Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока математики

с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина,

5 класс.

(учитель математики Горбань А.М.)

Тема урока: Натуральные числа.

Учебные задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Натуральные числа»; обогатить систему знаний по теме; установить связи между теорией и практикой. Научить анализировать, наблюдать и делать выводы.

  2. Развивать творческие способности, самостоятельность, организованность.

  3. Воспитывать сознательное отношение к учебному труду и к своему здоровью.

Задачи здоровьесбережения:

  1. Предупреждение нарушений осанки у обучающихся.

  2. Снятие зрительного напряжения у обучающихся.

  3. Снятие нервно-психического напряжения.

Тип урока: модульный урок с экскурсией в «Математический музей».

Формы общения: индивидуальная, парная, коллективная.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (1 мин).

  2. Актуализация опорных знаний - устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний (5 мин).

  3. Игровые действия (15 мин).

  4. Диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень (5 мин).

  5. Подведение итогов урока (2 мин).

  6. Анализ домашних сочинений по теме «Натуральные числа» (5 мин).

  7. Творческое домашнее задание (1 мин).

  8. Экскурсия в «Математический музей» (9 мин).

  9. Рефлексия (2 мин).

Подготовка к уроку: творческое домашнее задание - сочинение на тему «Натуральные числа». Работа со справочной литературой, дополнительный материал по теме урока для подготовки сообщений учащихся - экскурсоводов о различных системах счисления.

Оборудование:

  1. Портреты ученых математиков Евклида, Мухаммад бен - Мусса ал - Хорезми, Лейбница, Лапласа.

  2. Числовой кроссворд.

  3. Таблицы чисел в различных системах счисления.

  4. Карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

I. Мотивационная беседа (1 мин).

II. Актуализация опорных знаний (5 мин) (устный счет).

  1. Верно ли утверждение, что среди этих записей нет натурального ряда чисел:

0, 1, 2, 3, 4, 5,…;

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 8, 9, 10;

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8 ,9, … .

2) Верно ли утверждение, что среди этих записей есть цифры?

1) Натуральный ряд чисел конечен, верно ли это?

  1. Верно ли, что 0 не является натуральным числом?

  2. Верно ли, что за числом 1005 следует 1006?

  3. Верно ли, что за числом 30 следует число 31?

  4. Верно ли, что для любого натурального числа можно указать следующее и предыдущее?

  5. Используя цифры 3, 4, 7. 9 назвать наибольшее, наименьшее пятизначные числа, где каждая из цифр встречается только один раз; сравнить эти числа, как это сделать?

  6. Вспомнить правило сравнения чисел с помощью координатного луча.

  7. Каковы правила нахождения неизвестных компонентов?

  8. Какие свойства натуральных чисел вам известны?

III. Игровые действия(10 мин).

Игра «Ипподром».

(Участники выполняют задание на листочках. С каждого ряда по 2 ассистента, они контролируют выполнение заданий и за каждый правильный ответ выставляют по 1 баллу).

Заезд I:

  1. Используя свойства сложения проверь, верно ли равенство?

(1+11+21+31+41) + (9+19+29+39+49) = 250

  1. Поставь вместо звездочек знаки действия так, чтобы равенства были верными:

6 * 8 = 70 * 22

77 * 7 = 5 * 6

40 * 5 = 9 * 5

  1. Найдите способ, с помощью которого можно быстро и просто вычислить значение выражения:

39-37+35-33+31-29+27-25+…+11-9+7-5+3-1

Физкультминутка (3 мин).

Гимнастика для глаз (двигаем глазами слева направо, круговые вращения, вверх, вниз и т. д.).

Заезд II:

Догадайся, каковы корни уравнений:

100 + х = 100 150 * х = 150

100 * х = 0 250 : х = 250

х : х = 1 х - х = 0

269 - х = 269 х = х

Заезд III:

Решите числовой кроссворд.

А

Б

В

Г



Д

Е

Ж

З


По горизонтали:

А. 7 * 7 =… Б. 8 * 3 = …

Ж. 4 * 9 =… З. 6 * 7 =…

По вертикали:

А. 6 * 8 =… В. 9 * 5 =…

Г. 7 * 9 =… Д. 8 * 7 = …

Е. 9 * 6 =…

Заезд IV:

«Лабиринт» (заполнить пропуски в лабиринте числами).

Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс.Разработка урока математики с элементами здоровьесбережения по учебнику Н. Я. Виленкина, 5 класс. +… + 13

: … : 7 - 5

* … * 2 : …


Физкультминутка (3 мин).

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в сторону, вперед,

На опушке зайка ждет.

(Дети выполняют движения).

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

(Прыгают на одной ноге, на другой, на двух).

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

(Бег на месте).

Побежим скорее в класс,

Там послушаем рассказ.

(Садятся на место).

IV. Диагностика (7 мин).

Работа по индивидуальным карточкам.

  1. Выполнить действия:

((16531 * 341 + 763 * 1099) : 718 - 65) * 104.

  1. Решить уравнения:

Х * 4 + 72 = 164

(2Х - 47) - 15 = 10

В 1 задании учащимся предлагается поставить порядок действий карандашом на карточке; обменяться карточками, проверить своего соседа. Если задание выполнено верно, то проверяющий ставит на полях соседа плюс, если неверно, то минус. Поднятием руки учащиеся демонстрируют учителю правильный результат. Затем задание выполняется до конца и тетради сдаются учителю.

V. Итог урока (2 мин).

VI. Анализ домашних сочинений (5 мин).

Зачитывается лучшее сочинение на тему «Натуральные числа».

VII. Творческое домашнее задание (1 мин).

Учащимся предлагается, например, составить рекламу натуральным числам и придумать упражнение на порядок действий для соседа, в своей тетради его выполнить.

VIII. Экскурсия(11 мин).

Учитель. Мы попали в музей истории математики. Прежде чем посмотреть его экспонаты, хотелось бы дать небольшую справку о том, что мы будем рассматривать. Речь пойдет о системах счисления. А кто из вас знает, что такое система счисления? В энциклопедическом словаре дается определение этого понятия: «Системы счисления - это способы записи чисел в виде, удобном для прочтения и выполнения арифметических операций».

Рассматривая археологические находки эпохи палеолита, ученые заметили, что люди стремились группировать точки, полосы, насечки по 3, 4. 5 или по 7. Такая группировка облегчала счет. В древности чаще всего считали на пальцах, поэтому предметы стали группировать по 5 или 10. Для удобства записи узловые числа стали обозначать особыми знаками. Знаки для единиц, десятков и сотен были не похожи друг на друга.

Сообщения учащихся.

Система счисления в Древнем Египте

За 3000 лет до н. э. в Древнем Египте применяли десятичную систему счисления. Для единиц, десятков и сотен были свои обозначения. Система была непозиционной, в ней не было 0, но она была десятичной. (Ученик рассказывает о записи чисел таким образом).

Система счисления в Вавилоне

За 2000 лет до н. э. в Вавилоне пользовались шестидесятиричной системой. До сих пор мы используем эту систему: 1 час = 60 минут, 1 минута = 60 секунд. Эта система тоже непозиционная, в ней нет 0. (Ученик рассказывает о записи чисел таким образом).

Система счисления в Риме

Римская система счисления знакома ученикам. Она используется в учебниках литературы и истории. (Напоминается запись римскими цифрами). Эта система тоже непозиционная, в ней нет 0.

Учитель. Прочитайте текст, расположенный под портретом Евклида. ССС. Как вы думаете, что обозначает эта запись?

ССС = 300

Система счисления в Древней Греции

Древнегреческий ученый - математик Евклид жил в III веке до н. э. В это время числа записывались двумя способами: знаками и буквами греческого алфавита. Эта система тоже непозиционная, в ней нет 0. (Ученик рассказывает о записи чисел таким образом).

Учитель. Как вы заметили, во всех трех сообщениях было сказано о том, что системы счисления непозиционные. Что же это означает? При такой записи числа знаки можно было располагать в любом порядке, и значение записанного числа при этом не менялось. Поскольку в такой записи положение знака не играет роли, то подобные системы счисления стали называть непозиционными. Непозиционные системы счисления были более пригодны для действий сложения и вычитания, но совсем неудобны при умножении и делении.

Индийская система счисления

Узбекский математик Мухаммад бен - Мусса ал Хорезми, живущий в XVII веке, написал «Арифметический трактат», в котором познакомил европейских ученых с индийской позиционной системой счисления. В VI веке в Индии создали способ записи, использующий лишь 9 цифр. Вместо нуля оставляли пустое место, ставили точку или кружочек. А в IX веке появился особый знак - 0. Широкое распространение система получила в XVI веке. Числа стали записывать арабскими цифрам 0, 1, 2, 3. 4, 5, 6, 7, 8, 9. Эта система записи - десятичная позиционная.

Двоичная система счисления

За основание системы можно принять не только числа 10, 60, но и любое, большее, чем 1 число. Еще в XVII веке немецкий математик Вильгельм Готфрид Лейбниц предложил перейти на двоичную систему, где за единицу счисления было принято число 2. Но ему помешало то, что запись чисел была слишком длинной, а вот для ЭВМ эта запись была в самый раз, и до сих пор некоторые машины считают в двоичной системе.

Учитель. Обратите внимание на слова французского математика Лапласа: «Мысль выражать все числа десятью знаками, придавая им кроме значения по форме еще и значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно понять, насколько она удивительна».

IX. Рефлексия.


© 2010-2022