- Преподавателю
- Математика
- Кружок Не скучная математика 5 кл
Кружок Не скучная математика 5 кл
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Брынза Р.Н. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
3.10 Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности
ПРОГРАММА
математического кружка «Нескучная математика»
для учащихся 5 кл.
Пояснительная записка
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
-
Актуальность программы
В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.
Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников.
«Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний». ( Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении».)
Курс представляет собой занятия, направленные на формирование у учащихся стремления творчески мыслить. Организация творческой работы позволяет даже слабому ученику, который плохо решает типовые задачи, включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
2. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: учащиеся 5 класса
3. Особенности набора детей: свободный.
Цель программы - способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию знаний и умений в процессе занятий математического кружка.
Образовательные задачи:
-
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
-
привитие интереса учащимся к математике;
-
активизировать познавательную деятельность;
-
показать универсальность математики и её место среди других наук.
Воспитательные задачи:
-
воспитание культуры личности;
-
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
-
воспитание понимания значимости математики для научно - технического прогресса;
-
воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.
Развивающие задачи:
-
развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.
Формы и режим занятий
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
-
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
-
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
-
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
-
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-
решение занимательных задач;
-
оформление математических газет;
-
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-
самостоятельная работа;
-
работа в парах, в группах;
-
творческие работы.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
-
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
-
занятия - конкурсы на повторение практических умений,
-
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
-
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
-
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Календарно-тематическое планирование
кружка « Нескучная математика» 5 кл
Номер урока
Содержание учебного материала
Количество часов
Календарные
сроки
по плану
фактически
1
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?
1
2
О математике с улыбкой. Веселая викторина. Высказывания великих людей о математике.
1
3
Из истории чисел: арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
1
4
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.
1
5
Иероглифическая система древних египтян
1
6
Пифагор и его школа.
1
7
Бесконечный ряд загадок.
1
8
Архимед.
1
9
Упражнения на быстрый счет.
1
10
Четные и нечетные числа.
1
11
Задачи-шутки, задачи-загадки.
1
12
Задачи, решаемые с конца.
1
13
Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи.
1
14
Знакомство с занимательной математической литературой.
1
15
Старинные меры длины.
1
16
Игра «Веришь или нет».
1
17
Задачи на взвешивания.
1
18
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.
1
19
Логические задачи.
1
20
Математические фокусы.
1
21
Открытие нуля. Загадки-смекалки.
1
22
Задачи на разрезания и складывание фигур.
1
23
Денежные знаки.
1
24
Игра «Цифры в буквах».
1
25
Задачи с многовариантными решениями.
1
26
Решение занимательных задач в стихах.
1
27
История календаря.
1
28
Интеллектуальный марафон.
1
29
Старинные математические истории.
1
30
Математические ребусы.
1
31
Выпуск математической газеты.
1
32
Математические софизмы
1
33
Лабиринты, кроссворды.
1
34
Числа и вычисления.
1
35
Числа - карлики и числа - великаны.
1
36
Совершенные числа. Дружественные числа. Числа-близнецы.
1
37
Нестандартные задачи, подход к их решению. Теория графов.
1
38
Уникурсальные кривые (фигуры).
1
39
Принцип Дирихле. Проблема четырех красок.
1
40
Логические задачи и методы их решения: использование графов, табличный метод, диаграммы Эйлера - Венна.
1
41
Игра «Работа над ошибками»
1
42
Математические горки
1
43
Игра «У кого какая цифра»
1
44
Геометрические головоломки.
1
45
Игра "Попробуй сосчитать".
1
46
Логические задачи, способ их решения с помощью графов.
1
47
Поэтическая страничка. Стихи о числах.
1
48
Задача-сказка "Бездельник и черт".
1
49
Игра "Найди закономерность".
1
50
Феномены: "живые компьютеры".
1
51
Китайская головоломка "Танграм".
1
52
Математический фокус "Угадай размер обуви и одежды".
1
53
Логическая игра "Бусины"
1
54
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
1
55
Практикум «Подумай и реши».
1
56
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
1
57
Весенний тур олимпиады для участников кружка.
1
58
Анкетирование участников кружка.
1
59
Выпуск математической газеты.
1
60
Интеллектуальный марафон.
1
Список учебно-методической литературы.
-
Я.И.Перельман. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. - М.: издательство Русанова, 1994. - 205 с.
-
З. Н .Альхова, А.В.Макеева. Внеклассная работа по математике. - Саратов: ОАО "Издательство "Лицей", 2002. - 285 с.
-
О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка, 5-6 классы. - М.: издательство НЦ ЭНАС, 2005. - 207 с.
-
Л.М.Фридман. Как научиться решать задачи. Книга для учащихся. - М: Просвещение, 2005.
-
В.А.Гусев, А.П.Комбаров. Математическая разминка. Книга для учащихся 5-7 классов. - М., Просвещение, 2005. - 254 с.
-
В.В.Мадер. Математический детектив. Книга для учащихся. - М., Просвещение, 1992.
-
Электронное пособие. Внеклассная работа в школе. Математические загадки. - Издательство "Учитель".
-
Журнал "Математика в школе". Делимость целых чисел. - №4, 2009, стр.36-41, №5, 2009, стр. 21-28.
-
М.И.Зайкин. Математический тренинг. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. - 173 с.
-
А.В.Фарков. Математические олимпиады. Учебно-методический комплект ко всем программам по математике за 5-6-е классы. - М.: Издательство "ЭКЗАМЕН", 2006. - 190 с.
-
Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. - М.: МИРОС, 1995. - 124 с.
-
Е.В.Галкин. Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера. Книга для учащихся 5-11 кл. - М.: Просвещение, 1996. - 158 с.