• Преподавателю
  • Математика
  • Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей

Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей

Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий на материале различных учебных областей В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, которыйпредполагает: — воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; — формирование соответствующей целям общего образования социаль-ной среды развити...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Анализ учебного занятия по формированию универсальных учебных действий

на материале различных учебных областей

(Математика. 5 класс / С.А. Козлова, А.Г.Рубин и др.)»

Введение.


Анализ содержания заданий по теме «Единицы измерения», показал следующее:

1. Задания, предлагаемые автором учебника, будут способствовать формированию следующих УУД:

Познавательные УУД

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

ЛОГИЧЕСКИЕ

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД

1. Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)

Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

Личностные УУД

Самоопределение

Формирование гражданской идентичности личности:

- чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

- развития познавательных интересов, учебных мотивов;

2.Следующие УУД не представлены в заданиях, предлагаемых автором учебника и поэтому требуют дополнительного проектирования заданий учителем:

Познавательные УУД

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

- знаково-символическое моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

ЛОГИЧЕСКИЕ

- подведение под понятие, выведение следствий;

- доказательство;

ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Коммуникативные УУД

1. Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД)

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

Ориентация на партнера по общению,

Умение слушать собеседника

2. Коммуникация как общение (интеракция)

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,

Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

3. Коммуникация как кооперация

Умение договариваться, находить общее решение,

Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

4. Коммуникация как условие интериоризации

Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД

Самоопределение

Формирование гражданской идентичности личности:

- осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Развитие Я-концепции и самооценки личности:

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

- формирования мотивов достижения и социального признания;

- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация

- формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

- формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.



© 2010-2022