- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа математического кружка Абитуриент для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа математического кружка Абитуриент для учащихся 5-9 классов
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филина Н.Ф. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лопатинская основная общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
____________/_______________/
ФИО
Протокол от ____20__г. №____
«Утверждено»
Директор МОУ «Лопатинская ООШ»
____________/________________/
ФИО
Приказ от _____20___г. № ___
Рабочая программа
математического кружка
«Абитуриент»
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: Филина Нина Фёдоровна
Учитель математики
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от _______20__ г. № ____
2015 - 2016 учебный год.
Пояснительная записка
Данная программа поможет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки
Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики. Уровень сложности подобранных заданий позволяет привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут положить начало в развитии их интереса к предмету и вызвать желание увлечься математикой. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.
В содержание занятий включены олимпиадные, старинные, логические и нестандартные задачи, исторический материал, геометрический материал. Предлагаемая программа рассчитана на 35 часов, где кроме решения задач и самостоятельной работы планируются конкурсы, викторины, КВНы, игры и часы занимательной математики.
Содержание программы может изменяться, расширяться или углубляться в рамках тем, выбранных для самостоятельного изучения. Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся, ее можно расширять, изменять с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей.
Цели программы :
-
Привитие интереса учащимся к математике.
-
Углубление и расширение знаний учащихся по математике.
-
Повышение математической культуры учащихся и создание условий для развития творческих способностей школьников.
Задачи:
-
Обеспечить усвоение математических знаний и умений.
-
Развить логическое мышление и пространственное воображение.
-
Воспитать настойчивость, инициативу. 4.Развивать коммуникативные навыки путем включения школьников в различные виды деятельности.
Ведущие принципы.
-
Содержание и структура программы рассматривается как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей);
-
В основу содержания и структуры программы положен дидактический принцип личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления;
-
Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат обучения определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося.
Организация работы кружка.
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 45минут.
Примерная структура данного занятия
-
Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
-
Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
-
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку.
-
Подведение итогов занятия (ответы на вопросы учащихся, обсуждение математической газеты, следующей встречи, сценки, домашнее задание).
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. На занятиях кружка можно использовать различные современные образовательные технологии и сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Для эффективной организации курса используются различные формы проведения занятий: эвристическая беседа, практикум, интеллектуальная игра, дискуссия, творческая работа, викторина.
Тематическое планирование курса
№/№
п/п
Тематика кружковых занятий
Форма проведения занятий
Кол-во
часов
Примерные сроки проведения занятий
1
Организационное занятие. Знакомство с планом работы.
Эвристическая беседа
1
Тема 1. Задачи для подготовки к математической олимпиаде.
2
Задачи, решаемые с конца.
Мини- доклады уч-ся
1
3
Математические ребусы.
Проверка дз
1
4
Геометрические задачи - 1 (Разрезания)..
Комбинированное занятие
1
5-6
Проведение школьной математической олимпиады.
Практическая работа
2
7
Принцип Дирихле.
Практическая работа
1
8
Текстовые задачи - 2 (Переливания).
Выполнение конкурсных заданий
2
9
Разбор заданий школьной математической олимпиады.
Практическая работа
1
10
Логические задачи.
11
Текстовые задачи - 3(Математические игры. Выигрышные ситуации).
Комбинированное занятие
1
12
Арифметические задачи.
Комбинированное занятие
1
13
Повторение.
Практическая работа
1
14
Текстовые задачи - 4 (на движение).
Практическая работа
1
15
Взвешивания.
Комбинированное занятие
1
16
Геометрические задачи - 2.
Комбинированное занятие
1
17
Задачи на расстановку скобок и знаков.
Практическая работа
1
18
Задачи на переправы.
Практическая работа
1
19
Задачи на закономерности.
Комбинированное занятие
1
20
Развивающие задачи.
Интеллектуальная игра
1
21
Комбинаторные задачи..
Практическая работа
1
22
Разные задачи.
Самостоятельная работа
1
23
Перекладывание спичек.
Комбинированное занятие
1
24
Обратный ход.
Интеллектуальная игра
1
25
Решение нестандартных задач.
Практическая работа
1
26
Задачи-шутки.
Комбинированное занятие
1
27
Возрасты. Сбежали цифры.
Открытое занятие
1
28
Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание фигур на равные части.
Практическая работа
1
29
Гонки.
Практическая работа
1
30
Логика.
Практическая работа
1
31
Дурацкие вопросы.
Комбинир. занятие
1
32
Расстановка скобок и знаков.
Личное первенство
1
33
Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная).
Эвристическая беседа, презентация
1
34
Открытое занятие математического кружка.
Открытое занятие
1
35
Итоговое занятие. Устная олимпиада.
1
Содержание программы
Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке. Знакомство с планом работы кружка.
История развития математики. Древнеримская и другие нумерации. Системы счисления. Приемы быстрого счета. Из жизни математиков. Олимпиада.
Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Задачи на переправы. Математические ребусы. Задачи на расстановку скобок и знаков. Логические задачи. Олимпиадные задачи. Некоторые старинные задачи. Задачи на составление уравнений. Задачи на проценты. Задачи на движение. Нестандартные задачи. Математические конкурсы и соревнования.
Разрезание и перекраивание фигур. Головоломки со спичками. . Кроссворды и чайнворды. Пропорции. Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная). Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Геометрическая викторина.
Требования к уровню подготовки.
В результате реализации программы учащиеся должны:
-
Знать нестандартные методы решения различных математических задач.
-
Научиться ярко демонстрировать свои находки, искать красивые , изящные решения задач.
-
Добывать нужную информацию из различных источников.
-
Проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы.
Обладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Используемая литература.
1.Подведение итогов работы кружка. Устная олимпиад1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.:Айрис-пресс, 2005. - 144 с. - (Школьные олимпиады).
2. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.-4-е изд.,-М.: просвещение, 1984.
3. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.:Посев, 2003. С.128.
4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.
5. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995
6. Д.В. Клименченко. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5-6 классов сред. шк.-М.: Просвещение.
7. Материалы районных олимпиад по математике.
8.Школьные математические олимпиады. 5-11 классы.А.В. Фарков Москва «ВАКО» 2014. 9.Математические олимпиады. 5-8 классы.А.В. Фарков Москва «ВАКО» 2015.