Урок по математике по теме «Теорема Пифагора»

Урок введения новых знаний по теме Теорема Пифагора. Данный урок используется на начальном этапе изучения теоремы Пифагора, содержит много материала эстетического характера, открывает много интересного и занимательного в математике. Используется исторический материал о жизни самого Пифагора, стихотворения посвященные т.Пифагора, различные методы доказательства т.Пифагора, также разъясняется откуда появилось название Теоремы Невесты и теоремы Бабочки Данный урок целесообразно использовать с пр...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 класс.

Урок введения новых знаний по геометрии по теме

"Теорема Пифагора"

Цели урока:

Образовательные:
1) ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при нахождении сторон прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора

2) показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни.

3) способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Развивающие:

Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе; эстетических чувств учащихся: проявление эстетического чувства, вкуса и суждения.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Понимать, что такое «теорема Пифагора». Знать как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:работа над понятием информация-знание

Регулятивные УУД Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование:

  • проектор, экран;

  • слайды «Теорема Пифагора».

  • чистые листы А-4, маркеры

  • тетрадь

  • учебник

  • макеты крыши

  • карточки для рефлексии

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока

(Слайд 1) Сегодня на уроке мы увидим много необычного и красивого, и поймем что математика представляет собой науку не просто о сухих числах, а науку которая очень интересная и вдохновляющая. Вперёд к знаниям!

2. Сообщение учащегося из истории математики о Пифагоре

В это время на доске демонстрируется портрет ученого (Слайд 2, 3)

Текст сообщения (источник: Википедия)[2]:

Родителями Пифагора были Мнесарх и Партенида с Самоса. Мнесарх был камнерезом. Партенида, позднее переименованная мужем в Пифаиду, происходила из знатного рода Анкея, основателя греческой колонии на Самосе.

Рождение ребёнка будто бы предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия». В частности, Пифия сообщила Мнесарху, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой. Пифагор родился в Сидоне Финикийском (по Ямвлиху) примерно в 570 до н. э.

По словам античных авторов, Пифагор встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи, греками, персами, халдеями, египтянами, впитал в себя всё накопленное человечеством знание.

В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён в таинства, запретные для прочих чужеземцев.

Пифагор в 18-летнем возрасте покинул родной остров и, объехав мудрецов в разных краях света, добрался до Египта, где пробыл 22 года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 до н. э. В Вавилоне Пифагор пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на Самос в 56-летнем возрасте, где соотечественники признали его мудрым человеком.

Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашёл много последователей. В конце VI в. до н. э. Пифагору пришлось удалиться в другую греческую колонию Метапонт, где он и умер. Почти 450 лет спустя во времена Цицерона (I в. до н. э.) в Метапонте как одну из достопримечательностей показывали склеп Пифагора.

У Пифагора была жена по имени Феано, сын Телавг и дочь Мня

Дата смерти 490 до н. э. (или 480 до н. э., что маловероятно).

3Урок по математике по теме «Теорема Пифагора»Урок по математике по теме «Теорема Пифагора». Устная работа

Задача. (Слайд 4) Дан квадрат ABCD <Рисунок 1> KL и QT - перпендикулярные отрезки с концами на противоположных сторонах квадрата. Докажите, что KL = QT.

Решение задачи (Слайд 5) Посмотрите внимательно на <Рисунок 2> и скажите почему отрезки KL и QT равны.

4. Основная часть

О теореме Пифагора (Слайд 6)[3]

Уделом истины не может быть забвенье,
Как только мир ее увидит взор,
И теорема та, что дал нам Пифагор,
Верна теперь, как в день ее рожденья.
За светлый луч с небес вознес благодаренье
Мудрец богам не так, как было до тех пор.
Ведь целых сто быков послал он под топор,
Чтоб их сожгли как жертвоприношенье.

Быки с тех пор, как только весть услышат,
Что новой истины уже следы видны,
Отчаянно мычат и ужаса полны:
Им Пифагор навек внушил тревогу.
Не в силах преградить той истине дорогу,
Они, закрыв глаза, дрожат и еле дышат.

Суть истины вся в том, что нам она-навечно,

Когда хоть раз в прозрений ее увидим свет,

И теорема Пифагора через столько лет

Для нас, как для него, бесспорна, безупречна.

На радостях богам был Пифагором дан обет:

За то, что мудрости коснулся бесконечной,

Он сто быков заклал, благодаря предвечных;

Моленья и хвалы вознес он жертве вслед.

С тех пор быки, когда, учуют, тужась,

Что к новой истине людей опять подводит след,

Ревут остервенело, так что слушать мочи нет,

Такой в них Пифагор вселил навеки ужас,

Быкам, бессильным новой правде противостоять,

Что остается? - Лишь, глаза закрыв, реветь, дрожать.

А. Шамиссо

Теорема Пифагора и является основной теоремой геометрии. (Слайд 7)

А звучит она так: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Урок по математике по теме «Теорема Пифагора»Урок по математике по теме «Теорема Пифагора»

<Урок по математике по теме «Теорема Пифагора»Рисунок 3> Дано: ∆АВС - прямоугольный, АВ= с, АС = а, ВС = b.

Доказать: c2 = a2 + b2.

Доказательство:

(Слайд 8) 1. Достроим ∆АВС до квадрата, сторона которого равна сумме катетов a + b. <Рисунок 4>

2. S = (a + b)2

3. S = 4∙ S + c2, S = Урок по математике по теме «Теорема Пифагора»

4. (a + b)2 = 4∙ Урок по математике по теме «Теорема Пифагора» + c2 Урок по математике по теме «Теорема Пифагора» c2 = a2 + b2.

ч.т.д.

Мы изучили и доказали, как сказал Иоанн Кеплер, живший пять веков назад, «Одно из двух сокровищ геометрии. Это теорема Пифагора».

Сейчас, решим задачу для закрепления.

(Слайд 9) №483 (а, в) Найти гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам a, b: <Рисунок 3>

а) a= 6, b = 8; в) a = Урок по математике по теме «Теорема Пифагора»b = Урок по математике по теме «Теорема Пифагора»

Ответ: а) с = 10, в) с = Урок по математике по теме «Теорема Пифагора».

5. Исторические справки

1Урок по математике по теме «Теорема Пифагора». В некоторых списках «Начал» Евклида теорема Пифагора называлась теоремой нимфы, по-видимому, из-за сходства чертежа с бабочкой <Рисунок 5> (Слайд 10), поскольку словом «нимфа» греки называли бабочек. Нимфами греки называли еще и невест, а также некоторых богинь. При переводе с греческого арабский переводчик, вероятно, не обратил внимание, на чертежи перевел слово «нимфа» как «невеста», а не «бабочка». Так и появилось ласковое название знаменитой теоремы - «теорема невесты».

2Урок по математике по теме «Теорема Пифагора». (Слайд 11) Рассмотрим доказательство теоремы Пифагора, которое описал индийский математик Бахастра (1114 - ок. 1178) в своём труде «Венец науки», и это просто блестящее доказательство! <Рисунок 6>

Под рисунком была лишь одна единственная подпись: «Смотри!».

Давайте рассмотрим данное доказательство. Площадь квадрата со стороной с равна с2, с другой стороны он составлен из четырёх треугольников площадь которых равна Урок по математике по теме «Теорема Пифагора» и маленького квадрата со стороной a - b, т.е. площадью (a - b)2 . Отсюда имеем с2 = a2 + b2.

Такое простое и интересное доказательство, скажите разве это не прекрасно, одна теорема открытая великим учёным древности несёт в себе так много интересных и необычных доказательств, и только представьте себе сколько великих умов Земли работали над её доказательством, а их более сотни сейчас известно и многие из ни просто гениальные как только что рассмотренное.

6. Домашнее задание (Слайд 12)

Пн. 54: теорема с доказательством, сообщение из истории теоремы Пифагора (1 уч.);

№483 (б, г), 484 (а, в)

7. Подведение итогов

Мы сегодня хорошо поработали. Давайте проведем рефлексию урока.

И последнее чтобы легко было запомнить Теорему Пифагора, для нас составили красивое стихотворение.

(Слайд 13) Теорема Пифагора

Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим -
И таким простым путем
К результату мы придем.

(И. Дырченко)

Литература:

  1. Геометрия: 7 - 9: Учебник для общеобразоват. учреждений /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутусов, С. Б. Кадемцов и др. - 12-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 384 с.

  2. ru.wikipedia.org/wiki/

  3. moypifagor.narod.ru - сайт стихов про теорему Пифагора

  4. Газета «Математика»

© 2010-2022