• Преподавателю
  • Математика
  • Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

В статье "Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта" рассмотрены универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, и представлен ряд заданий, направленный на их формирование на уроках математики в 5 классе.
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

В статье рассмотрены универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, и представлен ряд заданий, направленный на их формирование на уроках математики в 5 классе.

Великая цель образования - не только знания,

но и прежде всего действия.

Н.И. Мирон

Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательной, активной деятельности учащихся. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования [2] выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Большая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится математике. Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие математические способности школьников, как: математическая интуиция; логическое, пространственное, техническое мышление; способность к конструктивно - математической деятельности; комбинаторный стиль; алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; также владение символическим языком математики; способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.

Рассмотрим ряд заданий, использование которых на уроке математики в 5 классе, способствует формированию УУД учащихся:

1. а) Выполните действия:

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

б) Раскрасьте бабочку в соответствии с результатами вычислений. Учитывайте, что правая и левая части одинаковые (симметричные): красным - те части, ответ на которых меньше 2 на 0,3; коричневым - те части, где ответ совпадает с квадратом числа 0,8; черным - части, связанные с ответом, в котором цифра 3 стоит в разряде десятых; синим - те части, где ответом является число в 2 раза больше, чем 19,5. Оставшиеся части сделайте жёлтыми.

2. Решите уравнения и раскрасьте картинку.

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

Уравнения

Ответы

Цвет

1

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

87

Красный

2

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

215

Жёлтый

3

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

21

Синий

4

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

136,5

Серый

5

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

21,1

Белый

6

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

250

Чёрный

Задание №1 и №2 направлены на формирование вычислительных навыков, умения решать уравнения, а также формирование личностных УУД, таких как аккуратность при выполнении работы, развитие интереса к математике, положительное отношение к процессу познания и др.

3. Проведите отрезок так, чтобы он разделил квадрат: а) на треугольник и пятиугольник; б) на два четырёхугольника, не являющихся прямоугольниками. Ответ:

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

4. В каждой из четырёх фигур, расположенных правее фигуры А, дорисуйте недостающие отрезки, чтобы получилась такая же фигура.

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

5. Из каких фигур можно составить красный треугольник? Раскрасьте их синим карандашом.

Статья на тему Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в 5 классе в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта

Выполнение данных заданий направлено на формирование у учащихся понятия плоской фигуры, а также умений строить эти фигуры и использовать их свойства при решении задач.

Задание №3-5 направлены на формирование познавательных УУД, таких как общеучебные УУД (умение самостоятельно применять свои знания на практике, поиск и выделение необходимой информации, моделирование) и логические УУД (анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных), синтез как составление целого, восполняя недостающие компоненты), действия постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В статье рассмотрена лишь малая часть примеров, реализация которых направлена на формирование УУД.

Таким образом, целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности реализации ФГОС.

Литература:

  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования 2012 года: сайт Министерства Образования и Науки Российской Федерации - 2011 [Электронный ресурс] - URL: xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B?events_sections=8.

  2. Программа развития универсальных учебных действий: сайт Федерального Образовательного Стандарта - 2008 [Электронный ресурс] - URL: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452.

  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 40 с

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / Под ред. А. Г. Асмолова, О. А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.



© 2010-2022