Урок по теме Сокращение дробей

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме Сокращение дробейУрок по теме Сокращение дробейУрок по теме Сокращение дробейУрок по теме Сокращение дробейРАЗРАБОТКА УРОКА

Тип урока: Освоение новых знаний.

Форма урока: Исследовательское занятие.

Тема урока: «Сокращение дробей».

Основные цели:

  1. Сформировать понятия сократимой и несократимой дроби, умение сокращать дроби на основе основного свойства дроби.

  2. Повторить и закрепить понятия делителя и кратного, признаки делимости, свойства делимости произведения.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ индивидуальная групповая

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • по источнику знаний:

словесные практические наглядные;

  • по уровню познавательной активности:

проблемный частично-поисковый исследовательский

объяснительно-иллюстративный

  • по принципу расчленения или соединения знаний:

аналитический сравнительный

обобщающий

ХОД УРОКА:

Время

Учитель

Ученик

1 мин.

Инициация

Цель:

Встреча друг с другом, приветствие.

Примечание: Эта игра позволяет весело начать урок, способствует установлению контакта между учениками.


- Дорогие ребята, предлагаю начать занятие с нашего приветствия - поздороваемся улыбкой!

Каждому необходимо поприветствовать как можно больше одноклассников, не забудьте представиться!

Учащиеся должны поздороваться с одноклассниками, просто назвав свое имя и улыбнувшись друг другу.


  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность;

2) организация деятельности учащихся по установке тематических рамок: продолжить работать с основным свойством дроби;

  1. 3) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.


На экране девиз урока

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- Что вы уже знаете?

Урок по теме Сокращение дробей

- Мы продолжаем заседание нашей лаборатории и с чем мы будем работать?

- Основное свойство дроби.

- Числитель и знаменатель дроби можно умножать и делить на одно и то же число.

- С основным свойством дроби.

7 мин.

  1. Актуализация знаний и фиксация в пробном действии (подготовка к исследованию нового материала).

Цель: 1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для исследования и построения нового знания: нахождение НОД и НОК методом перебора, методом разложения на простые множители, свойства делимости произведения, основное свойство дроби;

2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;

3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, сравнение, обобщение;

6) мотивировать к выполнению пробного действия;

7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений (проблем) в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

7 мин.

Числитель и знаменатель дроби можно умножать и делить
на одно и тоже число.

На доске демонстрационная карточка с основным свойством дроби.

- С чего начнете работу?

- Какие задания подобраны для повторения?

- Какие способы нахождения НОД и НОК вы знаете?

Задания для актуализации знаний (презентация на интерактивной доске):

- Любое исследование, предполагает предварительную подготовку, что вы дома и сделали. Посмотрим на ваши результаты. (слайды на ИД)Урок по теме Сокращение дробей


-Самопроверка и самооценка заданий из домашней работы (презентация)

Урок по теме Сокращение дробейУрок по теме Сокращение дробей

− Проверьте правильность выполнения заданий, в каких местах у вас возникли затруднения, почему вы ошиблись?Урок по теме Сокращение дробей

- Что вы использовали при выполнении заданий?

- Сформулируйте основное свойство дроби.

- В одном из заданий есть равенство:

Урок по теме Сокращение дробей

- В математике дробь Урок по теме Сокращение дробей называют сократимой дробью. Как вы думаете, почему?

- Как тогда можно назвать дробь Урок по теме Сокращение дробей ?

- Сформулируйте, какие дроби можно назвать сократимыми, а какие несократимыми.

- Что повторили и узнали?

- Какое следующее задание?

Пробное задание (презентация):

Урок по теме Сокращение дробей


- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать?

- У кого есть ответы, как можно доказать, что выполнено верно?

- ЧТО ДЕЛАТЬ?


- С повторения.

- Которые будут необходимы для открытия новых знаний при исследовании.

- Метод перебора, метод разложения на простые множители.



  1. НОД(4;8) = 4, НОК(4;8)=8

НОД(15;45)=15, НОК(15;45)=45,

НОД(7;9)=1, НОК(7;9)=63


  1. Да, 40 делится на 10,
    156 делится на 3.

Учащиеся проверяют и оценивают домашнее задание по эталонам.







- Основное свойство дроби.

- Числитель и знаменатель дроби можно умножать и делить на одно и тоже число.

- Потому что числитель и знаменатель можно разделить на одно и то же число.

- Несократимой дробью

- Если числитель и знаменатель дроби можно разделить на одно и то же число, то такая дробь сократимая; если нет такого числа, на которое можно разделить и числитель и знаменатель дроби, то такая дробь несократимая.

- Пробное.





- Не смогли записать несократимые дроби, равные данным;

- Не можем доказать, что сделано верно.

Учащиеся предполагают, что необходимо выяснить, в чем затруднения и найти способ решения проблемы.

1 мин.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Цель: 1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать фиксацию места, где возникло затруднение;

3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);

4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.


− Какое задание вы должны были выполнить?

− Как вы действовали?

− Что вы использовали при выполнении задания?

− В каком месте у вас возникло затруднение?

− Почему у вас возникло затруднение?

Такой способ называется сокращением дробей.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?


Нет способа получения несократимых дробей, равных данным.

1 мин.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: организовать построение проекта выхода из затруднения:

− учащиеся ставят цель проекта;

− учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

− учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);

− учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.


- Какова цель вашей деятельности?

- Сформулируйте тему урока.

- Что вам поможет при достижении цели?

Для каждой из дробей у вас будет отдельный план работы.

-Построить способ сокращения дробей.

- Сокращение дробей.

- Основное свойство дроби.

14 мин.

  1. Реализация проекта (исследование нового материала).

Цель: 1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднения;


Мы выделили проблемы, над которыми мы будем сегодня работать. Представьте каждый, что вы ученый, вам нужно написать научный труд по сегодняшней теме. С чего начинается научно-исследовательская деятельность?

- С анализа различных задач и построения методов их решения.


Организовывается работа в группах:

(1 план фиксируется на интерактивной доске, презентация)

ЭТАЛОН с первым способом сокращения дробей вывешивается на доску:

1) Найти для числителя и знаменателя их НОД.

2) Разделить числитель и знаменатель на НОД.


-Когда можно сократить дробь?

- Дайте определение сократимой дроби, опираясь на понятие НОД.

(коррекция ответов учащихся, размещение эталона на доске)

Дробь Урок по теме Сокращение дробей сократима НОД (a; b) 1

- Если у числителя и знаменателя дроби НОД равен 1, вы сможете сократить дробь?Урок по теме Сокращение дробей

- Дайте определение несократимой дроби, опираясь на понятие НОД.

Дробь Урок по теме Сокращение дробей несократима НОД (a; b) = 1

НОД (a; b) = 1





(коррекция ответов учащихся, размещение эталона на доске)

(2 план фиксируется на интерактивной доске, презентация) Урок по теме Сокращение дробей

ЭТАЛОН со вторым способом сокращения дробей вывешивается на доску

1. Представить числитель и знаменатель в виде произведения чисел.

2. Разделить числитель и знаменатель на общие делители множителей.



(план фиксируется на интерактивной доске, презентация)

Урок по теме Сокращение дробей


ЭТАЛОН с третьим способом сокращения дробей вывешивается на доску

Делить числитель и знаменатель на числа, используя признаки делимости.


- Какие способы сокращения дробей вы открыли во время исследования?


ЧТО ДЕЛАЕМ ДАЛЬШЕ?

Одна из групп представляет свой результат исследования по плану, остальные работают на дополнение и уточнение.

1. Числитель и знаменатель дроби Урок по теме Сокращение дробей можно разделить на 6.

2. Число 6 является наибольшим общим делителем чисел 24 и 42.

3. Найти НОД числителя и знаменателя дроби и разделить их на найденное число.

Урок по теме Сокращение дробей



-Если у числителя и знаменателя есть НОД, отличный от 1.


Нет

Одна из групп представляет свой вариант реализации плана, остальные работают на дополнение и уточнение.

1. Числитель и знаменатель представлены в виде произведения чисел.

2. Числитель и знаменатель можно разделить на 2, на 3, на 5.

3. Если числитель и знаменатель представлены в виде произведения множителей, то сократить можно на общие делители множителей. Урок по теме Сокращение дробей

На доске остается образец сокращения дробей:



Представитель одной из групп демонстрирует решение:

Урок по теме Сокращение дробей





















Учащиеся формулируют способы сокращения дробей (итог исследования):



  1. на НОД числителя и знаменателя,

  2. последовательно, используя признаки делимости,

  3. используя разложение числителя и знаменателя дроби на множители.

- Тренируемся сокращать дроби.

6 мин.

  1. Первичное Закрепление во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.


  1. Задания выполняются на интерактивной доске с комментарием.









Задания выполняются в парах и проверяются по эталону:

№ 69 (а - 1 дробь, б - 1 дробь),

70 (а - две дроби).



При самопроверке фиксируются места затруднения и исправляются ошибки.

№ 68 (2).

Урок по теме Сокращение дробей

Первый способ:

42 = 2 3 7; 720 = 2 2 2 2 3 3 5

НОД (42; 720) = 2 3 = 6

Урок по теме Сокращение дробей

Второй способ:

1

2

Урок по теме Сокращение дробей

4 3

Третий способ:

Урок по теме Сокращение дробей

Урок по теме Сокращение дробей

Урок по теме Сокращение дробей



1мин.

Физкультминутка.

Цель: профилактика нарушений зрения; снятие эмоционального дискомфорта.

Урок по теме Сокращение дробей

12 мин.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

3) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия


Карточки с самостоятельной работой у каждого учащегося:

1. Сократи дробь на НОД числителя и знаменателя: Урок по теме Сокращение дробей.

2. Сократи дробь, используя признаки делимости: Урок по теме Сокращение дробей

3. Сократи дробь: Урок по теме Сокращение дробей

− У кого возникли затруднения в первом задании?

− Какой способ применяли при выполнении задания?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

− У кого возникли затруднения во втором задании?

− Какой способ применяли при выполнении задания?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

− У кого возникли затруднения в третьем задании?

− Какой способ применяли при выполнении задания?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

Эталон для самопроверки на экране:

Урок по теме Сокращение дробей

Урок по теме Сокращение дробей

Урок по теме Сокращение дробей



3 мин.

  1. Рефлексия деятельности на уроке

Цель: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.


Подведем итог нашей сегодняшней исследовательской деятельности.

- Что вы сегодня узнали?

- Что использовали при исследовании для открытия способов сокращения дробей?

- На каком этапе у вас были затруднения?

- Кто сегодня был хорошим помощником на уроке?

- Дайте анализ своей работе на уроке.

Учащиеся работают с карточками для рефлексии.

Карточка для рефлексии:

1) Я понял, какие дроби называются сократимыми______________________

2) Я понял, какие дроби называются несократимыми____________________

3) Я знаю, какие способы сокращения дробей существуют________________

4) Я знаю, как сократить дробь, используя НОД числителя и знаменателя____

5) Я знаю, как сократить дробь, используя признаки делимости чисел_______

6) Я знаю, как сократить дробь, раскладывая числитель и знаменатель на множители____________________________________

7) Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить их)__________

8) У меня не будет затруднений при выполнении домашнего задания_______


Домашнее задание: Урок по теме Сокращение дробей



© 2010-2022