Рабочая программа математического кружка Абитуриент для учащихся 5-9 классов

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лопатинская основная общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/_______________/

ФИО

Протокол от ____20__г. №____


«Утверждено»

Директор МОУ «Лопатинская ООШ»

____________/________________/

ФИО

Приказ от _____20___г. № ___








Рабочая программа

математического кружка

«Абитуриент»

на 2015 - 2016 учебный год


Составитель: Филина Нина Фёдоровна

Учитель математики



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол от _______20__ г. № ____








2015 - 2016 учебный год.

Пояснительная записка

Данная программа поможет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики. Уровень сложности подобранных заданий позволяет привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Для тех школьников, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут положить начало в развитии их интереса к предмету и вызвать желание увлечься математикой. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических умений, предусмотренных программой.

В содержание занятий включены олимпиадные, старинные, логические и нестандартные задачи, исторический материал, геометрический материал. Предлагаемая программа рассчитана на 35 часов, где кроме решения задач и самостоятельной работы планируются конкурсы, викторины, КВНы, игры и часы занимательной математики.

Содержание программы может изменяться, расширяться или углубляться в рамках тем, выбранных для самостоятельного изучения. Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся, ее можно расширять, изменять с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей.

Цели программы :

  1. Привитие интереса учащимся к математике.

  2. Углубление и расширение знаний учащихся по математике.

  3. Повышение математической культуры учащихся и создание условий для развития творческих способностей школьников.

Задачи:

  1. Обеспечить усвоение математических знаний и умений.

  2. Развить логическое мышление и пространственное воображение.

  3. Воспитать настойчивость, инициативу. 4.Развивать коммуникативные навыки путем включения школьников в различные виды деятельности.





Ведущие принципы.

  • Содержание и структура программы рассматривается как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей);

  • В основу содержания и структуры программы положен дидактический принцип личностно-ориентированного обучения, в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления;

  • Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат обучения определяется не столько суммой приобретенных знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося.

Организация работы кружка.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 45минут.

Примерная структура данного занятия

  1. Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.

  2. Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.

  3. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку.

  4. Подведение итогов занятия (ответы на вопросы учащихся, обсуждение математической газеты, следующей встречи, сценки, домашнее задание).

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. На занятиях кружка можно использовать различные современные образовательные технологии и сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Для эффективной организации курса используются различные формы проведения занятий: эвристическая беседа, практикум, интеллектуальная игра, дискуссия, творческая работа, викторина.

Тематическое планирование курса


№/№

п/п

Тематика кружковых занятий

Форма проведения занятий

Кол-во

часов

Примерные сроки проведения занятий

1

Организационное занятие. Знакомство с планом работы.

Эвристическая беседа

1

Тема 1. Задачи для подготовки к математической олимпиаде.


2

Задачи, решаемые с конца.

Мини- доклады уч-ся

1

3

Математические ребусы.

Проверка дз

1

4

Геометрические задачи - 1 (Разрезания)..

Комбинированное занятие

1







5-6

Проведение школьной математической олимпиады.

Практическая работа

2

7

Принцип Дирихле.

Практическая работа

1

8

Текстовые задачи - 2 (Переливания).

Выполнение конкурсных заданий

2

9

Разбор заданий школьной математической олимпиады.

Практическая работа

1

10

Логические задачи.







11

Текстовые задачи - 3(Математические игры. Выигрышные ситуации).

Комбинированное занятие

1

12

Арифметические задачи.

Комбинированное занятие

1

13

Повторение.

Практическая работа

1

14

Текстовые задачи - 4 (на движение).

Практическая работа

1





15

Взвешивания.

Комбинированное занятие

1




16

Геометрические задачи - 2.

Комбинированное занятие

1

17

Задачи на расстановку скобок и знаков.

Практическая работа

1

18

Задачи на переправы.

Практическая работа

1

19

Задачи на закономерности.

Комбинированное занятие

1

20

Развивающие задачи.

Интеллектуальная игра

1

21

Комбинаторные задачи..

Практическая работа

1

22

Разные задачи.

Самостоятельная работа

1

23

Перекладывание спичек.

Комбинированное занятие

1

24

Обратный ход.

Интеллектуальная игра

1

25

Решение нестандартных задач.

Практическая работа

1

26

Задачи-шутки.

Комбинированное занятие

1

27

Возрасты. Сбежали цифры.

Открытое занятие

1


28

Геометрия на клетчатой бумаге: рисование фигур на клетчатой бумаге, разрезание фигур на равные части.

Практическая работа

1

29

Гонки.

Практическая работа

1

30

Логика.

Практическая работа

1

31

Дурацкие вопросы.

Комбинир. занятие

1

32

Расстановка скобок и знаков.

Личное первенство

1

33

Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная).

Эвристическая беседа, презентация

1

34

Открытое занятие математического кружка.

Открытое занятие

1



35

Итоговое занятие. Устная олимпиада.


1

Содержание программы

Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке. Знакомство с планом работы кружка.


История развития математики. Древнеримская и другие нумерации. Системы счисления. Приемы быстрого счета. Из жизни математиков. Олимпиада.

Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Задачи на переправы. Математические ребусы. Задачи на расстановку скобок и знаков. Логические задачи. Олимпиадные задачи. Некоторые старинные задачи. Задачи на составление уравнений. Задачи на проценты. Задачи на движение. Нестандартные задачи. Математические конкурсы и соревнования.

Разрезание и перекраивание фигур. Головоломки со спичками. . Кроссворды и чайнворды. Пропорции. Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная). Знакомство с пространственными фигурами. Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Геометрическая викторина.


Требования к уровню подготовки.

В результате реализации программы учащиеся должны:

  1. Знать нестандартные методы решения различных математических задач.

  2. Научиться ярко демонстрировать свои находки, искать красивые , изящные решения задач.

  3. Добывать нужную информацию из различных источников.

  4. Проводить доказательные рассуждения, логически обосновывать выводы.

Обладать опытом самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.






Используемая литература.

1.Подведение итогов работы кружка. Устная олимпиад1. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. - М.:Айрис-пресс, 2005. - 144 с. - (Школьные олимпиады).

2. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка: пособие для учащихся.-4-е изд.,-М.: просвещение, 1984.

3. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.:Посев, 2003. С.128.

4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы.( 500 нестандартных задач для проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся). / автор-составитель Н.В.Заболотнева.-Волгоград: Учитель, 2006.

5. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах / сост.В.Ю.Сафонова, М.:МИРОС, 1995

6. Д.В. Клименченко. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5-6 классов сред. шк.-М.: Просвещение.

7. Материалы районных олимпиад по математике.

8.Школьные математические олимпиады. 5-11 классы.А.В. Фарков Москва «ВАКО» 2014. 9.Математические олимпиады. 5-8 классы.А.В. Фарков Москва «ВАКО» 2015.



© 2010-2022