Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

10 класс. Далее учитель отмечает хорошую работу одних учащихся, недостаточную активность других.  Учитель: «Исправьте ошибки на доске и подумайте об их причинах». IV.Гимнастика для глаз. Учитель показывает уравнение из второго столбца, решениями которых являются выражения из первого столбца. Если учитель показал верный ответ , учащиеся смотрят вверх, если неправильно, то учащиеся опускают глаза. Поиск способов решения. В результате наблюдения и обсуждения могут быть выявлены следующие способы решения.  1 способ. ( Сведением к однородному уравнению, выразив sin x, cos x и 1 через функции половинного аргумента). Приведение к однородному уравнению. VII. Итог...
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10класс.

Тема урока: Методы решения тригонометрических уравнений.

« Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах.»

Г. Цейтен

Цели :

Образовательные- Повторение, обобщение и систематизация материала темы; сформировать умение применять при решении уравнений нужный способ.

Развивающие -способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

Воспитательные- Содействовать воспитанию интереса к математике, воспитание настойчивости в приобретении знаний и умений, умения принимать самостоятельные решения.

Оборудование: интерактивная доска.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока: I Организационный момент. Вступительное слово учителя:

Сегодня ребята мы поговорим с вами о различных методах решения тригонометрических уравнений, научимся проводить анализ заданий и способов их выполнения, будем находить наиболее рациональные способы решения уравнений и попытаемся самостоятельно оценить свои знания. Прежде чем перейти непосредственно к нашей работе, мы сформируем экспертную группу (3 человека), участники которой на каждом этапе нашего урока помогут мне оценить ваши знания, проверят домашние задания и решения примеров классной работы, подведут итоги предстоящей работы.

II. Устная работа. На интерактивной доске появляется слайд.

Учитель: «Исправьте ошибки на доске и подумайте об их причинах».

Уравнение

Ответ с ошибкой

Правильный ответ

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Нет корней

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

III Групповая работа. Игра-Домино. (раздаю карточки)

Начальная карточка.

-1

1

5Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»/6

arccos(-Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»/2)

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»/4

arccos(-Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»/2)

cos0

arccos (1/2)

0

arcsin1

3Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»/4

0

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

ctg x = -1

sin 0

1

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»+2Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»n

cosx=1

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»/6

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»/2+Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»n

arctg 1

cos x = -1

3Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»/4

cos Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»/2

arccos(-1)

2Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»n

sinx=1

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»/2+2Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»n

cosx=0

cos Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

arcsin0

IV. Тестирование . (групповая работа)

На интерактивной доске появляется слайд со следующим тестом.

Классификация тригонометрических уравнений по методам решения.

уравнения

Уравнения

методы

ответ

1

4sin²x - cos 2x = 1

А) Метод замены переменной

Е

2

4 tg x - 12ctg x + 13 = 0

Б) Метод разложения на множители

А

3

3sin²x - 4sinxcosx + cos²x = 0

В) Метод преобразования разности в произведение

Г

4

3sin²x - 5sinx - 2 = 0

Г) Метод однородных уравнений

А

5

sin 5x - sin x = 0

Д) Другой способ

В

6

sin x - cos x = 1

Е) Метод понижение степени

Д

7

14cos² x - 2cos 2x = 9sin 2x - 2

Ж) Уравнения ,приводимые к квадратным уравнениям

Г

8

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Б

9

3cos2x - sinx - 1 =0

Ж

1группа - описывает алгоритм метода Ж и решает уравнение №9, 2группа -метод Г и решает уравнение№5, 3группа -метод Б и уравнение№8.

1группа рассказывает о методе решения уравнений ,приводимых к квадратным.

3cos2x - sinx - 1 =0

3 (1 - sin2x) - sinx -1 = 0

3 - 3 sin2x - sinx -1 = 0

- 3 sin2x - sinx + 2 = 0

3 sin2x + sinx - 2 = 0

Пусть sinx = y

3y2 + y - 2 = 0 D = b2 - 4ac = 1 - 4∙3∙(-2) = 25

y1,2 = (- 1 ± 5)/6 = 2/3; - 1

sinx = 2/3 или sinx = - 1

x = (- 1)n arcsin(2/3) + πn, n € Z x = - π/2+ 2πk, k € Z

Ответ: x1= (- 1)n arcsin(2/3) + πn; x 2= - π/2+ 2πk, n, k € Z

2группа о решении однородных уравнений. (Решение однородных уравнений (уравнения, в которых у всех слагаемых сумма показателей одинакова) и приводимых к ним сводится к решению алгебраических относительно tgx путём деления обеих частей уравнения на cosx≠0 и cos2 x≠0 соответственно.)


3sin²x

-

4sinxcosx

+

cos²x

= 0

cos²x

cos²x

cos²x

3tg²x - 4tgx + 1 = 0

Учитель предлагает учащимся по желанию выйти к доске и решить полученное уравнение. Желающие выходят к доске, на местах решают в тетрадях.

Решение: пусть tgx = y

3y² - 4y + 1 = 0

D = 16 - 4·3·1 = 4

Y1,2 = (4 ± 2)/6 = 1; 1/3

tgx = 1 или tgx = 1/3

x = π/4 + πn, n € Z x = arctg(1/3) + πk, k € Z

Ответ: x 1= π/4 + πn, n € Z , x2 = arctg(1/3) + πk, k € Z

3гр.Рассказывает о методе разложения на множители.( Решение с помощью разложения на множители сводится к решению двух элементарных уравнений.)

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»Ответ: Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

IV.Гимнастика для глаз.Учитель показывает уравнение из второго столбца, решениями которых являются выражения из первого столбца. Если учитель показал верный ответ , учащиеся смотрят вверх, если неправильно ,то учащиеся опускают глаза.

На интерактивной доске появляется слайд.

.Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

V .Новая тема: Решение тригонометрических уравнений. Учитель называет вид уравнения, оставшегося ся на доске: sin x - cos x = 1. Какими методами еще можно решать данное уравнение?

Предлагает учащимся уравнение, которое можно решить несколькими способами, и вместе разбирает эти способы. Дети, предложившие тот или иной способ, решают задания у доски.

Поиск способов решения. В результате наблюдения и обсуждения могут быть выявлены следующие способы решения.

1 способ. ( Сведением к однородному уравнению, выразив sin x, cos x и 1 через функции половинного аргумента)

Приведение к однородному уравнению.

cos x - sin x=1,

cos²Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»- sin²Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»-2sin Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» cosУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»=sin² Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» + cos²Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» ,

2sin²Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»+2sin Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» cosУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»=0.

sinУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»( sinУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»+ cosУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»)=0.

1) sinУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»=0, 2) sinУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»+ cosУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»=0,

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»=πk, k€Z. tgУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»= -1,

x=2 πk, k€Z. Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» = - Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» + πn, n€Z,

x= - Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» +2 πn, n€Z.

Ответ: x1=2 πk, k€Z. X2= - Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» +2 πn, n€Z.

2 способ.. 3 способ.

Разложение Введение

на множители вспомогательного угла

cos x - sin x=1, cos x - sin x=1,

(cos x - 1) - sin x = 0, Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» (cos xУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»- sin xУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»)=1,

(1- cos x) + sin x = 0, sinУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» cos x - cosУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» sin x=Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»

2sin²Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» + 2sin Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» cosУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» = 0, sin(Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» - x)= Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» .

sinУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»( sinУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»+ cosУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения») = 0. sin(x-Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»)= -Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения».

1) sinУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»=0, 2) sinУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»+ cosУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»=0, х=(-1)к+1 Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» + Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» + πk, k€Z

Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»=πk, k€Z. tgУрок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»= -1, Ответ: х=(-1)к+1Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения»+ Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» + πk, k€Z

x=2 πk, k€Z. Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» = - Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» + πn, n€Z,

x= - Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» +2 πn, n€Z.

Ответ: x1=2 πk, k€Z. X2= - Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» +2 πn, n€Z.

VI. Домашнее задание: Учащиеся выбирают уровень А или В, и решают уравнения, которые можно решить несколькими способами..

УРОВЕНЬ А.

Решите уравнение:

а) 1 + sin x = 0;

б) 3cos x - 2sin2 x = 0.

в) Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» ;

г) sin 4x + sin 2x = 0.

УРОВЕНЬ В

Решите уравнение:

а) Урок по математике для 10 класса по теме «Бенефис одного тригонометрического уравнения» ;

б) sin 4x - sin 2x = 0.

в) 2sin xcos x = cos 2x - 2sin2 x;

г) 2sin2 x - 3sin 2x - 4cos 2x = 4

д) sin x + 4 cos x = 1,

VII. Итог урока: Итак, подведем итоги. Сегодня мы повторили способы решения тригонометрических уравнений, вспомнили формулы , решали тригонометрические уравнения разными способами и поняли, что при решении разными способами необязательно получаются одинаковые ответы.

Далее учитель отмечает хорошую работу одних учащихся, недостаточную активность других. Выставляются оценки.

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4. Материал урока мне был
5.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
понятен / не понятен
интересен / скучен
легким / трудным


Северо-Казахстанская область

Акжарский район

С..Ленинградское

Ул. Сейфуллина №18 кв.2

Охрименко Нина Михайловна

Учитель математики 1 категории Ленинградской средней школы №1

Педстаж - 32 года

87154631168 номер телефона

[email protected]


© 2010-2022