«ИКТ-компетентность учителя-предметника. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ИКТ-компетентность учителя-предметника. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность»

В докладе представлен опыт использования информационно-коммуникационных технологий учителями специальных (коррекционных) классов VIII вида в условиях общеобразовательной школы по адаптированной программе.

В соответствии с задачами модернизации российского образования новые информационные технологии стали перспективным средством сопровождения ребенка с проблемами в развитии для обеспечения его полноценной социализаци

Необходимость использования ИКТ на уроках в начальных специализированных коррекционных классах школы VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.

Одним из таких путей в реализации цели является использование мультимедийного сопровождения (ММС).

Применение компьютерных технологий в процессе обучения дает целый ряд преимуществ:

- повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

- повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;

- развитие наглядно-образного мышления;

- индивидуальный подход в обучении.

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ:

  • Для объявления темы урока

  • Как сопровождение объяснения учителя

  • Как информационно-обучающее пособие

  • Для контроля знаний

Использование информационных технологий на уроках в коррекционной школе относят к наглядным средствам обучения. В своей работе мы используем различные презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Эти презентации доступны учащимся и соответствуют учебно-воспитательным целям и содержанию обучения в коррекционных школах VIII вида. Составляются они с учетом возрастных особенностей школьников с ОВЗ, четкие по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, с крупным шрифтом, эстетически оформлены, но не перенасыщены цветовой гаммой. Также важно учитывать, что на страницу слайда надо размещать один объект или минимальное их количество, чтобы материал не был перенасыщен информацией, для иллюстраций подбираются натуральные образцы с ярко выраженными характерными признаками.

Презентации мы используем в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа, при обобщении и закреплении материала. Демонстрация мультимедийного пособия сочетается с работой по тексту, с выполнением упражнений в тетрадях. Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется педагогом, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями детей. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет осуществить на наших уроках индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint,осуществляем демонстрацию примеров, задач, геометрического материала, а также закрепляем умения и навыки устного счета. При решении примеров и задач, показ на экране правильного ответа способствует развитию самоконтроля.

На уроках по развитию связной устной речи по каждой теме находим соответствующий материал в Интернете, рассматриваем картинки, смотрим видеосюжеты.

На уроках чтения показываем слайды к изучаемому произведению, знакомимся с авторами.

На уроках письма во время проведения орфографической минутки, используем презентации, тренажеры со словарными словами, зрительные словарные диктанты.

Для повышения умственной работоспособности, для предупреждения наступления утомления и снятия мышечного напряжения в презентации включаем музыкальные физминутки, упражнения для глаз, пальчиковую гимнастику.

Применение мультимедийных программ позволяет нам использовать нестандартные формы уроков (урок - путешествие, урок - сказка, интегрированные уроки и т. д.).

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в специальных (коррекционных) классах VIII вида в условиях общеобразовательной школы по адаптированной программе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

•проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

В заключение хочу сделать такой вывод:

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным, интересным, нестандартным.

Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь - это НЕОБХОДИМОСТЬ.

Мы пришли к выводу, что необходимость использования ИКТ на уроках в специальных (коррекционных) классах VIII вида неоспорима.

Список литературы:

1.Уваров, А. Ю. Распространение инновационных учебно-методических материалов / А. Ю. Уваров, Г. М. Водопьян. - М.: Унив. кн., 2008. - 176с.

2. Информационно - коммуникационные технологии в работе учителя: научно- методическое пособие / Е.И.Блинова, Р.Я.Симонян, Е.В.Мезенцева- Челябинск - Верхний Уфалей: Издательство образовательного центра «Симарс», 2007.


© 2010-2022