Из опыта работы. Использование ИКТ на уроках математики в классах с малой наполняемостью

      Повышение качества математического образования обусловлено новыми социально-экономическими условиями и, как следствие, изменившимися требованиями к результатам обучения школьников.  Для того, чтобы соответствовать требованиям современного  информационного общества, школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и владеют одной из ключевых компетенций – умением применять информационно-коммуникационные технологии. .        Даже в...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ на уроках математики в классах с малой наполняемостью.

Романова Наталья Ивановна

учитель математики

МОУ Копанищенская СОШ



«Мало иметь хороший ум,

главное хорошо его применять»

Рене Декарт

Повышение качества математического образования обусловлено новыми социально-экономическими условиями и, как следствие, изменившимися требованиями к результатам обучения школьников. Для того, чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества, школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и владеют одной из ключевых компетенций - умением применять информационно-коммуникационные технологии. .

Даже в условиях сельской школы при нешироких информационно-коммуникационных и мультимедийных возможностях, современные учащиеся отдают предпочтение не традиционным урокам, где учебный процесс строится на работе с учебником и речи учителя, а урокам с использованием современных информационных технологий.

Совершенствование рациональной организации учебной деятельности школьников - главное направление в моей работе. При работе в классах с малой наполняемостью( в сельской школе - это стало традицией) есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы в том, что мало учащихся, минусы, если эти учащиеся очень слабые все.

Основная работа в таких классах индивидуальная. Слабым учащимся даю заданиея для четкого усвоения минимума знаний по программе данного класса. Сильным необходимо не только дать программный материал, но расширить их кругозор, углубить знания. Это поможет им понять значимость полученных знаний в последующем обучении и в будущей жизни, чтобы уметь применять их на практике.

Стараюсь придерживаться принципа, что интересный урок можно создать за счет:

- личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым

учителем, хорошо усваивается);

- содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

- методов и приемов обучения.

При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель следует алгоритму :

  1. Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока.

  2. Изучить материал учебника и дополнительных пособий.

  3. Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.).

  4. Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.

  5. При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого специалистов, учащихся.

  6. До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока.

Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.

Индивидуализация деятельности учащихся в процессе обучения способствует более эффективному обучению и развитию личности. Так, например, используя CD - диски «Уроки алгебры (геометрии) Кирилла и Мефодия», учащиеся 7-11 классов имеют возможность: получить основополагающие знания по изучаемому курсу, ознакомиться с факультативными материалами по курсу, отработать умения и навыки с помощью интерактивных тренажёров, проверить знания по отдельным частям урока, урока целиком, теме, по всему курсу.

В работе использую различные виды уроков с применением информационных технологий.

- уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства,

- уроки устного счета,

- уроки - лекции,

- уроки - зачеты,

- уроки - исследования,

- уроки практической работы,

- интегрированные уроки и т.д.

Практика показывает, что наиболее эффективно использование компьютера на уроках математики:

-при проведении устного счёта (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);

- при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения новогопонятия; моделирование);

- при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый

контроль результатов);

- при решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);

- при организации исследовательской деятельности учащихся;

- при интегрировании предметов естественно-математического цикла.

Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места компьютера на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.

Принцип наглядности - важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа учителя, не нарушая его логики.

Проводя устный счет в 5-6 классах стараюсь выполнить презентацию красочно со звуком, используя персонажи из мультфильмов. Старшеклассникам готовлю презентации с использованием программ, позволяющих рисовать графики функций, выполнять построения, проводить доказательства и др. Если нет времени или по техническим причинам нет возможности работать с компьютером использую набор карточек для устного счета по каждой теме, изготовленных также с помощью компьютера. Скучающих, как правило, нет.
При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. Это удобно при изучении таких тем, как «Линейная функция» (7 класс), «Параллельные плоскисти» (10 класс), «Многогранники» (11 класс), «Действия с обыкновенными дробями» (6 класс) и др.

Для закрепления нового материала создаю презентации, содержащие основные понятия, определения, рисунки и схемы, а также задачи на отработку вводимых понятий. При проверке фронтальных самостоятельных работ компьютер помогает быстро проверить и оценить работу учащегося. Для индивидуального контроля знаний учащихся готовлю разноуровневые тесты ( на 5-7 мин) и вызываю к компьютеру по очереди.

Значимый вклад в проведение интегрированных уроков также вносят компьютерные технологии. Рационально при изучеии тем алгебры и начала анализа в 10-11 классах «Производная», «Первообразная и интеграл» такие уроки вместе с преподавателем физики.

И все же порой встает вопрос: где взять учебное программное обеспечение, ориентированное для использования на уроках математики и отвечающее требованиям учебника, по которым идет обучение, целям конкретного урока? Их с успехом можно создавать самим. Но тут появляется главная проблема - нехватка времени. В решении этой проблемы активными помощниками стали ученики. У многих есть дома компьютер. Поэтому они проявили интерес к самостоятельному творчеству по созданию презентаций.

Во-первых, знаний, полученных на уроках информатики, достаточно, чтобы создавать презентации. Во-вторых, ребята делают это с удовольствием, тем самым, приобщаясь не только к информатике, но и к математике. А в-третьих, при таком подходе педагогика сотрудничества является естественной средой общения преподавателя и ученика

В последние два года презентации активно используются учащимися в проектной деятельности. Учащиеся получают задание оформить исследовательскую, обзорную или реферативную работу в виде электронной презентации и защитить ее на уроке или на школьной научно-практической конференции. Проектная деятельность на основе ИКТ позволяет разнообразить учебную деятельность. При этом повышается мотивация учащихся к самостоятельному изучению математики. При защите проектов происходит глубокое запоминание материала через его образное восприятие. Занятия элективных курсов по математике, которые я веду в 9-11-х классах, часто заканчиваются защитой проектов учащимися и приводит к созданию очень интересных презентаций, которые я затем могу включать в свои уроки. Примерами могут служить презентации моих учеников, выполненные по темам «Уравнения второй степени с параметрами», «Преобразование графиков элементарных функций», «Геометрия архитектурной гармонии», «Числа правят миром» идр.

С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному

разу, а не менее 3-5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» -

корректировать непонятное или неправильно понятое. В этом также оказывает существенную помощь компьютерная презентация по теме, к которой можно быстро вернуться на любом этапе урока.

Условия эффективного внедрения ИКТ как средства развития мотивации учебной деятельности по математике:

- компьютерная компетентность учителя и учащихся;

- достаточная методическая база средств ИКТ;

- методически грамотное использование ИКТ на уроке математики;

- разнообразие приёмов работы с ИКТ, чередование их с традиционными формами

обучения;

- разработка календарно-тематического и поурочного планирования по математике с учётом ИКТ.

- организация внеурочной деятельности по математике;

- использование внешних мотивов ученика для формирования внутренней мотивации учебной деятельности по предмету;

- использование в работе личных компьютеров учащихся.

Использование игр, конкурсов на уроках и во внеклассной работе значительно оживят изучение такой строгой дисциплины, какой является математика. Если игра, проходит с применением компьютерной техники, она интересна вдвойне. Компьютер может стать отличным помощником всем педагогам, желающим живо, творчески и увлекательно построить внеклассную работу по предмету.

Практика использования презентаций ИКТ на уроках позволяет активизировать процесс познания, способствующий развитию гибкости мышления и повышает их конкурентоспособность первоначально в образовательной среде, а впоследствии и в сфере профессиональной деятельности. Результатом применения ИКТ в образовательном процессе является повышение интереса к урокам математики, кроме того, вырабатывается способность к самосовершенствованию, самостоятельному поиску, и творчеству, меняются отношения «учитель-ученик», возникает атмосфера сотрудничества, партнерства и плодотворного общения, и толерантного отношения с людьми.

В 2010 году в ГИА участвовали 7 учащихся 9 класса нашей школы. Результаты по алгебре: успеваемость 100%, качество - 60%.Успешная сдача экзамена в новой форме это результат систематической работы в течение нескольких лет. В основе системы работы лежит разноуровневая дифференциация и индивидуализация обучения, в чем в частности помогают ИКТ.

Таким образом, рациональное использование компьютерной техники значительно облегчает работу педагога и делает её эффективнее.

Работать по- новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

Литература

  1. НФПК ИСО (электронный ресурс)

  2. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. - Федеральное агентство по образованию (электронный ресурс СБППО).

  3. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. - Волгоград.: Учитель, 2007.

  4. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - Москва.: Бином, 2005.

  5. Газета «Математика» («Первое сентября») (№23/2005, №9

© 2010-2022