Методы решения логарифмических уравнений

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Алгебра 11 класс



Тема: « Методы решения логарифмических уравнений »









Цели урока:

  • образовательная: формирование знаний о разных способах решения логарифмических уравнений, умений применять их в каждой конкретной ситуации и выбирать для решения любой способ;

  • развивающая: развитие умений наблюдать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, выявлять закономерности, обобщать; формирование навыков взаимоконтроля и самоконтроля;

  • воспитательная: воспитание ответственного отношения к учебному труду, внимательного восприятия материала на уроке, аккуратности ведения записей.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

«Изобретение логарифмов, сократив работу астронома, продлило ему жизнь».
Французский математик и астроном П.С. Лаплас

Ход урока

I. Постановка цели урока

Изученные определение логарифма, свойства логарифмов и логарифмической функции позволят нам решать логарифмические уравнения. Все логарифмические уравнения, какой бы сложности они не были, решаются по единым алгоритмам. Эти алгоритмы рассмотрим сегодня на уроке. Их немного. Если их освоить, то любое уравнение с логарифмами будет посильно каждому из вас.

Запишите в тетради тему урока: «Методы решения логарифмических уравнений». Приглашаю всех к сотрудничеству.

II. Актуализация опорных знаний

Подготовимся к изучению темы урока. Каждое задание вы решаете и записываете ответ, условие можно не писать. Работайте в парах.

1) При каких значениях х имеет смысл функция:

а) Методы решения логарифмических уравнений

б)Методы решения логарифмических уравнений

в) Методы решения логарифмических уравнений

д) Методы решения логарифмических уравнений

(По каждому слайду сверяются ответы и разбираются ошибки)

2) Совпадают ли графики функций?

а) y = x и Методы решения логарифмических уравнений

б) Методы решения логарифмических уравнений и Методы решения логарифмических уравнений

3) Перепишите равенства в виде логарифмических равенств:

Методы решения логарифмических уравнений

4) Запишите числа в виде логарифмов с основанием 2:

4 =

- 2 =

0,5 =

1 =

5) Вычислите: Методы решения логарифмических уравнений

6) Попытайтесь восстановить или дополнить недостающие элементы в данных равенствах.

Методы решения логарифмических уравнений

III. Ознакомление с новым материалом

Демонстрируется на экране высказывание:

«Уравнение - это золотой ключ, открывающий все математические сезамы».
Современный польский математик С. Коваль

Попробуйте сформулировать определение логарифмического уравнения. (Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма).

Рассмотрим простейшее логарифмическое уравнение: logа x = b (где а>0, a ≠ 1 ). Так как логарифмическая функция возрастает (или убывает) на множестве положительных чисел и принимает все действительные значения, то по теореме о корне следует, что для любого b данное уравнение имеет, и притом только одно, решение, причем положительное.

Вспомните определение логарифма. (Логарифм числа х по основанию а - это показатель степени, в которую надо возвести основание а, чтобы получить число х). Из определения логарифма сразу следует, что ав является таким решением.

Запишите заголовок: Методы решения логарифмических уравнений

1. По определению логарифма.

Так решаются простейшие уравнения вида Методы решения логарифмических уравнений.

Методы решения логарифмических уравнений

Рассмотрим № 514(а): Решить уравнение Методы решения логарифмических уравнений

Как вы предлагаете его решать? (По определению логарифма)

Решение. Методы решения логарифмических уравнений, Отсюда 2х - 4 = 4; х = 4.

Ответ: 4.

В этом задании 2х - 4 > 0, так как Методы решения логарифмических уравнений> 0, поэтому посторонних корней появиться не может, и проверку нет необходимости делать. Условие 2х - 4 > 0 в этом задании выписывать не надо.

2. Потенцирование (переход от логарифма данного выражения к самому этому выражению).

Рассмотрим №519(г): log5(x2+8)-log5(x+1)=3log5 2

Какую особенность вы заметили? (Основания одинаковы и логарифмы двух выражений равны). Что можно сделать? (Потенцировать).

При этом надо учитывать, что любое решение содержится среди всех х, для которых логарифмируемые выражение положительны.

Решение: ОДЗ:

Методы решения логарифмических уравнений

X2+8>0 лишнее неравенство

log5(x2+8) =log5 23+ log5(x+1)

log5(x2+8)= log5 (8 x+8)

Потенцируем исходное уравнение

x2+8= 8 x+8

получим уравнение x2+8= 8x+8

Решаем его: x2-8x=0

х=0, х=8

Методы решения логарифмических уравнений

Ответ: 0; 8

В общем виде переходом к равносильной системе:

Уравнение Методы решения логарифмических уравненийМетоды решения логарифмических уравнений

(Система содержит избыточное условие - одно из неравенств можно не рассматривать).

Вопрос классу: Какое из этих трех решений вам больше всего понравилось? (Обсуждение способов).

Вы имеете право решать любым способом.

3. Введение новой переменной.

Рассмотрим № 520(г). Методы решения логарифмических уравнений.

Что вы заметили? (Это квадратное уравнение относительно log3x) Ваши предложения? (Ввести новую переменную)

Решение. ОДЗ: х > 0.

Пусть Методы решения логарифмических уравнений, тогда уравнение примет вид:Методы решения логарифмических уравнений. Дискриминант D > 0. Корни по теореме Виета:Методы решения логарифмических уравнений.

Вернемся к замене: Методы решения логарифмических уравненийили Методы решения логарифмических уравнений.

Решив простейшие логарифмические уравнения, получим:

Методы решения логарифмических уравнений; Методы решения логарифмических уравнений.

Ответ: 27; Методы решения логарифмических уравнений

4. Логарифмирование обеих частей уравнения.

Решить уравнение:Методы решения логарифмических уравнений.

Решение: ОДЗ: х>0, прологарифмируем обе части уравнения по основанию 10:

Методы решения логарифмических уравнений. Применим свойство логарифма степени:

(lgx + 3) lgx =Методы решения логарифмических уравнений

(lgx + 3) lgx = 4

Пусть lgx = y, тогда (у + 3)у = 4

Методы решения логарифмических уравнений, (D > 0) корни по теореме Виета: у1 = -4 и у2 = 1.

Вернемся к замене, получим: lgx = -4,Методы решения логарифмических уравнений; lgx = 1, Методы решения логарифмических уравнений.

Ответ: 0,0001; 10.

5. Приведение к одному основанию.

№ 523(в). Решите уравнение: Методы решения логарифмических уравнений

Решение: ОДЗ: х>0. Перейдем к основанию 3.

Методы решения логарифмических уравнений или Методы решения логарифмических уравнений;Методы решения логарифмических уравнений.

Ответ: 9.

6. Функционально-графический метод.

№ 509(г). Решить графически уравнение: Методы решения логарифмических уравнений= 3 - x.

Как вы предлагаете решать? (Строить по точкам графики двух функций у = log2x и y = 3 - x и искать абсциссу точек пересечения графиков).

Посмотрите ваше решение на слайде.

Методы решения логарифмических уравнений

Есть способ, позволяющий не строить графики. Он заключается в следующем: если одна из функций у = f(x)возрастает, а другая y = g(x) убывает на промежутке Х, то уравнение f(x)= g(x) имеет не более одного корня на промежутке Х.

Если корень имеется, то его можно угадать.

В нашем случае функция Методы решения логарифмических уравненийвозрастает при х>0, а функция y = 3 - x убывает при всех значениях х, в том числе и при х>0, значит, уравнение Методы решения логарифмических уравненийимеет не более одного корня. Заметим, что при х = 2 уравнение обращается в верное равенство, так как Методы решения логарифмических уравнений.

Ответ: 2

«Правильному применению методов можно научиться,
только применяя их на различных примерах».
Датский историк математики Г. Г. Цейтен

IV. Домашнее задание

П. 39 рассмотреть пример 3, решить № 514(б), № 529(б), №520(б), №523(б)

V. Подведение итогов урока

Какие методы решения логарифмических уравнений мы рассмотрели на уроке?

На следующих уроках рассмотрим более сложные уравнения. Для их решения пригодятся изученные методы.

Демонстрируется последний слайд:

«Что есть больше всего на свете?
Пространство.
Что мудрее всего?
Время.
Что приятнее всего?
Достичь желаемого».
Фалес

Желаю всем достичь желаемого. Благодарю за сотрудничество и понимание.



© 2010-2022