- Преподавателю
- Математика
- Программа дополнительного образования для 9 класса
Программа дополнительного образования для 9 класса
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козлова И.М. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
по теме
Кол-во теоретических занятий (час)
Кол-во практических занятий (час)
1
Функции и их графики.
10
3
7
2
Векторы.
10
3
7
3
Преобразование алгебраических выражений. Формулы.
6
2
4
4
Уравнения различных видов.
10
3
7
5
Вычисления.
4
1
3
6
Стандартный вид числа
8
2
6
7
Работа с таблицами, диаграммами.
6
2
4
8
Пропорция.
4
1
3
9
Итоговое занятие
2
1
1
Содержание тем, входящих в данный курс
Функции и их графики
Понятие функции. Примеры функциональной зависимости из физики. Область определения функции. Возрастание и убывание функции. Чётность и нечётность функции. Функции: линейная, квадратичная, обратно-пропорциональная, функции с модулем, кусочные функции. Построение графиков функций. Исследование свойств функций. Чтение графиков функциональных зависимостей.
Векторы
Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: сложение по правилу треугольника, параллелограмма, многоугольника, вычитание , умножение вектора на число. Прямоугольная система координат. Координаты точки. Координаты вектора. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Нахождение координат суммы и разности. Решение простейших задач методом координат.
Преобразование алгебраических выражений. Формулы
Выражения ,включающие арифметические операции .Выражения, содержащие возведение в степень. Свойства степени. Выражения ,содержащие корни натуральной степени. Квадратный корень из квадрата разности двух чисел. Модуль числа.
Уравнения различных видов
Уравнения в целых числах. Квадратные уравнения. Рациональные и дробные уравнения. Уравнения, содержащие модуль. Нестандартные методы решения уравнений.
Стандартный вид числа
Приближённые значения величин. Погрешность приближения. Оценка погрешности. Округление чисел. Стандартный вид числа. Вычисления с числами в стандартном виде.
Работа с таблицами, диаграммами
Таблицы распределения значений случайных величин. Наглядное представление распределения случайной величины: полигон частот, диаграммы круговые, линейные, столбчатые, гистограммы. Генеральная совокупность и выборка. Репрезентативная выборка. Характеристики выборки: размах, мода ,медиана, среднее. Представление о законе нормального распределения.
Пропорция
Отношение. Понятие пропорции. Основное свойство пропорции. Составление пропорции. Прямо-пропорциональные и обратно- пропорциональные величины. Решение задач с применением пропорции.
Методическое обеспечение программы
Для выполнения данной программы необходимо проведение лекционных занятий для повторения или ознакомления с материалом, тренировочных занятий для отработки вычислительных навыков, тестовых работ для контроля за уровнем усвоения , изучаемого материала и коррекции при необходимости.
Используются :
Интерактивные дидактические материалы 9 класс по учебнику Атанасяна Л.С. «Уроки геометрии с применением информационных технологий» Москва «Планета» (серия «Современная школа»)
Сайт:uztest.ru/guiz. ) Интернет портал PROШколу.ru proshkolu.ru/club/maths/file2/322771/
school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Видеоуроки по математике «Весь школьный курс математики для 7-9 класса по учебнику Алимова»Жаборовский И.В.
Перечень оборудования: школьная мебель, доска, компьютер, принтер, мультимедийный проектор, чертежные инструменты.
Пояснительная записка.
Современный этап науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, связи науки с техникой и с практической деятельностью человека. Необходимость связи между предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами гимназии, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.
Межпредметные связи в обучении являются выражением интеграционных процессов, происходящих в науке и в жизни общества, играют важную роль в повышении практической подготовки учащихся. Овладение такими знаниями будет способствовать формированию у учащихся целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, сделает знания практически значимыми и применимыми в конкретных ситуациях в будущей производственной, научной и общественной жизни.
Понимать физику, химию, биологию, географию - это значит уметь решать задачи, уметь применять теоретические знания к практическим ситуациям. Именно решение задач позволяет глубоко усвоить материал, развить логическое мышление, творческую фантазию и лучше понимать явления природы.
Очень важно в этом случае правильно и оптимально применять математические знания и приёмы. Часто сопоставить и связать отдельные темы естественно - научных предметов и математика представляет для учеников проблему.
Например, такие математические понятия как функция, график функции, область определения функции и так далее учащиеся не всегда могут применять к физическим задачам. На уроках математики решается целый ряд вопросов, тесно переплетающихся с законами, описывающими физические явления.
Успешно решать естественно - научные задачи без использования математических знаний и умений невозможно. Большинство задач требует вычисления, составления и решения уравнений, анализа функциональных зависимостей, построения и чтения графиков и так далее.
В настоящее время больше внимания стали уделять графическим задачам: с использованием таблиц данных; задач на определение вида функциональной зависимости; на определение по графику значения физической величины; графическое отображение зависимости одной величины от другой; анализ процессов, представленных графически. Возможны и обратные задачи: по полученной в результате математических преобразований формуле построить график зависимости физических величин.
Данная программа дополняет основную программу, дает возможность детям прийти к осознанию необходимости приобретения знаний и умений, которыми они овладевают в процессе обучения и применения их на практике при решении конкретных задач.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 15- 16 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: с 1октября 2013 года по 20 мая 2014 года.
Режим занятий: 1раз в неделю по 2 часа .Всего 60 часов.
Формы занятий: лекции, тренировочные занятия, практические занятия, тесты, комбинированные занятия.
При чтении графиков последовательно выполняют следующие действия:
-
по обозначениям на осях координат устанавливают какая пара физических величин находится в функциональной зависимости ; какая величина является функцией, а какая аргументом.
-
устанавливают качественно общий вид зависимости (как изменяется одна величина при изменении другой)
Из предмета математика: построение графиков движения, вектора, решение уравнений, использование математических формул, действий для осуществления расчетов, создание таблиц.
Покажем, как могут быть реализованы связи физики и математики при формировании таких понятий как функция, величина, производная:
-
во-первых, изучение названных понятий в старших классах затрудняет преподавание, например, механики в курсе физики. Следовательно, изучение основных понятий математического анализа в математике целесообразнее начать одновременно с прохождением механики в физике;
-
во-вторых, изучению всего курса физики препятствует недостаточное использование математического аппарата, которое происходит либо из-за позднего формирования у учащихся, либо из-за отсутствия согласованности действий преподавателей физики и математики в использовании общих физико-математических понятий.