Описание методической системы учителя - раздел 3 в материалах аттестации

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

III. Методическая система педагогического работника

Школа… Учитель… Это всегда для меня стояло и стоит на особом месте. Математику я преподаю детям уже более 40 лет. Мой жизненный и профессиональный опыт позволяют констатировать: в любом обществе, в любую эпоху учитель как важный конструктор человечества должен быть обязательно любить то, чем он занимается, и быть от этого счастлив. Это совокупная категория качеств, необходимых любому, кто выбрал эту профессию. У каждого непременно есть своя стезя, свой путь, своя судьба.… Но дать хороший импульс - заложить прочный стержень нравственности в детские и школьные годы ребенку, подростку, юноше, девушке - главная миссия Учителя.

В связи с модернизацией образования, с запросами общества XXI века перед собой я ставлю серьёзные требования. Мой современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству. Стараюсь воспитывать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей. К своим ученикам я отношусь с уважением, считаюсь с их мнением, учу личным примером, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну, хотя бы интересный урок. На мой взгляд, каждый день дети должны выходить с урока, проведя время с пользой, но при этом проведя его еще и с удовольствием!

Что я имею в виду под «пользой»? Конечно, не только и не столько то, что напрямую связано с моим предметом. Я очень люблю математику, но прекрасно понимаю, что умение решать квадратные уравнения, логарифмические неравенства или строить графики - это совсем не цель. Поэтому свой предмет я воспринимаю как

а) гимнастику для ума, а это, безусловно, пригодится каждому;

б) отработку практических навыков, которыми они смогут воспользоваться;

в) окно в другой мир, пока не известный детям - мир идеальных абстракций, гармонии, строгой логики и красоты доказательств;

г) «мостик», благодаря которому я имею возможность общаться со своими учениками, делиться с ними опытом, выходящим за рамки предмета.

Моя мечта - научить детей учиться. Сегодня это необходимо. А для этого, на мой взгляд, нужно изменить роль ученика: из пассивного слушателя превратить его в активного участника образовательного процесса. Это трудно, потому что многие дети сегодня просто не хотят учиться, в частности, математике. Нет желания, терпения, усидчивости. Можно услышать: «Зачем мне математика? - я не собираюсь быть тем-то и тем-то» или «А где мне это может пригодиться?». Одна из главных проблем - отсутствие мотивации. Поэтому основополагающей своей целью я поставила создание системы, которая позволит эту самую мотивацию повысить. Необходимо сделать образовательный процесс творческим, а урок превратить в мир интересных открытий. И если ребенок ощутит это, он будет учиться с удовольствием, постепенно открывая новое вокруг себя и в себе. Убеждена, что творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения.

Описание методической системы учителя - раздел 3 в материалах аттестации




Для повышения мотивации учеников я стремлюсь:

  • обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;

  • использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

  • организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;

  • правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованной в их успехах;

  • видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

В основу системы мною положены следующие основные принципы:

  • Предоставление свободы выбора (ориентирует обучающихся на непосредственное участие в определении ближайших и перспективных учебных задач).

  • Совместное планирование урока (обучающимся предлагается самим составить план урока, особенно если он не связан с изучением нового материала). Здесь участвует в работе важный критерий - степень освоения учебного материала.

  • Проведение самостоятельной работы с использованием дифференцированного подхода (особенно - подхода внутренней дифференциации детей).

  • Максимально возможное снятие внешнего контроля (оценка должна не контролировать деятельность, а информировать ученика об успешности его деятельности). Ученик не должен полностью зависеть от оценки - только тогда он может работать творчески.

Некоторые приемы и методы создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней.

Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей, когда обучающиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.

Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов. Всюду, где это возможно, следую идеям проблемного обучения. Проблема (по большому счету) - это то, что мы сегодня решить не можем и завтра не решим; это то, что мучает нас продолжительное время; это то, к решению чего мы постепенно приближаемся, ощущая это приближение; это то, наконец, что, будучи разрешено, даёт эмоциональный заряд, приносит радость. Именно такое (не локальное, а глобальное) понимание проблемного обучения руководит мною в работе.

Разрешение парадоксов (математические софизмы) - прием, который я применяю практически все годы своей педагогической деятельности. Как интересно наблюдать за учениками, собирающимися в группы на переменах, обсуждающими «удивительный факт»: «Как это: дважды два - пять?» или «2 кг тяжелее 5 т?»!

Очень эффективно «срабатывает» и преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока.

Третий прием: ролевой подход и как следствие - деловая игра.

Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

Пятый прием: игры и конкурсы; участие во внеурочной деятельности.

Шестой прием: воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Средствами математики стараюсь способствовать эстетическому воспитанию школьников, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развитию воображения, пространственных представлений. Даю возможность пополнить запас историко-научных знаний обучающихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математического знания, основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку.

Седьмой прием: кроссворды, квадворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения, компьютерное творчество, проектная деятельность и т.п.

А самое главное - радость от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для школьника первостепенным мотивом. Все это является действенным средством формирования положительной мотивации учения. Очень важен и такой фактор формирования положительной мотивации, о котором не могу не сказать, - доброжелательный настрой урока. Нужно уделять внимание каждому ученику; нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.

Считаю главной своей задачей не сухое сообщение математических фактов, а развитие обучающихся посредством продвижения в предмете. Иными словами, приоритетным считаю не информационное, а развивающее поле предмета. Стремлюсь на практике реализовать принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В. Занковым: обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осмысление процесса обучения (ученик должен видеть, как он умнеет в процессе изучения материала - это достигается проблемным обучением); развитие всех обучающихся (естественно, учитывая, что у каждого из них свой предел возможностей). При работе с учебным комплектом А.Г. Мордковича, учитывающим требования ФГОС о необходимости формирования у обучающихся универсальных учебных действий, предлагаю представленные в учебниках алгебры темы исследовательских работ. Так, в 2014-2015 учебном году восьмиклассниками подготовлены презентации по темам: «Иррациональные числа», «Графики функций, содержащих переменную под знаком модуля», «Дробно-линейная функция», «Иррациональные уравнения», «Уравнения с параметрами».

Значительную роль в реализации созданной педагогической системы играет работа по самообразованию. В настоящее время (2013-2016г.г.) - над темой «Применение современных педагогических технологий в преподавании математики как средства развития новой образовательной среды».

В своей деятельности руководствуюсь трудами выдающихся теоретиков и практиков педагогической науки А. Дистервега, Ю.А. Конаржевского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.Я. Лернера, Л.И. Божовича, А.А. Гина. Для выявления уровня мотивации к учению использую методику Н.Г. Лускановой.

Эффективность созданной мною методической системы подтверждают следующие показатели:

  • повышается качество знаний обучающихся (до 65%, что превышает средние показатели по школе, городу, региону), что особенно ценно для классов с углубленным изучением иностранных языков;

  • сохраняется положительная динамика участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде муниципального уровня, наличия победителей и призёров в городском конкурсе «Юный математик», международном конкурсе-игре «Кенгуру» (регионального и муниципального уровня), Международных олимпиадах INFOUROK (сезон «Весна - 2015»);

  • повышается способность обучающихся самостоятельно добывать знания, эффективно заниматься самообразованием; увеличивается количество обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, показывающих своё умение взаимодействовать, аргументировать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, умение работать в команде;

  • обучающиеся выпускных классов показывают хорошие знания по предмету, что подтверждают результаты ГИА и ЕГЭ (2011 год, ЕГЭ - первичные и средние тестовые баллы выпускников 11 классов превышают соответствующие по городу и региону; 2015 год - качество знаний и средний тестовый балл по результатам ГИА в 9 классе - выше городских и региональных).

Данная система позволила мне перейти на качественно новый уровень взаимоотношений в образовательном процессе - субъект-субъектный.

Подводя итог, отмечу, что в начале профессиональной деятельности мне несказанно повезло: мои попытки заинтересовать воспитанников математикой были однажды (и потом - неоднократно) вознаграждены возгласом одной из учениц: «Как красиво!» Сначала усмешки одноклассников, а затем их любопытство, интерес… Ко мне, молодой учительнице, пришло убеждение «Главное не что сказать, а как сказать». Сказать так, чтобы было интересно, чтобы напрягаться и испытывать от этого удовольствие, чтобы побеждать (даже себя). «Математика - это справедливость!» - так говорят мои ученики. А я хочу, чтобы они чаще говорили: «Математика - это здорово!»


© 2010-2022