Кружок Не скучная математика 5 кл

    Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий. Цель программы – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию знаний и умений в процессе занятий математического кружка. Образовательные задачи: ·           углубление и расширение знаний учащ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3.10 Организация кружков, секций общекультурной, общеинтеллектуальной, социально-нравственной направленности

ПРОГРАММА

математического кружка «Нескучная математика»

для учащихся 5 кл.

Пояснительная записка

Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

  1. Актуальность программы

В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.

Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников.

«Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний». ( Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении».)

Курс представляет собой занятия, направленные на формирование у учащихся стремления творчески мыслить. Организация творческой работы позволяет даже слабому ученику, который плохо решает типовые задачи, включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

2. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: учащиеся 5 класса

3. Особенности набора детей: свободный.

Цель программы - способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию знаний и умений в процессе занятий математического кружка.

Образовательные задачи:

  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;

  • привитие интереса учащимся к математике;

  • активизировать познавательную деятельность;

  • показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

  • воспитание культуры личности;

  • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

  • воспитание понимания значимости математики для научно - технического прогресса;

  • воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

  • развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Формы и режим занятий

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия - конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Календарно-тематическое планирование

кружка « Нескучная математика» 5 кл


Номер урока

Содержание учебного материала

Количество часов

Календарные
сроки

по плану

фактически




1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

1



2

О математике с улыбкой. Веселая викторина. Высказывания великих людей о математике.

1



3

Из истории чисел: арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.

1



4

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.

1



5

Иероглифическая система древних египтян

1



6

Пифагор и его школа.

1



7

Бесконечный ряд загадок.

1



8

Архимед.

1



9

Упражнения на быстрый счет.

1



10

Четные и нечетные числа.

1



11

Задачи-шутки, задачи-загадки.

1



12

Задачи, решаемые с конца.

1



13

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи.

1



14

Знакомство с занимательной математической литературой.

1



15

Старинные меры длины.

1



16

Игра «Веришь или нет».

1



17

Задачи на взвешивания.

1



18

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

1



19

Логические задачи.

1



20

Математические фокусы.

1



21

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

1



22

Задачи на разрезания и складывание фигур.

1



23

Денежные знаки.

1



24

Игра «Цифры в буквах».

1



25

Задачи с многовариантными решениями.

1



26

Решение занимательных задач в стихах.

1



27

История календаря.

1



28

Интеллектуальный марафон.

1



29

Старинные математические истории.

1



30

Математические ребусы.

1



31

Выпуск математической газеты.

1



32

Математические софизмы

1



33

Лабиринты, кроссворды.

1



34

Числа и вычисления.

1



35

Числа - карлики и числа - великаны.

1



36

Совершенные числа. Дружественные числа. Числа-близнецы.

1



37

Нестандартные задачи, подход к их решению. Теория графов.

1



38

Уникурсальные кривые (фигуры).

1



39

Принцип Дирихле. Проблема четырех красок.

1



40

Логические задачи и методы их решения: использование графов, табличный метод, диаграммы Эйлера - Венна.

1



41

Игра «Работа над ошибками»

1



42

Математические горки

1



43

Игра «У кого какая цифра»

1



44

Геометрические головоломки.

1



45

Игра "Попробуй сосчитать".

1



46

Логические задачи, способ их решения с помощью графов.

1



47

Поэтическая страничка. Стихи о числах.

1



48

Задача-сказка "Бездельник и черт".

1



49

Игра "Найди закономерность".

1



50

Феномены: "живые компьютеры".

1



51

Китайская головоломка "Танграм".

1



52

Математический фокус "Угадай размер обуви и одежды".

1



53

Логическая игра "Бусины"

1



54

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1



55

Практикум «Подумай и реши».

1



56

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1



57

Весенний тур олимпиады для участников кружка.

1



58

Анкетирование участников кружка.

1



59

Выпуск математической газеты.

1



60

Интеллектуальный марафон.

1




Список учебно-методической литературы.


  1. Я.И.Перельман. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. - М.: издательство Русанова, 1994. - 205 с.

  2. З. Н .Альхова, А.В.Макеева. Внеклассная работа по математике. - Саратов: ОАО "Издательство "Лицей", 2002. - 285 с.

  3. О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка, 5-6 классы. - М.: издательство НЦ ЭНАС, 2005. - 207 с.

  4. Л.М.Фридман. Как научиться решать задачи. Книга для учащихся. - М: Просвещение, 2005.

  5. В.А.Гусев, А.П.Комбаров. Математическая разминка. Книга для учащихся 5-7 классов. - М., Просвещение, 2005. - 254 с.

  6. В.В.Мадер. Математический детектив. Книга для учащихся. - М., Просвещение, 1992.

  7. Электронное пособие. Внеклассная работа в школе. Математические загадки. - Издательство "Учитель".

  8. Журнал "Математика в школе". Делимость целых чисел. - №4, 2009, стр.36-41, №5, 2009, стр. 21-28.

  9. М.И.Зайкин. Математический тренинг. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. - 173 с.

  10. А.В.Фарков. Математические олимпиады. Учебно-методический комплект ко всем программам по математике за 5-6-е классы. - М.: Издательство "ЭКЗАМЕН", 2006. - 190 с.

  11. Е.Г.Козлова. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. - М.: МИРОС, 1995. - 124 с.

  12. Е.В.Галкин. Нестандартные задачи по математике: задачи логического характера. Книга для учащихся 5-11 кл. - М.: Просвещение, 1996. - 158 с.

© 2010-2022