- Преподавателю
- Математика
- Урок обобщения и систематизации знаний в 11 классе по теме: «Производная и ее применение»
Урок обобщения и систематизации знаний в 11 классе по теме: «Производная и ее применение»
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Житнякова О.С. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок обобщения и систематизации знаний в 11 классе по теме: «Производная и ее применение».
Цели урока:
Образования:
-
проверить умение дифференцировать функцию и исследовать ее с помощью производной;
-
установить, могут ли учащиеся раскрыть структуру и содержание понятия геометрического смысла производной;
-
установить, могут ли учащиеся данный аппарат применять в различных ситуациях
Развития:
-
формировать и развивать умение планировать свою работу в парах;
-
формировать мыслительные навыки: сравнение, анализ, аналогия, прогнозирование.
-
развивать графическую культуру учащихся.
Воспитания:
-
прививать культуру общения и сотрудничества.
-
формировать умения излагать свои мысли устно и письменно;
Оборудование: презентация, карточки, оценочные листы, листы для самопроверки.
Оценочный лист учащегося
Фамилия______________________________________________
Имя_________________________________________________
Этап урока
Задания
Количество баллов
1
Проверка домашнего задания
2
«Мозговой штурм»
3
Тест 1: «Заполни пропуски»
4
Тест 2: «Задачи - картинки»
5
Конкурс: «Верно - неверно»
6
Конкурс: «Выбери сам»
Итоговое
количество баллов
Оценка
Критерии оценок:
«5» - 21-25 баллов
«4» - 18- 20 баллов
«3» - 12- 17 баллов
«2» - менее 12 баллов
Ход урока:
1этап. Проверка домашнего задания (5 минут). Ученики отвечают по готовым записям. На интерактивной доске заранее заготовлено домашнее задание. Работа ведется фронтально, но пары обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку (слайд с домашней работой маркером на интерактивной доске).Слайд №1 -тема урока; № 2 - задачи урока.
2 этап. Мозговой штурм (слайд, №3, №4, № 5).
№ 1. Найдите производные функций:
-
У (х)=3+7-2+
-
У (х)=
-
У (х)=+2х
-
У (х)=+1
-
У (х)=
№ 2. Из скольких непрерывных «кусков» состоят графики функций:
1. У (х) = 2. У (х) =
№ 3. На рисунке изображен график функции у = f(х), заданный на отрезке
Найдите: а) точки максимума и минимума
aghf
0ghf
x1
x2
x3
x4
x
y
y=f(x)
б) точки, в которых функция принимает наибольшее и наименьшее значения на отрезке .
Ученикам, активно отвечающим, на вопросы устного счета учитель называет количество баллов, которые они могут поставить в оценочный лист.
3 этап. Тест №1 « Заполни пропуски».
(Заполните пропуски (многоточия), чтобы получилось верное утверждение или правильная формулировка определения или правила). Ученики работают самостоятельно, по вариантам, затем пары обмениваются вариантами и проводят взаимопроверку, сравнивая ответы с ответами на экране. За каждый правильный ответ ставится один балл.
Вариант 1. Фамилия, Имя____________________________
-
График четной функции симметричен относительно…
-
Функция возрастает на некотором промежутке, если f… во всех внутренних точках промежутка.
-
Точка х0 называется точкой максимума функции f(х), если для всех х х0 из некоторой окрестности точки х0 выполняется неравенство f…
-
Условие =0 является … условием экстремума дифференцируемой функции f(х).
5. Геометрический смысл производной заключается в том, что значение производной функции в точке равно… к графику функции в данной точке.
Вариант 2. Фамилия, Имя____________________________
-
График нечетной функции симметричен относительно…
-
Функция убывает на некотором промежутке, если f… во всех внутренних точках промежутка.
-
Точка х0 называется точкой минимума функции f(х), если для всех х х0 из некоторой окрестности точки х0 выполняется неравенство f…
-
Для того чтобы точка х0 была точкой экстремума функции f(х), необходимо, чтобы эта точка была… для данной функции.
-
Пусть функция f(х) определена в некоторой окрестности х0 и дифференцируема в этой точке. Если х0 - точка экстремума функции f(х), то …
Тест №1 « Заполни пропуски» (слайд №6, №7)
Вариант 1
-
График четной функции симметричен относительно оси ординат.
-
Функция возрастает на некотором промежутке, если fво всех внутренних точках промежутка.
-
Точка х0 называется точкой максимума функции f(х), если для всех х х0 из некоторой окрестности точки х0 выполняется неравенство f f(х0)
-
Условие =0 является необходимым условием экстремума дифференцируемой функции f(х).
-
Геометрический смысл производной заключается в том, что значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в данной точке.
Вариант 2
1.График нечетной функции симметричен относительно начала координат.
2. Функция убывает на некотором промежутке, если fво всех внутренних точках промежутка.
3. Точка х0 называется точкой минимума функции f(х), если для всех х х0 из некоторой окрестности точки х0 выполняется неравенство f f(х0)
4. Для того чтобы точка х0 была точкой экстремума функции f(х), необходимо, чтобы эта точка была критической для данной функции.
5. Пусть функция f(х) определена в некоторой окрестности х0 и дифференцируема в этой точке. Если х0 - точка экстремума функции f(х), то f
4 этап. Тест № 2. «Задачи - картинки». (Слайд №8-№11)
Задачи и ответы к двум из них заготовлены на карточках и на интерактивной доске. За каждый верный ответ учащиеся получают по одному баллу. Ответы пишутся на карточке, и сдаются учителю. После проведения теста сами учащиеся обсуждают ответы. Учитель ведет комментарий на интерактивной доске маркером.
Тест № 2. «Задачи - картинки». Фамилия, Имя _________________
Вариант II
Вариант I
№ 1. Какое значение принимает производная функции у = f(х) в точке А?№ 1. Какое значение принимает производная функции у = f(х) в точке А?
y=f(x)
1
х
у
0
A
1
х
у
0
A
y=f(x)
Ответ: 1. f'(x)=0;
2. f'(x)<0;
3. f'(x)>0.
Ответ: 1. f'(x)=0;
2. f'(x)<0;
3. f'(x)>0.
№2. Назовите промежутки возрастания функции
1
2
y=f(x)
х
у
0
3
4
-1
Ответ: 1. 0;
2. 0;
3. x<0; x>2.
№2. Назовите промежутки убывания функции
1
2
y=f(x)
х
у
0
3
4
-1
Ответ: 1. 0;
2. 0;
3. x<0; x>2.
№3 Функция y=f(x) определена на промежутке (-3;4). На рисунке изображен ее график и касательная к этому графику в точке с абсциссой х0=-2.
Вычислите значение производной в точке х0=-2.
Ответ:___________________
№3 Функция y=f(x) определена на промежутке (-3;4). На рисунке изображен ее график и касательная к этому графику в точке с абсциссой х0=1.
Вычислите значение производной в точке х0=1.
Ответ:_________________
№4 Функция y=f(x) определена на промежутке (-5;5). На рисунке изображен график ее производной. Найдите точку х0, в которой функция y=f(x) принимает наибольшее значение.
Ответ:____________________
№4 Функция y=f(x) определена на промежутке (-3;4). На рисунке изображен график ее производной. Найдите точку х0, в которой функция y=f(x) принимает наименьшее значение.
Ответ:____________________
5 этап. Конкурс «Верно - неверно»
Каждому учащемуся выдается карточка, в которой рядом с номером ставится слово «да» или «нет». Каждый правильный ответ оценивается в один балл. После проведения конкурса фронтально обсуждаются ответы. При этом пары обмениваются вариантами и проводят взаимопроверку, сравнивая ответы с ответами на экране. Учитель комментирует ответы на экране. Слайды №12-№ 17
Вариант № 1. Фамилия, Имя _________________
№ 1. Верно ли, что производная суммы равна сумме производных?
№ 2. Верно ли, что если функция возрастает на интервалах (а;b) и (b;с), то она возрастает и на интервале (а; с)?
№ 3.Верно ли, что график убывающей функции пересекает прямую у = х в нескольких точках?
№ 4. Может ли функция, определенная на интервале (а;b) иметь и наибольшее, и наименьшее значение?
№ 5. Верно ли, что из всех прямоугольников данного периметра наименьшую диагональ имеет квадрат?
Вариант № 2 . Фамилия, Имя _________________
№ 1. Верно ли, что производная разности равна разности производных?
№ 2. Верно ли, что если непрерывная функция возрастает на интервалах (а;b) и (b;с), то она возрастает и на интервале (а; с)?
№ 3.Верно ли, что график возрастающей функции всегда пересекает прямую у = х только в одной точке?
№ 4. Может ли функция, определенная на интервале (а;b) иметь наименьшее значение, но не иметь наибольшего значения?
№ 5. Верно ли, что наибольшую площадь прямоугольник заданного периметра имеет, когда этот прямоугольник квадрат?
Вариант № 1
№1. Да
(f( х)+g(х))/= f/( х) + g/(х)
х
у
0
№2. Нет
а с
У=-
№3. Нет
уe
х
0
y=f(x)
y=x
Вариант № 2
№1. Да
(f( х)-g(х))/= f/( х) - g/(х)
0
х
у
а
c
№2. Да
y=f(x)
у
х
0
y=f(x)
y=x
№3. Нет
№4. Да
у
х
а
Y max
Y min
y=f(x)
0
0
а
y
x
в
y=f(x)
Y min
№4. Да
С
В
D
А
х
№ 5. Да
0 <Х<
Пусть АD = х, тогда АВ = ,
АС =f(х)=
f(х) > 0 на (0; ), g(х)=
g(х) = -рх+2х2
g/ (х)=-р+4х
0
-р+4х=0
х=
х= - точка минимума,
D
А
х
С
В
Ответ: ABCD - квадрат№ 5. Да
0 <Х<
Пусть АD = х, тогда АВ = ,
f(х)=AD*AB
f(х)= x-x2
f/ (х) = -2х
-2x=0
0
х=
х= - точка максимума
Ответ: ABCD - квадрат
6 этап Конкурс «Выбери сам»
Учащиеся сами выбирают карточки по своему уровню и желанию: уровень «А»(1 балл за задание), «В» (2 балла за задание), «С» (3 балла за задание).
Вариант 1
«А»
№1. Найти производную функции:y=sin(2x+);
№2. Написать уравнение касательной к графику функции
y=3x2-x в точке x0=1.
«В»
№1. Найти наибольшее и наименьшее значение функции f(x)=4x-x4 на промежутке [-1;2];
№2. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции f(x)=4x-3x в его точке с абсциссой х0=3.
«С»
№1. Найти наибольшее значение функции
№ 2.Найдите абсциссы всех точек графика функции f(х)=, касательные в которых параллельны прямой у = -35х или совпадают с ней.
Вариант 2
«А»
№1. Найти производную функции:y=cos(3x-);
№2. Написать уравнение касательной к графику функции
y=2x2+3 в точке x0=-1.
«В»
№1. Найти наибольшее и наименьшее значение функции f(x)=x2+2x на промежутке [-3;2];
№2. К графику функции y= в точке с абсциссой х=1 проведена касательная. Найти ординату точки касательной, абсцисса которой равна 31.
«С»
№1. Найти наименьшее значение функции
№ 2.Найдите абсциссы всех точек графика функции
f(х)=, касательные в которых параллельны прямой у=26х или совпадают с ней.
Итог урока: что мы должны знать (слайд № 18 )
-
Определение производной
-
Основные правила дифференцирования
-
Формулы производных элементарных функций
-
Геометрический смысл производной
-
Уравнение касательной
-
Применение производной к исследованию функций.
Домашнее задание. Тест по теме: «Производная и ее применение».(слайд №19)
Ф. И., класс, школа_____________________________________________________
Вариант №____
Часть А.
Инструкция для учащихся. При выполнении заданий уровня А выберите номер правильного ответа.
А 1. Найдите-5
1)3 2)2 3)-1 4)1
А 2. Укажите производную функции g(x)=+
1)2x+ 2)2х- 3)+ 4) -
А 3. Уравнение касательной к графику функции y= в точке с абсциссой х0 = -3 имеет вид:
1)y=7x+13 2)y=7x+15 3)y= -7x+15 4)y = -7x+13
А 4. Найдите тангенс угла наклона касательной, проведенной к графику функции у=6х - в его точке с абсциссой (-1).
1)-4 2)-6 3)6 4)8
А 5. Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику y= в его точке с абсциссой 0.
1)2 2)1 3)0 4)-1
Часть Б.
Инструкция для учащихся. Дайте краткий ответ. Для каждого из заданий ответом может быть целое число или число, записанное в виде десятичной дроби.
В6. Найдите значение производной функции f(x)=2+ в точке х0 =4.
В7. Укажите число целых решений неравенства f '(x)0, если f(x)= f(x)= -
В8. Найдите минимум функции g(x)=3- 5
В9.Укажите число точек экстремума функции g(x)=х3(х+1)4
Часть С.
Инструкция для учащихся. Запишите обоснованное решение.
С10. При каких значениях а прямая у=ах является касательной к параболе F(х)=-2х+4?
C11. Рассматриваются всевозможные прямоугольные параллелепипеды, объем каждого из которых равен 32 см3, а одна из боковых граней является квадратом. Найдите среди них параллелепипед с наименьшим периметром основания. В ответе укажите этот периметр.
Ф.И., класс, школа____________________________________________________________
Вариант №__________'
Часть А.
Инструкция для учащихся. При выполнении заданий уровня А выберите номер правильного ответа
А1..Найдите y'(16), если y(x )= 8 -3
1)3 2)2 3)-1 4)1
А2.Укажите производную функции f(x)= -
1)2x+ 2)2x - 3) + 4) -
А3. Уравнение касательной к графику функции y = в точке с абсциссой х0 = -3 имеет вид
1)у=-5х+23 2)у=-5х+21 3)у=5х+23 4)у=5х+21
А 4. Найдите тангенс угла наклона касательной, проведенной к графику функции у= -его точке с абсциссой (-2).
1)1 2) 2 3) 0 4) -1
А 5. Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику y=3х-2 в его точке с абсциссой 0.
1)2 2)1 3)0 4)3
Часть Б.
Инструкция для учащихся. Дайте краткий ответ. Для каждого из заданий ответом может быть целое число или число, записанное в виде десятичной дроби.
В6. Найдите значение производной функции f(x)=в точке х0 =0.
В7. Укажите число целых решений неравенства f '(x)0, если f(x)=-
В8. Найдите максимум функции g(x)=-7х+3
В9.Укажите число точек экстремума функции g(x)= (х-1)4
Часть С.
Инструкция для учащихся. Запишите обоснованное решение.
С10. При каких значениях а прямая у=-10х+а является касательной к параболе F(х)=-4х-2?
C11. Рассматриваются всевозможные прямоугольные параллелепипеды, объем каждого из которых равен 4 см3, а одна из боковых граней является квадратом. Найдите среди них параллелепипед с наименьшим периметром основания. В ответе укажите этот периметр.