- Преподавателю
- Математика
- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Астанина М.В. |
Дата | 28.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
М.В.АСТАНИНА
ГБОУ «ШКОЛА № 2000» (МОСКВА)
В СТАТЬЕ ОПИСЫВАЕТСЯ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА, КОТОРЫЙ НАПРАВЛЕН НА ПОДГОТОВКУ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ ЧЕРЕЗ ЗАДАЧИ С МЕЖПРЕДМЕТНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ.
В настоящее время педагогическое проектирование - это необходимое условие для повышения эффективности образовательного процесса. В данной статье я представлю свою работу над педагогическим проектом «Разработка системы тренировочных заданий с использованием межпредметных связей для подготовки к ЕГЭ по математике».
Разработка и реализация данного педагогического проекта обусловлены изменениями в КИМах по математике и выявлением пробелов в математической подготовке выпускников.
Проект дал мне возможность решить выявленные проблемы, т.е. создать инструмент, позволяющий подготовить к экзамену учеников, решающих практико-ориентированные задачи с межпредметным содержанием.
На первом этапе: выявления противоречия в профессиональной педагогической деятельности и подтверждения актуальности этого противоречия для профессионального сообщества, были проанализированы результаты ЕГЭ в ГБОУ «Школа № 2000» и в целом по России. Видно, что с каждым годом растет количество экзаменуемых, фактически не овладевших математическими компетенциями, требуемыми в повседневной жизни, и допускающих значительное количество ошибок в вычислениях и при чтении условия задачи. В 2014 году их оказалось около 23,9% участников экзамена против 13,9% в 2012 году. Они допускают большое количество ошибок в задачах «на проценты», при решении практико-ориентированных задач. Однако и учащиеся базового уровня (выпускники, планирующие продолжение образования в сфере социально-гуманитарных наук), допускают в этих заданиях от 60% до 10% ошибок. Особое затруднение вызывают во всех группах задания В2 и В12. Это задачи с практическим содержанием, составленные на материале из смежных предметов. У учащихся, которые планируют связать свою жизнь с техническими специальностями и поступать в престижные физико-математические и экономические ВУЗы, ошибки в этих заданиях составляют до 5%.
Учителям предлагается «уделять время практико-ориентированным заданиям не только при итоговой подготовке. Нужно насытить рабочие программы практико-ориентированными умениями, выстроить систему изучения практической, жизненно важной математики во все школьные годы. Сюда входят элементы финансовой и статистической грамотности, умение принимать решения на основе выполненных расчетов, навыки самоконтроля с помощью оценки возможных значений физических величин на основе жизненного опыта и изучения естествознания.
В последние годы у учителей сформировалось понимание того, какие именно практико-ориентированные задания необходимо включать в повседневную работу, в большой степени этому способствуют открытые банки заданий по ОГЭ и ЕГЭ»[3]. В печати появилось большое количество различной литературы с такими заданиями. Но она, как правило, представлена сборниками задач, что не всегда удобно использовать на уроках для систематической работы по отработке навыка решения практико-ориентированных задач, тем более что эти задания можно включать только при повторении.
С одной стороны большой объем, предлагаемых практико-ориентированных задач, а с другой - практически отсутствие этих тем при изучении математического анализа в 10-11 классах, да и вообще в курсе математики в школе, заставили выявить это противоречие и попробовать его устранить.
На втором этапе педагогического проектирования, выявленное противоречие заставило сформулировать проблему, как используя межпредметные связи математики, физики, химии, экономики и внутрикурсовые связи в самом предмете оптимизировать подготовку к ЕГЭ по математике для каждого ученика на своем уровне.
Объектом исследования стал процесс подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе через реализацию межпредметных связей с другими предметами.
Предметом исследования стали задания для подготовки к ЕГЭ.
На третьем этапе - этапе моделирования было решено, что продуктом данного проекта может также стать сборник тренировочных и контрольных заданий, созданных на основе предлагаемых заданий и учебно-тематическое планирование по математике с отражением в нем межпредметных и внутрикурсовых связей.
На четвертом этапе проекта была сформулирована цель: разработать сборник тренировочных и контрольных заданий, представляющих систему использования межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике в 11 классе.
На пятом этапе была выдвинута гипотеза: одним из условий эффективной подготовки к успешному решению во время государственной итоговой аттестации по математике, физике, химии, географии, обществознанию практико-ориентированных задач может стать использование при подготовке к экзамену специально разработанной системы упражнений.
Шестой этап включал в себя формулирование задач и планирование действий по реализации проекта. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
-
Изучить документы, связанные с результатами ЕГЭ прошлых лет, и проанализировать итоги.
-
Изучить задания открытого банка заданий на сайте ФИПИ, учебную и методическую литературу, связанную с практико-ориентированными задачами.
-
Изучить программы смежных предметов на возможность включения отобранных задач в уроки физики, химии, экономики.
-
Разработать УТП по математике с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей.
-
Разбить задачи с учетом межпредметных связей на группы.
-
Составить тренировочные и контрольные задания по отдельным темам.
-
Подготовить презентацию и представить результаты в профессиональном сообществе.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
-
поэлементный анализ результатов ЕГЭ по математике;
-
анализ программ и школьных учебников по математике;
-
изучение и анализ методической литературы по проблеме исследования;
-
апробация разработанных тестов.
Самым объемным стал седьмой этап - этап реализации проекта. В ходе решения задач проекта были проанализированы спецификации ЕГЭ по физике, химии, географии, информатике, обществознания. Данная работа позволила, составить учебно-тематическое планирование по геометрии в 11 классе, проследить внутрикурсовые и межпредметные связи предметов
Проанализировав тексты демо-версий работ разных лет, возникла необходимость разработать такой материал, который может использовать не только учитель математики, но и учитель физики, химии, экономики, географии и т.д.
Было изучено более 50 прототипов заданий, представленных в открытом банке, в литературе по подготовке к ЕГЭ, на специализированных сайтах. Задачи, как правило, разбивают по математическим методам решения, но в таком виде это не может быть использовано учителями смежных предметов, и помогать в подготовке к ЕГЭ по математике. Задания были разбиты на группы и распределены по темам смежных предметов. Типовые задания с физическим, экономическим и другим предметным текстом, представленные на экзамене по математике могут служить хорошей отработкой базовых ситуаций, формул на уроках. Учащиеся видят смысл в использовании знаний по предметам естественного цикла в конкретных ситуациях, а применение огромных формул несколько раз облегчает их запоминание. С другой стороны, когда ребенок встречает большой научный текст на экзамене по математике, он его воспринимает как должное.
Были составлены по 1 тренировочному тесту и 3 варианта контрольных тестов (механика, давление, электростатика - по физике, задачи на растворы - по химии, по спросу и рейтингу компаний, проценты - по экономике), сделанных по подобию тренировочного (приложение 1). Это позволяет не только отконтролировать умение решать задания определенного типа, но и, в случае необходимости, откорректировать знания. Для удобства учителя тесты сопровождаются ответами, которые при размножении работ следует удалить. Форма продумана так, что эти задания можно быстро превратить в интерактивные тесты в любой программе, доступной учителю.
Задания, предложенные в тематических текстах, можно предлагать ученикам и более младших классов. Внутрикурсовые связи в курсе математики это позволяют делать уже с 5-го класса, постепенно вводя и усложняя задания.
Тесты были апробированы во время учебных занятий с учениками 10-х классов. Чем чаще мы использовали эти тесты, тем меньше они вызывали «ужас». Дети привыкают к работе с непривычным текстом, находя в нем суть. Дальше им даже становилось интересно, какие факты из практической физики, химии, экономики, географии будут предложены в следующий раз. Ученики, которые собираются сдавать физику, химию, обществознание и другие предметы, откуда берутся факты для составления задач, анализируют эти задачи с разных сторон, учитывая расширенные знания по профильным предметам.
Все реализуемые этапы проекта оформлялись в виде папки проекта. Рабочие материалы помещались в заранее приготовленные файлы, готовые тесты и тренировочные задания были оформлены в удобном для использования виде.
Пример оформления таблицы.
№
Задание
Ответ
27953
При температуре 0 °C рельс имеет длину l0= 10 м. При возрастании температуры происходит тепловое расширение рельса, и его длина, выраженная в метрах, меняется по закону - коэффициент теплового расширения, t 0 - температура (в градусах Цельсия). При какой температуре рельс удлинится на 3 мм? Ответ выразите в градусах Цельсия.
25
27965
Автомобиль, движущийся в начальный момент времени со скоростью v0 = 20 м/с, начал торможение с постоянным ускорением a = 5 м/с2 . За t секунд после начала торможения он прошёл путь S=v0t - (м). Определите время, прошедшее от момента начала торможения, если известно, что за это время автомобиль проехал 30 метров. Ответ выразите в секундах.
2
Восьмой этап предполагает защиту проекта или представление своего опыта коллегам. Проект был представлен в рамках мастер - класса на педагогическом совете в ГБОУ «Школа № 2000». В ходе защиты были продемонстрированы готовые тесты, которые можно использовать на практике.
Девятый этап - этап рефлексии и выявления нового противоречия для дальнейшего проектирования, позволил сделать следующие выводы:
-
Проанализированные документы и учебно-методическая литература позволили собрать необходимый материал для понимания проблемы, возникающей на экзамене и построения алгоритма её решения.
-
Было составлено учебно-тематическое планирование по геометрии в 11 классе, в котором нашел отражение анализ межпредметных связей.
-
Были составлены тематические тесты по темам смежных предметов на основе экзаменационных задач по математике. Система тренировочных и контрольных заданий с использованием межпредметных связей для подготовки к ЕГЭ по математике были апробированы на уроках алгебры и физики в 10 классах.
-
Результаты, показанные учениками, позволяют утверждать, что такая форма работы с разработанными тестами, упрощает подготовку к практико-ориентированным заданиям, снимает напряженность в их восприятии, что в свою очередь повышает процент решаемости этих заданий.
-
Проведенная работа показывает, что выдвинутая гипотеза подтверждена, цель педагогического проекта достигнута.
-
Следует отметить, что требуется апробация такого вида подготовки к ЕГЭ и на других предметах. Для этого необходимо расширить базу заданий и увеличить количество тестов и подключить к разработке других учителей предметников, так как можно включать в тестовые задания из КИМов других предметов.
-
В следующем учебном году будет апробировано использование УТП по геометрии в 11 классе. Необходимо проанализировать его использование при реализации межпредметных связей на уроках.
Проведенная работа над педагогическим проектом оказалась интересным и очень полезным делом. Структура педагогического проекта практически совпадает с основными этапами урока, который проводится на основе системно-деятельностного подхода. Поэтому работу по конструированию урока можно считать маленьким проектом, а творчество учителя - это залог успеха в образовании.
Список литературы и интернет-ресурсов
1.Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». [Электронный ресурс]
// fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty
2.Приказ Минобрнауки России №923 от 05.08.2014 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 №1400». [Электронный ресурс]
// fipi.ru/ege-i-gve-11/normativno-pravovye-dokumenty
3.Ященко И.В., Семенов А.В., Высоцкий И.Р. Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания математики. [Электронный ресурс]
//fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy
4. Гущин Д. Д., Малышев А. В. ЕГЭ 2014. Математика. Задача B12. Задачи прикладного содержания. Рабочая тетрадь. [Текст] // МЦНМО. - 2014.
5. Ященко И.В., Высоцкий И.Р. ЕГЭ: 3300 задач с ответами по математике. Все задания «Закрытый сегмент». Профильный уровень. [Текст] // Экзамен.- 2015.
6. Корянов А.Г., Надежкина Н.В. Задания В12. Задачи прикладного содержания. [Электронный ресурс]
// alexlarin.net/ege/2014/b122014.html
7.Открытый банк заданий ЕГЭ.
//fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
8.Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ЕГЭ. Математика».
//reshuege.ru
9.Открытый банк заданий ЕГЭ.
//mathege.ru