- Преподавателю
- Математика
- План-конспекта урока математики
План-конспекта урока математики
Раздел | Математика |
Класс | 3 класс |
Тип | Научные работы |
Автор | Умбетбай Ы.Қ. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План-конспект урока математики в 3-м классе по теме "Умножение на однозначное число"
-
Ядыкина Мария Николаевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
I. Организация класса.
1. Проверка рабочего места.
-
учебник
-
тетрадь
-
ручка, простой карандаш
-
цветные карандаши
-
линейка
-
листки учета знаний
2. Мотивация
Учитель: Давайте настроимся на урок. Чтобы и у вас и у гостей было хорошее настроение, повторяйте за мной под музыку.
-
У меня хорошее настроение.
-
Я буду внимателен на уроке.
-
Я буду терпеливым.
-
Я успею сделать все.
-
Ребята, сегодня вы не просто ученики, вы будете ученые
-
А кто такой ученый?
Ученики: Ответы:
Труд ученого сложен. Прежде чем что-то открыть, надо провести большую подготовительную работу: опыты, поиски, анализы, решения.
Вот этим вы и будете сегодня заниматься. И не забывайте, все свои результаты отмечать на контрольном листе.
3. Формирование общего плана учебной деятельности.
Учитель: Итак, давайте вспомним.
- Какие операции над числами в пределах тысячи вы выполняете?
Ученик: Сложение, вычитание, умножение и деление.
Учитель: Какие операции вы учились выполнять над многозначными числами на последних уроках?
Ученик: Сложение и вычитание.
Учитель: Какие операции вам еще предстоит изучить более полно?
Ученик: Умножение и деление многозначных чисел.
Ученик: Читает стих.
Таблица умножения
Достойна уважения!
Она всегда во всем права,
Чтоб не случилось в мире-
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
II. Актуализация знаний:
Цель:
-
Повторить табличные случаи умножения, сложение и вычитание многозначных чисел.
-
Активизировать каждого ученика к учебной деятельности.
Учитель: Проведем подготовительную работу-поиск.
3 ученика работают у доски
1 ученик - На сколько 30 000 000 больше 27013?
Увеличь 27999 на 27001
2 ученик - Реши уравнение:
-
29168 - х = 15276
-
х + 12447 = 20100
3 ученик - Заполни пропуски:
-
560 = 280 : 7 + o
-
270 = o - 810 : 9
-
740 = 80 . 8 + o
В это время ведется коллективная работа .
1. Назовите лишнее число в каждом ряду.
-
100,300,202,500,800
-
873,524,7648,211,999
-
8004,4567,2345,958,8484
2. Увеличь все числа 1 ряда в 2 раза, в 3 раза, в 4 раза.
3. Выполни действия и вставь числа в "окошки"
Рисунок 1.
Решите задачу устно: Тетрадь стоит 2 рубля. Сколько рублей надо заплатить за 27 таких тетрадей?
Подведение итогов после проверки индивидуальных заданий.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: Подвести детей к постановке темы урока.
Самостоятельная работа. Решить примеры.
Проверка. Анализ примеров.
Учитель: Что заметили при решении этих примеров.
Ученики: 1. 1-й множитель увеличивается, а второй всегда 9, результат (произведение) тоже увеличивается.
2. Умножение двузначного числа на однозначное
3. При умножении круглого числа на нуль не умножали, а нуль просто сносили.
Учитель: Пишу на доске новый пример: 576 х 9
Найдите сходство и отличие этого примера от уже решенных.
Ученик: 1. Умножали на 9
2. Умножение трехзначного числа на однозначное.
Учитель: Кто сможет назвать тему сегодняшнего урока?
Ученик: Умножение трехзначного числа на однозначное.
Учитель: Вы не только узнаете, как умножаются эти числа, но и составите алгоритм такого умножения. Но вначале давайте рассмотрим различные приемы умножения многозначного числа на однозначное.
IV. "Открытие" детьми нового знания.
Учитель: Откройте учебник на с. 1. Что вы видите под з. 1. Прочитайте задание.
Ученик: Прямоугольник, который разбит на 3 части.
Учитель: Объясните запись рядом с прямоугольником.
Ученик: Чтобы найти S данного прямоугольника, сложим ширину каждого из них и умножим на длину.
Можно ширину каждого умножить на длину, а потом результаты сложить.
Учитель: Какой способ умножения нам дает данное выражение.
Ученик: Умножение суммы на число.
Учитель: Как его можно прочитать.
Ученик: Чтобы умножить сумму на число, умножим на это число каждое из слагаемых, а результаты сложим.
Учитель: Вернемся к нашему примеру: 576 х 9
Расскажите, как можно умножить трехзначное число на однозначное?
Ученик: Число 576 раз разбивается на удобные слагаемые (500+70+6) . 9 и вычисляется по частям.
500 . 9+70 . 9+6. 9 = (4500+630+54) =5184
Учитель: Итак, как же вы умножили трехзначное число на однозначное?
Ученик: Перемножили на 9 разрядные слагаемые числа 576 и результаты сложили.
Учитель: Удобна ли такая запись?
Ученик: Нет
Учитель: Посмотрим на следующую запись (2 столбик)
Учитель: Как получили слагаемые суммы?
Ученик: 6 единиц умножили на 9, получили 54.
Потом 9 десяток умножили на 9, получили 630.
Затем 5 сотен умножили на 9, получили 4500
Результаты сложили.
Учитель: А почему вычеркнули нули?
Ученик: Они не изменяют значение суммы.
Учитель: А теперь сравните запись умножения во 2 и 3 столбике. Какая из них удобнее?
Ученик: в 3-м.
Учитель: Объясните эту запись (выставлять буквы)
Ученик:
1. Сначала умножаем единицы
О
2. Единицы пишем под единицами,
десятки запоминаем.
Т
3. Умножаем десятки.
К
4. Прибавляем десятки, которые запомнили.
Р
5. Пишем под десятками, а сотни запоминаем
Ы
6. Умножаем сотни
Т
7. Прибавляем сотни, которые запомнили
И
8. Записываем сотни и получаем "открытие"
Е
Учитель: Прочитайте слово, которое у вас получилось в результате рассуждения.
Ученик: Открытие.
Учитель: Что же вы открыли?
Ученик: Алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.
Учитель: Будет ли он отличаться, если будем умножать на 4,5 значное число.
Ученик: Нет
Учитель: Какое математическое свойство помогло создать прием умножения числа в столбик?
Ученик: Распределительное свойство умножения или умножение суммы на число.
Учитель: Сделаем вывод.
Ученик: Вывод сами (или прочитать с доски)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Напишите носом и подбородком цифры от 1 до 10.
Цифры должны получаться максимально высокими и широкими.
Знают в мире люди все 2. 2 (четыре)
Руки все (пошире)
2*3 (конечно шесть)
Сколько раз надо присесть
Четырежды два все скажем (8)
И похлопаем в ладоши.
Хорошо мы все считаем и урок наш продолжаем.
V. Первичное закрепление новых знаний.
а) Зад. № 4 с. 2
(1 ученик у доски)
-
Чтение задачи
-
О чем говорится в задаче?
-
Что известно в ней? Что надо узнать?
-
Как графически изобразить условие задачи?
-
Как еще можно записать условие задачи? Какая запись удобнее?
-
Во сколько раз больше надо заплатить за 3 компьютера?
-
Как можно ответить на вопрос задачи?
Как можно было по-другому записать решение задачи, если бы вы не знали прием умножения многозначного числа на однозначное?
б) Вывод
в) Решение примеров № 3а) с комментированием.
VI. Повторение и закрепление новых знаний.
1. Самостоятельная работа з. 3б)
Учитель: У кого возникли затруднения при выполнении задания? Отметьте на листе контроля после проверки.
2. Задача № 5 с. 2
К задаче - полоски: красная полоска-целое, белая полоска - части, синяя - неизвестная часть.
Ведется коллективная работа над задачей, решение - самостоятельно.
Прочитайте задачу.
-
О чем говорится?
-
Сколько детских билетов купили?
-
Сколько рублей стоит 1 детский билет?
-
Известно ли, сколько рублей заплатили за 4 детских билета?
-
Как можно узнать? (835. 4)
-
Сколько рублей стоит 1 взрослый билет?
-
Сколько таких билетов купили?
-
Как узнать, сколько рублей заплатили за 5 взрослых билетов?
-
Что еще известно в задаче (было всего 10000 рублей)
-
Что надо узнать? (дети читают вопрос задачи)
-
Как графически изобразить условие задачи? (на доске ученик выставляет полоски).
Рисунок 2.
д.б.
Взр. б
Ост.
835. 4 1216. 5 ?
-
Что будем находить: часть или целое?
-
Из скольких частей состоит целое число? (3)
-
Какую часть находим? (3)
-
Как найти 3 часть части? (надо из целого числа вычесть сумму 2 других частей)
Запишите буквенное выражение (1 ученик записывает на доске:
с- (а . 4 + в . 5)
Запишите числовое выражение.
Проверка решения и ответа задачи.
3. Самостоятельная работа № 8 (задание выполняется в парах)
4. Проверка.
VII. Итог. Рефлексия.
Учитель: Какие новые знания получили?
Ученик: Как умножить многозначное число на однозначное.
Учитель: Что "открыли"?
Ученик: Алгоритм умножения на однозначное число.
Учитель: Сможете дома составить 5 выражений на новое правило?
Учитель: На карточках контроля подсчитайте количество "+" и "-" за урок. Назовем учеников, получивших звание "ученый" по теме: "Умножение на однозначное число".
VIII. Д/з.
№ 7 стр 2-все
Составить по 5 примеров и решить - по возможности.
Составить задачу с использованием нового правила тем, у кого нет красного цвета в контрольной карточке.
КАРТОЧКА-КОНТРОЛЬ
Устный
счет
Решение
примеров
Ф.И.
Самост. работа
Задача на новое правило
Задача изученного
вида
Самостоятельная работа
Красный цвет - не справился
Зеленый цвет - сделал все сам
Синий цвет - были ошибки, исправил в ходе проверки задания