Материалы для проведения мероприятия Ученым ВОВ посвящается

Данное мероприятие рассказывает про вклад ученых в Победу в Великой Отечественной войне.Мы приглашаем вас перелистать страницы Истории, в которую вписаны героические имена и подвиги советских ученых, которые своим трудом, своими знаниями и своими достижениями приближали день Победы, как могли, взяв в руки не оружие, а ручку и карандаш.
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ученым Великой Отечественной войны посвящается…


И нам судьбу России доверяли,
И, кажется, что мы не подвели.

Преподаватель 1:

Течёт река времени. Минуло уже 70 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Чёрного моря, двери войны. Отгремели победные залпы мая 1945 - го. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов и деревень, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталась не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Преподаватель 2:

В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, наполненные горем и страданием миллионов людей. В наши дни часто можно слышать вопрос: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло целых 70 лет?» Но вправе ли мы забывать об уроках войны, забывать о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину, пропал без вести в страшных пучинах войны. Вправе ли мы забывать горе тех, кто потерял отца, мужа, сына, мужа, дочь, мать? Того, кто не щадя своей жизни, здоровья боролся за наше сегодняшнее завтра? Рабочий, колхозник, учитель, врач, писатель, учёный - все встали в один ряд защитников Отечества. Давайте сегодня поговорим об одних из тех, кто внёс свой вклад в общее дело Победы.

Ведущий 1:

Для вас, кто не знает, что такое война.

Для вас, наследников героического прошлого нашей страны.

Смотрите и слушайте,

С вами говорит ИСТОРИЯ!

Ведущий 2:

Мы приглашаем вас перелистать страницы Истории, в которую вписаны героические имена и подвиги советских ученых, которые своим трудом, своими знаниями и своими достижениями приближали день Победы, как могли, взяв в руки не оружие, а ручку и карандаш.

Студент:

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям в нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда - их еда, и землянка их кров.

А мечта - до победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Что бы не было войн и смертей,

Что бы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

(Видео о ВОВ)

Ведущий 1:

Ученым Великой Отечественной посвящается!..

Ведущий 2:

22 июня 1941 года. Война!.. Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей нашей страны…

(Звучит первый куплет песни «Вставай, страна огромная…»).

Ведущий 2:

В первые же дни войны прозвучала по радио песня «Священная война», где был суровый призыв к ее гражданам: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой ...» И народ в едином порыве встал. Встал по велению сердца, движимый зовом своей любви к Родине, чувством долга, позабыв о многих невзгодах. Он поднялся на защиту жизни и своей страны, потому что именно сейчас решалась судьба Отечества.

Ведущий 1:

Слова песни звучали как призыв. Ведущие научные работники приняли обращение «К учёным всех стран». В нем говорилось: «В этот час решительного боя советские учёные идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей родины и во имя защиты свободы, мировой науки и спасения культуры...»! Война была не только битвой армий, но и длительным, изнуряющим сражением техники, битвой умов.

Ведущий 2:

Открылся новый фронт - это фронт ученых, фронт научных мыслей, которые за кратчайший срок должны были не только выложиться на бумаге в ученых трудах, но и сойти с конвейеров заводов и сразу вступить в сражение, выигрывая в боевой мощи противника. Патриотический лозунг «Все для фронта, все для Победы!» определил смысл работы каждого конструктора, инженера, ученого среди которых были: Петр Леонидович Капица, Анатолий Петрович Александров, Мстислав Всеволодович Келдыш, Игорь Васильевич Курчатов, Абрам Федорович Иоффе, Семен Алексеевич Лавочкин и многие, многие другие.

Ведущий 1:

С первых дней войны начался величайший в истории поединок воздушных армий, битва конструкторских умов. Небывало быстрыми темпами совершенствовались наши воздушные корабли. Нам нужно было иметь лучшие, чем у врага, самолёты, а для этого требовалось увеличить скорость и высоту их полёта, скороподъёмность, улучшить маневренность машин, их огневую мощь. Технических задач было много, и все они были сложные.

Ведущий 1: Наука - авиации. Помощь ученых авиаторам.

Знаменитый авиаконструктор Семен Алексеевич Лавочкин писал: «Я не вижу моего врага - немца - конструктора, который сидит над своими чертежами… в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним…Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт…чтобы в день, когда два новых самолета - наш и вражеский - столкнуться в военном небе, наш оказался победителем».

(Выступление студентов с презентацией «Ученые - авиации!»)

Студент 1:

В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации. Достижение блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов позволило Яковлеву и Лавочкину создать грозные истребители, Илюшину - неуязвимые штурмовики, Туполеву - мощные бомбардировщики.

Студент 2:

Но, овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестными ранее явлениями в поведении самолета. В определенных режимах работы моторов в конструкциях самопроизвольно возникало

возбуждение, причем с большой амплитудой, и это явление, получившее название флаттер, вело к разрушению самолета в воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете и посадке самолета колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах.

Студент 1:

Выдающийся советский математик Мстислав Всеволодович Келдыш и возглавляемый им коллектив ученых исследовали причины флаттера и шимми. Созданная учеными математическая теория этих опасных явлений позволила советской авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций.

Студент 2:

Ученые дали рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета

конструкций, тем самым были спасены жизни многих летчиков и боевые машины. Это явление на аэродромах

Ведущий 1:

А знаете ли, вы, в конце войны превосходство в небе нашей авиации было явным: в воздушном бою уничтожали почти любой самолёт врага!

Ведущий 2: Наука - флоту.

Ведя бои в первые полтора года войны, наши войска отбивались от врага на суше, в воздухе и на море. Фашистское командование на море пыталась заблокировать наши корабли на базах и связать их боевые действия массовыми постановками магнитных мин. Они возлагали большие надежды на эффективность этого нового вида оружия и были уверены, что наши моряки и специалисты не смогут быстро найти способы защиты кораблей. Но наши физики в союзе с математиками и механиками в кратчайшие сроки помогли морякам нейтрализовать влияние вражеских мин.

Ведущий 1:

Идею размагничивания предложили и осуществили ученые во главе с академиком Анатолием Петровичем Александровым. Группа Александрова выехала на Балтику, где срочно занялась размагничиванием кораблей, что являлось надежной защитой их от неконтактных мин. Ученые вели свои работы непосредственно в районе боевых действий, и вскоре проблема защиты кораблей от такого типа мин была полностью решена. Известно, что ни один наш корабль, снабженный системой противоминной защиты, не подорвался на вражеских минах.

Сценка «Корабли»

(На сцене - стол, белая доска, на которой изображена схема корабля. На столе - карта Финского залива).

Действующие лица: Главком ВМФ, вице-адмирал Степанов, ученые Александров и Гаев.

Главком. Товарищ Степанов, доложите обстановку в Финском заливе.

Степанов. 23 июня 1941 года в 2 часа 41 минуту в устье Финского залива подорвался на мине эсминец «Гневный». В 4 часа 21 минуту в этом же районе подорвался крейсер «Максим Горький». Финский залив кишит минами. Несем большие потери.

Главком. Товарищ Александров, в чем, по-вашему, причина взрывов кораблей?

Александров. Предполагаем, что эти мины - магнитные. Для взрыва магнитной мины не требуется ее непосредственного соприкосновения с корпусом корабля. Взрыватель срабатывает от воздействия на него магнитного поля судна.

Главком. Значит, мина срабатывает в тот момент, когда корабль окажется над ней? И поражается самая незащищенная часть судна - днище?

Александров. К сожалению, да.

Степанов. А существуют методы защиты кораблей?

Александров. Товарищ главнокомандующий, нашему Ленинградскому физико-техническому институту было поручено разработать методы защиты. О них доложит товарищ Гаев.

Гаев (подходит к схеме корабля). На днище корабля закрепляется специальная обмотка. На верхнюю и нижнюю палубу вдоль всей длины корабля крепится кабель. Через нее пропускается постоянный электрический ток, который создает магнитное поле с полярностью, противоположной магнитному полю корабля. При прохождении корабля над миной взрыватель не срабатывает, поскольку отсутствует магнитное поле судна.

Главком. Так просто… (задумчиво). А сколько спасенных жизней.

Ведущий 1:

Одна из самых засекреченных страниц Великой Отечественной - защита центра Москвы и Ленинграда от налётов фашистской авиации. Выполняя «особое правительственное задание», группа архитекторов и инженеров под руководством академика Бориса Иофана разработала фантастический для того времени проект.

Ведущий 1:

Подвиг ленинградцев в грозную пору Великой отечественной войны бессмертен. Вся масса учёных Ленинграда в течении 900 дней и ночей с величайшей готовностью включилась в борьбу с фашизмом.

Ведущий 2:

Для решения оборонных вопросов в осажденном фашистами Ленинграде была создана специальная группа ученых, которую возглавил академик Абрам Федорович Иоффе. По заданию Ленинградского горкома партии в этом институте создали дешевую и эффективную зажигательную смесь, уничтожившую сотни вражеских танков, разработали новые подрывные противотанковые средства.

Ведущий 1:

А знаете ли, вы, что осенью 1941 года многие ленинградцы носили небольшие значки, фосфоресцирующие в темноте как светлячки. Они помогали людям ориентироваться на тёмных улицах. Производство светящихся составов во время войны организовал в Радиевом институте Вериге. Сотрудники института стали добывать радий с поверхности стен, с полов и потолков тех комнат, где раньше применялся радий для научных исследований, пустили в дело отходы. И они обеспечили светосоставами фронт.

Ведущий 2:

А знаете ли, вы, что в городе имелись некоторые запасы красок, изготовленных на растительных маслах. Наши физики и химики быстро нашли способ превращения красок в пищу, извлекая из них масло. А нафталин во время блокады стал исходным материалом для производства взрывчатки.

Ведущий 1:

Потомок, знай,

В суровые года

Верны народу, долгу и

Отчизне,

Через торосы Ладожского льда,

Отсюда мы вели дорогу

жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда.

(Видео «Дорога жизни»)

Ведущий 2:

«Дорога жизни»

В Москве и блокадном Ленинграде разрабатывалась фантастическая идея построения дороги по льду Ладожского озера - Дороги Жизни, которая связывала Ленинград со страной. В ноябре 1941 года замерзло Ладожское озеро. Прекратилось движение судов. Наши воины проложили по льду озера дорогу для автомашин. «Дорогой Жизни» назвали люди этот опасный путь, по которому круглосуточно шли автомашины в осажденный Ленинград.

(Видео)

Ведущий 1:

Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался, и машины проваливались под лед. И тут на помощь снова пришли математики и физики. Обеспечение надежности ледяной дороги через Ладожское озеро было поручено группе ученых во главе с Павлом Павловичем Кобеко. После проведённых экспериментов сделали выводы: главную роль играет деформация льда.

Ведущий 2:

Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Ученые изучили свойства ледяного покрова, его вязкость, грузоподъемность и установили правила движения автоколонн по льду, благодаря которым дорога смогла работать без аварий. А в конце 1942 г., когда началась подготовка к прорыву блокады, они подсчитали, какой режим движения танков возможен. На лед вышли целые танковые части.

Ведущий 1:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Ведущий 2:

Смерть от голода у коробок с едой.

Выступление студента.

Ведущий 2:

Во второй половине дня 14 июля 1941 года на одном из участков обороны 20-й армии в лесу восточнее Орши взметнулись к небу огненные языки пламени, сопровождавшиеся непривычным гулом, совсем не похожим на выстрелы артиллерийских орудий. Над деревьями поднялись облака черного дыма, а в небе с шипением понеслись в сторону немецких позиций едва заметные стрелы.

Ведущий 1:

Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно - зажигательные, но необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют - огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».

Ведущий 2:

Так впервые в истории заявили о себе «Катюши» - непревзойденное оружие ВОВ. Почему «Катюша»? Одна из версий: установки были настолько засекречены, что запрещалось даже подавать команды «пли», «огонь» и тому подобное. Вместо этого звучали команды: «пой» и «играй». Ну а для пехоты залпы реактивных установок были самой приятной музыкой, означавшей, что сегодня немцам достанется по первое число. Вот так и пошло: «Выходила на берег Катюша…Выходила, песню заводила…»

Ведущий 1:

Реактивная установка монтировалась на грузовике «ЗИС-5». Расчеты по ее монтажу выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая. Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли «Катюшей».

Ведущий 2:

Судьбы практически каждого из создателей «Катюш» трагичны. Их, как и всех других ученых коснулся топор сталинских репрессий.

И шли они - по городам и весям,
По голой тундре, по глухой тайге,
С тоской по осиротевшим детям,
С мечтой о хлебе, о скупом пайке,
Голодные, замёрзшие, больные,
И просто - невесомые почти,
И как же, только души их шальные
В тела тщедушные вместиться так смогли.

Вот-вот, взлетят под облака и к раю
Приблизятся, закончив скорбный путь,
И отдохнут. Но я не забываю
О том, как их хлестал жестокий кнут,
Как шли они - по городам и весям
По стылой тундре, по степи сухой,
С тоской по осиротевшим детям,
Под скорбный звон кандальный над страной…

(Выступление студентов)

Ведущий 1:

В день 70 - летия Великой Победы вспомним имена учёных, чьи работы, открытия внесли огромный вклад в повышение обороноспособности нашей страны.

Студент 1.

Зинаида Виссарионовна Ермольева - выдающийся учёный биохимик, микробиолог - в 1942 году впервые из отечественного сырья получила пенициллин, спасшего сотни тысяч жизней советских солдат;

Студент 2.

Николай Николаевич Семёнов - создавший теории теплового взрыва и цепных реакций, которые легли в основу разработки ядерного вооружения

Студент 1.

Автор нашего учебника по алгебре и началам анализа А.Н. Колмогоров, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение выгодного рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым усилить действие артиллерии, которую заслуженно называли «богом войны».

Александр Николаевич Несмеянов - применил диазометод для получения органических соединений олова, свинца, сурьмы и других металлов, которые нашли широкое применение в военном деле.

Студент 2.

Александр Николаевич Несмеянов - применил диазометод для получения органических соединений олова, свинца, сурьмы и других металлов, которые нашли широкое применение в военном деле.

Студент 1.

Качугин - Солодовников - инженеры химики - создатели бутылок с зажигательной смесью, с помощью которых и партизанские и регулярные войска поджигали немецкие танки.

Ведущий 2:

А сколько ещё безызвестных имён инженеров, учёных, солдат химических и инженерных и сапёрных войск? Но одно из них заставляет нас низко склонить головы перед мужеством, стойкостью и преданностью Родине.

Имя это Дмитрий Михайлович Карбышев - генерал - лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза.

Студент 1:

Скорбная, горькая известность выпала на долю маленького австрийского городка Маутхаузен. Такая же известность, как у Майданека, Бухенвальда и Освецима …

(музыкальная заставка песни «Люди мира на минуту встаньте»)

Отсюда не вернулись122677 узников. Среди них 32180 советских военнопленных и мирных граждан - казнённых, замученных пытками и истязаниями, заживо сожжённых. В памяти грядущих поколений Маутхаузен навсегда останется заклеймённым, как место чудовищных злодеяний. Но тот же Маутхаузен всегда был и будет немеркнущим символом безграничного мужества и героизма.

Студент 2.

Перед окованными железом воротами Маутхаузена возвышается монумент.

Из крупного массива благородного белого мрамора, точно из ледяной глыбы, вырастает исполинская фигура воина. Он стоит, могучий и сильный, полный веры в правоту и торжество того дела, за которое сражался. На тёмной широкой гранитной плите пьедестала высечена надпись на двух языках - русском и немецком:

«Дмитрию Карбышеву. Учёному. Воину. Коммунисту.

Жизнь и смерть его были подвигом во имя жизни»

Студент 1:

Генерал инженерных дел Дмитрий Михайлович Карбышев при форсировании Днепра получил тяжёлое ранение и был захвачен в плен. Карбышев был ценной находкой для врага. Его вылечили, отвезли в ставку Гитлера и предложили высокий пост в немецких войсках. Но, верный сын своей Родины, Карбышев отказался служить нацистам. Взбешенные от бессильной ярости палачи бросили отважного патриота в самый страшный лагерь - лагерь смерти Маутхаузен. Но и там генерал не сдался. Он возглавил движение сопротивления, поддерживал истощённых и павших духом узников, от лица тысяч предъявлял требования палачам.

Студент 2.

В феврале 1945 года фашисты поняли, что война окончательно проиграна. В бессильной злобе они решили расправиться с непокорённым генералом.

Его и ещё 700 узников раздетых донага, палачи выстроили у «стены стонов» в самом отдалённом месте лагеря. Неподвижно стояли они прикованные три дня на трескучем морозе, и каждые три часа их поливали ледяной водой из шлангов. Трудно представить пытку более жестокую, смерть более лютую. День за днём, час за часом ледяная корка сковывала тела, заживо превращая людей в глыбу льда. Так погиб Дмитрий Михайлович Карбышев. За стойкость и мужество, проявленные в борьбе с фашизмом, генерал инженерных войск был удостоен посмертно звания Героя Советского Союза

Ведущий 1:

Теперь Красная армия только наступала - то на одном, то на другом участке фронта. Весной и летом 1944 г. Красная армия отвоевала почти всю оккупированную территорию СССР. Наша граница была восстановлена почти на всем своем протяжении.

Ведущий 2:

Война, бушевавшая над планетой 6 лет, в ходе которой были убиты и ранены десятки миллионов человек, и раны от которой человечество ощущает на себе до сих пор, закончилась победой Советского Союза над фашистской Германией. Советский народ спас мир от ужасов фашизма, спас народы от порабощения и уничтожения.

Без малого четыре года

Гремела грозная война.

И снова русская природа,

Живого трепета полна.

И вот дорогою обратной,

Не покоряемый вовек,

Идет свершивший подвиг ратный

Великий русский человек.

Он сделал все. Он тих и скромен.

Он мир от черной смерти спас.

И мир, прекрасен и огромен,

Его приветствует сейчас.

(Видео про Победу)

Студент 1

Говорят, что в третьем тысячелетье

Изменилось все на огромной планете:

Изменились законы, изменились понятья,

Увлеченья, пристрастья, виды занятий…

Что другая растет молодежь и что ей

Никакого нет дела до дедовских дней,

Будто ей наплевать на историю в целом,

Что в ней память чужда, в ней душа оскудела.

Что стоят равнодушно у Красной стены

Внуки, правнуки светлых героев войны…

Только не все это правда!

Помнит нынешняя молодежь…

Помнит и никогда не забудет,

Потому что без памяти жизни не будет!

Студент 2

Куда мне от памяти деться? Она мне заснуть не даёт.
И в памяти взрослого детство военной дорогой идёт.
Качается низкое небо, дымится холодный рассвет.
И падает, вскрикнув нелепо, мальчишка семнадцати лет.
Ни камня, ни бронзы, ни меди. Годам потеряется счёт.
Но писарь на службу к Победе навечно его занесёт.
О, память, как ты молчалива, строга и исполнена сил!
Печально склоняется ива у братских солдатских могил.
Мне верится. Хочется верить вот в этот спокойный рассвет.
Живое и сущее мерить мальчишкой, которого нет.
Над жизнью - суровой и грубой во имя победного дня -
Улыбкой его белозубой, навек озарившей меня.

(Минута молчания)

© 2010-2022