• Преподавателю
  • Математика
  • Методический материал на темуАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием интерактивных технологий

Методический материал на темуАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием интерактивных технологий

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Калужской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья

« Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида»






АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ





Учитель

высшей

квалификационной

категории

Афанасьева

Ирина Николаевна


2015

Уважаемые коллеги!!!

(Слайд 1)

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок.

(Слайд 2)

По образному выражению Николая Михайловича Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".

(Слайд 3)

По словам Василия Александровича Сухомлинского «...Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя - повышение в структуре мотивации учащихся удельного веса внутренней мотивации учения.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения.

Совсем недавно главными, а порой и единственными орудиями труда учителя были мел и доска. Педагог, кабинет которого был оснащен графопроектором, эпидиаскопом или каким - нибудь другим техническим средством, был счастлив, потому что имел возможность использовать на уроке дополнительный иллюстративный материал. Сегодняшний день диктует нам новые требования использования информационного потока. Многие кабинеты нашей школы оборудованы мультимедийными проекторами и интерактивными досками, которые позволяют использовать на уроке аудио-видео информацию, цифровые ресурсы.

Основная идея моего опыта - использование на уроках математики интерактивной доски.

Перечислю некоторые способы использования возможностей интерактивной доски учителем математики:

(Слайд 4 - 17)

* проведение мультимедийных презентаций

* делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений

* совместная работа над документами, таблицами или изображениями

* управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)

* использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на принтере и т.д.

* изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски

* изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок

* сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках

* сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради

* демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса

* демонстрация учебных видеороликов

* создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши

* создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке

* при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика.

Таким образом, по экрану интерактивной доски можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, а также гиперссылки к мультимедийным файлам, задают занятию бодрый темп: не нужно тратить время на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить пройденный материал. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Учитель всегда может вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты.

Остановлюсь на наиболее «популярных» для урока математики функциях интерактивной доски.

(Слайд 18)

  1. Встроенные шаблоны

При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.

(Слайд 19)

Так, например, при изучении темы « Как построить график функции Y = f(x) +t, если известен график функции Y = f(x)» достаточно построить только один шаблон параболы и гиперболы, чтобы потом отрабатывать движение функции в различных направлениях, подготовка этого задания облегчается наличием в коллекции доски готовых шаблонов координатных лучей, прямых, плоскостей.

За урок можно вызвать к доске большое количество учащихся, ведь время экономится за счет того, что не надо каждый раз строить новый график. Достаточно только его передвинуть.

На втором и последующем уроках можно провести по той же самой заготовке или самостоятельную работу, или диктант.

(Слайд 20)

Кроме этого в коллекции интерактивной доски имеются изображения математических инструментов, что позволяет демонстрировать работу с ними.

(Слайд 21)

Например, при введении понятий острого, тупого, прямого и развернутого углов, можно предложить ребятам выполнить такое задание: «Чем отличаются данные углы? Измерим их с помощью транспортира. Запишем значения, и вводим понятия прямого, острого, тупого и развернутого углов.»

(Слайд 22)

  1. Интерактивные фрагменты

Галерея доски содержит несколько интерактивных фрагментов.

1) Например, для изучения свойств линейной функции можно использовать следующее упражнение: изменяя коэффициенты m и c, учащиеся видят, как изменяется угол наклона графика, его расположение относительно координатных осей, делают

соответствующие выводы. Такое упражнение позволяет экономить массу времени, т.к. отпадает необходимость чертить большое количество графиков.

(Слайд 23)

2) Интерактивное приложение «Термометр». В большинстве случаев при введении понятия отрицательных чисел используем показания термометра, что может быть лучше чем наглядная демонстрация своего объяснения.

(Слайд 24 - 29)

Например температура утром равнялась 10Методический материал на темуАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием интерактивных технологийС к обеду она понизилась на 13Методический материал на темуАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием интерактивных технологийС, чему стала равна температура?

(Слайд 30)

  1. Поэтапная демонстрация информации

Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такие функции доски как «управление компьютером через интерактивный режим» и «затенение».

  1. Демонстрация презентаций Power Point, которые при помощи анимации позволяют подавать информацию «порциями» не отвлекаясь на управление презентацией с помощью мыши или клавиатуры ПК. При этом к демонстрации презентации можно перейти непосредственно из интерактивного режима и вернуться обратно.

(Слайд 31)

  1. Использование инструмента «шторка» позволяет организовать не только поэтапное изложение материала, но и самопроверку. Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель.

(Слайд 32)

  1. Графическая работа со слайдом

(Слайд 33)

Работа с интерактивной доской в графическом режиме дает массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов и др.

(Слайд 34)

  1. «Тащи - бросай»

Используя интерактивную доску, любой объект на экране доски может быть перемещен в другое положение на экране при помощи технологии, которая называется Drag and Drop (Тащи и бросай). Это позволяет тексту или картинам быть перемещенным куда-нибудь в другое положение. Таким образом, легко можно перемещать любые объекты на интерактивной доске в реальном времени. Использование этой технологии позволяет решать следующие задачи: устанавливать соответствие между объектами; маркировать какие-то объекты, выделять их; группировать объекты, сортировать их; а также просто перемещать объекты из одного положения на экране в другое положение.

(Слайд 35 -37)

«Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Такие упражнения позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся, делают урок более живым и интересным.

Функция «Тащи и бросай» является одной из самых важных, она позволяет быстро и эффективно использовать ресурсы компьютера.

(Слайд 38 -43)

Преимущества использования интерактивной доски на уроке
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.

Однако, применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала. К примеру, недопустимо использовать слишком мелкий шрифт и перегружать рабочее поле посторонними элементами. Правильным образом следует выбирать и цветовое оформление, т.е. шрифт должен максимально контрастировать с фоном, а количество ярких элементов на экране должно быть минимальным.

При непосредственной работе ученика с интерактивной доской преподаватель должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок случайно не повернулся лицом в сторону проектора, т.к. его чрезмерно яркий свет повреждает сетчатку глаза.

Также, при введении интерактивных досок в образовательный процесс, необходимо откорректировать учебные планы, причем не только в рамках одного предмета, но и всей сетки уроков по школе. Расписание занятий должно быть выстроено так, чтобы уроки с использованием интерактивных досок перемежались с общеразвивающими, такими, как трудовое воспитание, физкультура, и т.п.

В целом, применение интерактивных досок в школе совершенно оправдано, т.к. они улучшают восприятие учебного материала, позволяют наладить тесный контакт учителя и класса, а также способствует прочному закреплению полученных знаний.

Учитель, как творческая личность, не только использует в своей деятельности ресурсы различных авторов и разработчиков, но активно включается в процесс разработки и создания собственных материалов. Интерактивные доски предоставляют широкие возможности для учителя в этом направлении. Они позволяют педагогу создавать собственные модифицируемые комплексы электронных учебных материалов (КЭУМ). Такой комплекс является «хранилищем» ресурсов, представленных как в виде интерактивных страниц, так и в качестве вложений (файлы других форматов, ссылки). Это облегчает процесс проектирования уроков по теме, сохраняя для учителя возможность создания своего варианта ее изучения. Таким образом, с получением новой техники - интерактивной доски - у учителя появилось мощное средство для облегчения процесса проектирования урока.

(Слайд 44)

Спасибо за внимание!!!



Список литературы

1. pedsovet.org/mtree/ Информационные технологии в преподавании математики

2. Бешенков, С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии [текст] // Информатика и образование., 2000., №7.- (с.7-9.)

3. matica.nm.ru/methodical4.html/[электронный [ресурс] Информационные технологии в образовании

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация Smart Notebook File.







© 2010-2022