Отчёт по теме самообразования

 Современному обществу необходимы активные, предприимчивые, творческие, социально мобильные молодые люди, способные принимать эффективные решения в проблемных ситуациях, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность, применяя полученные знания, умения и навыки.  Уметь анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие решению проблем, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать результаты ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей,

город Усть-Кут Иркутской области

Тема самообразования: Компетентностные задачи как средство развития познавательных УУД на уроках математики в 5-6 классах.

Автор: Филиппова Оксана Николаевна, учитель математики, магистр физико-математических наук

Современному обществу необходимы активные, предприимчивые, творческие, социально мобильные молодые люди, способные принимать эффективные решения в проблемных ситуациях, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность, применяя полученные знания, умения и навыки. Для успешной жизнедеятельности человека в социуме выдвигаются новые ориентиры построения перспективной образовательной среды, целью которой является развитие способностей и творческого потенциала человека через образование. Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования.

На данном этапе достаточно детально описаны способы и средства развития универсальных учебных действий в начальной школе. Однако не совсем понятно как учителям математики, работающим в 5-6 классах использовать теоретические исследования для развития универсальных учебных действий на уроках, в соответствие изучаемому содержанию и в пределах временных рамок урока.

Уметь анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие решению проблем, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать результаты своей деятельности. Всё это развивают познавательные УУД.

Где же идёт развитие познавательных УУД?

На мой взгляд, познавательные универсальные учебные действия можно развивать через специальные компетентностные задачи.

Компетентностную задачу, можно определить как форму организации учебного материала, смоделированную в виде жизненной ситуации, призванную формировать предметные, межпредметные и ключевые компетентности учащихся.

Целевое предназначение компетентностных задач определено тремя основными позициями: формирования системы универсальных учебных действий; обеспечения условий для применения предметных ЗУНов в новых, незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях; приобретения учащимися опыта решения задач жизненного характера. Однако анализ существующих школьных учебников и учебных пособий по математике показал, что данных задач недостаточно.

Всё сказанное выше позволяет сделать вывод об актуальности выбора темы самообразования, которая обусловлена противоречием между необходимостью в развитии универсальных учебных действий и средствами и способами их достижения.

Поэтому, целью моей работы является разработка серии компетентностных задач как средства развития познавательных универсальных учебных действий и рекомендаций по использованию компетентностных задач на уроках математики в 5-6 классах.

В основу работы положена гипотеза: если на уроках математики и внеклассных занятиях в основной школе систематически использовать компетентностные задачи в соответствии с разработанными методическими рекомендациями, то повысится уровень развития познавательных универсальных учебных действий.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1. Провести анализ методической литературы с целью выявления состояния проблемы.

2. Провести анализ методической литературы с целью выявления видов и функций универсальных учебных действий.

3. Анализ программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования под руководством А.Г. Асмолова, с целью выявления способов развития универсальных учебных действий.

4.Сконструировать серию задач, являющуюся средством развития универсальных учебных действий у обучающихся 5-6 классов в процессе решения ими компетентностных задач на уроках математики.

5. Составить методические рекомендации по конструированию и использованию компетентностных задач на базе задач УМК по математике 5-6 классов.

7. Экспериментально проверить выдвинутую гипотезу.

Пример компетентностной задачи:

Тема «Площадь квадрата и прямоугольника».

Представьте себе такую ситуацию, что Вы купили однокомнатную квартиру, но бывшие хозяева не поддерживали порядок, поэтому полы в квартире пришли в негодность. У вас после покупки квартиры осталось 15 тысяч рублей, которые Вы планируете потратить на ремонт пола. При этом желательно не тратить денег на ремонт пола в течение 5 лет.

Есть варианты: 1. Сменить дощатый пол и покрасить его обычной эмалью. В этом случае требуется покупка паласа в большую комнату.

2. Оставить прежний деревянный пол, но покрыть его линолеумом. В этом случае требуется покупка паласа в большую комнату.

3. Оставить прежний деревянный пол, но покрыть его ковровым покрытием. В этом случае требуется покупка моющего пылесоса, чтобы поддерживать пол в чистоте. В ванную комнату необходимо постелить линолеум.

В таблице приведены цены за различные варианты покрытия пола и срок службы данного покрытия.

Вид покрытия

Количество

Цена(руб)

Срок службы

Доски для пола

1 м2

150

20-30 лет

Эмаль коричневая

1 банка (3 кг) для покраски 10 м2 пола

140

2 года

Линолеум

1 м2

190

10 лет

Ковровое покрытие

1 м2

250

8 лет

Палас

1 м2

180

5 лет

План квартиры:

Отчёт по теме самообразования

Задания: 1. Вычислите площади пола в каждом помещении.

2. Учитывая имеющуюся сумму, составьте смету покупки необходимых материалов для ремонта пола.

Компетентностные задачи изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Конечно, путь от учебных заданий к компетентностным заданиям не простой. Вряд ли уже завтра у нас появятся учебники, содержащие подобные задания. Учителю самому нужно осваивать теорию и практику компетентностного подхода.

Применять компетентностнные задачи как средство для развития познавательных универсальных учебных действий необходимо как на уроках, так и во внеурочной деятельности учащихся: на занятиях факультатива, кружка, организации проектной работы. Серия задач апробирована на базе Лицея с моими учениками. Некоторые задачи, составленные и решаемые моими учениками, переросли в исследовательские проекты.



© 2010-2022