- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока геометрии «Треугольники»
Конспект урока геометрии «Треугольники»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Яндутова Л.А. |
Дата | 30.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Треугольники»
Конспект урока по математике в 9 классе
Яндутова Людмила Анатольевна
учитель математики
первой категории
МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Калмантай
Вольского района Саратовской области»
Аннотация к уроку: «Математика-9» по учебнику Н.Я. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. учебник «Геометрия 7-9» для общеобразовательных учреждений; урок на тему: «Треугольник» На уроке повторяется одна из важных тем геометрии -треугольник . Формы урока построены на деятельной основе, для которых не требуется предварительная подготовка учащихся. Использование самостоятельной, практической работы на уроке создаёт условия для мыслительной активности, для возможности проявления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха. Данный урок выступает в форме решения поставленной задачи, даёт школьнику моральное и умственное удовлетворение. Его можно использовать и при подготовке к ГИА.
Цели урока:
1.Направить деятельность учеников на исследование закономерностей между данными задачи; отработать умение делать логические выводы из полученных результатов;
2. Формировать умение наблюдать, подмечать закономерности, обобщать, проводить рассуждения по аналогии.
3. Воспитывать сознательное отношение к учёбе, способность к самовыражению.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(На доске записана тема урока, нарисован рисунок и записано условие задачи).
II. Актуализация знаний учащихся.
- Мы закончили изучение планиметрии - раздела геометрии, в котором изучаются фигуры на плоскости; скоро нужно будет сдавать экзамен за 9-ый класс, поэтому повторим одну из важнейших тем геометрии - «Треугольники».
Закончите предложение.
1. Фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки называется… (треугольником)
2. Треугольники бывают … (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные, равнобедренные)
3. Треугольники называются равными …
4.Существуют следующие признаки равенства треугольников: … (по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам; по трём сторонам)
III. Решение задач
Дано: треугольник АВС; АВ=7, ВС=8, АС=3; ВD - биссектриса; ВDА=ВDK MCǁDK.
Прочитайте условие задачи. Что нам дано? Что называется биссектрисой?
7
7 K
1,4 1
DDDDghb1,4 1,6
A D C
1,6
M
1. Докажите, что ∆ВDА= ∆ВDК
- Каким признаком мы воспользуемся для доказательства равенства данных треугольников?
А) АВD= КВD, так как ВD - биссектриса по условию.
Б) по условию
В) ВD - общая сторона.
∆ВАD= ∆ВDК по стороне и двум прилежащим к ней углам.
Итак, мы доказали, что ∆ВАD= ∆ВDК, следовательно, соответствующие элементы этих треугольников равны, то есть АВ=ВК, АD=DК, ∠ ВАD=∠ВKD
2.Докажите, что ∆ВСМ ~ ∆ВАD.
1) что нужно использовать (знать), чтобы доказать, что треугольники подобны?
2) перечислите признаки подобия треугольников.
ABD = CBM, так как BD - биссектриса;
MCǁDK, следовательно, BDК = BMС.
Таким образом, ∆ВСМ ~ ∆ВАD, так как если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
Итак, ∆ВСМ ~ ∆ВАD, но так как ∆ВАD= ∆ВDК, то ∆ВDК= ∆ВМС.
3. Найдите отрезок МС.
1) Найти МС значит узнать его величину.
2) Как проведен отрезок МС? (MCǁDK)
3) Что используем для нахождения МС? (признаки подобия треугольников)
Имеем:
= =; ВК=7, ВС=8, DK=AD; МС - ?
Чтобы найти АD, вспомним свойство биссектрисы треугольника: биссектриса треугольника делит противолежащую сторону на отрезки, пропорциональные двум другим сторонам.
=, =;
7 8
А x D 8-x C
3
21 - 7x = 8x, 21 = 15х, х = 1,4.
АD = 1,4, DС = 1,6.
=
Используя признаки подобия треугольников и свойство биссектрисы треугольника, нашли, что МС = 1,6 .
4. Найдите, чему равно отношение площадей и
Площади подобных фигур относятся как квадраты их соответствующих линейных размеров.
5. Найдите площадь треугольника АВС.
Нам даны все стороны треугольника, следовательно площадь треугольника можно найти по формуле Герона: S = , p = ,
p = = 9, S = = 3
Итак,
6. Вспомним другие формулы для нахождения площади треугольника:
.
Используя найденные значения площади треугольника и условие задачи, можно найти высоту, проведенную к любой стороне из любого угла треугольника, а соответственно, и сам угол.
,
,
7. Найдите радиус окружности, описанной около треугольника DKC.
, S = ,
S = =
8. Найдите величину угла С
Вспомним теорему косинусов:
;
Рассмотрим треугольники АВС и DKC; в обоих треугольниках известны стороны, следовательно, можно найти . Имеем:
9. Найдите радиус окружности, вписанной в треугольник АВС.
Имеем:
10. Что можно сказать о треугольнике DCM?
Равнобедренный (DC=MC).
IV. Домашнее задание:
1. Найдите величину биссектрисы BD. Вспомнить теорему косинусов
2. Вспомнить теорему синусов.
V. Итог урока:
Итак, мы записали условие одной задачи, а на самом деле решили двенадцать задач, то есть повторили все, что знаем по теме «Треугольники».
Список использованной литературы
-
Атанясян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Поздняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7-9 класс, Москва «Просвещение» 2012
-
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. - М.:ВАКО, 2005