Методический материал Зачетная система

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лазукова И. В.

Маоу «сош № 76»

«Зачётная система»

Зачётная система обучения хорошо зарекомендовала себя и проводится уже несколько лет учителями математики в средних и старших классах. Зачётные уроки - это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и в ещё большей степени для обучения, воспитания и развития. При зачётной системе работает принцип: старшеклассники составляют карточки с заданиями (с проверкой или с помощью учителя), потом как бы являются учителями для младших товарищей. Только в 11 классе всю работу выполняет сам учитель. Рассмотрим некоторые аспекты данной системы.

Значимость и перспективность зачётной системы: 1. Учитель добивается хорошего знания теории, высокого уровня умения решать математические задачи. 2. Ученики умеют работать с математическими текстами, излагать устно и письменно свои мысли, отвечать на многие неожиданные вопросы. 3. Школьники очень восприимчивы к оказываемой помощи, а также могут её оказывать своим товарищам. 4. Вопросы учащихся, задачи, включенные в зачётные карточки, представляют собой богатейший дидактический материал, который учитель может использовать на уроках в ходе изучения различных тем для организации повторения, подготовки к экзаменам, для обучения решения задач. 5. Анализ характеристик ответов учащихся на зачёте позволяет учителю создавать ситуацию успеха, предупреждать зазнайство отдельных школьников, создавать благоприятный микроклимат в классе, выявить учащихся, которые могут успешно выступать в различных олимпиадах. 6. Принятие зачётов позволяет организовать работу с родителями, т.к. у учителя имеется довольно обширная информация об учениках. 7. Осуществлять профессиональную ориентацию своих учеников на профессию учителя.

Задачи учебного и воспитательного характера в ходе проведения зачёта:

1. Организация индивидуальной работы. 2.Помощь старших учащихся младшим. 3. Постепенная подготовка к решению более сложных задач. 4. Глубокое повторение данной темы (обобщающее повторение). 5. Выяснение пробелов в знаниях. 6. Накопление оценок. 7. Получение эстетического наслаждения и признание товарищей. 8. Проверка уяснения теоретических основ изучаемой темы. 9. Умение распознавать и решать ключевые задачи, использовать знание теорем и алгоритмы решения ключевых задач в новой ситуации. 10. Учить общению, воспитывать уважение, доброжелательность и требовательность. 11. Обучение старшеклассников составлению зачётных карточек в ходе повторения материала.

Как проводить зачёт: В 7 - 8 классах отводится 1 урок, в 9 - 10 классах - 2 урока.

1.На первом уроке учащиеся приступают к выполнению практического задания, которые они получают на зачётных карточках. Задания индивидуальные ( которые могут составить старшеклассники). 2.На втором уроке учащиеся отвечают как по теории, так и по практике старшекласснику, составившему карточку. 3.Если в ходе ответа обнаруживается непонимания сути дела ли проблемы в знаниях, старшеклассник даёт необходимое разъяснение (отсутствие пассивности с той и другой стороны). 4. Старшеклассник просит повторить, после разъяснения материала. 5. В зачётную карточку можно выставить три оценки: 1 - за ответ по теме, 2 - за решение задач из карточки, 3 - за ведение рабочей тетради или за правильное и аккуратное оформление работы. 6.В случае получения неудовлетворительной оценки по теме учащийся сам договаривается о сроке повторения зачёта.

Подготовка к зачёту. Зачётный урок является лишь составной частью в зачётной последовательности уроков, он следует после урока - лекции, урока решения задач, урока - консультации по теме. 1.Предварительное повторение (вопросы теории и практики заранее даются ученикам). 2. Получение инструкций о проведении зачёта. 3. Старшие ученики получают домашнее задание - подготовить зачётную карточку. 4. Карточки сдаются на просмотр учителю, после чего устраняют указанные им недостатки. В карточки включаются основные вопросы теории, неключевые задачи, а так же задания, учитывающие индивидуальные особенности сдающего зачёт. Зачёт можно проводить и среди учащихся одного класса или в параллели, разбив учеников предварительно на группы: 1 - сильные по знаниям ученики, 2 - слабые, 3 - средние, а можно сделать и смешанные группы.

Трудности внедрения зачётной системы в практику. 1. Многие учителя предпочитают иметь учебную нагрузку в параллельных классах. Если учитель не желает перейти из параллели в вертикаль, то зачётные уроки можно организовать путём кооперации учителей, работающих в разных параллелях. 2. Возникновение новых педагогических задач: учить общению на зачёте, воспитывать уважение друг к другу, доброжелательное , но требовательное отношение старших к младшим. 3. Обучение старшеклассников составлению карточек - заданий, т. е. качественно новая ступень в математическом развитии школьников.

© 2010-2022