- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа 9класс Математические исследования
Рабочая программа 9класс Математические исследования
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малыгина Е.А. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Администрация Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 17»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО естественно-математического цикла
протокол №1 от 31.08.2015г.
Председатель ШМО
_________ Г.И.Грязнова
«СОГЛАСОВАНО»
зам. директора
______ Н.И.Агрикова
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказ № от «___»__________2015г. директор МБОУ «Гимназия №17»
_________ Е.Ф.Лебедева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
для учащихся 9-х классов
-
Составитель: Малыгина Екатерина Александровна,
учитель математики
Нижний Новгород
2015 1. Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий (УУД).
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Мы получим реальную отдачу, если учиться
в школе будет увлекательно и интересно.
Д. Медведев.
Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является выявление и поддержка одаренных детей: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе». Наряду с уроком - основной формой учебного процесса - в школе все большее значение приобретает внеклассная работа по математике, которая способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению математической культуры, привитию навыков самостоятельной работы, развивает интерес к изучению математики и творческие способности школьников. Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки.
Изменились формы организации внеклассной работы по математике: практически исчезли клубы веселых математиков, общества юных математиков, слеты юных математиков, внеклассное чтение и другие. В то же время появляется много новых популярных как у учителей, так и учащихся новых форм внеклассной и внешкольной работы по математике: математические бои, регаты, турниры, карусели, нестандартные олимпиады, международный конкурс - игра "Кенгуру - математика для всех" и др. и конечно же, все новые формы невозможно представить без внедрения в него ИКТ. Преимущества новых форм очевидны и бесспорны: это и овладение учащимися навыками современного учебного труда, в том числе и исследовательской деятельности, формирование умений самостоятельно получать самую разнообразную информацию и значительно большего объёма, возможность получить невозможную ранее коммуникацию, получить независимую и объективную оценку своим математическим способностям и т. д., что создаёт дополнительные условия для развития ученика.
Занимаясь внеурочной работой по предмету, считаю основной целью внеклассной работы - приобщение учащихся к исследовательской деятельности, совершенствование навыков научно-исследовательских умений и навыков, формирование умения выстраивать индивидуальную траекторию своего образования. Понимаю, что всё это способствует успешной социализации учащихся в обществе, формированию мотивированной компетентной личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве.
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий. В наше время творческий процесс заслуживает самого пристального внимания, поскольку общество нуждается в массовом творчестве, массовом совершенствовании уже известного, в отказе от устойчивых и привычных, но пришедших в противоречие с имеющимися потребностями и возможностями форм. Ускоренный прогресс во всех областях знаний и деятельности требует появления большего числа исследователей-творцов. Вот почему так важно, чтобы дети учились не только запоминать и усваивать определенный объем знаний, но и овладели приемами исследовательской работы, научились самостоятельно добывать знания, ставить перед собой цели и упорно добиваться результатов. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как сохранить у школьников интерес к изучаемому материалу, поддержать их активность на протяжении всего занятия. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мышление обучающихся, стимулировали бы их самостоятельность в приобретении знаний.
Удачным с этой точки зрения представляется применение такого вида эвристической деятельности, как математическое исследование. Математическое исследование - это поход в неизвестность, а вот на выбор направления, способов и методов решения поставленной задачи имеет право влиять каждый обучающийся.
Цель преподавателя - постараться помочь ребенку разыскать тот самый путь, которым шли великие математики. Исследовать будет учащийся, а стало быть, он и должен принимать решение. Каждый выбирает тот путь, который ему больше нравится.
Исходя из этого, основными задачами курса можно считать
-выявление математических наклонностей и способностей у учащихся;
-понимание значимости математики как части общечеловеческой культуры для профессиональной деятельности;
-формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
2. Содержание курса
Принцип Дирихле.
Делимость, остатки.
Диофантовы уравнения. Хотя одно уравнение с двумя неизвестными имеет бесчисленное множество решений, но ещё не очевидно, что среди них найдётся хоть одно с целыми положительными. Вот почему алгебра разработала метод решения подобных «неопределённых» уравнений.
Графы и их применение в решении задач.
Золотое сечение.
Геометрия клетчатой бумаги.
Геометрические головоломки.
Построения с препятствиями и ограничениями.
Построение одним циркулем.
Симметрия. Орнаменты.
Оригами.
Пёстрые картинки из разных стран. (Решение задач). Нет ни одной страны, которая не поддерживала бы с математикой дружеских отношений, не приумножала её сокровищ и славы. А.И.Маркушевич
Проблема четырёх красок. Вы, наверное, не раз видели географическую карту, где граничащие станы окрашены в разные цвета? Интересовались ли вы, какое наименьшее количество красок надо взять, чтобы географическая карта была раскрашена правильно?
Лабиринты. Слово «лабиринт» греческого происхождения, означает подземный ход. Первые лабиринты стали строить в далёкой древности. Рассмотрим правила решения задач с лабиринтом.
Математическая логика.
Учитесь правильно рассуждать.
Затруднительные положения.
Математические софизмы.
Где ошибка?
Метод математической индукции. Одним из самых универсальных методов доказательств математических утверждений, в которых фигурируют слова «для произвольного натурального n», является метод полной математической индукции.
Метод «крайнего».
Задачи на переливание.
Задачи на взвешивание.
Головоломки и числовые ребусы.
В мире чисел.
3. Тематическое планирование
(1ч в неделю, всего 34 ч)
номер
содержание
кол-во часов
1
Принцип Дирихле
1
2
Делимость, остатки
1
3-4
Диофантовы уравнения
2
5-6
Графы и их применение в решении задач
2
7-8
Золотое сечение
2
9
Геометрия клетчатой бумаги
1
10
Геометрические головоломки
1
11-12
Построения с препятствиями и ограничениями
2
13
Построение одним циркулем
1
14
Симметрия. Орнаменты
1
15
Оригами
1
16
Пёстрые картинки из разных стран
1
17-18
Проблема четырёх красок
2
19
Лабиринты
1
20
Математическая логика
1
21
Учитесь правильно рассуждать
1
22
Затруднительные положения
1
23
Математические софизмы
1
24
Где ошибка?
1
25-26
Метод математической индукции
2
27
Метод «крайнего»
1
28-29
Задачи на переливание
2
30-31
Задачи на взвешивание
2
32-33
Головоломки и числовые ребусы
2
34
В мире чисел
1
4. Список литературы
1. Внеклассная работа по математике. Альхова З.Н., А.В. Саратов: «Лицей», 2010
2. Занимательная алгебра. Перельман Я.И. Чебоксары: ТОО «Арта», 2008
3. Математическая шкатулка. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. М: Просвещение,2009
4. Избранные вопросы математики. Антипов И.Н., Виленкин Н.Я. М: Просвещение,2007
5. Факультативный курс по математике. Решение задач. Шарыгин И.Ф. М: Просвещение, 2009