- Преподавателю
- Математика
- Рекомендации по формированию понятийного аппарата мышления на уроках математики
Рекомендации по формированию понятийного аппарата мышления на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Латыпова З.М. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ « СШ №12» г. Нижневартовск.
Учитель: Латыпова Зугура Минигалимовна.
Рекомендации по формированию понятийного аппарата мышления на уроках математики.
Понятие - обобщённое, абстрактное представление о классе объектов или явлений или классе классов (категорий) на основе выделения объединяющих их существенных признаков.
Владение понятиями:
-
узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определений понятий);
-
раскрытие объёма понятий (характеристика номенклатуры объектов или явлений, обобщённых понятием, и их классификация);
-
раскрытие содержания понятия (характеристика существенных признаков объектов или явлений, отражённых данным понятием);
-
установление логики взаимосвязи между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем);
-
характеристика или выполнение действий, вытекающих из содержания понятия (описание возможных практических или интеллектуальных решений, выполняемых на основе содержания понятия)
Понятийная мысль - есть результат обратимых взаимопереводов
в системе переработки информации со знаково-словесного, визуально - пространственного и чувственно-сенсорного "языков".
1.Изложение учебного материала должна строиться таким образом, чтобы при этом учитывалось внутренняя динамика мысли ребенка при переходе от знания значения нового знака (математической формулы, символического обозначения, словесного определения) к собственно понятийному обобщению этого нового знания.
2.Пофазовое введение базовых математических понятий.
3. В учебном тесте должны быть предусмотрены такие формы организации учебной информации, которые позволяли бы ребенку мысленно участвовать в процессе рождения нового понятия.
(Ощущения, воспроизведение, осязание, слух, нюх, потрогать)
ЧУВСТВО
ПРЕДМЕТ
С
ВИДИМОЕ
ПОЗНАНИЕ
Л
МЫСЛЬ
ПОНЯТИЕ
О
СЛЫШИМОЕ
В
О
ВНУТРЕННЕЕ
(мысленное, абстрактное представление)
Работа с понятиями
I
Выведение понятий
Признак - это любое возможное свойство объектов
II
Общие
характеристики
- общее
- единичное
- соотносительное
- безотносительное
- регистрирующие
- не регистрирующие
(предмет, явление, ситуация, процесс) по которому мы можем их узнать, описать.
Установить сходство и различие между ними
III
Определение
Содержания и
объема
понятий
- совокупность признаков предмета (совокупность существенных свойств)
- совокупность предметов, обладающих этими признаками.
IV
Обобщение и ограничение понятий
- увеличение объема (предел - общее понятие) это подыскать к нему подчиняющее его (родовое)
- уменьшение объема (предел - единичное понятие)
V
Деление и членение понятия
- выведение в понятии подклассов
- выведение в структурных компонентов
VI
Определение понятия
- соотнесение с родовым и видовым отличием (логическая операция, в процессе которой раскрывается содержание понятия)
VII
Взаимоотношение между понятиями
- равнообъемность
- пересечение,
-соподчинение, внеположенность
Вид - каждый класс объектов, который входит в объем более широкого класса объектов.
Видовое понятие - понятие, входящее в состав более общего понятия, которое называется родовым.
Видовой признак - свойство, отличающее объекты одного вида от объектов других видов, входящих в один и тот же род.
Рекомендации:
-
Рекомендуется объяснение нового материала в группах любого уровня начинать с образного его представления, но разной степени общности.
Например: Тема - распределительный закон умножения
а (в + с) = а*в +а*с
2. При закреплении темы рекомендуется использовать следующие типы задания:
-
записать словами; схемой алгоритм, действий в разных системах кодирования информации;
-
закончить формулировку правила;
-
составить уравнение, решение задачи...
по рисунку,
по схеме,
по таблице;
-
составить контрольную работу по теме...
-
придумать примеры по схеме;
-
заполнить таблицу к теме, задаче...
-
придумайте N примеров к...
КОЛИЧЕСТВО ТИПОВ ЗАДАНИЙ НА УРОКЕ НЕ МЕНЬШЕ 5!
3.Характер вопросов, обращенных к учащимся должен быть:
-
Верно ли...?
-
По какому принципу...?
-
Какие из следующих утверждений верны?
-
Правильно ли составлен алгоритм?
4. При работе над любым математическим понятиям руководствоваться следующими вопросами;
-
ПОЧЕМУ возникла необходимость в использовании данного понятия?
-
КАКИМИ СЛОВАМИ можно ОБОЗНАЧИТЬ соответствующее понятие?
-
КАК "выглядит" это понятие? Какие образы можно использовать для раскрытия его содержания?
-
КАКИЕ отличительные признаки присущи данному понятию? Какие из них наиболее важные и почему?
-
КАКОЕ место это понятие занимает в системе связи с другими математическими понятиями?
-
КАК понятие связано с различными областями человеческого знания (с понятиями физики, механики, географии и т. д.)
-
МОЖНО ли принять данное понятие для разрешения каких-либо реальных проблем?
-
МОЖЕШЬ ли ты (ученик) оценить собственное знание о понятии? Что ты знаешь, что еще не знаешь, что именно тебе следовало бы узнать?