Интегрированный урок по математике Семь чудес Казахстана

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Республика Казахстан, Акмолинская область, Жаркаинский район,

г. Державинск, СШ им. Крупской

Михновец Людмила Алесандровна

Конспект интегрированного урока по математике в 4 классе

Тема урока. Семь чудес Казахстана.

Цели урока:

1.Закрепить нахождение площади, периметра, знание единиц измерения площади.

2.Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи.

3.Развивать интерес к историческому прошлому казахского народа.

4.Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: государственные символы РК, иллюстрации семи чудес света, макет юрты, линия времени, фотографии, таблицы, книги, домбра.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Форма урока: урок-исследование.

МИнтегрированный урок по математике Семь чудес Казахстанаетоды урока: словесный - беседа, рассказ, объяснение, наглядный, практическая работа.

Ход урока. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня у нас будет необычный урок математики, он называется интегрированный. Н данном уроке мы будем применять знания, полученные не только на уроках математики, но и на уроках познания мира и познакомимся с новой для вас наукой - историей, которую вы будете изучать в 5 классе.

- На уроке мы повторим нахождение площади, единицы измерения площади, познакомимся с Семью чудесами Казахстана не только с исторической точки зрения, но и с математической, проверим полученные знания в форме теста. В конце урока подведем итоги нашей совместной работы, кто чему научился и какой получился урок.

- На уроке познания мира мы познакомились с Семью чудесами света. Назовите их, пожалуйста (Египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, Храм Артемиды, Галикарнасский мавзолей, колосс Родосский, Александрийский маяк).

- А почему бы нам не познакомиться с замечательными и неповторимыми памятниками искусства и культуры казахской истории. Их много, но из всех можно выделить 7 наиболее известных и значимых чудес, о которых должен знать каждый из нас.

- А поможет нам в этом линия времени. Красная черта разделяет период нашей эры и период до нашей эры. Линия времени нам поможет увидеть, какое место занимают «Семь чудес Казахстана» в историческом пространстве.

До нашей эры Наша эра

2000 1000 200 100 0 100 200 1000 2000



Итак, начинаем путешествие во времени.

Я прочитаю текст, а вы отгадайте о каком чуде идет речь.

Древняя легенда, передаваемая на протяжении многих веков из уст в уста, возродилась вновь, благодаря нашему Президенту Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. В самом центре евразийского пространства «на стыке миров протекает Мировая река, у ее берегов растет дерево жизни, корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо». Легенда ожила! На левом берегу реки Ишим, раскинув свои ветви, взметнулось ввысь Дерево Жизни.

- Как называется Дерево Жизни? (Монумент «Астана-Байтерек» в столице Казахстана - Астане).

- Монумент «Астана - Байтерек» уникальное архитектурное сооружение из металла, бетона и стекла. Масштаб его ошеломляет. Найдя значения выражений, узнаем его размеры. Ответы означают следующее.

- Начинаем устный счет.

800 - 695 = 105 м - это металлическая конструкция

250 х 4 = 1000 т - весит металлическая конструкция

660 : 30 = 22 м - это диаметр шара

3000 : 2 = 1500 м² - площадь поверхности шара

27 000 : 9 = 300 т -это масса шара

1000 - 903 = 97 м - на эту высоту поднят шар, это число совпадает с последними цифрами года, когда была перенесена столица из Алматы в Астану

-Интегрированный урок по математике Семь чудес Казахстана Случайно ли смотровая площадка на башне расположена на высоте 97 м? (Нет, не случайно, это цифра символизирует год переноса столицы из Алматы в Астану, была провозглашена новая столица государства)

- Именно на отметке 97 метров находится композиция «Аялы - Алакан» - оттиск правой ладони первого Президента Республики Казахстан - знак бережного отношения казахстанского народа к миру и покою в своем общем доме. Рядом находится композиция «Бата»

- 6 мая 1998 года Н.А. Назарбаев издал указ о переименовании г. Алматы в г. Астану, 10 июня 1998 была проведена официальная презентация столицы. Отсчет идет с 1998 года. В 2008 году Астана отметила свое десятилетие.

- В каком году Астана будет отмечать свое 20-летие (в 2018 году)

- В каком году исполнится 50 лет Астане? (в 2048 году)

- А сколько вам исполнится лет в 2048 году? У вас будет возможность посетить столицу во время празднования 50-летнего юбилея.

- В октябре мы тоже посетили монумент «Астана - Байтерек». Он стал для всего мира символом независимого Казахстан, также является символом Астаны.

Следующее чудо Казахстана - мавзолей. (Мавзолей - это большое надгробное сооружение).

Интегрированный урок по математике Семь чудес КазахстанаМавзолей Ходжи Ахмеда Йасауи был построен в конце 14 века - начале 15 века в Туркестане. Ходжа Ахмед Йасауи выдающийся ученый, поэт средневековья. Мавзолею исполнилось 600 лет. Вокруг центрального зала расположены 35 различных помещений. В центре здания огромный зал, перекрытый самым большим куполом в Средней Азии диаметром 18 метров. В центре зала стоит огромный бронзовый котел - тайказан, его диаметр - 2 м 45 см, вес 2000 тонны. Нам нужно найти площадь и периметр мавзолея.

Но сначала повторим материал.

- Что такое площадь геометрической фигуры? (площадь - это внутренняя часть геометрической фигуры)

- Как найти площадь?

- В каких единицах измеряется площадь?

- Что такое периметр? (Сумма сторон геометрической фигуры)

- В каких единицах измеряется периметр?

Длина - 60 м

Ширина - 45м

S - ? м²

P - м

S = 60 х 45 = 2700 (м²)

P = (60 + 45) х 2 = 210 (м)

Ответ: 2700 м², 210 м.

Площадь территории, которую занимает мавзолей, находящиеся возле него памятники, составляет 650 000 м² выразите её в гектарах

650 000 м² - 65 га

- Следующее чудо Казахстана - «Золотой человек»

ОИнтегрированный урок по математике Семь чудес Казахстанастанки сакского вождя найдены и исследованы археологом К.А. Акишевым в 1969-1970 году в Иссыкском кургане, который находится в 50-ти километрах от города Алматы. По мнению исследователей захоронение относится к 5-4 векам до н.э. Воин был одет в золоченую парадную одежду. Общее число золотых бляшек и украшений на одежде воина свыше 4000. Поэтому археологи и назвали его «Золотым человеком». На голове высокий головной убор. Переднюю, часть головного убора украшают изображения 2-х крылатых тулпаров с рогами архаров.

Образцы крылатых тулпаров, украшавшие головной убор «Золотого человека», также нашли отражение на Гербе Республики Казахстан.

В наши дни «Золотой человек» стал символом независимости Казахстана. «Золотой человек» является центральной фигурой Монумента Независимости на площади Республики в городе Алматы.

- Чтобы отгадать следующее чудо Казахстана, поиграем в игру «День и ночь», а во время игры повторим таблицу умножения. На слово «ночь» дети «засыпают», на слово «день» дети «просыпаются» и говорят ответ.

Ночь 6 х 3 = 18 х 2 = 36 : 9 = 4 х 8 = День 32 ю

Ночь 36 : 6 = 6 х 4 = 24 : 8 = 3 х 6 = День 18 р

Ночь 30 : 6 = 5 х 8 = 40 : 10 = 4 х 5 = День 20 т

Ночь 24 : 3 = 8 х 2 = 16 : 2 = 8 : 8 = День 1 а

СИнтегрированный урок по математике Семь чудес Казахстанаоотнесите ответы с соответствующими буквами алфавита. Какое получилось слово? (Юрта)

- Самые примитивные типы юрт появились в 3 тысячелетии до нашей эры, об этом свидетельствуют наскальные изображения в местности Баяр (Сибирь), а знаменитый китайский поэт Бо - Цзюй - восторженно воспевал достоинства юрты в 6 веке.

- Юрта - передвижное, разборное жилище казахов, изготовленное из дерева и войлока. Её собирают и разбирают за какой - нибудь час, но участвует в ее установке вся семья. Юрта состоит из решётчатых стен - кереге, жердей - уыков, верхнего купола юрты - шанырака.

Изображение уыков, шанырака нашло отражение в Гербе Казахстана. Уыки напоминают лучи солнца, источник тепла и жизни. Шанырак - символ семейного благополучия, спокойствия.

- В каком музее мы видели убранство юрты? (В краеведческом музее Омурлыкской СШ)

- А из какого музея мы принесли макет юрты? (Из музея СШ им. Укубаева)

Кереге составляется из нескольких отдельных решеток - канатов (крыльев) Размер юрты определяется по количеству канатов. В качестве жилья использовались 4, 5, 6 канатные юрты. Большие праздники проводились в 8, 12, 18, 24, 30 канатных юртах. Самая большая юрта, 30- ти канатная, ханская была способна вместить 1000 человек. Почетом пользуется белая юрта. Она считается символом благополучия. После того как каркас юрты установлен, он покрывается сверху и сбоку кусками войлока. Мы рассчитаем, сколько нужно войлока для боковых стен 12 канатной юрты, шерсти для изготовления этого войлока, сколько нужно вырасти овец, чтобы настричь столько шерсти.

Задача. Для покрытия 1 каната юрты нужно 6 квадратных метров войлока. Сколько нужно квадратных метров войлока, чтобы покрыть 12 канатов юрты?

На 1 канат - 6 м² войлока

На 12 канатов - ? м²

12х 6 = 72 (м²)

Ответ: 72 м².

Задача. Для изготовления 1 квадратного метра войлока нужно 20 килограммов шерсти. Сколько потребуется килограммов шерсти, чтобы изготовить 72 квадратных метра войлока?

Для 1 м² войлока - 20 кг шерсти овцы

Для 72 м² - ? кг

20 х 72 = 1440 (кг)

Ответ: 1440 килограммов шерсти

Задача. С одной овцы в среднем состригают 5 килограммов шерсти. Сколько потребуется овец, чтобы настричь 1440 кг шерсти?

С 1 овцы состригают - 5 кг шерсти

? овец - 1440 кг

1440: 5 = 288 (овец)

Ответ: 288 овец.

Итого: Для изготовления 72 м² войлока, нужно 1440 кг овечьей шерсти, вырастить 288 овец.

Следующее чудо Казахстана - это домбра. Мы послушаем кюй в исполнении ученицы 7 класса.

Домбра - самый распространенный казахский народный инструмент. Домбру можно встретить в каждой юрте. Домбра относится к числу самых необходимых и обязательных предметов в жизни казахов.

ИИнтегрированный урок по математике Семь чудес Казахстанастория возникновения этого инструмента уходит вглубь веков. При раскопках древнего города Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных щипковых инструментах. Ученые установили, что хорезмийские двухструнки существовали во 2 веке, они были одними из музыкальных инструментов сакских племен. Эти древние двухструнки имеют сходство с казахской домброй и являются ее прототипом. Так, с помощью археологии было доказано древнее происхождение домбры.

Следующее чудо Казахстана - наскальные изображения Тамгалы.

- Чтобы узнать, как называется место, где они находятся, нам необходимо найти значения выражений, поставить ответы в порядке убывания, а затем подставить к числам буквы.

РИнтегрированный урок по математике Семь чудес Казахстанаабота у доски, а дети в тетрадях.

830 + 170 = 1000 а

560 : 8 = 70 л

2400 - 300 = 2100 т

5000 : 50 = 100 м

14 х 6 = 84 а

23 х 4 = 92 г

3200 : 400 = 8 ы

Ответ.

2100 1000 100 92 84 70 8

Т а м г а л ы

- Наскальные изображения Тамгалы расположены в юго-восточной части Чу - Илийских гор. Урочище Тамгалы, находится в Алматинской области, в 170 км от Алматы. Урочище окружают невысокие горы. На каменных плитах были обнаружены наскальные рисунки, они относятся к середине 2-го тысячелетия до н.э. Их называют петроглифы. Общее количество петроглифов комплекса Тамгалы около 5000.

- Среди них имеются изображения животных - оленей, архаров, быков, верблюдов, диких лошадей, сцены охоты. Самые известные рисунки «Бог Солнца», «Бог Солнца, стоящий на быке». Эти рисунки рассказывают о жизни людей того времени, о том, что в эпоху бронзы люди достигли больших успехов в искусстве.

Интегрированный урок по математике Семь чудес Казахстана- Следующее чудо Казахстана - наскальные мечети Мангыстау. Свое название они получили по названию Мангыстауской области. Такие мечети находятся только здесь, в труднодоступной полупустынной зоне Мангыстау. Мечети строили, начиная с 9 века, они функционируют до сих пор. Здесь и находится подземная мечеть Бекет Ата.

Бекет Ата (1750-1813) - батыр, военачальник, просветитель, архитектор, миротворец, учитель, наставник. Он призывал жить в правде и справедливости, творить добро. Сроил медресе и мечети в Мангыстауском, Атырауском, Устиртском регионах. Обучал грамоте и строительству подземных сооружений.

Своим упорным трудом он построил подземную мечеть Огыланды, четвертую по счету, которая сейчас называется его именем. Мечеть состоит из семи комнат. В народе Бекет Ата почитают как святого.

- Скажите, а почему было возможно построить подземные мечети?

- Вспомните тему по познанию мира «Полезные ископаемые», каким нерудным полезным ископаемым богат полуостров Мангыстау? (Известняк) Известняк бывает белого, сероватого, желтоватого цвета, существуют горы, состоящие полностью из известняка. Его главная функция быть строительным материалом. Известняк легко распиливается на строительные блоки, большая часть древних замков, храмов, мавзолеев построена из известняка. Мел самый мягкий из всех известняков. Вот поэтому и было возможно построить мечети внутри гор.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили новый материал.

Выполнение теста «Семь чудес Казахстана»

1.Символ Астаны.

А) Монумент «Астана -Байтерек»

Б) Развлекательный центр «Думан»

В) Мечеть «Нур - Астана»

2.В каком городе построен Мавзолей Ходжи Ахмета Йасауи?

А) В Караганде

Б) В Туркестане

В) В Алматы

3. Какое количество золотых бляшек, украшений насчитывалось на одежде «Золотого человека»?

А) 4000 штук

Б) 4200 штук

В) 4600 штук

4.Легкое сборное жилище казахов

А) Изба

Б) Юрта

В) Землянка

4.Казахский народный инструмент

А) Баян

Б) Гитара

В) Домбра

5.Какое самое известное наскальное изображение Тамгалы.

А) Архар

Б) «Бог Солнца»

В) Воин

  1. В какой области находится мечеть Бекет Ата?

А) В Акмолинской области?

Б) В Мангыстауской области

В) В Костанайской области?

- Я думаю, сегодня вы поняли, насколько велики достижения народов, живших на территории Казахстана в разные времена. Их достижения приумножаются нашими современниками.

Рефлексия. И так наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте подведем итоги нашей совместной работы.

- Какой материал закрепили по математике?

- С какими чудесами Казахстана вы познакомились?

- Что показалось вам особенно интересным?

- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

- Какой получился урок?

- Как надо относиться к истории своего народа?

Мы должны знать историю нашего народа, гордиться достижениями своего народа, понимать культуру, уважать своих предков.

Выставление оценок. Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке, а более активным выставить оценки.

Домашнее задание, на 104 странице учебника № 7, решить уравнения.

Урок закончен. Молодцы. Спасибо за хорошую работу.


© 2010-2022