Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание


  1. Пояснительная записка

4

  1. Краткий тематический план видов самостоятельной работы

6

  1. Карта самостоятельной работы студентов

7

  1. Порядок выполнения самостоятельной работы студентами

10

  1. Приложение 1

32








































Пояснительная записка


Тенденция современного образования - самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.

Самостоятельность - это свобода, независимость, своеобразие, что обозначает не только самостоятельное добывание знаний, но и самостоятельное принятие решений, а, значит, умение брать на себя ответственность.

Самостоятельность - это то качество, которое наряду с активностью, компетентностью, профессиональной мобильностью необходимо современному специалисту.

Для развития этих качеств студенту необходимо заниматься самостоятельной работой.

Самостоятельная работа студентов предполагает многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности студентов, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное и внеаудиторное время. Самостоятельная работа - это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы внеаудиторной работы для студентов по специальности СПО 230111 Компьютерные сети разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Элементы высшей математики».

По учебному плану на изучение учебной дисциплины студентами дневной формы обучения предусмотрено всего 120 часов, из них лекций - 32 часа, практических и лабораторных занятий - 48 часов, самостоятельных занятий - 40 часов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений;

- применять методы дифференциального и интегрального исчисления;

- решать дифференциальные уравнения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основы математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии;

- основы дифференциального и интегрального исчисления.

Методические указания для самостоятельной работы студентов содержат информацию о том, сколько и какие темы выносятся на самостоятельное изучение, основную и дополнительную литературу, вопросы для самопроверки.

Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также поможет выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения. Если потребуется консультация, то ее можно получить у преподавателя в соответствии с графиком консультаций.

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов в начале изучения междисциплинарного курса.

Оценка выполненных заданий в баллах проставляется преподавателем в карте-маршруте внеаудиторной самостоятельной работы (приложение 1).

Итоговая сумма набранных студентом баллов, суммируясь с результатами оценки аудиторной работы, составит рейтинговый показатель студента, который может учитываться при проведении итогового контроля.

Перед тем, как приступить к решению примеров, студенту рекомендуется изучить теоретическую часть по теме.

При необходимости можно обратиться за консультацией к преподавателю.

Необходимо сдать выполненные самостоятельные работы преподавателю в срок, определенный педагогом.































Краткий тематический план видов самостоятельной работы

Наименование и краткая характеристика

Кол-во

часов

Вид работы

1

2

3

Тема 1. Элементы линейной алгебры

6


Матрицы и определители

2

Решение примеров

Системы линейных уравнений

4

Решение примеров

Тема 2. Элементы аналитической геометрии

6


Векторы. Операции над векторами.

4

Решение примеров

Прямая на плоскости. Кривые второго порядка.

2

Решение примеров

Тема 3. Основы математического анализа

26

Теория пределов. Предел функции.

2

Решение примеров

Два замечательных предела

2

Решение примеров

Непрерывность функции.

2

Решение примеров

Сложная функция

2

Решение примеров

Производная функции

4

Решение примеров

Дифференциал функции

2

Решение примеров

Функции нескольких переменных

2

Решение примеров

Применение производных в исследовании функций

2

Решение примеров

Неопределенный интеграл

2

Решение примеров

Определенный интеграл

2

Решение примеров

Числовые ряды. Основные свойства рядов.

2

Решение примеров

Признаки сходимости рядов. Знакопеременные ряды. Функциональные ряды.

2

Решение примеров

Тема 4. Обыкновенные дифференциальные уравнения

2

Дифференциальные уравнения первого порядка

2

Решение примеров

Дифференциальные уравнения второго порядка

Итого

40


















Карта самостоятельной работы студента

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентами по учебной дисциплине «Элементы высшей математики», состоят из карты самостоятельной работы студента и порядка выполнения самостоятельной работы студентом.

Из данной карты студенты узнают наименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы, основную и дополнительную литературу.

В карте самостоятельной работы студента предложены названия тем (разделов), наименования вопросов, количество часов для выполнения, форма осуществления работы (обязательная и по выбору студента), а также основная и дополнительная литература, необходимая для выполнения предложенных заданий. Для выполнения самостоятельной работы студентам разрешается пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы или другими источниками по усмотрению студентов. Данная информация представлена в таблице 1.

Задания должны выполняться в тетради (клетчатой) для самостоятельной работы студентов. Работа, выполненная небрежно, будет возвращена студенту без проверки. В тетради оставляют поля шириной 4-5 см.

Если требуется чертеж, то его выполняют карандашом, с помощью чертежных инструментов. При построении чертежа соблюдается масштаб.

Решение задачи или примера должно сопровождаться необходимыми вычислениями, формулами и пояснениями.

Если работа выполнена неудовлетворительно, то студент исправляет её и представляет вторично, или по указанию преподавателя выполняет другой вариант.

Таблица 1

Карта самостоятельной работы студента

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Вопросы, рассматриваемые в теме

Обязательная форма осуществления самостоятельной работы

Методы проверки самостоятельной работы, разработанные преподавателем

Основная и дополнительная

литература

1

2

3

4

5

6

8


Тема 1. Элементы линейной алгебры

6


1

Матрицы и определители

2

Матрица, операции над матрицами, определитель

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

Омельченко В.П., Курбатова Э.В. Математика. 5-е издание. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011

2

Системы линейных уравнений

4

Решение линейных уравнений методом Крамера и методом Гаусса

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--


Тема 2. Элементы аналитической геометрии

6


1

Векторы. Операции над векторами.

4

Векторы, коллинеарные, компланарные векторы, скалярное произведение векторов, модуль вектора, угол между векторами, операции над векторами

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--

2

Прямая на плоскости. Кривые второго порядка.

2

Прямая на плоскости, уравнения прямых

Кривые второго порядка

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--


Тема 3. Основы математического анализа

26


1

Теория пределов. Предел функции.

2

Предел функции

Свойства пределов

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--

2

Два замечательных предела

2

Первый замечательный предел

Второй замечательный предел

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--

3

Непрерывность функции.

2

Непрерывность функции

Точки разрыва

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--

4

Сложная функция

2

Сложная функция

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--

5

Производная функции

4

Производная функции

Таблица производных

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--

6

Дифференциал функции

2

Дифференциал функции

Свойства дифференциалов

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--

7

Функции нескольких переменных

2

Функция нескольких переменных

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--

8

Применение производных в исследовании функций

2

Частная производная

Полный дифференциал

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--

9

Неопределенный интеграл

2

Неопределенный интеграл

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--

10

Определенный интеграл

2

Определенный интеграл

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--

11

Числовые ряды. Основные свойства рядов.

2

Числовые ряды

Основные свойства рядов

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

12

Признаки сходимости рядов. Знакопеременные ряды. Функциональные ряды.

2

Признаки сходимости рядов

Знакопеременные ряды

Функциональные ряды

Решение примеров

Проверка выполненных заданий


Тема 4. Обыкновенные дифференциальные уравнения

2


1-2

Дифференциальные уравнения первого порядка

Дифференциальные уравнения второго порядка

2

Дифференциальные уравнения

Общее и частное решения

Дифференциальные уравнения первого порядка

Дифференциальные уравнения второго порядка

Решение примеров

Проверка выполненных заданий

«--«--


Порядок выполнения самостоятельной работы студентом

Тема 1.1. Матрицы и определители


Цель: закрепление навыков вычисления определителей, выполнения операций над матрицами.

Теоретическая часть

Определение 1. Матрицей размером m×n называется прямоугольная таблица чисел, состоящая из m строк и n столбцов. Эту таблицу обычно заключают в круглые скобки.

Определение 2. Две матрицы A и B называются равными, если они имеют одинаковое число строк и столбцов и их соответствующие элементы равны, aij = bij.

Так если Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математикеи Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике, то A=B, если a11 = b11, a12 = b12, a21 = b21 и a22 = b22.

Определение 3. Суммой двух матриц A и B называется матрица C, которая определяется по правилу:

Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.

Определение 4. Произведение матрицы A на число k есть новая матрица, которая определяется по правилу Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математикеили Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.

Формула 1. Формула нахождения определителя второго порядка:

detМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике *Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике- Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике *Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.

Формула 2. Формула нахождения определителя третьего порядка:

detМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике=Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике=Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике- Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике *Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.


Задания:

  1. Даны матрицы:

    1. А = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ;

    В = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике


    1. А = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ;

    В = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике


    1. А = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ;

    В = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике


    1. А = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ;

    В = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

    Выполнить операции над матрицами:

    1. Сложение матриц;

    2. Умножение матрицы на число 5;

    3. Умножение матриц


    1. Найти определитель матрицы:

      1. А = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ;

      В = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике


      1. А = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ; В = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике


      1. А = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ;

      В = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике


      1. А = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ;

      В = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

      Тема 1.2. Системы линейных уравнений


      Цель: закрепление навыков решения систем уравнений методом Крамера и Гаусса.


      Теоретическая часть


      Системой m линейных уравнений с n неизвестными называется система вида

      Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

      где aij и bi (i=1,…,m; b=1,…,n) - некоторые известные числа, а x1,…,xn - неизвестные. В обозначении коэффициентов aij первый индекс i обозначает номер уравнения, а второй j - номер неизвестного, при котором стоит этот коэффициент.

      Коэффициенты при неизвестных будем записывать в виде матрицы, которую назовём матрицей системы.

      Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

      Числа, стоящие в правых частях уравнений, b1,…,bm, называются свободными членами.

      Правило Крамера

      Рассмотрим систему 3-х линейных уравнений с тремя неизвестными:

      Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

      Определитель третьего порядка, соответствующий матрице системы, т.е. составленный из коэффициентов при неизвестных,

      Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

      называется определителем системы.

      Составим ещё три определителя следующим образом: заменим в определителе D последовательно 1, 2 и 3 столбцы столбцом свободных членов

      Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

      Тогда можно доказать следующий результат.

      Теорема (правило Крамера). Если определитель системы Δ ≠ 0, то рассматриваемая система имеет одно и только одно решение, причём

      Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

      Пример. Решить систему уравнений:

      Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

      Итак, х=1, у=2, z=3.

      Задание:

      Решить системы уравнений методом Крамера.

        1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике;

        Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

        1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

        Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

          Тема 2.1. Векторы. Операции над векторами.


          Цель: закрепление навыков нахождения координат, модулей, произведения векторов, угла между векторами.


          Теоретическая часть


          Вектором называется направленный отрезок прямой. Точка А называется началом вектора, точка В - концом. Вектор обозначается особым символом над буквенным обозначением - стрелкой: Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике. При этом первым указывается начало вектора, или же Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике. Прямая, на которой лежит вектор, называется линией действия вектора.

          Координаты вектора

          Пусть вектор Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математикеимеет началом точку А(ха, уа) и концом точку В(хb, yb). Координатами вектора Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математикебудем называть числа АВх = хb - ха, АВу = уb - уа, АВz = zb - zа.

          Равные векторы

          Два вектора называются равными, если один из них может быть получен параллельным переносом другого

          Два вектора называются одинаково направленными, если они параллельны и у равных им векторов, имеющих общее начало, концы располагаются по одну сторону от начала

          Два вектора называются противоположно направленными, если они параллельны и у равных им векторов, имеющих общее начало, концы располагаются по разные стороны от начала

          Нулевым вектором называется вектор, у которого начало совпадает с его концом. Нулевой вектор имеет нулевые координаты.

          Длина отрезка, изображающего вектор, называется длиной вектора или модулем вектора. Из формулы расстояния между двумя точками следует формула для нахождения длины вектора

          Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.

          Два вектора называется коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.

          Если векторы коллинеарны, то их соответствующие координаты пропорциональны. И обратно, если у двух векторов соответствующие координаты пропорциональны, то векторы коллинеарны.

          Формула скалярного произведения векторов:

          Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике= Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике cosМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике, где Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - угол между векторами Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике .

          Формула скалярного произведения векторов, заданных координатами:

          Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике= x1 x2 +y1 y2 +z1 z2.

          Формула угла между векторами:

          cosМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , или в координатах:

          cosМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике .

          Задания:

          1. Даны точки:

            1. А(4; 2), В(6; 1), С(2; 5).

            2. А(2; 2), В(5; 0), С(6; 8).

            3. А(-2; 0), В(9; 1), С(3; 4).

            4. А(5; -2), В(12; 3), С(-7; 9).

            Найти координаты векторов АВ, АС, ВС.

              1. Найти косинус угла между векторами:

                1. a (4; 3; 0) и b(0; 12; 5);

                2. a (2; 1; 3) и b(-2; 10; 4);

                3. a (3; 2; 1) и b(7; -2; 5);

                4. a (0; 5; 4) и b(-3; 10; -4).

                1. Найти модуль вектора:

                1. a (4; 3; 0) и b(0; 12; 5);

                2. a (2; 1; 3) и b(-2; 10; 4);

                3. a (3; 2; 1) и b(7; -2; 5);

                4. a (0; 5; 4) и b(-3; 10; -4).

                1. Найти скалярное произведение векторов Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , если:

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике=2, Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике =5, Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике .

                2. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике=4, Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике =3, Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике .

                3. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике=6, Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике =6, Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике .

                4. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике=8, Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике =10, Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике .

                Тема 2.2. Прямая на плоскости. Кривые второго порядка.


                Цель: закрепление навыков составления уравнений прямых, нахождения угла между прямыми, расстояния от точки до прямой.


                Теоретическая часть


                Уравнения прямой:

                1. А(x-x0) + B(y-y0) = 0 - уравнение прямой, проходящей через точку М0(x0, y0) перпендикулярно нормальному вектору Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике = {A, B}.

                2. Ах + Ву + С = 0 - общее уравнение прямой.

                3. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике=Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - уравнение прямой, проходящей через точку М0(x0, y0) параллельно направляющему вектору Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике = {l,m} (каноническое уравнение прямой).

                4. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике, tМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - параметрические уравнения прямой.

                5. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике+Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике=1 - уравнение прямой в отрезках, где a и b - величины направленных отрезков, отсекаемых на координатных осях Оx и Oy соответственно.

                6. Уравнение прямой, проходящей через две точки

                Пусть в пространстве заданы две точки M 1 (x 1, y 1, z 1) и M2 (x 2, y 2, z 2), тогда уравнение прямой, проходящей через эти точки:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. y - y0 =k(x - x0) - уравнение прямой, проходящей через точку М0(x0, y0), k - угловой коэффициент прямой, равный тангенсу угла наклона прямой к положительному направлению оси Ох.

                2. y = kx + b - уравнение прямой с угловым коэффициентом k; b -величина отрезка, отсекаемого прямой к положительному направлению оси Ох.

                3. tg Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - тангенс острого угла между двумя прямыми y = k1x+b1 и y = k2x+b2.

                4. k1 = k2 и k2 = -Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - условия параллельности и перпендикулярности двух прямых y = k1x+b1 и y = k2x+b2.

                5. d = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - расстояние от точки М0(x0, y0) до прямой Ах + Ву + С = 0.

                6. x = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , y = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике координаты точки М(х, у), делящей отрезок М1М2 в отношении Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , М1(x1, y1), М2(x2, y2).

                7. x = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , y = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - координаты середины отрезка М1М2, М1(x1, y1), М2(x2, y2).

                Задания:

                1. Составить уравнение прямой, проходящей:

                1. через точку А(-2, -3) и начало координат.

                2. через точку А(3, 5) и начало координат.

                2. Определить угол между прямыми:

                1. y = -3 x + 7; y = 2 x + 1.

                2. y = 2 x + 2; y = 5 x + 3.

                1. Даны вершины треугольника АВС: А(-2,3), В(1,12), С(11,6).

                Найти:

                1) уравнение стороны АВ;

                2) уравнение высоты СD, опущенной из вершины С на сторону АВ;

                3) уравнение медианы АЕ;

                4) уравнение окружности, для которой медиана АЕ служит диаметром.

                4. В треугольнике с вершинами А(2,3), В(-1,0), С(4,1) найти длину высоты, опущенной из вершины А на сторону ВС.

                Тема 3.1. Теория пределов. Предел функции.


                Цель: закрепление навыков нахождения пределов, раскрытия неопределенностей.

                Теоретическая часть


                Постоянное число b называется пределом функции f(x) при Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , если для любого малого, наперёд заданного, положительного числа Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике найдётся положительное число Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике такое, что для всех хМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математикеа и удовлетворяющих неравенству Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике будет выполняться неравенство Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Обозначение: Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике .

                Вычисление пределов:

                1 тип. Предел делителя не равен нулю. В этом случае подставляем вместо переменной её предельное значение и вычисляем полученное выражение.

                2 тип. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике Предел делителя равен нулю. В этом случае предел дроби равен бесконечности.

                3 тип. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике Пределы делителя и делимого равны нулю.

                В этом случае получим неопределённость Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике для раскрытия которой нужно выполнить некоторые преобразования данного выражения:

                - разложить на множители числитель и знаменатель дроби, затем сократить дробь, подставить вместо переменной её предельное значение и вычислить или

                - умножить числитель и знаменатель дроби на сопряжённое выражение, сократить и подставить предельное значение переменной.

                Замечание: Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - сопряжённые выражения.

                4 тип. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике Предел делителя равен ∞, а предел делимого - конечное число. В этом случае предел частного равен 0.

                5 тип. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике Пределы делителя и делимого равны Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике .

                Если предел делителя и делимого равны Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , то получится выражение, не имеющее смысла (неопределённость Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ). Для раскрытия этой неопределённости нужно числитель и знаменатель дроби разделить на переменную в наивысшей степени.

                Задание: Найти предел функции:

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                2. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                3. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                4. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                5. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Тема 3.2. Два замечательных предела.


                Цель: закрепление навыков нахождения пределов с использованием двух замечательных пределов.

                Теоретическая часть

                1) Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - первый замечательный предел.

                2) Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - второй замечательный предел.

                3) Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - замечательный логарифмический предел.

                4) Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - замечательный показательный предел.

                5) Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - замечательный степенной предел.


                Задание: Найти предел функции с помощью двух замечательных пределов:

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                2. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                3. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                4. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике






                Тема 3.3. Непрерывность функции.


                Цель: закрепление навыков нахождения пределов с использованием двух замечательных пределов.

                Теоретическая часть


                Функцию y = f(x) называют непрерывной на отрезке [a, b], если она непрерывна во всех внутренних точках этого отрезка, а на его концах, т.е. в точках a и b, непрерывна соответственно справа и слева.

                Определение. Функция f(x) называется непрерывной в точке x0, если Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.

                Определение. Функция f(x) называется непрерывной на множестве Х, если она непрерывна в каждой точке этого множества.

                Разрывы функции

                Определение. Точки, где функция f(x) не является непрерывной, называются точками разрыва функции f(x).

                Для классификации точек разрыва рассмотрим предел слева Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и предел справа Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике функции f(x). Тогда имеет место следующая классификация точек разрыва.

                1. Устранимый разрыв.

                Он имеет место, когда выполнено условие Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.

                В данном случае достаточно изменить значение функции в точке x0, чтобы разрыва не стало.

                2. Разрыв первого рода (скачок).

                Разрыв первого рода (скачок) получается тогда, когда односторонние пределы Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике существуют, конечны, но не равны между собой, то есть Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.

                3. Разрыв второго рода.

                Если хотя бы один из Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике равен ±¥ или не существует, то говорят, что функция f(x) имеет в точке x0 разрыв второго рода.

                Задание: Исследовать функцию и построить график.

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике



                Тема 3.4. Производная функции


                Цель: закрепление навыков нахождения производных функций.

                Теоретическая часть


                Таблица производных основных элементарных функций

                1. (C)' = 0

                11. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. (uМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                12. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. (uv)' = u'v + uv'

                13. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. (Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                14. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. (Cu)' = Cu'

                15. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                16. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                7. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ; 11) Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ;

                17. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ;

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                18. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                19. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике


                Задания:

                1. Выучить таблицу производных.

                2. Найти производные.

                y = x2 + 2x - 1

                y= x*2x3

                y = ln x + ax

                y = sin x + cos x

                y = 2x + x2

                y = sin ex

                y = x2*3x

                y = x*(1-lnx)

                y = sinx *ex

                y = 5arccosx + 5arcsinx






                Тема 3.5. Сложная функция


                Цель: закрепление навыков нахождения пределов с использованием двух замечательных пределов.

                Теоретическая часть


                Если функция y зависит от переменной u, т. е. у = f (u), u Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математикеU, а u, в свою очередь, является какой-либо функцией от независимой переменной х, т. е u = g (x), х Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математикеХ, то переменная у называется функцией от функции (или сложной функцией) от x и записывается в виде Y = f(u), u = g(x), или y = f[g(x)].

                Если f и g - дифференцируемые функции, то сложная функция Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математикетакже дифференцируема по x и ее производная равна

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Данная формула показывает, что производная сложной функции равна произведению производной внешней функции на производную от внутренней функции. Важно, однако, что производная внутренней функции вычисляется в точке x, а производная внешней функции - в точке u = g(x)!

                Задание: Найти производные сложных функций:

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                2. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                3. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                4. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                5. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                6. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                7. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                8. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Тема 3.6. Дифференциал функции


                Цель: закрепление навыков нахождения дифференциалов функций.


                Теоретическая часть


                Дифференциалом функции f(x) в точке х называется главная линейная часть приращения функции.

                Обозначается dy или df(x).

                Из определения следует, что dy = f(x)x или dy = f(x)dx.

                Можно также записать: Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Свойства дифференциала:

                Если u = f(x) и v = g(x) - функции, дифференцируемые в точке х, то непосредственно из определения дифференциала следуют следующие свойства:

                1. d(u v) = (u v)dx = udx vdx = du dv;

                2. d(uv) = (uv)dx = (uv + vu)dx = vdu + udv;

                3. d(Cu) = Cdu;

                4. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.

                Дифференциал сложной функции

                Пусть y = f(x), x = g(t), т.е. у - сложная функция.

                Тогда dy = f(x)g(t)dt = f(x)dx.

                Задания:

                1. Выучить свойства дифференциала функции.

                2. Найти дифференциалы функций:

                y = ln2x

                y = (arcsin x)2

                y = x4 - e2x

                y = arcos(1+x2)

                Тема 3.7. Функции нескольких переменных


                Цель: закрепление навыков нахождения частных производных функции нескольких переменных и полного дифференциала функции.

                Теоретическая часть


                Переменная u=f(x, y, z, ..,t) называется функцией нескольких переменных, если для любой совокупности значений (x, y, z, ..,t) ставится в соответствие вполне определенное значение переменной u.

                Частная производная

                Частной производной функции u = f(x, y) по переменной х называется предел отношения частного приращения этой функции по переменной х к приращению рассматриваемой независимой переменной, когда последнее стремится к нулю:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике. Аналогично определяем частную производную по переменной у.

                Нахождение частных производных

                При определении частных производных каждый раз изменяется только одна переменная, остальные переменные рассматриваются как постоянные. В результате каждый раз мы рассматриваем функцию только одной переменной и частная производная совпадает с обычной производной этой функции одной переменной. Отсюда правило нахождения частных производных: частная производная по рассматриваемой переменной ищется как обычная производная функции одной этой переменной, остальные переменные рассматриваются как постоянные величины. При этом оказываются справедливыми все формулы дифференцирования функции одной переменной (производная суммы, произведения, частного).

                Частные дифференциалы и полный дифференциал функции

                Частный дифференциал функции - это произведение частной производной по одной из независимых переменных на дифференциал этой переменной.

                dxu = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ; dyu = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Полный дифференциал du функции u - это сумма частных дифференциалов функции u=f(x, y, z).

                du = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике +Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.


                Задание:

                1. Найти частные производные и полный дифференциал функции.

                u = x3 + y2

                u = 3cos(x-y)

                u = 4ex-y

                u = ln(x*y)

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Тема 3.8. Применение производных в исследовании функций


                Цель: закрепление навыков раскрытия неопределенностей с помощью правила Лопиталя.

                Задания:

                1. Выучить правило Лопиталя.

                2. Найти пределы, используя правило Лопиталя:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике







                Тема 3.9. Неопределенный интеграл


                Цель: закрепление навыков нахождения неопределенного интеграла.

                Теоретическая часть

                Если функция Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике является первообразной для функции Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , выражение Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике называется неопределенным интегралом и обозначается символом Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике . Таким образом можно записать:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике (8.3)

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - подынтегральная функция;

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - подынтегральное выражение;

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - знак неопределенного интеграла;

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - переменная интегрирования.

                Свойства неопределенного интеграла

                1. Дифференциал от неопределенного интеграла равен подынтегральному выражению:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                2. Производная от неопределенного интеграла равна подынтегральной функции.

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                3. Неопределенный интеграл от дифференциала некоторой функции равен этой функции плюс произвольная постоянная.

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                4. Неопределенный интеграл от алгебраической суммы конечного числа функций равен алгебраической сумме неопределенных интегралов от каждого слагаемого в отдельности, т.е.:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                5. Постоянный множитель можно вынести за знак неопределенного интеграла, т.е.:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Таблица интегралов

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                2. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                3. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                4. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                5. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                6. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                7. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                8. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                9. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                10. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                11. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                12. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                13. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                14. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Основные методы вычисления неопределенного интеграла

                Пусть требуется найти неопределенный интеграл Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , причем непосредственно подобрать первообразную не представляется возможным, но известно, что она существует. В этом случае применяются различные методы интегрирования, благодаря которым исходный интеграл можно привести к интегралу табличного вида. Рассмотрим некоторые из этих методов.

                1. Метод непосредственного интегрирования. Используя свойства неопределенного интеграл, а также выполняя элементарные математические преобразования подынтегральной функции, исходный интеграл можно привести к неопределенному интегралу табличного вида.

                2. Замена переменной. Пусть требуется найти неопределенный интеграл Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике . Сделаем замену в подынтегральном выражении, положив Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , где Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - монотонная непрерывная функция, которая имеет непрерывную производную. Тогда Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике . В этом случае имеет следующее равенство:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                3. Интегрирование по частям. Пусть Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - две дифференцируемые функции от переменной Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике . Тогда дифференциал произведения вычисляется по формуле:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Интегрируя, получим:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Отсюда:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Последняя формула называется формулой интегрирования по частям.

                Задание: Найти неопределенный интеграл:

                1. Методом непосредственного интегрирования

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                2. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                3. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                4. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                5. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                6. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                7. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике


                1. Методом подстановки

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                2. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                3. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. Методом интегрирования по частям

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                2. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                3. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Тема 3.10. Определенный интеграл

                Цель: закрепление навыков нахождения пределов с использованием двух замечательных пределов.

                Теоретическая часть


                1. Постоянный множитель можно выносить за знак определенного интеграла:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. Определенный интеграл от суммы функций равен сумме интегралов от слагаемых:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. Если на отрезке Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике функции Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике удовлетворяют условию Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике то

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математикеМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. Теорема о среднем. Если функция Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике непрерывна на Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , то существует точка Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике такая, что

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математикеМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. Для любых трех чисел a, b, c имеет место равенство

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                если только все эти интегралы существуют.

                Теорема:

                1. Если Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - непрерывная функция, то определенный интеграл Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике с переменным верхним пределом является первообразной для функции Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , т.е.

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике


                2. Формула Ньютона-Лейбница. Если F(x) - произвольная первообразная для непрерывной на Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике функцииМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике, то имеет место равенство

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                В дальнейшем вместо Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике будет удобнее писать Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике .

                Методы вычисления определенных интегралов:

                1. Метод непосредственного интегрирования. Используя свойства неопределенного интеграл, а также выполняя элементарные математические преобразования подынтегральной функции, исходный интеграл можно привести к неопределенному интегралу табличного вида.

                2. Замена переменной. Пусть требуется найти неопределенный интеграл Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике . Сделаем замену в подынтегральном выражении, положив Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , где Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - монотонная непрерывная функция, которая имеет непрерывную производную. Тогда Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике . В этом случае имеет следующее равенство:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                3. Интегрирование по частям. Пусть Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике - две дифференцируемые функции от переменной Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике . Тогда дифференциал произведения вычисляется по формуле:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Интегрируя, получим:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Отсюда:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Последняя формула называется формулой интегрирования по частям.

                Задания: Вычислить определенные интегралы:

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                2. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                3. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                4. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                5. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                6. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                7. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                8. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                9. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                10. Вычислить площади фигур, ограниченных графиками функций: Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Тема 3.11. Числовые ряды. Основные свойства рядов. Признаки сходимости рядов.


                Цель: закрепление навыков нахождения пределов с использованием двух замечательных пределов.

                Теоретическая часть


                Сумма членов бесконечной числовой последовательности Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике называется числовым рядом.

                Суммы Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , n = 1, 2, … называются частными (частичными) суммами ряда.

                Ряд Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике называется сходящимся, если сходится последовательность его частных сумм. Сумма сходящегося ряда - предел последовательности его частных сумм.

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Если последовательность частных сумм ряда расходится, т.е. не имеет предела, или имеет бесконечный предел, то ряд называется расходящимся и ему не ставят в соответствие никакой суммы.

                Свойства рядов:

                1) Сходимость или расходимость ряда не нарушится, если изменить, отбросить или добавить конечное число членов ряда.

                2) Рассмотрим два ряда Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , где С - постоянное число.

                Теорема. Если ряд Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике сходится и его сумма равна S, то ряд Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике тоже сходится, и его сумма равна СS. (C 0)

                3) Рассмотрим два ряда Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике . Суммой или разностью этих рядов будет называться ряд Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , где элементы получены в результате сложения (вычитания) исходных элементов с одинаковыми номерами.

                Теорема. Если ряды Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике сходятся и их суммы равны соответственно S и , то ряд Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике тоже сходится и его сумма равна S + .

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Разность двух сходящихся рядов также будет сходящимся рядом.

                Сумма сходящегося и расходящегося рядов будет расходящимся рядом.

                Признак сходимости Даламбера:

                1. Если Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                2. 2) существует Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , тогда Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1 признак сравнения: Пусть даны два положительных ряда: Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике . Если выполняется неравенство: Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , начиная с некоторого n, то из сходимости ряда второго (большего) ряда - следует сходимость первого (меньшего) ряда. А из расходимости ряда меньшего ряда следует расходимость ряда большего.

                Признак Коши

                Теорема. Если 1) Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике и 2) существует Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ,

                Тогда Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Задания:

                1. Исследовать на сходимость ряд, применяя признак Даламбера:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. Исследовать ряд на сходимость, применяя первый признак сравнения:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. Исследовать ряд на сходимость, применяя признак Коши:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Тема 3.12. Знакопеременные ряды. Функциональные ряды


                Цель: закрепление навыков нахождения пределов с использованием двух замечательных пределов.

                Теоретическая часть


                Знакочередующимися называются ряды, члены которых поочерёдно то неотрицательны, то отрицательны.

                Достаточный признак сходимости знакочередующегося ряда (признак Лейбница). Если:

                1. Последовательность, составленная из модулей членов знакочередующегося ряда, монотонно убывает, т.е. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ;

                2. Выполняется необходимый признак сходимости ряда, т.е. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ,

                то ряд сходится. Его сумма по абсолютной величине не превосходит абсолютную величину первого члена.

                Пусть функция Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике определена в области Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике .

                Выражение Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике называется функциональным рядом.

                Пример.

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Функциональный ряд называется сходящимся в области Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , если существует предел частичных сумм этого ряда, то есть Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике .

                Задания:

                1. Исследовать ряды на сходимость:

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                2. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                1. Разложить в ряд Маклорена:

                f(x) = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике

                Тема 4.1-4.4 Обыкновенные дифференциальные уравнения

                Цель: закрепление навыков решения дифференциальных уравнений.

                Теоретическая часть


                Дифференциальное уравнение - это равенство, содержащее производные или дифференциалы неизвестной функции.

                Общий вид дифференциального уравнения:

                F(x, y, y', …, y(n)) = 0 - неявная форма,

                где х - независимая переменная; y - неизвестная функция; y' - ее производная первого порядка и т.д.

                Если из уравнения можно выразить y', то оно примет вид: y' = f(x, y) - явная форма. Это уравнение первого порядка, разрешенное относительно производной.

                Порядок n старшей производной, входящей в уравнение, называется порядком уравнения.

                Всякая функция, подстановка которой вместе с ее производной в дифференциальное уравнение обращает его в тождество, называется решением уравнения.

                Общее решение - это решение, зависящее от произвольных постоянных. Оно содержит столько независимых переменных, каков порядок уравнения. Общее решение дифференциального уравнения - семейство функций y = (x, C), удовлетворяющее этому уравнению при произвольном значении постоянных С.

                Например, для дифференциального уравнения xy' - 2x2 = 0 функция y = x2 будет решением, так как при ее подстановке левая часть уравнения тождественно обращается в нуль: x*2x - 2x2 =0.

                Частное решение - это решение, получающееся из общего решения при конкретных определенных значениях произвольных постоянных y = (x, C0).

                Уравнение первого порядка P(x, y)dx + Q(x, y)dy = 0 называется уравнением с разделяющимися переменными, если функции P и Q разлагаются на множители, зависящие каждый только от одной переменной:

                f1(x) f2(y)dx + φ1(x) φ2(y)dy = 0.

                В таком уравнении после деления его членов на f2(y)*φ1(x) переменные разделяются:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математикеdx + Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике dy = 0, и каждый член уравнения зависит от одной переменной.

                Общий интеграл уравнения находится почленным интегрированием:

                Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике= 0.

                Линейное дифференциальное уравнение первого порядка - это уравнение вида:

                y' + P(x)y = q(x), где P(x) и q(x) - непрерывные функции.

                Название уравнения «линейное» связано с тем, что неизвестная функция и ее производная входят в первой степени, т.е. линейно.

                • Линейное однородное уравнение будет, если q(x) Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике , т.е. это уравнение вида:

                y' + P(x)y = 0. Это уравнение с разделяющимися переменными и его решение будет иметь вид: y = CМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.

                • Линейное неоднородное уравнение будет, если функция q(x) не равна тождественно нулю:

                q(x)Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике: y' +P(x)y = q(x). Общее решение линейного уравнения первого порядка находится методом вариации постоянной и имеет вид:

                y(x) = Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике [C + Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике ].

                Уравнения вида a0Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике +a1Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике+a2y = 0 называются линейными однородными уравнениями второго порядка с постоянными коэффициентами.

                Общий интеграл находится с помощью характеристического уравнения a0k2 + a1k +a2 = 0, которое получается из этого уравнения, если, сохраняя в нем все коэффициенты ai, заменить функцию y единицей (y=1), а все ее производные - соответствующими степенями k. При этом:

                1. Если все корни характеристического уравнения действительные и различные, то общий интеграл имеет вид: y = C1Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике + C2Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.

                2. Если характеристическое уравнение имеет корни действительные и равные (k1 = k2 = k), то y = C1Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике + C2Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.

                3. Если корни мнимые (k=Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике, то y = C1cosbx + C2 sinbx.

                4. Если корни комплексные (k=aМетодические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике, то y = eax(C1cosbx + C2 sinbx).

                Задания:

                1. Выучить определения.

                2. Найти решения дифференциальных уравнений:

                1. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике;

                2. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике;

                3. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике;

                4. Методические указания по самостоятельной внеаудиторной работе по высшей математике.




                Приложение 1

                Карта-маршрут внеаудиторной самостоятельной работы

                по дисциплине_______________________________________________студента ___________________________,

                ФИО

                курс____, группа_______, специальность Компьютерные сети

                Тема

                Задания внеаудиторной самостоятельной работы студента

                Кол-во баллов

                1.1

                1.2

                2.1

                2.2

                3.1

                3.2

                3.3

                3.4

                3.5

                3.6

                3.7

                3.8

                3.9

                3.10

                3.11

                3.12

                4.1-4.2

                2 ч.

                4 ч.

                4 ч.

                2 ч.

                2 ч.

                2 ч.

                2 ч.

                2 ч.

                4 ч.

                2 ч.

                2 ч.

                2 ч.

                2 ч.

                2 ч.

                2 ч.

                2 ч.

                2 ч.

                3 б.

                2 б.

                4 б.

                4 б.

                5 б.

                4 б.

                5 б.

                8 б.

                11 б.

                4 б.

                5 б.

                5 б.

                13 б.

                10 б.

                4 б.

                3 б.

                8 б.

                1.1





                1.2





                2.1





                2.2





                3.1





                3.2





                3.3





                3.4





                3.5





                3.6





                3.7





                3.8





                3.9





                3.10





                3.11





                3.12





                4.1-4.2









                © 2010-2022