- Преподавателю
- Математика
- Урок по математике по теме: Сложение десятичных дробей (5 класс)
Урок по математике по теме: Сложение десятичных дробей (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Машира М.С. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Сложение десятичных чисел
Учитель: Машира М.С.
Цель: К концу урока математики в 5 классе на тему «Сложение десятичных дробей» ученики смогут самостоятельно сформулировать правило сложения десятичных дробей и будут уметь выполнять сложение десятичных дробей.
Задачи урока:
образовательная: формирование знаний об алгоритме сложения десятичных дробей;
развивающая:
- развитие алгоритмического мышления, познавательного интереса;
-формирование вычислительных навыков и математической речи;
-умение анализировать и сравнивать, проводить аналогию;
- умение выдвигать гипотезу и проводить логические рассуждения;
воспитательная:
- воспитание уважения друг к другу, взаимопонимания;
- воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах,
- умение планировать и оценивать деятельность, развивать навыки самооценки.
Тип: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Планируемый результат:
- учащиеся научаться складывать десятичные дроби, рассуждать и делать выводы;
- слушать собеседника и вести диалог, работать в группе;
- излагать и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать себя и товарищей.
Ход урока
-
Организационный момент.
Начинаем урок. Записываем число, оставляем место для темы урока.
Послушайте притчу:
Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит. Первый ученик ответил:
- Учитель! Я вижу дерево и мишень на нем. Другой ученик произнес:
- Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе...
Третий сказал:
- Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень.
Остальные отвечали примерно то же самое. Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
- А ты что видишь, Арджуна?
- Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, - последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал:
Вот как вы думаете, ребята, что он мог сказать? И почему Арджуне ничего не видел кроме центра мишени? Какие ваши мысли? Какая идея возникла?
Ответы детей. ….(Спасибо.Интересная идея)
Ну, тогда послушайте…
- Знайте: только такой человек может стать Попадающим В Цель.
Действительно, только тот попадает в цель, кто настраивает себя на собранность и организованность в своих действиях.
И вот я надеюсь, что мы на уроке достигнем своей цели.
Ведь главное на уроке собранность.
Мотивация: У каждого из вас на столе лежит «Лист контроля», в самом начале есть место для отметки. Выберите отметку, какую хотели бы получить сегодня за урок и поставьте её. После изучения новой темы, мы проверим её усвоение, теперь уже я поставлю вам отметку. Проверим, совпала ли ваша отметка с моей. А чтобы результат был не хуже вы должны на уроке быть внимательными, стараться усвоить новый материал.
-
Актуализация знаний.
Посмотрите на доску. Что вы видите?
Примеры (на доске):
231+19= ; 120+81= ;
;
; 0,2+0,9=
-
Еще кто-то хочет сказать? Кто-то хочет дополнить?
-
Какие числа встретились в примерах? (натуральные числа, обыкновенные дроби, смешанные числа, десятичные дроби)
-
Из чего состоит обыкновенная дробь?
-
Что такое смешанное число?
-
Какая дробь называется десятичной?
-
Какое задание вы можете придумать к данным выражениям?
Послушайте внимательно задание: вычислите значение данных выражений, полученные результаты переведите в десятичные дроби и расположите в порядке возрастания. Выражения не записывайте, только значения выражения и расположите в порядке возрастания.
Ученики решают.
Пожалуйста, кто нашел значения выражения и расположил их в порядке возрастания, запишите свой ответ на доске. (2 ученика)
Ответ: 0,23; 0,9; 7,590; 10,6; 201; 250.
Ребята, поднимите руки у кого такие ответы.
Какие правила вы применяли, что бы получить такие результаты?
(Правила сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, правило сложения смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.) Расскажите их.
Проверить с правилами на доске.
-
Сложение многозначных чисел: подписывать надо одно число под другим, так чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями… -ТАКчтобы соответствующие разряды были друг под другом
-
Сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями: при сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
-
Сложения смешанных чисел с одинаковыми знаменателями:
-
отдельно выполнить сложение целых частей и отдельно дробных частей;
-
записать сумму в виде смешанного числа.
-
Изучение нового материала.
Ребята, а такие примеры вы умеете решать? (Нет)
;
0,2+0,9=
А кто-нибудь придумал способ, что бы решать такие примеры?Вот ваше заданиесейчас будет такое: работая в группах по 4 человека, выполнить вычисления примеров указанных на карточках, проведя некоторую аналогию с актуализированным материалом.
Я вам даю большие карточки, вы должны найти значения, сформулировав способ сложения этих чисел. Какие это числа?
Ученики работают в группах.
Какая группа готова? Выберите ученика, который будет объяснять ваше решение.
Еще одно задание: попробуйте сформулировать тему и цель урока. Для формулирования цели используйте опорные слова. Напишите на карточках тему и цель урока.
Готовы?
Один ученик отвечает, другие дополняют его.
Другие ответы есть? Дополнение?
Работая в группах, вы смогли достигнуть цель?
А теперь мы посмотрим на то правило, которое сформулировано в учебнике:
Чтобы сложить десятичные дроби, надо:
-
записать слагаемое друг под другом так, чтобы цифры одинаковых разрядов были в одном столбике (запятая оказалась под запятой);
-
сложить числа поразрядно;
-
поставить в полученную сумму запятую под запятыми в слагаемых.
Правильно ли вы сделали вывод? Правильно ли сформулировали правило?
Запишите тему урока «Сложение десятичных чисел».
-
Первичное закрепление материала.
Выполните сложение десятичных дробей столбиком в тетрадях - № 952. 3 ученика работают на доске. Ученики выполняют проверку.
-
0,07+13,23=13,30
9,02+4,28=13,30
18,36+7,14=25,50
-
85,07+3,03=88,10
25,6+0,41=26,01
56+0,37=56,37
-
6,3+2,5+0,7=9,5
9,2+3,3+1,6=14,1
0,1+9,9+1,5=11,5
-
Выполнение самостоятельной работы в «Листах контроля»
После выполнения заданий в листах контроля дети меняются тетрадями и сверяют правильность выполнения с ответами на слайде.Учащиеся во время проверки рядом с каждым заданием ставим знак "+" или "-". Самостоятельно оценивают работы соседа по парте. Критерии оценки: "5" - 5 заданий; "4" - 4 заданий; "3" - 3 задания.
-
Итог урока. Достигнута ли цель урока? Чему научились?
-
Домашнее задание.
Дети открывают дневники и записывают домашнее задание. п. 5,4; № 954 - примеры на сложение десятичных дробей.
-
Рефлексия
В конце урока ученики заполняют небольшую анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. По желанию учащихся могут письменно аргументировать свой ответ.
1
На уроке я работал
активно / пассивно
2
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3
Урок для меня показался
коротким / длинным
4
За урок я
не устал / устал
5
Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6
Материал урока мне был
интересен / скучен
7
Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
Слова благодарности детям за урок.
Вопросы для опроса ученика______________________________________________
-
Что тебе больше всего понравилось на уроке?
-
Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать раньше?
-
Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна?
-
Если этот же урок будет проводиться в другом классе, что бы ты в нем изменил?
ЛИСТ КОНТРОЛЯ
ФИ ученика______________________________________________________
Желаемая оценка за урок ________
-
№
Вид деятельности
Оценка
повторение пройденного материала
1
Знаю определение натурального числа (да «+», нет «-»)
Обыкновенной дроби
Смешанного числа
Десятичной дроби
2
Решил правильно - 6 примеров - оценка «5»
4-5 примеров - «4»
2-3 примеров - «3»
3.
Расположил ответы в порядке возрастания
Верно «+», с ошибкой «-»
4
Знаю правила (да «+», нет «-»)
-
Правило сложения многозначных натуральных чисел
-
Правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями,
-
Правило сложения смешанных чисел с одинаковыми знаменателями.
Изучение новой темы
Работа в группах: (да «+», нет «-»)
-
Формулирую тему урока
-
Составляю цель урока
-
Предлагаю способ решения примеров
-
Защищаю работу группы
-
Делаю дополнения к ответам одноклассников
Закрепление
Выполнение №952
Решил верно 9-10 примеров - «5»
7-8 примеров - «4»
5-6 примеров - «3»
-
Самостоятельная работа.
1 вариант 2 вариант
( ответы записывай напротив примеров своего варианта)
1. 0,3+0,6= 1. 0,2+0,7=
2.0,81+0,09= 2. 0,68+0,52=
3. 2,821+3,009= 3. 6, 125+3, 775=
4. 5,01+25,20 4. 8,05+1,30=
5. 108,002+2,018= 5. 209, 001+12,25=
РЕФЛЕКСИЯ
1
На уроке я работал
активно / пассивно
2
Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3
Урок для меня показался
коротким / длинным
4
За урок я
не устал / устал
5
Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6
Материал урока мне был
интересен / скучен
7
Домашнее задание мне кажется
легким / трудным