- Преподавателю
- Математика
- Авторская программа элективного курса по математике «Решение планиметрических задач»
Авторская программа элективного курса по математике «Решение планиметрических задач»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Артюхова И.И. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МО Апшеронское городское поселение Апшеронского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Решение планиметрических задач»
Составитель: Артюхова Ирина Ивановна
МО Апшеронское городское поселение Апшеронского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №1
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу «Решение планиметрических задач»
Составители: Артюхова Ирина Ивановна
Класс 10
Количество часов: всего 34часов
в неделю 1 час
Пояснительная записка
Математика является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в вузы по широкому спектру специальностей. Учитывая что, задания частей В и С единого государственного экзамена содержат задания по геометрии, в том числе и из планиметрии возникает необходимость усиления геометрической линии обучения математике. Т.к. итоги предыдущих лет показали, что учащиеся с данными заданиями справлялись хуже, а иногда даже не выполняли их, что связано с малым опытом решения геометрических задач. Одно из назначений курса восполнить этот пробел.Данный курс «Решение планиметрических задач» ориентирован на учащихся 10 классов, которым интересна как сама математика, так и процесс познания нового. Он не дублирует и не является простым углублением содержания основного курса геометрии средней школы.Данный курс предполагает систематизирование полученных знаний по планиметрии, формирование пространственного представления, а так же проведение подготовки для изучения курса стереометрии.Элективный курс "Решение планиметрических задач" разработан в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования и соответствует Государственному стандарту среднего образования по математике.
Данный курс рассчитан на 34 часа,1 час в неделю предполагает изложение и обобщение теории, решение типовых задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указанно в тематическом планировании. Занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Курс «Решение планиметрических задач» содержит следующие основные разделы: «Треугольники», «Четырехугольники»,«Окружность», «Метод координат», «Правильные многоугольники».
Содержание курса предполагает работу с различными источниками математической литературы, интернет-ресурсы.
Цели и задачи обучения:
Цели:
-
повысить уровень понимания и практической подготовки при решении геометрических задач;
-
создать в совокупности с другими разделами математики базу для развития способностей учащихся;
-
помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи:
-
научить учащихся применять имеющиеся теоретические знания при решении задач;
-
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
-
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Тематическое распределение часов
Название разделов
Количество часов
Треугольники
7
Четырёхугольники
7
Окружность
6
Метод координат
7
Правильные многоугольники
7
Итого
34
Содержание обучения
Раздел
Тема
Треугольники
Треугольники и их виды. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Теорема Пифагора. Изопериметрическая задача.
Теоремы синусов и косинусов. Площадь треугольника.
Четыре замечательные точки треугольника. Свойства замечательных точек треугольника
Подобные треугольники.
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках в треугольнике.
Теорема Чевы. Теорема Менелая. Свойство биссектрисы треугольника.
Четырёхугольники.
Многоугольник. Выпуклый многоугольник.
Свойство диагоналей выпуклого четырехугольника.
Параллелограмм. Теоремы Вариньона и Гаусса.
Вписанные и описанные четырехугольники.
Вписанные и описанные четырехугольники.
Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция.
Площадь прямоугольника, параллелограмма, и трапеции.
Окружность
Характеристическое свойство окружности. Углы, связанные с окружностью: вписанный, угол между хордой и секущей, угол между касательной и хордой.
Теорема о квадрате касательной. Теорема Паскаля.
Вневписанные окружности треугольника.
Комбинации окружности с другими геометрическими фигурами.
Окружности, вписанные в окружность
Окружности, описанные около треугольника.
Метод координат
Координаты точек и векторов.
Длина вектора.
Расстояние между двумя точками.
Теорема Стюарта.
Скалярное произведение векторов.
Теорема Эйлера.
Решение задач по теме «Метод координат»
Правильные многоугольники
Правильные многоугольники
Вписанные окружности в правильные многоугольники.
Описанные окружности околоправильного многоугольники.
Длина окружности.
Площадь правильного многоугольника.
Формулы радиусов вписанной и описанной около правильного многоугольника окружности, применение их при решении задач.
Решение задач повышенной сложности.
Итого
34 часа
Требования к подготовке учащихся
В ходе изучения курса учащиеся
должны знать:
-
ключевые теоремы, формулы курса планиметрии в разделах Треугольники, Четырехугольники, Окружность, Метод координат, Правильные многоугольники;
-
знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении планиметрических задач;
-
знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении задач;
-
знать формулы площадей геометрических фигур и уметь применять их при решении задач.
должны уметь:
-
правильно анализировать условия задачи;
-
выполнять грамотный чертеж к задаче;
-
выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его;
-
в сложных задачах использовать вспомогательные задачи (задачи - спутники);
-
логически обосновывать собственное мнение;
-
использовать возможности персонального компьютера (ПК) для самоконтроля и отработки основных умений, приобретенных в ходе изучения ку
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др. Геометрия. Доп. главы к учебнику 8 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. - 3-е изд. - Вита-Пресс, 2003.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., и др. Геометрия. Доп. главы к учебнику 9 кл.: Учеб пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, и др. - 3-е изд. - Вита-Пресс, 2003.
-
Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. - М.: Просвещение, 1992.
-
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: учеб. Пособие для 10 класса сред.шк. - М.: Просвещение, 1989.
-
Габович И.Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
-
Готман Э.Г. Задачи по планиметрии и методы их решения: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
-
Сагателова Л.С. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии: элективный курс/ авт.-сост. Л.С.Сагателова. - Волгоград: Учитель, 2009.
-
Гордин Р.К. ЕГЭ2010. Математика. Задача С4 /под ред. А.Л. Семенова и И.В. Ященко. - М.: МЦНМО, 2010.
-
Волсфон Б.И. Геометрия. Все типы заданий ГИА-9 и ЕГЭ. Учебное пособие/ЛЕГИОН Ростов-на-Дону, 2013
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
учебного материала
РЕШЕНИЕ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
10 класс (1 час в неделю, 34 часа)
№
урока
Раздел
Количество часов
Примерные даты проведения
Треугольники
7
1
Треугольники и их виды. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
1
сентябрь
2
Теорема Пифагора. Изопериметрическая задача.
1
сентябрь
3
Теоремы синусов и косинусов. Площадь треугольника.
1
сентябрь
4
Четыре замечательные точки треугольника. Свойства замечательных точек треугольника
1
сентябрь
5
Подобные треугольники.
1
октябрь
6
Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках в треугольнике.
1
октябрь
7
Теорема Чевы. Теорема Менелая. Свойство биссектрисы треугольника.
1
октябрь
Четырёхугольники.
7
8
Многоугольник. Выпуклый многоугольник.
1
октябрь
9
Свойство диагоналей выпуклого четырехугольника.
1
ноябрь
10
Параллелограмм. Теоремы Вариньона и Гаусса.
1
ноябрь
11
Вписанные и описанные четырехугольники.
1
ноябрь
12
Вписанные и описанные четырехугольники.
1
декабрь
13
Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция.
1
декабрь
14
Площадь прямоугольника, параллелограмма, и трапеции.
1
декабрь
Окружность
6
15
Характеристическое свойство окружности. Углы, связанные с окружностью: вписанный, угол между хордой и секущей, угол между касательной и хордой.
1
декабрь
16
Теорема о квадрате касательной. Теорема Паскаля.
1
январь
17
Вневписанные окружности треугольника.
1
январь
18
Комбинации окружности с другими геометрическими фигурами.
1
февраль
19
Окружности, вписанные в окружность
1
февраль
20
Окружности, описанные около треугольника.
1
февраль
Метод координат
7
21
Координаты точек и векторов.
1
февраль
22
Длина вектора.
1
март
23
Расстояние между двумя точками.
1
март
24
Теорема Стюарта.
1
март
25
Скалярное произведение векторов.
1
март
26
Теорема Эйлера.
1
апрель
27
Решение задач по теме «Метод координат»
1
апрель
Правильные многоугольники
7
28
Правильные многоугольники
1
апрель
29
Вписанные окружности в правильные многоугольники.
1
апрель
30
Описанные окружности около правильного многоугольники.
1
май
31
Длина окружности.
1
май
32
Площадь правильного многоугольника.
1
май
33
Формулы радиусов вписанной и описанной около правильного многоугольника окружности, применение их при решении задач.
1
май
34
Решение задач повышенной сложности.
1
май