Рабочая программа по математике 5 класс (8 вида)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе типовой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1», В.В.Воронкова, Москва: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2011

В связи с тем, что в базисном учебном плане коррекционной школы VIII вида предусмотрено обучение математике при 2 часах в неделю(35 недель- 70 часов) и в связи с состоянием здоровья обучающегося, в данной рабочей программе произведены изменения в содержательной части за счёт сокращения часов в темах разделов, но сохранены основные темы и разделы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по математике.

Данный курс рассчитан на один год.

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида.

Цели обучения математике:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи преподавания математики:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятель­ность;

  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

  • развивать речь учащихся, обогащая ее математической терми­нологией;

  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятель­ность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;

  • овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;

  • освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.

.



Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.

  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

  4. Коррекция произвольного внимания.

  5. Коррекция мышц мелкой моторики.

  6. Развитие самостоятельности, аккуратности.

Математическое образование в основной специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.

В данной программе представлено содержание изучаемого мате­матического материала в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение воп­росов, изученных ранее, определяется в объеме, который зависит от состояния знаний и умений учащихся, их готовности к знакомству с новыми темами.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

В 5 классах школьники знакомятся с нумерацией в пределах 1000. Выполняют операции сложения и вычитания чисел в пределах 1000, а так же умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

Устное решение примеров и простых задач с целыми числами в 5 классе дополняется введением примеров и задач с обыкновенными дробями. А так же решение простых арифметических задач на нахождение части числа, на разностное и кратное сравнение.

Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений. Упражнения по устному счету должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Учитель постоянно учитывает, что учащиеся с трудом понимают и запоминают задания на слух. В связи с этим на занятиях устным счетом учитель ведет запись на доске, применяет в работе таблицы, использует наглядные пособия, дидактический материал.

При обучении письменным вычислениям необходимо добиваться четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Обязательной должна стать на уроке работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений.

Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся.

Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках математики.

При изучении дробей необходимо организовать с учащимся большое число практических работ, результатом которых является получение дробей.

На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель учит преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над ней.

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера.

К концу учебного года они должны овладеть обязательным уровнем ЗУН:

-складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через разряд письменно;

-овладеть табличным умножением и делением;

-определять время по часам тремя способами;

-самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.

Исходя из уровня подготовленности учеников по предмету, происходит дифференциация. Слабоуспевающие ученики решают легкие примеры, повторяют вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывают с доски, работают у доски с помощью учителя. При написании самостоятельных, контрольных работ выполняют облегченные задания.

Выбор последовательности и содержания изложения планирования определяется в соответствии с изложением материала в учебнике «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Г.М.Капустиной, М.Н.Перовой, Москва «Просвещение», 2010.

Методология преподавания математики

В своей практике мы используем следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: (классификация методов по характеру познавательной деятельности).

  • Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

  • Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

  • Частично - поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

  • Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).

Наиболее продуктивным и интересным считаем создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

Для развития познавательных интересов выполнять следующие условия:

  • избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;

  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

  • стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности

(иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);

  • специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

В своей работе применяем эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально - дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Проверочные работы

1

Нахождение неизвестных компонентов

8

1

2

Геометрический материал

11

1

3

Нумерация чисел в пределах 1000

13

4

Разностное сравнение чисел

4

1

6

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

8

1

7

Обыкновенные дроби

8

1

9

Преобразование чисел и мер.

5

1

11

Повторение изученного.

13

1



Содержание тем курса

Нахождение неизвестных компонентов

Нахождение неизвестного слагаемого

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

Нахождение неизвестного вычитаемого.

Устное сложение и вычитание чисел с переходом через десяток.

Проверочная работа по теме.

Геометрический материал

Линия, отрезок, луч.

Углы.

Периметр многоугольника. ( прямоуг.)

Периметр треугольника.

Различие треугольников по видам углов.

Различие треугольников по длинам сторон.

Разностное сравнение чисел

Разностное сравнение чисел

Кратное сравнение чисел

Проверочная работа по теме.

Обыкновенные дроби

Образование дробей.

Сравнение дробей.

Правильные и неправильные дроби.

Умножение и деление

Проверочная работа

Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

Сложение с переходом через разряд.

Вычитание с переходом через разряд.

Проверочная работа по теме «Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа

Преобразование чисел и мер.

Преобразование чисел полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы

Замена крупных мер мелкими.

Замена мелких мер крупными.

Меры времени. Год.

Проверочная работа.

Умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление круглых десятков и сотен на однозначное число

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд

Проверка умножения и деления.

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд

Повторение изученного.

Итоговая проверочная работа


Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса математики на базовом уровне ученик должен знать/ понимать:

а) 1.Какие числа называются натуральными.

2. Наименьшее натуральное число, бесконечность натуральных чисел.

3. Алгоритм округления натуральных чисел.

4. Законы арифметических действий(переместительный, сочетательный, распределительный законы сложения и умножения).

б) 1. Какая дробь называется обыкновенной.

2. Что показывает знаменатель и числитель дроби.

3. Определение правильных и неправильных дробей.

4. Алгоритм выделения целой части из неправильной дроби.

5. Алгоритм вычитания и сложения дробей с равными знаменателями.

в) 1. Какая дробь называется десятичной. Из каких частей состоит.

2. Алгоритм сравнения десятичных дробей; значащие и незначащие нули в записи десятичной дроби.

3. Правила выполнения арифметических действий с десятичными дробями.

Уметь:

1. Сравнивать натуральные числа, используя при этом либо алгоритм поразрядного сравнения, либо числовой луч.

2. Округлять натуральные числа до заданного разряда.

3. Выполнять арифметические действия с натуральными числами и нулём.

4. Решать арифметические примеры, соблюдая порядок действий.

5. Решать задачи с натуральными числами на уже известные соотношения: «больше на», «меньше на», «больше в», «меньше в».

6. Решать задачи на движение по суше с натуральными числами, используя знание формулы пройденного пути.

7. Определять правильные и неправильные дроби.

.8 Из неправильных дробей выделять целую часть.

9. Сравнивать обыкновенные дроби с единицей и две дроби с равными знаменателями или числителями.

10. Выполнять сложение и вычитание дробей с равными знаменателями, смешанных чисел.

11. Решать задачи с дробями и смешанными числами; задачи на определение части числа.

12. Сравнивать десятичные дроби.

13. Округлять десятичные дроби до заданного разряда.

14. Выполнять арифметические действия с десятичными дробями.

15. Решать арифметические примеры с десятичными дробями, соблюдая порядок действий.

16. Решать задачи с десятичными дробями на известные соотношения

17 Выражать одни единицы измерения через другие.

18. Решать задачи на движение по суше и по воде с десятичными дробями.

19. Находить среднее арифметическое


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

5 класс:

  1. М.Н.Перова и др.. Математика, 5. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2010 г.

Литература для учителя:


  1. О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. М.: Владос,2005 год.

  2. Ф.Р Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2007 год.

  3. М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: Владос, 2001год.

  4. В.В.Воронкова. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2011 года. М.: Владос, 2011 год.



Календарно-тематическое планирование

По

разделу

По

теме


Наименование тем, разделов.

Кол-во часов

Дата проведения

Цели

ЗУН

План

Факт

1.

Нахождение неизвестных компонентов.

8ч.



Научить: Находить

неизвестные

компоненты

(уменьшаемое,

вычитаемое,

слагаемое.)

- чертить линию, отрезок, строить углы.

- работать по таблице разрядов, различать меры стоимости,

-познакомить с римской нумерацией.

Учащиеся должны, знать:

-класс единиц, разряды в классе единиц;

-десятичный '.

состав чисел в

пределах 1000;

-единицы

измерения длины,

массы, времени; их

соотношения;

-римские цифры;

-дроби, их виды;

-виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);

-читать,

записывать под


1-2

Нахождение неизвестного слагаемого.

2ч.

4-5.09



3-4.

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

2ч.

11-12.09



5-6

Нахождение неизвестного вычитаемого.

2ч.

18-19.09



7-8

Устное сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. Проверочная работа по теме.

2ч.

25.09-26.09


2.


Геометрический материал.

2ч.




9

Линия, отрезок, луч.

1ч. '

2.10



10

Углы.

3.10


3.


Нумерация в пределах 1000

13ч.



11

Нумерация чисел в пределах 100.

1ч.

16.10


12-13

Округление чисел до 10 и сотен.

17.10

23.10


14

Римская нумерация.

1ч.

24.10


15-16

Меры стоимости , длины, массы.

2ч.

30-31.10


17,18,19

Устное сложение и вычитание круглых чисел, полученных при измерении мерами длины и стоимости.

3ч.

6,7,20.11


20-21

Сложение круглых сотен и десятков.

21,

27.11


22-23

Сложение и вычитание без перехода

2ч.

28.11

4.12


через десяток. Проверочная работа по данной теме. Работа над ошибками


диктовку числа в пределах 1 000;

4.

Геометрический материал.

5ч.



-считать,


24-25

Периметр многоугольника. ( прямоуг.)

2ч.

5-11.12


-закрепление и

развитие навыков

сложения, вычитания,

умножения и

деления натуральных

чисел;


присчитывая,


26

Периметр треугольника.

1ч.

12.12


отсчитывая различные


27

Различие треугольников по видам углов.

1ч.

18.12


разрядные единицы в пределах 100; -выполнять


28

Различие треугольников по длинам сторон.

1ч.

19.12


сравнение чисел (больше-меньше) в



Разностное сравнение чисел

4




29-30

Разностное сравнение чисел.

2ч.

25-26.12


пределах 1 000


31-32

Кратное сравнение чисел

Проверочная работа по теме.

2ч.

15-16.01


(без перехода через разряд) и письменное

5.


Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.

8ч.



сложение и вычитание

чисел в пределах 1 000 с


33,34-35

Сложение с переходом через разряд.

Зч.

22-23,29.01


расширение представления

учащихся об

измерении геометрических

величин на

примере

вычисления

площадей и

объемов;


36,37,38

Вычитание с переходом через разряд.

Зч.

30.01 5.02

6.02


последующей проверкой;


39-40

Проверочная работа по теме «Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа»

2Ч:

12,

13.02


-выполнять умножение числа 100, деление на 10,

6.


Геометрический материал.

4ч.



100 'без


41

Построение треугольников.

1ч.

19.02


остатка и с остатком,


42

Круг, окружность, линии в круге.

1ч.

20.02


преобразования чисел,


43-44

Масштаб. Проверочная работа по теме.

2ч.

5-6.03


полученных при

7.


Обыкновенные дроби.

8ч.



- знакомство с

понятием дроби

в объеме,

измерении


45

Образование дробей.

1ч.

12.03


стоимости, длины,

46-47

Сравнение дробей.

2ч.

13.03

17.03


достаточном для

введения десятичных

дробей,

-выработка навыков действий с

массы в пределах 1 000;

48-49

Правильные и неправильные дроби.

2ч.

20.03

26.03


-умножать и

50,51-52

Умножение и деление на 10.

Проверочная работа.

Зч.

27.03

2.04

3.04


делить на

однозначное число;

8.


Преобразование чисел и мер.

5ч.



-получать,


53

Преобразование чисел полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы.

1ч.

9.04


обозначать, сравнивать обыкновенные


54

Замена крупных мер мелкими.

1ч.

10.04


десятичными

дроби;


55

Замена мелких мер крупными.

1ч.

23.04


дробями;

-решать простые


56,57

Меры времени. Год.

Проверочная работа

2ч.

29.04

30.04


- формирование умения решать задачи.

задачи на разностное сравнение чисел,

составные задачи в три

9.


Умножение и деление на однозначное число.

8ч.



арифметических действия;

58,59

Умножение и деление круглых десятков и сотен на однозначное число.

2ч.

6.05

7.05


-уметь строить треугольник по

60-61

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд.

2ч.

8.05

13.05


трем заданным

сторонам;

-различать радиус

и диаметр.

62-63

Проверка умножения и деления.

2ч.

14.05

15.05


-продолжать складывать и

вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно

'-

64-65

Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд.

2ч.

18.05-19.05


-овладеть табличным умножением и делением;

70

Повторение изученного.

Итоговая проверочная работа.

10ч.

20.05-30.05




© 2010-2022