- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока математики в 7 классе по теме: Линейная функция. Свойства и график линейной функции
Конспект урока математики в 7 классе по теме: Линейная функция. Свойства и график линейной функции
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федоськина О.Д. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное учреждение
общеобразовательная организация
средняя общеобразовательная школа № 1
Тема: Линейная функция. Свойства и график линейной функции.
Учитель: О. Д. Федоськина,
г. Советская Гавань
2016 год
Учебник: Макарычев Ю.Н.
Алгебра.7кл.- М.: Просвещение, 2010
ТЕМА урока: Линейная функция. Свойства и график
линейной функции
ЦЕЛИ урока: обучающая: активизация мыслительной
деятельности учащихся;
систематизация и обобщение
знаний по данной теме; умение
определить наиболее удобный метод
решения; использование
информационных технологий на уроке
математики; умение строить графики
линейной функции с использованием
компьютерной программы MS Excel.
развивающая: развитие познавательных интересов,
развитие умений анализировать
поставленные задачи.
воспитательная: воспитание мотивов учения,
добросовестного отношения к труду.
ТИП урока: урок обобщения знаний с применением информационных
технологий.
ОБОРУДОВАНИЕ: персональные компьютеры; программное
обеспечение - MS Excel;
интерактивные тесты в программе Internet
Explorer, приложение для оценки результатов компьютерного тестирования.
ХОД УРОКА
-
ОПРОС.
-
Теоретическая минутка:
-
Что называется функциональной зависимостью?
-
Какая переменная является зависимой, какая независимой?
-
Дайте понятие графика функции?
-
Как называется функция y=kx?
-
Что является графиком этой функции?
-
Сколько точек необходимо для построения графика этой функции?
-
Какая функция называется линейной?
-
Что является графиком линейной функции?
-
Укажите индикаторы линейной функции
-
Какой вид будет иметь линейная функция при b=0?
-
Через какую точку в этом случае проходит график?
-
Каковы координаты точки пересечения графика функции y=kx+b с осью OY? С осью ОХ?
-
Компьютерное тестирование:
1. Среди функций выберите те, которые не являются линейными
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ОТВЕТЫ: 2, 5, 8
2. Среди функций выбрать те, которые являются линейными и графики которых проходят через начало координат
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ОТВЕТЫ: 4, 10
3. Среди линейных функций выбрать те, графики которых отсекают на оси OY отрезок, равный 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ОТВЕТ: 7
4. Среди функций выбрать те, графики которых лежат в I и III четвертях
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ОТВЕТЫ: 1, 4, 6, 7, 9
5. Среди функций выбрать те, графики которых лежат во II и IV четвертях
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ОТВЕТЫ: 3, 10
Ребята, сегодня вы сами оцените свои достижения с помощью Сосуда знаний.
Разминка закончена. А сейчас поработаем с графиками.
- Ребята, как вы понимаете фразу «Чтение графика функции»?
(описание расположения и поведения функции
по изображенному графику)
Y
Y
Y
Y
X
X
X
X
O
-2
O
-1
4
24
3
-3
-2
1
0
К - ? К - ?
В - ? В - ?
0
К - ? К - ?
В - ? В - ?
На этом этапе урока отрабатывается умение находить k и b.
В тестах вам было дано задание: определить вид функции. Сейчас мы будем решать задачу обратную: по графику функции необходимо составить её аналитическое задание
1
Y
X
4
0
А
Записать аналитическое задание функции, график которой изображен на рисунке. Что можно сказать об этой функции? Каков ее общий вид?
Ответ: y=kx+b
Можно ли указать знак k, и что можно сказать о значении b?
Ответ: k>0, b=0
Т.к. точка А лежит на прямой и ее координаты х=4, y=1то можно составить и решить уравнение относительно k:
1=k*4, значит k=1/4. Следовательно, аналитическое задание функции: y=1/4х
Ребята, как могут располагаться прямые на плоскости, и можем ли мы по аналитическому заданию функций определить взаимное расположение прямых на плоскости?
Ответ: прямые могут иметь общую точку, могут не иметь общую точку. В первом случае они пересекаются, во втором - параллельны. Об этом говорят индикаторы b и k.
Если k1=k2, то прямые параллельны (или совпадают, если b1=b2).
Если k1=k2, то прямые пересекаются.
На доске записаны аналитические задания трех функций:
y=-3,5x+10,5 y=2x+5 y=2x-3
Можно ли указать, как будут располагаться графики этих функций?
Ответ: первый и второй; первый и третий - пересекаются, второй и третий - параллельны.
Ребята, наша задача сейчас найти координаты точки пересечения прямых
y=-3,5x+10,5 и y=2x+5.
Каковы ваши предложения по решению этой задачи? Какие способы решения вы можете предложить?
Ответ: графический, аналитический
Давайте решим ее двумя способами.
Задание Найти координаты точки пересечения графиков функций
(ученица работает у доски)
у = -3,5х + 10,5 и у = 2х + 5
В одной системе координат построим графики функций
A
7
1
3
-3.5
O
5
Y
X
Y=-3,5x+10,5
Y=2x+5
у = -3,5х + 10,5 и у = 2х + 5 описать функции
Ученик решает аналитическим путем:
Т.к. левые части этих равенств одинаковые, то можно приравнять и правые:
-3,5х + 10,5= 2х + 5
х=1
Подставим найденное значение в любое из заданных уравнений, получим y=7. Следовательно координаты точки А(1;7).
Итак, ребята, мы сегодня повторили все о линейной функции. Мне бы хотелось, чтобы вы попробовали создать мини-проект, который бы помог каждому ученику научиться исследовать линейную функцию и строить схематично график, другими словами, научиться читать график линейно функции.
Работаем на компьютерах. Перед вами таблица, в которой заданы графики линейной функции с различными параметрами k и b. Ваша задача определить знаки этих параметров, а если возможно, их числовые значения. Результаты вашей работы проверит компьютер, но это будет не отметка, а цвет: зеленый - правильно, красный - ищи ошибку.
Таблица
Подведем итоги с помощью сосуда знаний. Ребята, заполните каждый слой сосуда результатами усвоения каждого вида работы на уроке. Каждый из вас оценил свои достижения, увидел, что усвоено хорошо, а над чем еще надо поработать. Жду вас на консультации по расписанию с вопросами.