- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока
Разработка урока
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ахмолдина А.Р. |
Дата | 04.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Класс: 8
Преподаватель: Ахмолдина А.Р.
Предмет: урок алгебры, интегрированный с предметом «информатика»
Тема урока: График квадратной функции у = ах2 + bх + с
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН
Цели урока:
обучающая:
-
Изучить изменение графика квадратичной функции относительно координатной плоскости;
-
формирование навыков и умений построения графиков квадратичной функции в программе MS Excel;
воспитательная:
-
воспитание интереса и положительного отношения к учебной деятельности через интеграцию предметов;
развивающая:
-
развитие логического мышления, самостоятельности;
-
совершенствование навыка применять накопленные знания и умения в изменённой ситуации.
Задачи:
-
ввести алгоритм построения графика квадратичной функции у = ах2 + bх + с;
-
cформировать навык построения графика квадратичной функции;
-
повторить правила набора формул в среде электронных таблиц Excel;
-
построение графика квадратичной функции в среде электронных таблиц Excel.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, частично - поисковый.
Оборудование: АРМ учителя, мобильный компьютерный класс, презентация в программе Power Point, проектор, ПК для построения графиков функций и программа MS Excel
Эпиграф на доске «Свои способности человек может узнать,
только попытавшись применять их на деле».
Сенека
Сенека, Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca minor 4 в до н.э. - 65) -римский философ, драматург, оратор, государственный деятель. Был учителем и советником императора Нерона, пытался удерживать его от жестокостей, в том числе против первых христиан.
Ход урока.
-
Организационный момент. Приветствие учащихся. Объявление темы урока и ознакомление с целями урока.
Разъяснение порядка оценивания работы учащихся на уроке. (за 1 правильный ответ дается жетон. В конце урока подсчитывается количество житонов и выставляется оценка за урок. Отдельно выставляется оценка по информатике за выполнение практического задания)
-
Объяснение нового материала.
2.1.Актуализация знаний: показ видеоролика «Парабола»
2.2. Презентация: «Квадратичная функция, ее график и свойства»
-
дать определение квадратичной функции;
Графиком квадратичной функции у = ах2 + вх + с является парабола, которая получается из параболы у = ах2 параллельным переносом.
-
выписать формулы нахождения координат вершины параболы;
-
определить направление ветвей параболы.
Презентация «Построение графика квадратичной функции»
.
-
Уравнение оси симметрии х = - ; т.е. х = = 3.
-
Координаты вершины данной параболы
-
Направление ветвей параболы направлены вверх, так как
-
График данной и параллельный переноса
3. Повторение и закрепление изученного материала
Построение графика квадратичной функции в среде электронных таблиц Excel.
Назначение электронных таблиц многогранно. В процессе работы мы затронем некоторые из возможностей Excel, а именно:
-
автоматизация расчётов;
-
представление результатов вычислений в графической форме.
Запишите математическое выражение по правилам принятым в Excel:
2х - 5 (2*х - 5)
2х2 - (2*х*х - 3/5)
2х2 - 12х + 13 (2*х*х - 12*х + 13)
С чего начинается ввод формулы в ячейку? (с ввода знака равенства)
С помощью алгоритма построить в среде электронных таблиц Excel график функцию
Как построить график функции на отрезке в табличном процессоре MS Excel
Построение графиков математических функций. Подготовить в Excel данные для построения графиков следующей математической функций: у=х2; . Количество значений функций в таблице должно быть не меньше 9. Используя Мастер диаграмм, построить графики математических функций. Графики должны отличаться цветом и типом линий.
Результат выполнения:
В табличном процессоре MS Excel можно с легкостью построить график простейших, а обладая незаурядными математическими знаниями, достаточно сложных функций.
Инструкция
Уровень сложности: Несложно
Что вам понадобится: ПК, MS Excel
1 шаг Для примера построим график функции у=х2 на отрезке [-2,2].
2 шаг Запустите MS Excel.
3 шаг Значения аргумента.
В первом столбце зададим значения аргумента (x) от -2 до 2 с шагом 0,5. Для этого достаточно в первой ячейке ввести значение -2, во втором -1.5, в третьем -1, после чего выделим три заданных ячейки и просто потянем вниз - MS Excel автоматически начнет подставлять значения. Остановимся на 2.
4 шаг Формула.
Во втором столбце введем функцию, в качестве аргумента используя значения из первого столбца. В нашем случае формула будет иметь вид
5 шаг
Выделив ячейку с формулой, протянем курсор вниз, в результате чего наша формула выполнится для всех заданных значений аргумента.
6 шаг Диаграмма.
Приготовления окончены, можно строить график. «Вставка-Диаграмма».
7 шаг Мастер диаграмм.
На первом шаге мастера выберем «График», вид без маркеров. Нажмем «Далее».
В качестве диапазона выберем значения функции во втором столбце. На вкладке «Ряд» в качестве подписей по оси Х выберем данные из первого столбца. «Далее».
8 шаг Мастер диаграмм.
В «Название диаграммы» введем нашу функцию. В «ось Категорий» введем «Х», в ось значений «Y». На вкладке «Легенда» уберем флажок «Добавить легенду». «Далее».
9 шаг Мастер диаграмм. выберем «Поместить диаграмму на имеющимся листе» и нажмем «Готово».
10 шаг График функции.
Вот мы и получили график функции на отрезке [-2,2].
Советы и предупреждения:
Можно изменить параметры фона, тип линий, шрифты подписей, просто дважды кликнув по изменяемому элементу.
4. Закрепление нового материала.
4.1. Индивидуальные задания
-
Устно определите, какая из данных функций является квадратичной (для квадратичной функции найдите значения коэффициентов а, b, с):
а) у = 7х2 - 2х + 1 б) у = в) у = х2 - 1
г) у = 5х + 2 д) у = 5х2 + 3х е) у = 6х3 - 5х2 +7.
-
Построить графики данных функций и найти координаты точек пересечения получившихся парабол в среде электронных таблиц Excel:
а) у = х2 - 4х б) у = 2х2 - 2 в) у = х2 - 2х - 3.
4.2. Презентация «Проверь себя»
5. Итоги урока: Указания на типичные ошибки допущенные во время урока. Подсчет жетонов и выставление оценок.
6. Домашнее задание: выполнить упражнения по учебнику из рубрики «Проверь себя» и подготовиться к контрольной работе
Рефлексия:
-
ответьте ДА или НЕТ на следующие высказывания
-
Я получил новые знания
-
Мне было интересно
-
Я доволен тем, как прошёл урок
-
Я был активен на уроке
-
Я сумел показать свои знания
-
Я с удовольствием буду выполнять домашнее задание.
-
-
у каждого учащегося на парте заготовлено две карточки. Одна с изображением тетради (традиционный способ построения графиков), другая с изображением компьютера (построение графика в среде электронных таблиц). Ученикам предлагается сдать учителю карточку, отображающую, на их взгляд, лучший способ построения графика.
Резерв: показ видеоролика «Ода о параболе»
«Утверждаю»
заведующий лицейскими классами
Гриненко Т.В.______________
Разработка
открытого урока
по алгебре
тема: «График квадратичной функции
у = ах2 + bх + с»
класс: 8
подготовила:
преподаватель математики
и информатики
Ахмолдина А.Р.