Научно -исследовательский проект Среднестатистическая семья МБОУ СОШ №74

 Опросы множества людей по тому или иному вопросу нередко применяются учеными, исследователями, журналистами. Но как правильно провести опрос, а затем обработать полученную информацию? В этом помогает такая наука, как статистика. Она же применяется при переписи населения.Как мне стало известно, слово «статистика» происходит от латинского слова status — состояние, положение вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». В наше время статистике дают такие определения:·...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ МБОУ СОШ №74














Работу выполнила:

Ученица 8 «А» класса МБОУ СОШ №74

Тришина Алина


Научный руководитель:

учитель математики высшей категории

Веприцкая Наталья Алексеевна




Екатеринбург

2011

Содержание.

Введение.

§1«История статистики»………………………………………………………… 4

§2 «Основные этапы статистического исследования»………………....……....8

2.1 «Первый этап - статистическое наблюдение»…..……...……….….…9

2.2 «Второй этап - сводка и группировка»… ……………………….…...12

2.3 «Третий этап - анализ данных»… ……………………………………15

§3 «Перепись населения»……………………………….. ……………………..16

§4 «Среднестатистическая семья МБОУ СОШ №74»…..…………………….20

Заключение…………………………..………………………………………..…21

Список использованной литературы.

Приложения.








Введение.

Опросы множества людей по тому или иному вопросу нередко применяются учеными, исследователями, журналистами. Но как правильно провести опрос, а затем обработать полученную информацию? В этом помогает такая наука, как статистика. Она же применяется при переписи населения.

Как мне стало известно, слово «статистика» происходит от латинского слова status - состояние, положение вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». В наше время статистике дают такие определения:

  • Статистика в узком смысле - это измеримая числовая функция от выборки, не зависящая от неизвестных параметров распределения.

  • В широком смысле под статистикой понимается отрасль знаний в математике, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.

Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных.

Меня очень заинтересовала статистика, и я решила узнать, какая же среднестатистическая семья МБОУ СОШ №74.

Моя цель:

  • Ознакомиться со статистикой и понять, какова среднестатистическая семья МБОУ СОШ №74.

Задачи, которые я должна выполнить для достижения цели:

  • Узнать историю возникновения статистики и основные этапы статистического исследования

  • Изучить, как проходит перепись населения

  • Провести анкетирование среди 5-11 классов МБОУ СОШ №74

  • Обработать информацию и проанализировать результаты

  • Подвести итоги.




§1 История статистики.


Статистика - есть искусство давать точное выражение тому, что совершенно неизвестно.

А. Тьер

Я исследовала историю статистики и узнала, что статистика существовала ещё до нашей эры. Например, В Китае более чем за две тысячи лет до нашей эры производились исчисления населения по полу и возрасту, а также собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства.

Упоминания о статистических обследованиях встречаются и в библейские времена. В Древнем Риме велась статистика численности населения и имущественного положения граждан.

Развитие торговых и международных товарно-денежных отношений явилось стимулом для дальнейшего формирования учета и статистики.

В конце IX в. проводились первые учетные операции: инвентаризация королевских имений, учет населения, пригодного к военной службе.

Первыми и основными учетно-статистическими источниками на Руси были летописи, в которых уже в IX -XI вв. упоминается о сборе различной информации, например, приводятся учетные данные о возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений.

Однако сбор числовых данных в государствах древнего мира был настолько несовершенным, что говорить о научном подходе к нему не приходится. В тот период статистические операции, как правило, проводились в исключительных случаях, в основном в военных и финансовых делах. Позднее потребность в статистических операциях возникла уже с необходимостью стимулирования роста народонаселения, производительных сил страны, регулирования потребления.

Но если собирание статистических данных началось в самой глубокой древности, то их обработка и анализ, т. е. зарождение статистики - науки, относятся к более позднему периоду - второй половине XVII в. В это время и было введено в научный обиход и само слово «статистика». Это сделал немецкий ученый, профессор философии и права Г. Ахенваль (1719 - 1772), который с 1746 г. впервые в Марбургском, а затем в Геттингенском университете начал читать новую учебную дисциплину, которую он назвал статистикой.

Во второй половине XVII столетия в Германии возникла школа государствоведения. Ее основателем был немецкий ученый Г. Конринг (1606 - 1681). Дальнейшее развитие это направление получило в работах Г. Ахенваля и А. Шлецера. Школа просуществовала более 150 лет, не меняя своих теоретических основ. Предмет и метод этой науки не были четко определены. Собирался в основном описательно-информационный материал, который впоследствии почти не анализировался. Описывался, как правило, последний период, иначе, по мнению представителей школы, в статистической работе не было смысла.

В трудах сторонников этого направления содержалось описание государств, их устройства, быта и нравов населения, естественных условий, климата, финансов, армии. Хотя авторы трудов называли их статистическими, с этим нельзя было согласиться, так как в них было словесное описание «достопримечательностей государства», т. е. в большей мере эти описания носили этнографический характер. Содержание, задачи, предмет изучения статистики в понимании ученых были далеки от современного взгляда на статистику как науку.

Гораздо ближе к современному пониманию статистики была английская школа политических арифметиков, которая возникла на 100 лет раньше немецкой описательной школы. Основоположниками школы «Политическая арифметика» были Д. Граунт (1620 - 1674), Э. Галлей (1656 - 1742) и В. Петти (1623 - 1687). В их трудах наметились два направления: демографическое с преобладанием вопросов страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико-экономическое у В. Петти.

Д. Граунт на основе обработки бюллетеней о естественном движении населения Лондона впервые открыл некоторые закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать массовый первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для стационарного населения. Теоретически разработку проблемы смертности, начатую Д. Граунтом, продолжил Э. Галлей. Он высказал идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений.

Друг и современник Д. Граунта В. Петти написал по статистике ряд научных работ, главные идеи которых состоят в стремлении конкретно оценить то или иное явление в условиях явной нехватки числовых данных. В. Петти является создателем экономической статистики.

Политические арифметики путем обобщения и анализа фактов стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, показать закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой ученые, близки к современному пониманию сущности статистики.

Идеи Д. Граунта, Э. Галлея и В. Петти имели своих последователей как на их родине, в Англии, так и в других европейских государствах. Наибольшее развитие эта школа получила в XVII и XVIII вв. в Англии, Голландии, Франции.

В дальнейшем понимание школы политических арифметиков в основном свелось к демографии и особенно к вопросам страхования жизни, финансовым расчетам.

В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки - статистико-математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес бельгийский статистик А. Кетле (1796 - 1874). Он назвал статистику «социальной физикой», т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Важнейшей его заслугой является обоснование идеи использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира. Учение А. Кетле о статистической закономерности оказало значительное влияние на современников. Многие из его последователей пошли дальше своего учителя.

Двумя другими учеными, внесшими значительный вклад в развитие статистики, являются два англичанина - Ф. Гальтон (1822 - 1911) и К. Пирсон (1857 - 1936).

Наиболее известным ученым XX в. в области статистики Запада является Р. Фишер (1890 - 1962). Фишер продуктивно работал с 1912 по 1962 г., и многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику.

Представители статистико-математического направления считают основой статистики теорию вероятностей, составляющую одну из отраслей прикладной статистики.

В российской статистике не было четкого обособления школ и направлений, и тем не менее можно отметить русскую описательную школу, русскую школу политических арифметиков, статистическую мысль революционеров-демократов русской социологической школы, различные направления в русской академической статистике.

Яркими представителями русской описательной школы являются И. К. Кириллов (1689 - 1737), В. Н. Татищев (1686 -1750), М. В. Ломоносов (1711 - 1765), И. И. Голиков (1735 -1801), С. Н. Плещеев (1752 - 1802), М. И. Чулков (1740 - 1793) и др. Собранные ими материалы стали источником сведений по экономической теории России с древних времен до XVIII в.

Превращению статистики из науки описательной в науку теоретическую, формированию статистики как науки положили начало представители школы политических арифметиков, которые изучали общественные явления с использованием меры, веса и числа.

В начале XIX в. выходит ряд крупных работ по теории статистики. В книге «Всеобщая теория статистики. Для обучающих сей науке» К. Ф. Герман (1767 - 1838) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку.

Большим шагом вперед к развитию статистической науки послужило комплексное применение, наряду со статистическими, экономико-математических методов и широкое использование компьютерной техники в анализе социально-экономических явлений.

По-настоящему широкий интерес к статистике возник в послеперестроечное время. Она вдруг понадобилась всем - от политиков, желающих предсказать исход выборов, до предпринимателей, стремящихся оптимизировать прибыль при тех или иных вложениях капитала.

На Западе статистику используют широко и давно, так что эта наука интенсивно развивалась. Было создано множество программ, позволяющих применять самые современные методы математической статистики для обработки данных.











§2 Основные этапы статистического исследования

Собираемые данные должны отвечать двум требованиям: достоверности и сопоставимости. Достоверность - это соответствие данных тому, что есть на самом деле. Вся методика, организация и техника проведения статистического наблюдения должны быть нацелены на обеспечение достоверных данных. Чтобы данные об отдельных явлениях можно было обобщать, они должны быть сопоставимы друг с другом: собираться в одно и то же время по единой методике.

К этапам статистического исследования относятся:

  • Статистическое наблюдение - массовый научно организованный сбор первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления.

  • Группировка и сводка материала - обобщение данных наблюдения для получения абсолютных величин (учетно-оценочных показателей) явления.

  • Обработка статистических данных и анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития.

Все этапы статистического исследования тесно связаны друг с другом и одинаково важны. Недостатки и ошибки, возникающие на каждой стадии, сказываются на все исследовании в целом. Поэтому правильное использование специальных методов статистической науки на каждом этапе позволяет получить достоверную информацию в результате статистического исследования.






§2.1 Первый этап - статистическое наблюдение

Статистическое наблюдение - это первая стадия всякого статистического исследования, представляющая собой научно организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни, и сбор полученных на основе этого учета массовых данных.

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения - совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения. Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации - наличное, т.е. фактически находящееся в данной местности в момент переписи, или постоянное, т.е. живущее в данной местности постоянно.

В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения пользуются тем или иным цензом. Ценз есть ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек.

Программа наблюдения - это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления.

Первый принцип составления программы наблюдения - никаких сведений, не относящихся к данному обследованию («на всякий случай»).

Второй принцип, немаловажный для получения достоверных данных при опросах, - не включать в программу наблюдения те вопросы, которые могут показаться людям подозрительными и на которые можно заведомо ожидать неточных ответов.

Например, понимая, что точную сумму доходов и сбережений состоятельные люди скорее всего не укажут, имеет смысл задать косвенные вопросы, например: «Есть ли среди ваших знакомых люди с месячным доходом 10 тыс. долл. и выше?» и т.д. Не рекомендуется задавать вопрос: «Сколько денег вы заработали в прошлом году?», лучше спросить: «Какая из следующих категорий соответствует вашему доходу в прошлом году:

до 100 тыс. руб.

100-150 тыс. руб.

150-200 тыс. руб.

200-250 тыс. руб

250-300 тыс. руб.

300 тыс. руб. и более».

Организационные вопросы статистического наблюдения включают в себя определение субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

В статистической практике используются три организационные формы наблюдения - отчетность, специальное статистическое обследование и наблюдение через регистры.

Отчетность - это такая организационная форма, при которой единицы наблюдения представляют сведения о своей деятельности в виде формуляров регламентированного образца.

Особенность отчетности состоит в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя.

Примером второй формы наблюдения - специального статистического обследования - является проведение переписей населения.

Наблюдение через регистры - сравнительно новая форма организации статистического наблюдения, основанная на применении компьютерных технологий. Регистр - это поименованный и постоянно уточняемый перечень тех или иных единиц наблюдения, созданный для непрерывного длительного статистического наблюдения за определенной совокупностью, в котором содержится информация о каждой единице совокупности (например, ЕГРПО - Единый государственный регистр предприятий и организаций).

В зависимости от задач статистического исследования и характера изучаемого явления учет фактов можно производить:
- систематически, постоянно охватывая факты по мере их возникновения - это будет текущее наблюдение (отчетность);
- регулярно, но не постоянно, а через определенные промежутки времени - это будет периодическое наблюдение (переписи населения).

С точки зрения полноты охвата фактов статистическое наблюдение может быть сплошным и несплошным. Сплошное наблюдение представляет собой полный учет всех единиц изучаемой совокупности. Несплошное наблюдение организуют как учет части единиц совокупности, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности. К видам несплошного наблюдения относятся: способ основного массива, выборочные наблюдения, монографические описания.

При непосредственном учете фактов сведения получают путем личного учета единиц совокупности: пересчета, взвешивания, измерения и т.д.

Документальный способ сбора статистической информации базируется на систематических записях в первичных документах, подтверждающих тот или иной факт.

В ряде случаев для заполнения статистических формуляров прибегают к опросу населения, который может быть произведен экспедиционным, анкетным или корреспондентским способом.

Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда, во-первых, обеспечивается регистрация устанавливаемых фактов в специальных учетных документах и, во-вторых, изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим.

Научно -исследовательский проект Среднестатистическая семья МБОУ СОШ №74

§2.2 Второй этап - сводка и группировка

Статистические данные, собранные в процессе наблюдения не позволяют получить обобщающие характеристики изучаемой совокупности, выявить закономерности ее развития, так как в процессе наблюдения фиксируются характеристики только отдельных единиц совокупности. Для получения обобщающих характеристик собранную информацию необходимо систематизировать, превратить ее в упорядоченную систему статистических показателей.

Систематизация полученной информации и обобщение наблюдаемых факторов является содержанием второй стадии статистического исследования, называемой сводкой и группировкой.

Статистическая сводка представляет собой комплекс последовательных операций по обобщению конкретных единичных фактов, образующих совокупность, для выявления типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению. Таким образом, целью сводки является получение итоговых данных путем подсчета единичных сведений.

По глубине проработки материала различают простые и сложные сводки.

Простой сводкой называется операция по подсчету общих итогов по совокупности единиц наблюдения, то есть определение размера исследуемого явления.

Сложной сводкой называется комплекс операций, включающих группировку единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и совокупности в целом, а также представление результатов группировки в табличной форме.

По форме обработки материала сводки делятся на централизованные и децентрализованные.

При централизованной сводке весь первичный материал поступает в одну организацию, где и подвергается обработке по принятой программе, по единой методике (например, в Государственном комитете по статистике РФ или территориальных управлениях статистики).

При децентрализованной сводке разработка статистического материала осуществляется по иерархической системе управления, подвергаясь соответствующей обработке на каждом уровне. Например, предприятия сдают отчеты в районные отделы статистики, которые делают сводку по своему району, и отправляют обобщенную информацию в региональные управления или комитеты, которые свои сводки отправляют в Государственный комитет по статистике РФ, где и определяются показатели в целом по народному хозяйству страны.

Статистическая сводка осуществляется по специальной программе, которая должна составляться одновременно с разработкой плана и программы проведения наблюдения. Программа статистической сводки включает в себя:

• выбор группировочных признаков;

• определение порядка формирования групп;

• разработка системы статистических показателей для характеристики выделенных групп и совокупности в целом;

• разработка макетов таблиц для представления результатов сводки.

План статистической сводки содержит указания о сроках и последовательности выполнения отдельных этапов сводки, ее исполнителях, о порядке представления ее результатов.

Научной основой сводки является статистическая группировка. Группировка - это распределение единиц по группам в соответствии со следующим принципом: различия между единицами, отнесенными к одной группе, должны быть меньше, чем между единицами, отнесенными к разным группам. Группировка лежит в основе дальнейшей работы с собранной информацией.

Устойчивое разграничение объектов выражается классификацией, которая основывается на самых существенных признаках (например, классификация отраслей народного хозяйства, классификация основных фондов и т.д.). Таким образом, классификация - это узаконенная, общепринятая, нормативная группировка.

Метод группировки основывается на следующих категориях - это группировочный признак, интервал группировки и число групп.

Группировочный признак - это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы.

Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он представляет собой промежуток между максимальными и минимальными значениями признака в группе. Интервалы бывают:

- равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из интервалов одинакова;

- неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается вовсе;

- открытые, когда имеется только либо верхняя, либо нижняя граница;

- закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы.

Группировка, выполненная по одному признаку, называется простой. Многомерная группировка производится по двум и более признакам. Частным случаем многомерной группировки является комбинационная группировка, базирующаяся на двух и более признаках, взятых во взаимосвязи, в комбинации.

Среди простых группировок особо выделяют ряды распределения.

Ряд распределения - это группировка, в которой для характеристики групп (упорядоченно расположенных по значению признака) применяется один показатель - численность группы. Другими словами, это ряд чисел, показывающий, как распределяются единицы некоторой совокупности по изучаемому признаку.

Ряды, построенные по атрибутивному признаку, называются атрибутивными рядами распределения. Примером атрибутивных рядов могут служить распределения населения по полу, занятости, национальности, профессии и т.д.

Ряды распределения, построенные по количественному признаку, называются вариационными рядами. Примером вариационного ряда распределения могут служит распределения населения по возрасту, рабочих - по стажу работы, заработной плате и т.д.










§2.3 «Третий этап - анализ данных»

Статистический анализ является заключительной стадией статистического исследования.

Выделяют следующие основные этапы анализа:

1) констатация фактов и их оценка;

2) установление характерных черт и причин явления;

3) сопоставление явления с другими, принятыми за базу сравнения - нормативными, плановыми и прочими явлениями;

4) формулирование гипотез, выводов и предположений;

5) статистическая проверка выдвинутых гипотез с помощью специальных статистических показателей.

Статистические данные должны быть представлены так, чтобы ими было удобно пользоваться. Существуют по крайней мере три способа представления данных: они могут быть включены в текст, в таблицы или выражены графически.

Если мы включим множество цифр в текст, это затруднит их восприятие.

Статистические таблицы являются средством наглядного выражения результатов исследования. Практикой выработаны определенные требования к составлению и оформлению таблиц.

Статистические графики можно классифицировать по разным признакам: назначению (содержанию), способу построения и характеру графического образа.

По содержанию или назначению можно выделить графики сравнения в пространстве, графики различных относительных величин (структуры, динамики и т.п.), графики вариационных рядов, графики размещения по территории, графики взаимосвязанных показателей. Возможны и комбинации этих графиков, например графическое изображение вариации в динамике или динамики взаимосвязанных показателей и т.п.

По способу построения графики можно разделить на диаграммы, картодиаграммы и картограммы.

По характеру графического образа различают графики точечные, линейные, плоскостные (столбиковые, почасовые, квадратные, круговые, секторные, фигурные) и объемные.



§3 «Перепись населения»

Перепись населения - единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части. В понятие переписи населения иногда включают также процессы сводки, обработки и публикации данных.

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально - экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем с целью определения перспектив социально-экономического развития страны.

Данные переписи населения уникальны, их невозможно получить при текущем учете или использовании данных административных источников. Информация о численности и составе населения необходимы для формирования бюджетов всех уровней, на их основе производится расчет параметров социально-экономического развития России и ее регионов. В связи с этим требуется регулярное обновления информации о населении.

Первая всеобщая перепись в России состоялась в 1897 году.

5 июня 1895 года его Императорское Величество Государь император Николай II Высочайше утвердил Положение о первой всеобщей переписи населения Российской империи. В нем говорилось, что перепись "есть дело для России совершенно новое, никогда в ней до сих пор не бывалое. Перепись эта будет состоять в том, что будут пересчитаны поодиночке все жители государства для того, чтобы Правительство могло знать верные числа или счет населения как во всем государстве, так и в каждой отдельной губернии, в каждом уезде, в каждой волости, селении и усадьбе".

Вопрос о необходимости проведения однодневной переписи всего русского населения уже давно требовал своего решения. До 1897 года однодневные переписи проводились только в наиболее крупных городах: Петербурге (1864, 1869, 1881, 1890 гг.), Москве (1871, 1882 гг.), Твери (1869 г.), Владимире, Казани и Киеве (1874 г.) и т. д. К сожалению, почти все данные этих переписей к 1897 году были потеряны в Центральном статистическом комитете (ЦСК). Удивительно, с какой небрежностью хранились документы, но в то же время достоверность и точность сведений, содержавшихся в них, зачастую подвергалась сомнению. Учет населения, существовавший в стране в 60-70-х годах прошлого века, ярко обнаружил свою несостоятельность при обсуждении закона о введении в России всеобщей воинской повинности. Самым надежным средством для учета лиц, подлежащих воинской повинности, могла быть только всенародная перепись. Кроме того, сведения о населении империи необходимы были после неурожая хлебов 1891-1892 годов, охватившего огромную территорию, да и решение целого ряда других государственных задач нуждалось в точных цифрах.

Первый шаг к подготовке всенародной переписи в России предпринят в феврале 1874 года, тогда при Министерстве финансов была образована особая комиссия под председательством сенатора А. К. Гирса, на которую возложили "составить положение о мерах, какие могут быть приняты для введения на будущее время правильного счета лиц, подлежащих воинской повинности, и если признано будет необходимым произвести общую поголовную перепись всего населения, то определить, какими способами и порядком она должна быть произведена". Члену комиссии, известному географу и статисту П.П. Семенову поручили разработку Положения о переписи. Оно кочевало из года в год, не принятое Государственным советом. Более двадцати лет П. П. Семенов пытался продвинуть решение этого вопроса, наконец, его история подошла к завершению. В 1895 году было утверждено новое Положение, и началась подготовка всенародной переписи 1897 года по европейскому образцу. Однако сразу возникали две проблемы: разъяснительная работа с населением и обучение специалистов за очень короткое время.

По мнению многих специалистов, страна в это время не была готова к успешному проведению Всероссийской переписи. Статистика в стране находилась в упадке, не было ни фундаментальных трудов и разработок в этой области, ни популярной литературы, предстоящая перепись считалась делом неясным.

В журналах "Народное хозяйство", "Русское экономическое обозрение" и других появился ряд публикаций статистика А. Котельникова под псевдонимами "О-ко", "Статистик" и др., в которых высказывалось опасение в успехе и, возможно, несвоевременности этого масштабного учета населения. В 1895 году он писал: "Несмотря на всю жгучую потребность государства и общества в точных цифрах численности и составе населения России, весьма рискованно приступать к ней в настоящее время, когда ни население наше, ни наши статистические организации не подготовлены к этой сложной работе, мы не знаем, какие трудности нас ждут". Итак, в России готовились к переписи.

Итоги Всероссийской переписи населения использовались при разработке практически всех основных социально значимых экономических документов. Взаимосвязь между сбором статистической информации и нашей повседневной жизнью не всегда лежит на поверхности, но, как видим, она существует - самая прямая и непосредственная. Поэтому не будет преувеличением сказать, что перепись населения действительно нужна каждому жителю России.

Велико культурно-историческое значение каждой переписи. Ведь она является своего рода портретом общества, мгновенной фотографией всей России. Благодаря переписи 2010 года будущие поколения получат поистине бесценную информацию, о том, как живем мы - россияне начала XXI века.

Всероссийская перепись населения проводится не реже чем один раз в десять лет.

Дело в том, что десять лет - это как раз такой период, за который успевает подрасти и выйти во взрослую жизнь новое поколение. Кроме того, большинство государственных программ развития стран рассчитаны на десять лет, и итоги переписи отражают их результаты.

В нашей стране всеобщие переписи населения проводились в 1897, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 и в 2002 году.

При проведении переписи люди отвечают на вопросы заранее разработанного переписного листа. Вопросы переписного листа, так называемая программа переписи, создается из необходимости получения информации для удовлетворения потребностей в ней всех пользователей - от министра, предпринимателя и академика, до простого любителя статистики. Программа переписи широко обсуждается. В 2009 году для ее обсуждения, а также рассмотрения основных организационных и методологических документов было проведено Всероссийское совещание статистиков. Такая практика обсуждения вопросов переписи в нашей стране ведется с переписи населения 1897 года.

Многие вопросы переписных листов давно уже стали привычными и повторяются при каждой новой переписи. Это неспроста, поскольку необходимо сохранить преемственность программ для сопоставления итогов предыдущих переписей населения с данными новой переписи и формирования длительной динамики для отслеживания тенденций демографических и социальных явлений, происходящих в обществе. Основные темы программы переписи приведены в статье 6 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения»: возраст, брачное состояние, образование, количество детей, национальная принадлежность, владение языками, место жительства, жилищные условия, благоустройство помещений, занятость, миграция. В современных экономических условиях очень важен вопрос об источниках дохода. Однако, обратите внимание на формулировки вопроса и подсказов для ответа: никто не будет спрашивать, сколько денег Вы получаете; речь идет только об источниках средств к существовании - трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство, стипендия, пенсия, пособие, получение дохода от сдачи внаем или в аренду имущества, доход от патентов, авторских прав, иждивение, помощь от других лиц.

Каждый вопрос имеет значение, поскольку полученная информация определяет дальнейшие государственные решения.

Автоматизированная обработка материалов переписи населения осуществляется в 2 этапа:

I этап автоматизированной обработки проводится в региональных центрах обработки. Процесс обработки первичных материалов Всероссийской переписи населения 2010 года состоит из этапов сканирования, распознавания и верификации информации переписных листов, контроля комплектности электронных пачек, проведения экранного кодирования, формального и логического контролей. Каждый региональный центр обрабатывает первичные данные закрепленной за ним территории и передает прошедшие проверку данные в ГМЦ Росстата на DVD-носителях.

II этап автоматизированной обработки проводится в ГМЦ Росстата. На этом этапе создается сводная база данных по всем субъектам Российской Федерации, по которой формируются итоговые таблицы для официального опубликования. После этого неперсонифицированная база данных переписи населения по субъектам Российской Федерации передается в соответствующие ТОГС (основные и дополнительные региональные центры обработки) для информационного обеспечения региона. ТОГС будет иметь возможность формировать итоговые таблицы по любой административно-территориальной единице или муниципальному образованию соответствующего субъекта Российской Федерации.








§4 «Среднестатистическая семья МБОУ СОШ №74»

Проанализировав анкеты, я составила модель семьи нашей школы.


  1. Почти во всех семьях присутствуют матери, в большинстве отцы, у третьей части есть бабушки, а дедушек очень мало.

  2. В семьях по одному ребенку или по двое.

  3. Проживают в Верх-Исетском районе.

  4. Среди домашних любимцев много кошек. Также значительная часть семей живут без животных.

  5. Дома у всех есть интернет.

  6. Матери и отцы являются основными добытчиками в семье, при этом число работающих мам превышает число отцов. Бабушки и дедушки тоже приносят доход в семью, но их куда меньше.

  7. В основном участие в спортивных мероприятих либо не принимают, либо принимают редко.

  8. Мамы и папы чаще всего оказываются со средним специальным образованием. Немного реже с высшим.

  9. 150 семей имеют сад или дачу, но у 93 нет ни сада, ни дачи.

  10. Дети разделились поровну на тех, кто занимается в кружках или секциях и не занимается.

  11. Матери в большем количестве случаев владеют иностранным языком, нежели отцы.

  12. Семьи проходят медицинское обследование если не регулярно, то хотя бы редко.

  13. Школьников приходится по одному на семью, реже по двое.

  14. Средний возраст матери от 31 до 40 лет, отцов от 31 до 50.

  15. Чаще всего пенсионеров в семье нет, но бывает и по одному, по двое.

  16. Многие имеют собственную квартиру, 44 семьи живут в общежитии.

  17. Семьи проводят отдых вместе.

  18. Большинство имеют автомобиль.

  19. Половина семей с месячным доходом на одного члена семьи более 11.000 рублей.

  20. Отцы и матери в основном рабочие и служащие.



Заключение.

Теперь, после сделанной работы, я считаю, что выполнила поставленные перед собой задачи, а именно:

  • Ознакомилась с историей статистики

  • Узнала о трех основных этапах статистического исследования - о статистическом наблюдении, сводке и группировке, анализу данных

  • Изучила принципы проведения переписи населения и узнала о Первой всеобщей переписи в России, проведенной в 1897 году

  • Провела анкетирование среди учеников 5-11 классов МБОУ СОШ №74

  • Проанализировала анкеты и составила вид среднестатистической семьи нашей школы.

Благодаря всему мною узнанному, я смогла выполнить свою цель - сформировала понятие о среднестатистической семье МБОУ СОШ №74. Проделанную работу я считаю полезной, по ней можно судить о занятости учеников нашей школы, о составе семьи, её благополучии и т. д.








Список использованной литературы.


  1. И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев «Общая теория статистики»

  2. Т.В. Чернова «Экономическая статистика»

  3. Сизова Т.М. «Статистика: Учебное пособие»

  4. statistiks.ru

  5. perepis-2010.ru/

  6. Ананьева Ольга «Первая всеобщая перепись в России»

  7. Чалиев А.А. «Лекция по статистике - Предмет и метод статистики»

© 2010-2022