Ферма), признаки максимума и минимума функции
СР
№9(6)
(таблица)
46
Нахождение экстремума функции
1
Закрепление новых знаний
Уметь применять необходимые и достаточные условия экстремума для нахождения точек экстремума функции
СР
№11(7)
ПР
(книга для учителя)
47
Наибольшее и наименьшее значение функции
1
Изучение нового
Ввести правило нахождения наибольшего и наименьшего значения функции
СР
(таблица)
48
Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции
1
Закрепление новых знаний
Формирование умения исследовать функцию на монотонность
49
Нахождение наибольшего и наименьшего значения функ-ции на промежутке
1
Формирова-
ние умений и навыков
Формирование умения нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на промежутке
ФО
50
Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба
1
Изучение нового
Умение определять выпуклость (вогнутость) в точке, точку перегиба графика функции
Презентация «Выпуклость, вогнутость в точке и точка перегиба»
51
Решение задач на нахождение интервалов выпуклости, вогнутости
1
Закрепление новых знаний
Формирование умения находить интервалы выпуклости, вогнутости
52
Построение графиков функций
1
Изучение нового
Изучить последний этап исследования функции (построение графиков функций)
МД
(таблица)
53
Применение производной к исследованию функций
Закрепление новых знаний
Учить применять исследование функции при построение графиков функций
СР
№43(3)
54
Применение производной к построению графиков функций
1
Формирова-
ние умений и навыков
Формировать умение построения графика функции с помощью производной
СР
(книга для учителя)
55
Нахождение точек максимума и минимума
1
Закрепление новых знаний
Обучение применению производной к нахождению наибольшего и наименьшего значений функции
СР
№59(4)
56
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка ЕГЭ
1
Повторение и обобщение и пройденного
Повторить и обобщить изученный материал
ДК
57
Решение задач. Подготовка к к.р
1
Повторение и обобщение и пройденного
Формирование умения применять производную к нахождению наибольшего и наименьшего значений функции при решении прикладных задач
ФО
ПР
58
Контрольная работа за I-е полугодие
1
Проверка знаний
Контроль знаний учащихся
КР
59
Контрольная работа №3 по теме: «Применение производной к исследованию функции»
1
Проверка знаний
Выявление знаний, умений учащихся и степени усвоения ими материала
д/з. Историческая справка. Стр. 130.
Глава ІV. Первообразная и интеграл (15 часов+ 1 час полугодовая к.р)
Цель- ознакомить с понятием интеграла и интегрированием как операций, обратной дифференцированию; научить находить площадь криволинейной трапеции, решать простейшие физические задачи с помощью интеграла.
60
Анализ к/р. Лекция «Первообразная и интеграл». Первообразная
1
Комбинированный
Рассмотреть понятие первообразной функции и связь между первообразной и производными функциями
ФО
СР
№1(3)
61
Нахождение первообразной для функции
1
Изучение нового
Учить находить первообразную для функции
СР
№2(3)
62
Правила нахождения первообразных
1
Изучение нового
Рассмотреть основные правила интегрирования и применение их для вычисления первообразной
МД
63
Решение задач физической направленности
1
Повторение и обобщение и пройденного
Обучение применению основных правил интегрирования и применение их для вычисления первообразной
СР
№6(1,2)
64
Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление
1
Комбинированный
Ознакомиться с понятием криволинейной трапеции и нахождением ее площади.
ФО
СР
№14(1)
65
Нахождение площади криволинейной трапеции
1
Изучение нового
Обучение вычислению площади криволинейной трапеции в простейших случаях
СР
№15(5)
66
Решение задач на нахождение интеграла
1
Формирова-
ние умений и навыков
Формирование умений нахождения интеграла
СР
№16(3), 17(3)
67
Вычисление площадей фигур с помощью интегралов
1
Изучение нового
Применять формулу Ньютона -Лейбница при вычислении площади фигуры
ФО
СР
(книга для учителя)
68
Нахождение площади фигуры, ограниченной параболами
1
Закрепление новых знаний
Формирование умения нахождения площади фигуры, ограниченной параболами
69
Нахождение площади фигуры, ограниченной графиками любых непрерывных функций
1
Формирова-
ние умений и навыков
Формирование умения нахождения площади фигуры, ограниченной графиками любых непрерыв-ных функций
70
Применение интегралов для решения физических задач
1
Формирова-
ние умений и навыков
Умение применять интегралы для решения физических задач
71
Простейшие дифференциальные уравнения
1
Формирова-
ние умений и навыков
Выработать навык решения простейших дифференциальных уравнений
ФО
72
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка ЕГЭ
1
Контроль и коррекция
Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по материалам Главы ІV
Проверь себя!
ПР
73
Решение задач. Подготовка к к.р
1
Повторение и обобщение и пройденного
Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по материалам Главы ІV
Т
74
Контрольная работа №4 «Первообразная и интеграл»
1
Проверка знаний
Проверить знания учащихся ,используя разноуровневые варианты
д/з. Историческая справка Стр.155
Глава V. Комбинаторика (10часов)
Цель:- развить комбинаторное мышление учащихся; ознакомить с теорией соединений; обосновать формулу бинома Ньютона.
75
Анализ к/р. Математическая индукция. Лекция «Комбинаторика».
1
Комбинированный
Приучать к самостоятельному познанию нового
76
Правило произведения. Размещения с повторениями
1
Изучение нового
Умение определять комбинации, составленные из данных n-элементов по m- элементов
Т
(таблица)
77
Перестановки
1
Изучение нового
Знать и уметь применять формулу для определения число перестановок
Т
(таблица)
78
Решение задач на перестановки
1
Формирова-
ние умений и навыков
Формирование умений решать практические задачи для определения числа перестановок
ФО
79
Размещения без повторений
1
Изучение нового
Умение находить число размещений
Т
(таблица)
80
Сочетания без повторений
1
Контроль и коррекция
Умение вычислять число сочетаний
СР
(таблица)
81
Бином Ньютона
1
Изучение нового
Умение находить зна-чения биномиальных ко-эффициентов
82
Сочетания с повторениями
1
Изучение нового
Приучать к самостоятельному познанию нового
(таблица)
83
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка ЕГЭ
1
Повторение и обобщение и пройденного
Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по материалам Главы І V
84
Контрольная работа №5 «Комбинаторика»
1
Проверка знаний
Контроль знаний учащихся
д/з. Историческая справка стр.176
Глава VI Элементы теории вероятностей (6 часов)
Цель:- сформировать понятие вероятности случайного независимого события; научить решать задачи на применение теоремы о вероятности суммы двух несовместных событий и на нахождение вероятности произведения двух независимых событий.
85
Анализ к/р. Вероятность событий
1
Комбинированный
Умение определять вероятность события
86
Сложение вероятностей Условная вероятность. Независимость событий
1
Закрепление новых знаний
Нахождение суммы вероятностей. Приучать к самостоятельному познанию нового
СР
87
Вероятность произведения нескольких событий
1
Изучение нового
Научить находить вероятность произведения нескольких событий
88
Формула Бернулли
1
Изучение нового
Умение применять формулу при выполнении упражнений
Д
89
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка ЕГЭ
1
Повторение и обобщение и пройденного
Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по материалам Главы VI
ФО
90
Контрольная работа №6 «Элементы теории вероятностей»
1
Проверка знаний
Контроль знаний учащихся
д/з. Выст. «Возникновение теории вероятностей»
Глава VII. Комплексные числа (11 часа)
Цель- научить представлять комплексное число в алгебраической и тригонометрической формах; изображать число на комплексной плоскости; научить выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления чисел, записанных в алгебраической форме, операции умножения и деления чисел, представленных в тригонометрической форме.
91
Анализ к/р. Лекция « Комплексные числа». Определение комплексных чисел. Сложение и умножение комплексных чисел.
1
Комбинированный
Умение выполнять действия над комплексными числами
92
Комплексно сопряженные числа. Модуль комплексного числа.
1
Изучение нового
Сформировать представление учащихся о комплексно сопряженном числе, модуле комплексного числа
МД
93
Операции вычитания и деления
Закрепление новых знаний
94
Геометрическая интерпретация комплексного числа
1
Изучение нового
Умение показывать комплексное число на координатной плоскости
95
Тригонометрическая форма комплексного числа
1
Изучение нового
Научить записывать комплексное число в тригонометрической форме
96
Умножение и деление комплексных чисел, записанных в тригонометрической форме.
1
Контроль и коррекция
Научить находить произведение и частное комплексных чисел
СР
97
Формула Муавра
Изучение нового
98
Квадратное уравнение с комплексным неизвестным
1
Изучение нового
Умение находить корни квадратного уравнения с комплексным неизвестным
99
Извлечение корня из комплексного числа. Алгебраические уравнения
1
Формирова-
ние умений и навыков
Приучать к самостоятельному познанию нового
СР
100
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка ЕГЭ
1
Повторение и обобщение и пройденного
Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по материалам Главы VII
101
Контрольная работа №7 «Тригонометрические функции»
1
Проверка знаний
Контроль знаний учащихся
д/з. Выст. «История развития чисел»
Глава VІІІ. Уравнения и неравенства с двумя переменными (10 часов)
Цель - обучить приемам решения уравнений, неравенств и систем уравнений и неравенств с двумя переменными.
102
Анализ к/р. Линейные уравнения и неравенства с двумя переменными
1
Комбинированный
Выработать навыки решения уравнений и неравенств с двумя неизвестными
СР
103
Решение систем неравенств графическим способом
1
Изучение нового
104
Нахождение площади фигуры, ограниченной линиями
1
Изучение нового
ДК
105
Нелинейные уравнения и неравенства с двумя переменными
1
Контроль и коррекция
Умение решать нелинейные уравнения и неравенства с двумя неизвестными
Т
106
Решение систем нелинейных уравнений графически
1
Формирова-
ние умений и навыков
ДК
107
Нахождение площади фигуры, заданной на координатной плоскости системой нелинейных уравнений
1
Изучение нового
108
Уравнения и неравенства с двумя переменными, содержащие параметр
1
Закрепление новых знаний
Выработать навык решения уравнений и неравенств с параметрами
ДК
109
Нахождение значения параметра
1
Формирова-
ние умений и навыков
110
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка ЕГЭ
1
Повторение и обобщение и пройденного
Повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по материалам Главы VІІІ
Проверь себя!
111
Контрольная работа №8 «Тригонометрические уравнения»
1
Проверка знаний
Контроль знаний учащихся
д/з. Историческая справка стр.271
Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа.
Подготовка к ЕГЭ. (25 часов)
112
Анализ к.р. Степени и корни
1
Комбинированный
МД
113
Преобразование буквенных выражений, включающих степени
1
Контроль и коррекция
ИРД
СР
114
Показательные функции и уравнения
1
Закрепление полученных знаний
СР
115
Показательные неравенства
1
Закрепление полученных знаний
МД
116
Логарифмические функции и уравнения
1
Контроль и коррекция
СР
117
Логарифмические неравенства
1
Формирова-
ние умений и навыков
118
Уравнения и неравенства
1
Закрепление и обобщение полученных знаний
119
Системы уравнений
1
Контроль и коррекция
Т
120
Системы неравенств
1
Закрепление полученных знаний
121
Тригонометрические функции и уравнения
1
Закрепление и обобщение полученных знаний
122
Тригонометрические неравенства
1
Закрепление и обобщение полученных знаний
123
Производная
1
Формирова-
ние умений и навыков
124
Решение задач на нахождение производной
1
Закрепление и обобщение полученных знаний
125
Интеграл
1
Контроль и коррекция
СР
126
Решение задач на нахождение первообразных
1
Закрепление и обобщение полученных знаний
127
Построение и исследование математической модели (Составление уравнений и неравенств по условию задачи)
1
Закрепление полученных знаний
ИРД
128
Решение задач практической направленности
1
Формирова-
ние умений и навыков
129
Элементы комбинаторики
1
Закрепление полученных знаний
СР
130
Элементы статистики и теории вероятностей
1
Закрепление полученных знаний
131
Действия с функциями
1
Контроль и коррекция
132
Вычисления и преобразования
1
Формирова-
ние умений и навыков
133
Итоговый тест
2
Контроль и коррекция
Т
134
135
Итоговая контрольная работа
2
Проверка знаний
Контроль знаний учащихся
136
ИТОГО
136
Содержание практической деятельности
Учебный процесс предполагается организовать с использованием выше представленного УМК, интернет-ресурсов. При этом предусмотрена реализация системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов.
Приоритетами среди форм учебной работы являются: комбинированный урок, традиционный урок, урок-лекция, урок-практикум, урок-семинар исследование.
Формы текущего и итогового контроля: самостоятельная работа, тест, математический диктант, устный и письменный опрос по теме урока, контрольная работа по разделам учебника, диагностическая работа.
Материально - техническое обеспечение
1.Компьютер с проектором;
2.Раздаточный дидактический материал;
3.Таблицы: обратные тригонометрические функции, преобразование графиков функций, арксинус, арккосинус, арктангенс, графики функций и их производных, график функции у = sinx (y = cosx, y = tgx), графики тригонометрических функций, формулы дифференцирования, периодические функции, графики обратных функций, графики показательных и тригонометрических функций, экстремумы функций, наибольшее и наименьшее значение функции, возрастание и убывание функции, четность и нечетность функций, непрерывность функции.
Список литературы
Основная учебно - методическая литература
Программаобщеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл./ Сост. Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2009.
Учебник: Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11кл.- М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
-
Ивлев Б.М. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 кл.-М.: Просвещение, 2008.
-
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
-
Федорова Н.Е. Изучение алгебры и начал математического анализа в 11 классе : кн. Для учителя / Н.Е.Федорова, М.В. Ткачева. - М. : Просвещение, 2009. - 190 с.
-
Азевич А.И. Рубежные текстовые работы по математике для 5-11 классов. М.: школьная Пресса, 2002.
-
Крамор В.С., Михайлов П..А. тригонометрические функции.- М.: Просвещение, 1999 г.
-
Студенецкая В.Н, Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. - Волгоград: Учитель, 2006.
-
Единый государственный экзамен 2005-2011. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.: Интеллект-Центр, 2005-2011
-
Мирошкина Е.В. Математика. 10-11 классы. Уравнения и неравенства. Приемы, методы, решения. - Волгоград: Учитель, 2007 г.
-
Ковалева Г.И.Функциональный метод решения уравнений и неравенств. - М.: Чистые пруды, 2008.
-
Элективный курс «Задачи из материала ЕГЭ (части В и С)»
-
Ткачева М.В. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 11 класс : базовый и профил. уровни / М.В. Ткачева, Н.Е.Федорова. - М. : просвещение, 2009. - 96 с.
-
Борзенков А.В. Математика: практикум для старшеклассников и абитуриентов -Волгоград: Учитель, 2009.-251с.
-
Власова А.П. Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений 10-11 кл. :учебное пособие - М.:Дрофа,2007.-93с
-
ПоповаТ.Г.Математика.10-11классы. Развитие комбинаторно-логического мышления. Задачи, алгоритмы решений -Волгоград: Учитель,2009.-111с.
-
Бунимович Е.А. Основы статистики и вероятность. 5-11кл.:учебное пособие - М.: Дрофа, 2008. - 286с.
-
Материалы из интернет.
Геометрия
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 11класса составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента Государственного общеобразовательного стандарта среднего (полного) общего образования по математике (геометрия). (Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1089);
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель Бурмистрова Т.А.-«Просвещение»,2009;
Федеральный базисный план для среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения
промежуточной аттестации учащихся.
Изучение геометрии в 11классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
1) формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
2)овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для успешной сдачи Единого государственного экзамена, получения образования в областях, требующих углубленной математической подготовки;
-
развитиелогического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
-
воспитаниесредствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе изучения геометрии в профильном курсе учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов;
-
использования различных языков математики для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
решения широкого класса задач из различных разделов курса, поисковой и творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач;
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности: выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; использования и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и результатов эксперимента; выполнения расчетов практического характера;
-
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин и реальной жизни; проверки и оценки результатов своей работы, соотнесения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом;
-
самостоятельной работы с источниками информации, анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Количество часов по разделам
Рабочая программа составлена на основе общеобразовательной программы. Геометрии 10-11 классы. Сост. Бурмистрова Т.А. - «Просвещение»,2009 . Из-за того, что на первоначальное повторение не отведено ни одного часа, поэтомумною внесены небольшие изменения:
в главе «Метод координат в пространстве» вместо 15 часов запланировано14;
в главе «Цилиндр, конус, шар» вместо 16часов -15;
Итого, два часа на повторение за 10 класс.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов по программе /Количество часов фактически
Повторение
0/2
I
Векторы в пространстве
6/6
II
Метод координат в пространстве
15/14
III
Цилиндр, конус, шар
16/15
IV
Объемы тел
17/17
V
Заключительное повторение курса геометрии 11 класса
14/14
Итого
68/68
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс математики по профильному уровню, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучении геометрии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
-
понятие вектора в пространстве (сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число, алгоритм разложения вектора по трем некомпланарным векторам);
-
связь между координатами векторов и координатами точек;
-
скалярное произведение векторов;
-
формулу вычисления углов между прямыми и плоскостями;
-
виды движения;
-
понятие цилиндра, конуса ,шара;
-
формулы площадей конических фигур;
-
взаимное расположение сферы и прямой, сферы и плоскости;
-
понятие объема;
-
формулы объема многогранников, объема тел вращения;
-
вычисление объемов тел с помощью интеграла;
-
определение шарового сегмента ,шарового слоя, шарового сектора.
.
уметь:
1) соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур; изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
-
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
-
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
-
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
сдачи ЕГЭ с целью поступления учащихся в высшие учебные заведения;
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Межпредметные связи
-
Рисование: движения, подобие.
-
Черчение: многогранники, эллипс.
-
Физика: отношения площадей.
Тематическое планирование по дисциплине «Геометрия»
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Теоретическое обучение, ч.
Контрольная работа, ч.
Зачет,ч
Самостоятельная работа,тест,ч
Повторение
2
-
-
-
-
I
Векторы в пространстве
6
4
-
1
1
II
Метод координат в пространстве
14
11
1
1
6
III
Цилиндр, конус, шар
15
11
1
1
4
IV
Объемы тел
17
10
1
1
4
V
Заключительное повторение курса геометрии 11 класса
14
11
1
2
Итого
68
47
4
4
17
Содержание обучения геометрии
1.Векторы в пространстве
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель - закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действия над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по данным некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Подробно рассматриваются :компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов, разложение вектора по трем некомпланарным векторам.
2. Метод координат в пространстве. Движения
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.
Основная цель - сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Вводится скалярное произведение векторов, перечисляются его свойства и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.
В конце изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Рассмотрено преобразование подобия.
3. Цилиндр, конус, шар
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения об основных телах иповерхностях вращения - цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра,конуса, усеченного конуса, сферы, шара. В задачах рассматриваются описанные и вписанные призмы и пирамиды, взаимное расположение сферы и прямой.
4. Объемы тел
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель - ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
Формируются основные свойства объемов, выводятся формулы объемов прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы и цилиндра и формула площади сферы.
5. Обобщающее повторение
Календарно-тематический план
по геометрии
(I полугодие - 32 часа, II полугодие -36 часов)
Но-мер уро-ка
Наименование разделов и тем урока
Вид занятия
Кол-во часов
Цели и задачи обучения
Самостоятельная работа, тест
Дата проведения занятия
Планируемая
Фактическая
Глава IV. Векторы в пространстве (6часов)
Цель - закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действия над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вектора по данным некомпланарным векторам.
1
Повторение
1
Повторить и обобщить знания учащихся в области планиметрии и стереометрии
2
Повторение
1
Повторить и обобщить знания учащихся в области планиметрии и стереометрии
3
Понятие вектора в пространстве Равенство векторов.
1
Ввести определение вектора в пространстве и равенства векторов
(таблица)
4
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.
1
Рассмотреть правила треугольника и параллелограмма сложения векторов в пространстве, переместительный и сочетательный законы сложения, два способа построения разности двух векторов, правило сложения нескольких векторов в пространства
5
Умножение вектора на число
1
Рассмотреть правило умножения вектора на число и основные свойства этого действия
Тест
6
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда
1
Ввести определение компланарных векторов, рассмотреть признак компланарности трех векторов и правило параллелепипеда сложения трех некомпланарных векторов
7
Разложение вектора по трем некомпланарным векторам
1
Рассмотреть теорему о разложении вектора по трем некомпланарным векторам, решить несколько задач на разложение вектора по трем некомпланарным векторам
8
Урок-зачет по теме «Векторы в пространстве»
1
Проверить усвоение материала в ходе зачета
Глава V. Метод координат в пространстве. Движения (14 часа)
Цель - сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
9
Лекция «Метод координат в пространстве»
1
Ввести понятие прямоугольной системы координат в пространстве; выработать умения строить точку по заданным координатам
10
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора
1
Ввести понятие координат вектора в данной системе координат ,уметь выполнять действия над векторами
Самостоятельная работа
11
Связь между координатами векторов и координатами точек
1
Ввести понятие радиус-вектора произвольной точки пространства
12
Простейшие задачи в координатах
1
Вывести формулы координат середины отрезка, длины вектора через его координаты и расстояния между двумя точками
13
Решение стереометрических задач координатно-векторным методом
1
Умение решать задачи координатно-векторным методом
Диктант
14
Решение простейших задач в координатах
1
Выработать навык решения стереометрических задач координатно-векторным методом
Самостоятельная работа
15
Угол между векторами
1
Ввести понятие угла между векторами и уметь находить угол между векторами по их координатам
16
Скалярное произведение векторов
1
Рассмотреть формулу скалярного произведения в координатах и свойства скалярного произведения, сформировать умения вычислять произведение векторов
Диктант
(таблица)
17
Вычисление угла между двумя прямыми
1
Уметь использовать скалярное произведение векторов при решении задач на вычисление угла между двумя прямыми
18
Вычисление угла между прямой и плоскостью
1
Уметь использовать скалярное произведение векторов при решении задач на вычисление угла между прямой и плоскостью
Самостоятельная работа
Уравнение плоскости
1
Уметь самостоятельно постигать новое
19
Движения
1
Познакомить учащихся с понятием движения пространства и основными видами движений
Практическая работа
20
Урок-зачет по теме «Метод координат в пространстве. Движения»
1
Проверить усвоение материала в ходе зачета
Зачет в форме презентации ( по желанию)
21
Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка ЕГЭ
1
Повторить формулы скалярного произведения в координатах, косинуса угла между векторами через их координаты, косинуса угла между двумя прямыми
22
Контрольная работа №1 по теме «Метод координат в пространстве. Движения»
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Преобразование подобия
Уметь самостоятельно постигать новое
ГлаваVI. Цилиндр, конус, шар (15 часов)
Цель - дать учащимся систематические сведения об основных телах иповерхностях вращения - цилиндре, конусе, сфере, шаре.
23
Анализ к/р. Понятие цилиндра
1
Ввести понятие цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов
(модель)
24
Площадь поверхности цилиндра
1
Уметь применять формулы для вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра при решении задач
25
Решение задач по теме «Цилиндр»
1
Выработать навыки решения задач
Самостоятельная работа
26
Понятие конуса. Площадь поверхности конуса
1
Ввести понятия конической поверхности, конуса и его элементов, вывести формулу для вычисления площади поверхности конуса
(модель)
27
Усеченный конус
1
Ввести понятие усеченного конуса и его элементов, вывести формулу для вычисления площади поверхности усеченного конуса
(модель)
28
Решение задач по теме «Конус»
1
Совершенствовать навыки решения задач по теме «Конус»
Диктант
29
Решение задач. Задачи ЕГЭ
1
Совершенствовать умения и навыки решения задач ЕГЭ
30
Сфера и шар. Уравнение сферы
1
Ввести понятия сферы, шара и их элементов, вывести уравнение сферы и уметь его применять при решении задач
(модель)
31
Взаимное расположение сферы и плоскости
1
Рассмотреть всевозможные случаи взаимного расположения сферы и плоскости
Диктант
32
Касательная плоскость к сфере
1
Изучить теорему о касательной плоскости к сфере и уметь ее применять при решении задач
33
Площадь сферы
1
Познакомить учащихся с формулой площади сферы и уметь ее применять при решении задач
Тест
Взаимное расположение прямой и сферы. Сфера, вписанная в цилиндрическую и коническую поверхности. Сечения цилиндрической и конической поверхности
Самостоятельное познание нового
34
Разные задачи на многогранники, цилиндр, конус, шар
1
Усвоение изученного материала в процессе решения задач
35
Урок-зачет по теме «Цилиндр, конус, шар»
1
Проверить усвоение материала в ходе зачета
Презентация
36
Урок-практикум по решению задач. Задачи ЕГЭ
1
Выработать навыки решения задач
37
Контрольная работа№2 на тему «Цилиндр, конус, шар»
1
Контроль знаний учащихся
Глава VI. Объемы тел (17 часов)
Цель - ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
38
Анализ к/р .Лекция « Объемы тел»
1
Ввести понятие объема тела , рассмотреть свойства и формулы объемов.
39
Понятие объема тела. Свойства объемов
1
40
Объем прямоугольного параллелепипеда
1
Рассмотреть теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда и следствие об объеме прямой призмы ,основанием которой является прямоугольный треугольник
Самостоятельная работа
(модель)
41
Объем прямой призмы
1
Изучить теорему об объеме прямой призмы, выработать навыки решения задач с использованием формулы
(модель)
42
Объем цилиндра
1
Изучить теорему об объеме цилиндра, выработать навыки решения задач с использованием формулы
Диктант
(модель)
43
Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла
1
Разъяснить учащимся возможность и целесообразность применения определенного интеграла для вычисления объемов тел
44
Объем наклонной призмы
1
Вывести формулу объема наклонной призмы, показать применение формулы при решении задач
(модель)
45
Объем пирамиды. Объем усеченной пирамиды
1
Рассмотреть теорему и следствие об объеме пирамиды, усеченной пирамиды, выработать навыки решения задач на применение формул
Самостоятельная работа
46
Объем конуса. Объем усеченного конуса
1
Рассмотреть теорему и следствие об объеме конуса ,усеченного конуса, выработать навыки решения задач на применение формул
(модель)
47
Решение задач. Задачи ЕГЭ
1
Выработать навыки решения задач
48
Объем шара
1
Вывести формулу объема шара и показать ее применение при решении задач
49
Решение задач (№710-№714)
1
Сформировать навык решения задач
Диктант
50
Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора
1
Познакомить учащихся с формулами для вычисления объемов частей шара
51
Площадь сферы
1
Вывести формулу площади сферы и показать ее применение при решении задач
52
Урок-зачет по теме Объемы тел»
1
Выявить пробелы в ходе зачета
Презентация
53
Урок обобщения и систематизации знаний. Задачи ЕГЭ
1
Обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным темам
54
Контрольная работа №3 по теме «Объемы тел»
1
Проверить усвоение материала в ходе к/р.
Повторение (14 часов)
55
Анализ к/р. Аксиомы стереометрии и их следствия, построение сечений
1
Повторить и обобщить знания учащихся , выработать навыки решения (47,103,750-753)
56
Параллельность прямых и плоскостей. Задачи ЕГЭ
1
Сформировать навыки решения задач (слайды 8.1-8.6)
57
Перпендикулярность прямых и плоскостей. Подготовка к ЕГЭ
1
Повторить и обобщить знания учащихся, выработать навыки решения задач ЕГЭ (150,158,748,749, слайд 8.7)
58
Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. Готовимся к ЕГЭ
1
Выработать навыки решения задач (212,216,754,755,слайд 8.8)
59
Многогранники. Задачи из КИМ
1
Формировать навыки решения задач (229,230,242,слайд 8.9)
60
Правильные многогранники. Задачи ЕГЭ
1
Упрочить практику решения задач(756,757,758)
61
Векторы в пространстве. Подготовка к ЕГЭ
1
Выработать навыки решения задач в координатах (361,369,407,426,758,слайд 8.10)
62
Скалярное произведение
1
Повторить и обобщить знания учащихся, выработать навыки решения задач
Самостоятельная работа
63
Объемы тел
1
Выработать навыки решения задач (691,697,706,слайд 8.11,8.12)
64
Решение треугольников
1
Повторить и обобщить материал о треугольниках из планиметрии
Тест
65
Решение геометрических задач изКИМ на нахождение объемов тел
1
Выработать навыки решения задач ЕГЭ
66
Итоговая контрольная работа
1
Выработать навыки решения задач ЕГЭ
67
Анализ к/р. Решение задач из части С
1
Выработать навыки решения задач ЕГЭ
68
Урок-обзор основных разделов геометрии, изученных в 10-11классах
1
Обобщить и систематизировать знания учащихся
Содержание практической деятельности
Планирую реализовать учебный процесс с использованием УМК (список авторов учебников перечислен выше), интернет ресурсов. В учебном процессе предполагается реализация системно-деятельностного, компетентностного,личностно-ориентированногоподходов.
Приоритетными формами учебной работы являются: традиционный урок, урок-лекция, урок-практикум, урок-семинар исследование ,работа над проектами.
Формами текущего и итогового контроля являются: самостоятельная работа, тест, математический диктант, устный и письменный опрос по теме урока, контрольная работа по разделам учебника.
Материально -техническое обеспечение
1.Компьютер с проектором;
2.Раздаточный дидактический материал;
3.Таблицы: векторы, скалярное произведение векторов, параллелепипеды, пирамиды, перпендикулярность прямой и плоскости, параллельность прямой и плоскости, перпендикулярность в пространстве, параллельность в пространстве.
Список литературы
Основная учебно - методическая литература
Программаобщеобразовательных учреждений: Геометрия. 10-11 кл./ Сост. Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2009.
Учебник: Л.С.Атанасян и др. Геометрия, 10-11: учеб.для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни. - М.: Просвещение, 2007.
Дополнительная литература:
1.Саакян С.М, Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 10-11 классах -М.: Просвещение,2003.
2. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 11 кл. - М.: Просвещение, 2007.
3. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе»
4. Ковалева Г.И, Мазурова Н.И. геометрия. 10-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля. - Волгоград: Учитель, 2008.
5. Единый государственный экзамен 2006-2011. Математика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-М.:Интеллект-Цент, 2005-2011
6.Интернет ресурс.