Программа ИГЗ по математике в 5 классе

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа

индивидуально-групповых занятий

по математике


5 класс





Составил: Кузнецова Татьяна Алексеевна



2013


Пояснительная записка

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с решением основной задачи индивидуально-групповые занятия предусматривают формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 или 8 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности.

Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Индивидуально-групповые занятия проводятся 34 часа (1 час в неделю).

Цели и задачи

Цель - создание условий для развития интереса учащихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.

7. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

8. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

В основу составления программы положены следующие педагогические принципы:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности; доступность.

Методы

Методы, используемые в работе, отличаются от основных методов обучения не только содержанием, сколько формой. Кроме традиционных методов: слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся, большое место занимают дидактические игры, содержание которых способствует развитию мыслительных операций, освоению вычислительных приемов, навыков в беглости счета и т.д. Игру считают одной из движущих сил учебного процесса, как создающую условия, при которых дети испытывают радость познания. Увлеченные игрой, дети проявляют сообразительность, с большей самостоятельностью преодолевают трудности, психологические барьеры. Игра вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает без особого труда приобретать знания, умения, навыки. Дидактическая игра при правильном ее построении является не только формой усвоения знаний, но и способствует общему развитию ребенка, формированию его способностей. Причем это не только дидактические игры, но и логические. В логических играх путем построения цепочки несложных умозаключений можно предугадать необходимый результат, ответ. С их помощью школьники знакомятся с применением законов и правил логики. Использование вышеперечисленных методов в непринужденной обстановке создает атмосферу большой заинтересованности в работе.


Формы организации.

Формы организации разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, олимпиады.

Ожидаемые результаты:

- формирование интереса к творческому процессу;

- умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;

- умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

- успешное выступление учащихся на олимпиадах.










Тематический план

Дата

проведения

Тема

Кол-во

часов

I. Как люди научились считать.

3

Позиционные системы.


Математические кроссворды.


II. Математика разных народов.

3

Математика у русского народа.


Математика у народов Средней Азии.


Кенигсбергские мосты


III. Как измеряли в древности.

4

Старинные русские меры.


Старинные математические истории


Старинные математические задачи


IV. Математика и шифры

2

Тарабарская грамота.


Шифры и арифметика остатков.


Шифрование решеткой.


V. Правила и приемы быстрого счета

3

Умножение на пальцах


Умнажение на 9 и 11


Умножение чисел, заключенных между 10 и 20


Умножение двузначных чисел, оканчивающихся на « 1 »


Умножение трехзначных чисел на 999


VI. Разные задачи

8

Задачи на взвешивание


Задачи на переливание


Танграм.


Задачи на разрезание


Задачи, решаемые с конца.


Задачи на таблицы


Пути и переправы


Задачи на спички


Задачи про рыцарей и лжецов


VII. Основы комбинаторики

5

Перебор


VIII. Геометрия вокруг нас

2

Лист Мёбиуса


Невозможные объекты


Развертка куба


IX. Олимпиадные задачи

4

Всего

34


Литература:


  1. Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.

  2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2005г.

  3. Депман И.Я. Мир чисел.: Рассказы о математике. - Л.:Дет.лит., 1982.

  4. Колягин Ю.М., Крысин А..Я. и др. Поисковые задачи по математике (4-5 классы).- М.: «Просвещение», 1979г.

  5. Руденко В.Н., Бахурин Г.А., Захарова Г.А. Занятия математического кружка в 5-м классе.- М.: «Издательский дом «Искатель», 1999г.уденкоР

  6. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г.

  7. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002г.

  8. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2000г.

  9. Бабенко Е.Б. и др. «Школьный интеллектуальный марафон», Москва, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999

  10. Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков», Москва, Просвещение, 1971

  11. Братусь Т.А. и др. «Все задачи «Кенгуру», Санкт-Петербург, 2008

  12. Васильев Н.Б. и др. «Заочные математические олимпиады», Москва, Наука, 1981

  13. Лоповок Л.М. «1000 проблемных задач по математике», Москва, Просвещение, 1995

  14. Матвеев Н. «Принцесса науки», Москва, Молодая гвардия, 1979

  15. Нагибин Ф.Ф. «Математическая шкатулка», Москва, Учпедгиз, 1961

  16. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка», Москва, Просвещение, 1984

  17. Подашов А.П. «Вопросы внеклассной работы по математике в школе», Москва, Учпедгиз, 1962

  18. Пономарев С.А. и др. «Сборник упражнений по математике для 4-5 классов», Москва, Просвещение, 1971

  19. Фальке Л.Я. «Час занимательной математики», Ставрополь, Сервисшкола, 2005

  20. Халилов У.М., Насибуллина Д.Х. «Месячник математики в школе», Уфа, БИУУ, 1992

  21. Цехов М.М., Насибуллина Д.Х. «Сюрприз? Да, сюрприз!», Уфа, БИПКРО, 1994

  22. Шевкин А.В. «Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов», Москва, Русское слово, 2001


© 2010-2022