Творческая работа: Формирование навыков проектной деятельности учащихся на уроках математики

Данная работа - отчёт по теме самообразования учителя математики за три года работы с 2010 по 2012г.Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребёнка к самореализации.Один из путей достижения этой цели – организация индивидуального образования. Существенную роль в этом может сыграть метод проектов.  Проектная деятельность как феномен сферы образования формировалась достаточно длительный период. Более трёхсот лет назад о...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3



Формирование

навыков проектной

деятельности учащихся

на уроках математики.





ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА:

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ

САМООБРАЗОВАНИЯ

УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

ШВЕЦ Е.В.






г. Белая Калитва

2012 год

Содержание.

I Введение.

II Теоретическая часть:

1. Основные требования к использованию метода проектов.

2. Типы проектов по математике.

3. Метод исследовательских проектов.

4. Этапы работы над проектом.

5. Формы, методы и средства.

6. Представление результатов.

7. Оценивание проектов.

III Практическая часть:

1. Проект «Число в русском языке».

2. Проект «Симметрия в пространстве».

3. Проект «Объёмы конуса и шара».

IV Заключение.

V Приложения.

VI Литература.




Введение

Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребёнка к самореализации.

Один из путей достижения этой цели - организация индивидуального образования. Существенную роль в этом может сыграть метод проектов.

Проектная деятельность как феномен сферы образования формировалась достаточно длительный период. Более трёхсот лет назад основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский писал:»Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, дубы, буки, то есть чтобы они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

Идея внесения исследовательского стимула для успешности обучения получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо советовал в ходе общения с ребёнком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает её».

Метод проектов впервые возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, которые активно разрабатывались американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а так же его учеником В. Х. Килпатриком. Идея Дж. Дьюи заключалась в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. При этом направленность этого процесса должна быть достаточно прагматична, чтобы ученики знали, зачем им необходимы те или иные знания, для решения каких жизненно важных проблем они могут быть полезны. Надо сказать, что Дж. Дьюи и его ученики пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, но и деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации. То что не мог бы сделать один ученик, в совместной деятельности оказывалось вполне достижимым, причём на основе собственных, самостоятельных усилий.

В Росси идеи проектного обучения разрабатывались практически параллельно с исследованиями зарубежных педагогов. В 1905 г. под руководством С. Т. Шацкого была создана группа педагогов-исследователей, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми. На рубеже XIX и XX вв. в отечественной методике начальной математики и естествознания формируется новый подход, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия. Наблюдения и эксперимент при этом составляют основную и обязательную черту преподавания. В поисках наиболее подходящего названия педагоги использовали такие определения , как практический, опытно-испытательный В. А. Герд), естественно - научный (А. П. Пинкевич), исследовательский (Б. Е. Райков), опытно - показательный метод, метод лабораторных уроков (К. П. Ягодовский). По своей сути они во многом перекликались с методом проектов.

Сторонники метода проектов В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев провозгласили его единственным средством преобразования школы учёбы в школу жизни, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С. Макаренко, разработавшего основы логики педагогического мышления.

Препятствием широкому распространению метода проектов стало его осуждение в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б), вызванное тем, что учащимся давали лишь те знания, которые могли найти практическое применение в их жизни. Бессистемность изучения дисциплин, чрезмерная прагматичность в обучении привели к тому, что учащиеся не получали полноценных знаний: окончившие школу не имели достаточной полготовки для успешных занятий в вузах. В результате в течение более полувека этот метод как самостоятельный в России не использовался.

В современном отечественном образовании снова сложились условия востребованности этого метода. Применение проектной деятельности к сфере обучения и воспитания особенно активизировалось во второй половине 1990-х годах в связи с развитием идей стандартизации образования и с появлением и интенсивным развитием сетевых и информационно - коммуникационных технологий. Надо только оговорить, что в современной педагогике проектная деятельность должна использоваться как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно - урочной системы. Справедлива оценка метода проектов, данная В. В. Гузеевым: «Проектное обучение - полезная альтернатива классно - урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её… Его следует использовать как дополнение к другим видам обучения».

Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках математики, так и во внеклассной работе с учащимися.

Проектный метод является общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления. Данный метод можно рассматривать как «способ взаимодействия педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта - поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей».

Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д.

Цели проведения метода проектов:

1. Реализация творческого потенциала учащегося как субъекта самостоятельной учебной деятельности.

2. Актуализация личностно значимых мотивов учебной деятельности.

3. Интеграция межпредметных знаний.

4. Включение процесса освоения предмета в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально-культурную деятельность.

5. Создание условий для формирования учебной компетенции учащихся в области изучения и его развития как языковой личности.

Функции метода проектов:

1. Стимулирует детскую самостоятельность и обогащает ребенка жизненным опытом;

2. Учитывает детские потребности, интересы, возрастные и индивидуальные особенности детей;

3. Выводит процесс обучения из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду.

4. Обеспечивает личностный рост ребенка, позволяет фиксировать этот рост (в графиках, таблицах, анкетах и др.) и вести ученика по ступеням роста - от проекта к проекту.

Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на четыре группы: коммуникативные задачи, образовательные задачи, развивающие задачи.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Основные требования к использованию метода проектов.


Проект - форма образования, максимально приближенная к практике и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.

Данную технологию можно назвать одной из самых интересных и активно развивающихся среди включаемых в процесс обучения математики.

Наиболее эффективно использование проектов в младших классах школы. Это методическое направление характеризуется высокой коммуникативностью, приучает детей творчески мыслить, предполагает самостоятельное планирование собственных действий, а также способствует активному включению учащихся в реальную жизнь.

Новизна метода состоит в том, что обучающийся, уже начиная с первого урока, имеет возможность сам контролировать содержание обучения. Постановка же учителем или детьми таких проблем, которые для своего решения требуют знания различных дисциплин, реализует принцип интегративности обучения, способствует преодолению изолированности школы от общественной жизни, выходу за рамки школьной программы.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы, обсуждение методов, подведение итогов.

Типы проектов по математике.

Исследовательский проект предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Этот тип проектов предполагает: обоснование актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей её решения, обсуждение полученных результатов, формулирование выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития. При этом могут быть использованы методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Темами таких проектов могут быть, например, «Секреты кривой линии», «Построение сечений многогранников», «Теорема Эйлера - первая теорема топологии», «Изгибаемость многогранников», «Логарифмы: прихоть математиков или жизненная необходимость», «Производная - зто сложно, но прожить без неё невозможно».

Творческий проект предполагает свободную форму работы, вариативность представления результатов. Результатом может быть: совместная газета, видеофильм, спектакль, игра, праздник, выставка и т.п.

Темами таких проектов при изучении геометрии в старших классах могут быть «Многогранники в архитектуре и в живописи», «Геометрия кисти Леонардо», «Невозможный мир М. Эшера», «Золотое сечение», «Замечательное число е», «Гармония вокруг нас», «Загадка пирамид» и т.п.

Практико - ориентировочный (прикладной) проект. Результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован на практике. Например, при изучении теории графов можно усовершенствовать схему автобусных маршрутов своего города.

Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельностиего участников с определением функций каждого из них, чётких выводов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.

Ролевые (игровые) проекты. В таких проектах структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-такиявляется ролевая.

Примерами таких проектов могут быть : деловая игра «Как измерили землю», «мозговой штурм» по теме «Площадь поверхности шара» и т.п.

Ознакомительно - ориентировочный (информационный) проект направлен на сбор информации о каком - то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем. Так же как и исследовательские, они требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, сборник задач, реферат, доклад, видео и пр.), презентация. Выходом такого проекта часто является публиками в СМИ, в том числе в Интернете. Результатом проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Основой проекта может быть любая тема курса стереометрии. Например, по темам «Пирамида», «Цилиндр», «Конус», где необходимо изучить информацию по теме, можно произвести её анализ и систематизировать знания, показать применение теоретических знаний в практической деятельности.

Редакционно - издательский проект. Например, выпуск математической газеты, журнала, сборника и т.п. Данные проекты, как правило, выполняются после изучения темы.

Сценарный проект. Например, сценарий праздника «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии», «Земляки - математики».

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, каждый тип проекта имеет свои сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Метод исследовательских проектов.

Метод исследовательских проектов наиболее важен при работе со старшеклассниками и вместе с тем вызывает наибольшие трудности. Поэтому остановимся на проведении таких проектов подробнее.

Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний (в первую очередь, понятийного аппарата исследования, сущности исследовательского процесса) и непосредственного участия в исследовательской работе. Первое условие можно реализовать через систему теоретических и практических занятий, самостоятельной работы учащихся по заданию учителя, с помощью реферирования и аннотирования литературы. Второе условие обеспечивается реализацией базовых знаний в процессе разработки собственного (возможно, коллективного) исследовательского проекта.

Рассмотрим основные этапы организации работы в исследовательском проекте.

1. Знакомство с основами исследовательской деятельности:

- понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи; новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);

- методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т. д.; эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, беседа);

- требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.

2. Выбор и определение темы исследования.

Учитель предлагает учащимся список тем для проведения исследования. При выборе тематики проектов по математике следует ориентироваться на специфику этой области, где основной задачей всегда был поиск причинно-следственных связей между отдельными величинами. Темы подбираются в зависимости от состава участников, которые будут выполнять проект, при этом учитываются субъективная и объективная значимость работы, интерес и доступность изучаемого вопроса, возрастные особенности учащихся, уровень математической подготовки и профиль класса, в котором они обучаются.

Рассмотрению каждой темы посвящается одно занятие, которое также носит исследовательский характер. Здесь совместно с учащимися выделяются основные понятия, составляется план изучения темы, решаются «ключевые» задачи, выделяются проблемы и первоначальные цели исследования, даётся обзор литературы. В итоге учащиеся должны самостоятельно выбрать тему исследования. Далее работа проходит в индивидуальном порядке через проведение консультаций.

3. Обзор литературы по выбранной теме.

На этом этапе учащиеся составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысливают собранный материал.

4. Исследование.

Здесь учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты. Работая над темой, они советуются с руководителем работы, рассказывают ему о своих трудностях и успехах. Учитель при этом корректирует и контролирует ход выполнения работы.

5. Оформление результатов работы в выбранной форме.

6. Выступление учащихся с результатами исследования: защита работы на зачётном уроке, на заседании школьного научного общества, на конференциях различного уровня.

Этапы работы над проектом.

Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней развития, образуя «жизненный цикл проекта». Отметим, что степень активности учеников и учителя на разных этапах работы может быть различной. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений проективной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть самостоятельными, если они уже работали над одним - двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте. В предлагаемой структуре (таблица 1) выделены три стадии работы над проектом: организация деятельности, осуществление деятельности, представление результатов деятельности и её оценка. Каждая стадия разбивается на этапы. На каждом этапе решаются определённые задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя, формируются специальные (проектные) умения.

Таблица 1

Этапы работы над проектом

Этапы работы

Содержание

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

1. Организация деятельности

Погружение

в проект

Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение цели, выдвижение задач

Обсуждают с учителем предложенную для изучения информацию. Выявляют проблемы. Выдвигают гипотезы. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей, выдвижении задач.

Планирование

Определение источников информации, способов её сбора и анализа. Выбор способа представления конечного результата (формы отчёта). Установление процедур и критериев оценки результатов процесса. Распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Вырабатывают план действий, определяют сроки, выбирают форму представления результатов. Распределяют обязанности в каждой группе в зависимости от выбранной темы исследования.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Объявляет учащимся состав консультативной группы учителей - предметников.

2. Осуществление деятельности

Поиск

информации

Сбор информации, решение промежуточных задач. Выполнение проекта.

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Интернет. Проведение исследования.

Помогает учащимся в работе, организует консультации с учителями - предметниками, наблюдает, советует.

Этапы работы

Содержание

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Обобщение

результатов

и выводов

Анализ и синтез полученных результатов с позиции выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов.

Анализируют информацию, формулируют выводы. Оформляют результаты, готовят материалы для защиты проекта и его презентации.

Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь в подготовке презентации.

3. Представление результатов деятельности и её оценка

Презентация

Открытый отчёт участников проекта о проделанной работе.

Защищают проект, участвуют в обсуждении.

Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса

и результатов

работы

Анализ и обобщение результатов работы в целом.

Анализ достижения поставленной цели. Рефлексия.

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, группы в целом.

Самооценка реализации поставленных целей. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Проводят рефлексию.











Овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Выполнить проект - это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъёмку, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело.

Формы, методы и средства.

Для поэлементного формирования проектных умений учащихся используются специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, совместное и самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, учебно - деловые игры, уроки - консультации, уроки - презентации и другие. Предпочтение отдаётся проблемному, эвристическому, поисковому, исследовательскому методам; из форм работы - индивидуальная и групповая работа, тренинги, «звёздочка обдумывания», «мозговой штурм», семинары, «круглый стол» по обмену информацией, конференция. Средства обучения, применяемые в процессе работы, - видеоматериалы, иллюстрации, таблицы, учебная литература, дополнительная литература (хрестоматии, энциклопедии, научная и научно - популярная литература), Интернет - ресурсы, медиатеки.

Поскольку каждая стадия, этап занимает определённое время и имеет логически законченное содержание, то можно установить соответствие этих стадий с «уроками» и рассмотреть организационные формы этих «уроков». В таблице 2 представлено соответствие этапов присвоения учеником новой информации и этапов работы над проектом. Данное соответствие построено по аналогии с таблицей В. В. Гузеева, автора пособия «Образовательная технология: от приёма до философии».

Таблица 2

Этапы работы и организационные формы обучения.


Этапы работы

над проектом

Этап присвоения

новой информации

Организационные

формы «уроков»

Погружение в проект

Формулирование проблемы, постановка цели.

Рассказ, беседа, лекция.

Планирование

Обсуждение вариантов, самообразование, продумывание хода деятельности.

Беседа, самостоятельная работа, тренинги, «мозговой штурм», ролевые и учебно-деловые игры.

Выполнение проекта

Проведение исследования, поисково- информационная деятельность и т.п.

Самостоятельная работа, практикум, лабораторная работа, консультация.

Обобщение результатов

Обобщение и выводы.

Семинар, консультация.

Защита проекта

Обсуждение, ответы на вопросы.

Урок-презентация, «круглый стол», конференция.

Оценка и рефлексия

Анализ достижения цели.

Беседа, консультация.

При работе над проектом особое место занимает групповая форма роботы учащихся. Работа в группе при выполнении проектов позволяет учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие видов ролевой деятельности, воспитывает чувство долга, обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, способствует развитию коммуникативных навыков.

Среди форм внеклассной работы, способствующих организации проектной деятельности старшеклассников, можно выделить: факультативы, спецкурсы, семинары, элективные курсы, конференции, математические чтения, математические вечера, конкурсы, редакционно-издательская работа (выпуск математических газет, сборников, брошюр и т.п.).

Отметим наиболее важные педагогические приёмы, которые используются в методе проектов. Прежде всего педагогу нужно продумать «запуск проекта», обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение учащихся в проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение практической задачи, проведение беседы, дискуссии по актуальности и значимости предстоящей работы над темой проекта. Например, при изучении темы «Многогранники» учителем сообщается тема и пробуждается интерес к созданию проекта «Многогранники вокруг нас или мы внутри многогранников». Целесообразное использовать метод ассоциации - метод формирования идеи. Для этого можно на доске написать: «Многогранник - это…» и дать учащимся время на индивидуальное обдумывание. Потом можно предложить ребятам объединиться в группы и каждому члену группы поделиться с друзьями своим мнением. После обсуждения в группе, общее мнение каждой группы оформляется в виде рисунка, чертежа, схемы или просто письменно на отдельных карточках и вывешивается на доске. Затем проводится дальнейший анализ как обмен мнениями членов разных групп.

Невозможно осуществить работу над проектом без «мозгового штурма», или «атаки мыслей», предложенного в 1941 г. А. Ф. Осборном. Учитель сообщает тему , цель и заинтересовывает учащихся. Учащиеся индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения. Поведение учителя должно быть доброжелательным. Учащимся предлагается высказать любую мысль - каждый учащийся выступает с краткими деловыми предложениями в свободной форме. Любые предложения фиксируются на доске. Можно встать на позицию другого и развить его идеи. Критика не допускается. Эксперты помогают кратко сформулировать мысли, которые фиксируют секретари. Учитель (ведущий), эксперты, секретари поддерживают атаку мыслей с помощью реплик, стимулирующих напряжённое продуктивное мышление. Когда активность учащихся иссякла, и предложения не поступают, атака мыслей заканчивается. Возможен вариант, когда результатом является создание какого - либо продукта (чертёж, схема, план работы над проектом, модель и т.п.). Данный приём целесообразно применять на этапе погружения в проект и планирования работы над проектом, когда вырабатывается план действий, формулируются задачи каждого участника проекта, выбираются формы отчёта, определяются способы сбора и анализа информации.

Другим важным приёмом является «звёздочка обдумывания». Суть его заключается в постановке учителем и учащимися вопроса, который, в сою очередь, разбивается на подвопросы и определяет систему действий учащихся. Теоретическое и практическое решение этих вопросов позволяет приблизиться к решению главной проблемы. По существу, проектная деятельность - это система «звёздочек обдумывания», последующих практических и соответствующих познавательных действий учащихся на каждом этапе проектирования.


Представление результатов.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной проблемы.

Форма представления проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Проекты могут быть:

- устные (доклад, обзор, отчёт, сообщение, социологический опрос, сравнительно - сопоставительный анализ);

- письменные (альманах, брошюра, отчёт, подборка задач, публикация, реферат, сборник, статья, сценарий, учебное пособие);

- наглядно-образные ( видеофильм, выставка, деловая игра, информационный бюллетень, коллекция, макет, модели фигур, оформление кабинета, плакат, презентация в Power point, web - сайт, стенгазета, тематический журнал, чертёж).

Несомненно, приведённая схема классификации может быть дополнена и другими формами.

Оценивание проектов.

На последнем этапе проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности. По слова И. Д. Чечеля, при использовании «метода проектов» существует по крайней мере два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. «Именно эта результативная составляющая часто остаётся вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется лишь сам проект». Вторая составляющая оценки результата, продолжает И. Д. Чечель, «это собственно та видимая часть «айсберга», которая и является выполненным проектом. Причём, оценивается не объём освоенной информации, а её применение в деятельности для достижения поставленной цели».

В оценивании проектов приоритет отдаётся рейтинговой, качественной оценке. Обязательно включение промежуточного контроля и оценивания на всех этапах выполнения проекта. В качестве экспертов могут выступать педагоги, одноклассники и сам проектант. Причём групповые проекты также могут быть оценены индивидуально, так как личный вклад каждого в общий проект может быть различным. Экспертная оценка может осуществляться по пяти-, десяти-, стобалльной шкале. При этом следует иметь в виду, что невозможно говорить об абсолютно верном измерении результата и сравнение его с эталоном, но именно эталона у нас не существует. Особое внимание необходимо уделять оценке результатов работы самими учащимися, рефлексии осуществлённой деятельности.

Рефлексия - процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации или в определённый период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а так же выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.

Для проведения рефлексии можно воспользоваться различными методиками, например, «листы рефлексии», «закончи предложение», синквейн.

Листы рефлексии: в результате их написания учащиеся могут поразмышлять, что дало выполнение этого учебного задания ему лично, с какими сложностями он столкнулся в процессе работы над проектом. Если были неудачи, то подумать, как избежать их в будущем. Ну а если всё прошло успешно, то найти слагаемые успеха.

«Закончи предложение». Учащимся предлагается закончить предложения, например:

Мне представляется интересным то, что…

А у мения на этот счёт другое мнение…

Я бы хотел (хотела) ещё раз услышать…

Работа над проектом помогла…

Проект помог осознать…

У меня появилось желание…

Синквейн - малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок участников обучения. Во время рефлексии каждый участник должен в течение пяти минут описать свои текущие впечатления, ощущения и ассоциации по следующим правилам: первая строка - одно имя существительное; вторая строка - два прилагательных; третья строка - три глагола; четвёртая строка - одно завершённое предложение (высказывание); пятая строка - одно итоговое слово. Например:

Проекты

Интересные, творческие

Дают, зажигают, заполняют голову

Учиться - всегда пригодиться.

Учёба.

Оценка оформления и выполнения работы: актуальность темы; объём и полнота освещения решаемой проблемы; степень самостоятельности при выполнении проекта; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов; качество оформления работы.

Оценка защиты проекта: качество публичного выступления, культура речи, манера поведения, использование наглядных средств, ответы на вопросы учащихся и учителей, эрудиция.





























ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Тему «Формирование навыков проектной деятельности учащихся» для самообразования я выбрала три года назад. Толчком к данному выбору послужили курсы «Учебные проекты с использованием Microsoft Office». Первым знакомством ребят с элементами проектной деятельности можно считать подготовку к открытому интегрированному уроку «Число в русском языке», проведённом в третьей учебной четверти 2007-2008 учебного года совместно с учителем русского языка и литературы Волоховой Е. В. для учащихся 6«В» класса.

Проект «Число в русском языке».


Проблемный вопрос: Нужны ли знания о числе в русском языке?

Цели проекта: 1. Сформировать представление о числительном, выявить его особенности.

2. Дать представление о числительном как части речи, входящей в группу именных частей речи.

Учебные предметы: русский язык, математика.

Участники: ученики 6 «В»класса

Методические задачи: 1. Научить отличать имена числительные от числа.

2. Научить отличать имена числительные от других частей речи с числовым значением.

Проблемы самостоятельных исследований учащихся:

1. Что возникло раньше: число или числительное?

2. Из истории числа «семь».

Сроки проведения проекта:

Урок 1. «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников), формирование групп для проведения исследований, обсуждение плана работы учащихся и возможных источников информации.

Уроки №2-3: самостоятельная работа групп учащихся по выполнению заданий.

Урок №4: представление учащимися результатов исследований.

Структура учебно-методического проекта:

1. Визитная карточка

2. Веб - сайт

3.Работы учащихся:

- Презентация,

- Публикация,

4. Дидактические материалы:

- Презентация;

- Тест;

- Задания.



План-конспект

урока представления учащимися результатов исследований.

Самым ярким проектом в 2010-2011 учебном году был проект «Симметрия в пространстве», осуществлённый учащимися 10-х классов при изучении данной темы в курсе геометрии 10 класса.

Проект «Симметрия в пространстве».

Проблема: «Нужны ли нам знания о симметрии в пространстве?»

Цели проекта: 1. Дать определение движения в пространстве и симметрии как вида движения. Рассмотреть различные виды симметрий.

2. Рассмотреть примеры симметрий в живой и неживой природе, в жизни человека.

3. Дать понятие правильного многогранника и рассмотреть его виды.

4. Рассмотреть примеры правильных многогранников в окружающем человека мире.

Темы самостоятельных исследований учащихся:

1. Движения. Симметрия как вид движения. Виды симметрий.

2. Симметрия в живой и неживой природе.

3. Симметрия в архитектуре.

4. Симметрия в живописи.

5. Симметрия в литературе.

Этапы работы над проектом:

1. Постановка проблемы, формулирование целей на первом уроке.

2. Планирование работы: анализ проблемы, совместная разработка плана выполнения проекта, формирование творческих групп по интересам, распределение обязанностей в группе, определение источников информации так же на первом уроке.

3. Исследовательская работа: В течение двух недель, в свободное от уроков время учащиеся проводили сбор и уточнение информации, изучение специальной литературы, привлечение источников сети Интернет, обработку и анализ полученных знаний, оформление презентации.

4. На втором и третьем уроке, отведённом на изучение данной темы, ребята представляли свои презентации, делали доклады по теме своей творческой работы, отвечали на вопросы одноклассников и анализировали уровень достижения целей и задач, давали оценку работе каждого участника группы, давали оценку всей своей работе.

Работа над проектом так захватила ребят, что они решили обменяться опытом между классами. Лучшие работы были собраны в общий банк как дидактический материал для изучения темы курса геометрии 10 класса «Симметрия в пространстве».

План выступлений участников проекта:

1. Группа под руководством Харитонова Олега на тему: «Движение» (см. электронное приложение 2, презентация «Движение»).

2. Группа под руководством Шугаевой Оксаны на тему: «Симметрия живой в природе» (см. электронное приложение 2, презентация «Симметрия в живой природе»).

3. Группа под руководством Кезиковой Юлии на тему: «Симметрия в природе» (см. электронное приложение 2, презентация «Симметрия в природе»).

4. Группа под руководством Носачёва Андрея на тему: «Симметрия в архитектуре» (см. электронное приложение 2, презентация «Симметрия в архитектуре»).

5. Группа под руководством Бородавко Андрея на тему: «Симметрия в живописи» (см. электронное приложение 2, презентация «Симметрия в живописи»).

6. Группа под руководством Нужнова Сергея на тему: «Правильные многогранники» (см. электронное приложение 2, презентация «Правильные многогранники»).

В 2011-2012 учебном году совместно с учащимися 11 «А» класса был разработан проект «Объёмы конуса и шара».

Проект «Объёмы конуса и шара».

Проблема: Стаканчик для мороженого конической формы имеет глубину 12 см и диаметр верхней части 5 см. На него сверху положили две ложки мороженого в виде полушарий диаметром 5 см. Переполнит ли мороженое стаканчик, если оно растает?

Цели проекта: 1. Дать понятие конуса и его объёма, вычислить объём стаканчика для мороженого.

2. Дать понятие шара и его объёма, вычислить объём мороженого.

3. Сделать вывод, ответить на вопрос задачи.

Темы самостоятельных исследований учащихся:

1. Конус.

2. Шар.

Этапы работы над проектом:1. Постановка проблемы в виде формулирования текстовой задачи, определение целей проекта на первом уроке.

2. Планирование работы: анализ задачи, разработка плана решения задачи, формирование творческих групп по интересам, распределение обязанностей в группе, определение источников информации так же на первом уроке.

3. Исследовательская работа: При подготовке к следующему уроку, самостоятельно учащиеся проводили сбор и уточнение информации, изучение специальной литературы, привлечение источников сети Интернет, обработку и анализ полученных знаний, оформление презентации.

4. На втором уроке ребята представляли свои презентации, делали доклады по теме своей творческой работы, отвечали на вопросы одноклассников и ответили на вопрос задачи, сравнив объёмы стаканчика и мороженого, которое положили в стаканчик, дали оценку работе каждого участника группы, дали оценку всей своей работе.

План выступлений участников проекта: 1. Группа под руководством Нужнова Сергея на тему: «Конус» (см. электронное приложение 3, презентация «Объёмы конуса и шара»).

2. Группа под руководством Братякина Дмитрия на тему: «Шар» (см. электронное приложение 3, презентация «Объёмы конуса и шара»).

Во время работы над проектом обязанности между участниками творческой группы распределялись следующим образом:

Руководитель группы: несёт ответственность за весь ход внутригрупповой работы, осуществляет структурирование рабочего процесса, всегда готов взять инициативу на себя, отвечает за результат работы группы.

Хронометрист: следит за соблюдением времени, контролирует рациональность использования времени.

Секретарь: ведёт необходимые записи, оформляет результаты работы группы.

Генератор идей: высказывает идеи (любого рода, даже если они фантастические), предлагает различные способы решения проблем.

Критик: подвергает сомнению решения группы, находит препятствие на пути к цели.

Заключение.

Анализируя этапы подготовки и проведения уроков, их итоги, можно сделать выводы:

1. Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.

2. В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность формирования у учащихся:

- новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмысливанию знаний широкого круга;

- новых личностных качеств.

3. Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовывать мини-проекты достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока). Также этот метод применяется для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов. Тогда используются достаточно крупные проекты (макропроекты) и достаточно серьёзную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность во внеурочное время.

4. Организация и проведение долгосрочных проектов требует планирования. Такие проекты не могут проводиться слишком часто, превращаясь в нечто повседневное, - они должны являть собой праздник знаний, определённые вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является математика.







Литература.

1. Формирование проектных умений школьников: практические занятия / авт.-сост. С. Г. Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2009.

2. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. - сост. М. В. Величко. - 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.

3. Е. Антонова. Метод проектов в обучении математике//Математика, 2008, № 13, с. 9-21.

4. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе, 2003, №6, с. 24-29.

5. Чечель И Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы, 1998, №4, с. 3-10.






© 2010-2022