• Преподавателю
  • Математика
  • Разработка рабочей программы внеурочной деятельности по математике 5 класс Занимательная математика

Разработка рабочей программы внеурочной деятельности по математике 5 класс Занимательная математика

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление по делам образования и здравоохранения

Администрация Курского района

МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области



Рассмотрено на заседании Принято на заседании педагогического совета «Утверждаю»

МО учителей физико-математического цикла Протокол №_1_ Директор лицея

Протокол № 1 от «31 » _августа______ 2015 г. _____________/М.М. Шелехов/

от «_29_» ____________ 2015 г. Председатель педагогического совета Приказ № ________

Руководитель МО ________________/В.Я. Ильюта/ от «___» ___________ 2015 г.

________________/ И.В. Филатова/


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

общеинтеллектуальное

срок реализации - 1 год

возраст обучающихся - 11 - 12 лет

Учитель: Алтухова Лариса Николаевна



с. Верхнее Гуторово

2015 год


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по научно-интеллектуальному направлению «Занимательная математика», составлена на основе:

  • примерной программы по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010

  • авторского тематического планирования спецкурса «Развитие интеллекта и творческого мышления», 5 класс. Н.А. Криволаповой,

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

  • Образовательная программа ООО «Полевской лицей»;

  • Программы формирования универсальных учебных действий;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 года, рег.№19993.

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  • письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в образовательных учреждениях»

Курс «Занимательная математика» предназначен для внеурочной работы и рассчитан на обучающихся 5-ого класса, интересующихся математикой. Согласно ФГОС второго поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. Программа ориентирована на обучение детей 11-13 лет и составлена с учётом их возрастных особенностей. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Курс рассчитан на 35 часов.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Это определило цели курса внеурочной деятельности:

• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;

• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;

• воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.

С учетом требований ФГОС нового поколения в содержании курса внеурочной деятельности предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение математических знаний и умений;

  • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

  • освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора;

  • - достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;

  • - знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;

  • - практика решения олимпиадных заданий.

Основное содержание программы курса

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы.

Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Основной акцент делается на тему «Решение задач». Рассматриваются:

- типовые текстовые задачи (задачи на движение, переливание, взвешивание и т.д.) и их более трудные вариации из текстов олимпиад;

- логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно;

- геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.

Арифметика

1. Натуральные числа Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Прикидка и оценка результатов вычислений.

2. Текстовые задачи Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом).

3. Измерения, приближения, оценки Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире. Представление зависимости между величинами в виде формул.

Начальные понятия и факты курса геометрии

1. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии Точка, прямая и плоскость. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная. Прямоугольник. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Развернутый угол. Биссектриса угла. Свойство биссектрисы угла. Треугольник. Виды треугольника. Сумма углов треугольника. Перпендикулярность прямых. Серединный перпендикуляр. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Развертка прямоугольного параллелепипеда.

2. Измерение геометрических величин Длина отрезка. Длина ломаной, периметр треугольника, прямоугольника. Величина угла. Градусная мера угла. Понятие о площади плоских фигур. Площадь прямоугольного треугольника, площадь произвольного треугольника. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение математики в 5 классе основной школы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

  • умение точно, грамотно и ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • умение распознавать логически некорректные высказывания;

  • креативность мышления, находчивость, активность при решении математических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

2) в метапредметном направлении:

  • первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов;

  • умение находить в различных источниках информацию;

  • умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира в простейших случаях;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (схемы, таблицы) для интерпретации и иллюстрации;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • распознание математической задачи в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;

  • умение составлять алгебраические модели реальных ситуаций.

3) в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, иметь представление о числе и десятичной системе счисления, о натуральных числах, обыкновенных и десятичных дробях, об основных изучаемых понятиях (число, фигура, уравнение) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления; иметьпредставление о достоверных, невозможных и случайных событиях, о плоских фигурах и их свойствах, а также о простейших пространственных телах;

  • умение работать с математическим текстом; выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику; выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; решать текстовые задачи арифметическим способом; составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций.

Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.

На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).























Календарно-тематический план


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов


Планируемые результаты освоение материала

примечания

план.

факт.

личностные

метапредметные

предметные

1.


Занимательная арифметика. История развития начальной математики

1

Умеют точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимают смысл поставленной задачи. Поиск нескольких способов решения, аргументация рационального способа, проведение доказательных рассуждений.

Умеют находить в различных источниках примеры на законы сложения

Умеют выполнять устные вычисления на сложение и вычитание двухзначных, трехзначных чисел.


2.


Недесятичные системы счисления

1

Адекватное восприятие устной речи, проведение информационно-смыслового анализа текста, приведение примеров.

Работают с математическим справочником.

Умеют выполнять устные вычисления на умножение и деление двухзначных чисел.


3.


Числовые великаны и лилипуты

1

Воспроизведение прослушанной и прочитанной информации с заданной степенью свернутости. Участие в диалоге. Отражение в письменной форме свои решения.

Работают с математическим справочником. Выполняют и оформляют тестовые задания.

Выполняют действия, с именованными величинами применяя наиболее удобный способ.


4.


Старинная система мер

1

Воспроизведение прослушанной и прочитанной информации с заданной степенью свернутости. Участие в диалоге. Отражение в письменной форме свои решения.

Работают с математическим справочником. Выполняют и оформляют тестовые задания.

Выполняют действия, с именованными величинами применяя наиболее удобный способ.


5.


Текстовые задачи. Арифметические задачи

1

Могут свободно пользоваться умением обобщения и систематизации знаний по задачам повышенной сложности Владение навыками контроля и оценки своей деятельности

Самостоятельно ставят цели, выбирают алгоритмы для решения учебных математических проблем.

Обобщают и систематизируют знания по основным темам курса математики начальной школы.


6.


Занимательные задачи на проценты

1

Подбирают аргументы, формулируют выводы, отражают в письменной форме результаты своей деятельности.

Используют схемы и таблицы для интерпретации и иллюстрации

Умеют решать задачи разными способами, выбирают наиболее рациональный способ.


7.


Задачи на взвешивание.

1

Могут свободно пользоваться умением обобщения и систематизации знаний по задачам повышенной сложности Владение навыками контроля и оценки своей деятельности

Самостоятельноставят цели, выбирают алгоритмы для решения учебных математических проблем.

Обобщают и систематизируют знания по основным темам курса математики начальной школы.


8.


Задачи на переливание

1

Могут свободно пользоваться умением обобщения и систематизации знаний по задачам повышенной сложности Владение навыками контроля и оценки своей деятельности

Самостоятельноставят цели, выбирают алгоритмы для решения учебных математических проблем.

Обобщают и систематизируют знания по основным темам курса математики начальной школы.


9


Время, часы.

1

Воспроизводят прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости. Проводят информационно-смысловой анализ прочитанного текста, участвуют в диалоге.

Заполняют и оформляют таблицы, отвечают на вопросы с помощью таблиц. Могут прочитать числа записанные в таблице разрядов и проанализировать полученные результаты.

Могут сравнивать числа, в которых отдельные числа заменены звездочками. Могут числа, данные в тексе или текстовой задачи, записать цифрами разным способом.


10.


Календарь. История возникновения календаря.

1

Участвуют в диалоге, отражают в письменной форме свои решения. Подбирают аргументы для ответа на поставленный вопрос, приводят примеры.

Работают с математическим справочником, умение выполнения и оформления тестовых заданий. Умеют составлять буквенные выражения по заданным условиям и для жизненных ситуаций.

Могут переводить обычную речь на математический язык - язык цифр, знаков, действий и других символов.


11.


Календарь. Решение задач

1

Восприятие устной речи, участие в диалоге, понимание точки зрения собеседника. Умеют работать по заданному алгоритму, аргументировать ответ или ошибку.

Понимают язык рисунков и чертежей. Воспроизведение теории прослушанной с заданной степенью свернутости, участие в диалоге, подбор аргументов для объяснения ошибки.

Могут сделать рисунок по описанию. Могут изображать геометрические фигуры. Могут решать задачи на действия.


12.


Звериный задачник. Решение занимательных задач

1

Воспроизведение прочитанной информации с заданной степенью свернутости, умеют работать по заданному алгоритму.

Умеют выбрать и выполнить задание по своим силам и знаниям, применить знания для решения практических задач. Осуществляют проверку выводов, положений, закономерностей, теорем.

Могут провести сравнительный анализ понятий отрезок и луч, отрезок и прямая линия. Умеют измерять отрезки с использованием заданного нестандартного единичного отрезка.


13.


Удивительный мир чисел. Натуральные числа.

1

Владение диалогической речью, подбор аргументов, формулировка выводов, отражение в письменной форме результатов своей деятельности.

Могут излагать информацию, интерпретируя факты, разъясняя значение и смысл теории.

Могут на геометрических рисунках находить равные отрезки.


14.


Задачи на переливание. Задачи на движение.

1

Умеют проводить самооценку собственных действий. Умеют формулировать полученные результаты.

Умеют работать по заданному алгоритму, выполнять и оформлять тестовые задания, сопоставлять предмет и окружающий мир.

Могут изобразить замкнутую, незамкнутую, самопересекающуюся ломаную. Могут найти длину ломаной.


15.


Старинные задачи.

1

Отражают в письменной форме свои решения, сопоставляют и классифицируют, участвуют в диалоге. Могут выделить и записать главное, могут привести примеры.

Умеют работать по заданному алгоритму, выполнять и оформлять тестовые задания, сопоставлять предмет и окружающий мир. Могут собрать материал для сообщения по заданной теме.

Могут записывать координаты точек, изображенных на координатном луче. Могут изображать точки на координатном луче, принимая за единичный отрезок отрезки разных длин. Могут составлять числовые выражения для точек, изображенных на координатном луче.


16.


Принцип Дирихле. Старинные задачи.

1

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Могут самостоятельно выбрать рациональный способ решения заданий с числовыми выражениями, и на координатном луче.

Обобщают знания о числовых выражениях, о геометрических фигурах и координатном луче.


17-18.


Простейшие геометрические фигуры.

2

Проводят информационно-смыслового анализа прочитанного текста.

Умеют пользоваться справочником для нахождения формул, умеют определять понятия, приводить доказательства

Умеют производить округление до любого разряда устно. Могут решать текстовые задачи на составление выражений и производить вычисление этих выражений в примерных значениях.


19-20.


Пространство и размерность.

2

Умеют, аргументировано отвечать на поставленные вопросы, осмысление ошибок и их устранение. Умеют проводить самооценку собственных действий

Используют прикидку для проверки выполненных вычислений и в реальных ситуациях. Умеют, аргументировано отвечать на поставленные вопросы, участие в диалоге.

Умеют использовать прикидку для проверки любых выселений и решений уравнений.


21-23.


Занимательные размещения и перестановки

3

Могут проверить, какие вычисления выполнены правильно, а какие - нет. Восприятие устной речи, участие в диалоге, умеют аргументировано отвечать, приведение примеров. Могут составить набор карточек с заданиями

Умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать. Могут выделить и записать главное, могут привести примеры. Используют для решения познавательных задач справочную литературу

Могут выполнять любые действия с многозначными числами. Могут сделать прикидку перед выполнением вычислений. Могут решать текстовые задачи на выполнение действий с многозначными числами.


24-26.


Точки и ломаные

3

Владеют навыками самоанализа и самоконтроля

Умеют составлять текст научного стиля

Могут самостоятельно выбрать рациональный способ решения заданий на округление натуральных чисел, на вычисления с многозначными числами.


27-28.


Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве

2

Умеют объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Могут аргументировано отвечать на поставленные вопросы, могут осмыслить ошибки и их устранить.

Могут отличить равные фигуры от равновеликих фигур, вычислить площади любых фигур построенных на клетчатой бумаге, записывать выражения для площадей и периметров изображенных фигур.


29-30.


Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Решение задач

2

Воспроизводят правила и примеры, работают по заданному алгоритму.

Отражают в письменной форме свои решения, умеют рассуждать.

Могут записывать на математическом языке формулы площади прямоугольника, пути, периметра прямоугольника, свободно находят по формулам площади, составляя буквенные выражения.


31-32


.

Что такое ученический научно-исследовательский проект?

2

Могут рассуждать и обобщать, вести диалог, выступать с решением проблемы, аргументировано отвечать на вопросы собеседников.

Могут представить геометрически законы арифметических действий, словесную форму закона арифметических действий записывают на математическом языке.

Могут применять законы арифметических действий.


33-34.


Проектная деятельность. Ученический проект.

2

Отражение в письменной форме своих решений, формирование умения рассуждать, выступать с решением проблемы.

Подбирают аргументы соответствующих решению, работают по заданному алгоритму, сопоставлять. Могут собрать материал для сообщения по заданной теме.

Знают понятия уравнения, корня уравнения. Умеют решать уравнения, выполнять проверку уравнения для заданного корня. Умеют составлять уравнения для заданного корня, применяют рациональные способы решения.


35.


Защита проектов.

1

Отражение в письменной форме своих решений, формирование умения проводить сравнительный анализ пройденных тем. Выступают с решением проблемы, аргументировано отвечать на вопросы собеседников.

Проведение информационно-смыслового анализа прочитанного текста, составление конспекта, могут сопоставлять и классифицировать. Могут составить набор карточек с заданиями.

Могут упрощать выражения, выносить за скобки общего множителя. Могут свободно решать уравнения, упрощая выражение, применяя законы арифметических действий. Могут упрощать выражения наиболее рациональным способом, применяя различные приемы.







Информационно-методическое обеспечение программы


  1. Внеклассная работа по математике А.В.Фарков, Москва Айрис-пресс 2006;

  2. Математическая смекалка Е.И.Игнатьев,Москва «Омега» 1996;

  3. Занятия школьного кружка 5-6 классы Шейнина О.С., Соловьёва Г.М. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004;

  4. Математические олимпиады в школе А.В.Фарков, Москва Айрис-пресс 2007;

  5. 1С: Репетитор. Математика (КиМ) (CD);

  6. АЛГЕБРА не для отличников (НИИ экономики авиационной промышленности) (CD);

  7. 1С: Математика. 5-11 классы. Практикум (2 CD);

  8. Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»: mat.1september.ru.;

  9. Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа : mon.gov.ru/;

  10. Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». - Режим доступа : informika.ru/;

  11. Тестирование on-line: 5-11 классы. - Режим доступа : kokch.kts.ru/cdo/;

  12. Путеводитель «В мире науки» для школьников. - Режим доступа : uic.ssu.samara.ru/~nauka/;

  13. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. - Режим доступа : mega.km.ru/;

  14. Сайт энциклопедий. - Режим доступа : encyclopedia.ru/

16


© 2010-2022