- Преподавателю
- Математика
- План-конспект урока по теме
План-конспект урока по теме
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Cкрипниченко И.Н. |
Дата | 12.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План-конспект урока по алгебре в 11 классе (профиль класса химико-биологический).
тема: Модификационная изменчивость и её математическая характеристика.
ЦЕЛИ.
1. Познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
2. Показать использование математического материала в разделах биологии.
3. Воспитание интереса к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ.
-
Листья лаврового листа.
-
Линейка.
-
Калькулятор.
-
Тетради.
ХОД УРОКА.
I.Орг. момент.
II. Вводное слово учителя.
Как только человеку в его деятельности потребовались количественные характеристики, т. е. числа, тут же появилась статистика. Конечно, она так не называлась, но самые первые статистические исследования можно обнаружить в древних египетских папирусах, и на вавилонских глиняных табличках.
« Статистика знает всё» -утверждали Ильф и Петров в романе «Двенадцать стульев». Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин страны. Известно, сколько в стране охотников, балерин, велосипедов, памятников, …
Сначала возникли демографическая статистика, медицинская, экономическая, потом биологическая, финансовая, налоговая и т. д.
В XX веке появилась математическая статистика, обладающая универсальными методами сбора, хранения и обработки информации для выработки различных прогнозов.
Современная физика, химия, биология, демография, социология, философия, весь комплекс социально-экономических наук построены и развиваются на вероятностно-статистической базе.
Сегодня на уроке мы познакомимся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, построим вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
III. Работа с классом.
1.Говоря об изменчивости нужно заметить, что все живые существа способны изменятся.
-СКОЛЬКО ТИПОВ ИЗМЕНЧИВОСТИ ВЫ ЗНАЕТЕ?
Наследственная изменчивость, которая связана с изменением самих генов.
Ненаследственная или модификационная изменчивость, которая не
связана с изменениями в генах и в последующие поколения не передается.
2. Сегодня вы на примере лавровых листьев с помощью знаний по математике и биологии выясните, какой длины они встречаются, какие есть отклонения и каковы причины отклонений.
3. Рассмотрите 15 листьев лаврового листа, измерьте их.
4. Полученные данные занесите в таблицу. Постройте вариационный ряд.
Размер листьев
3,5см
4 см
4,5 см
5 см
6 см
6,5 см
Количество листьев
1
3
1
5
3
2
5. Постройте вариационную кривую размера листьев. Для этого по горизонтали (на оси абсцисс) отложите размеры листьев, по вертикали (на оси ординат)-число, соответствующее частоте встречаемости. Масштаб может быть произвольный.
Размер листьев
6.Определите норму реакции для данного признака (длина листьев). Норму реакции вычисляют следующим образом. От максимального размера
( листьев) вычитают минимальный размер. В данном случае:
N=6,5 см-3, 5 см=3см
Листья со значительными отклонениями от нормы реакции - результат мутаций.
7. Подсчитываем средний размер листьев:
8. Округляем среднее значение до десятых
5,0666 см5,1 см.
9. Считаем абсолютную погрешность:
Абсолютной погрешностью приближенного значения называют модуль разности точного и приближенного значений.
точное - приближенное
5,0666-5,1=0,0334.
Приближенное значение получено в процессе измерения, его точность зависит от прибора, с помощью которого выполнялось измерение.
10. Для оценки качества измерения используется относительная погрешность приближенного значения.
Относительной погрешностью приближенного значения называют отношение абсолютной погрешности к модулю приближенного значения.
Относительную погрешность принято выражать в %.
11. Ответьте на вопросы.
а) Какой размер листа встречается наиболее часто, какой наиболее редко?
б) Какие причины разброса листьев?
( Причинами отклонения могут служить условия среды, изменения t, влажности, уровень освещенности, увлажнение почвы. Количество набор макроэлементов в почве могут сильно менять активность ферментов, и, следовательно, сказываться на росте и развитии растения.)
IV.Самостоятельная работа учащихся.
Постройте вариационный ряд и вариационную кривую, определите норму реакции, абсолютную и относительную погрешности для признака: рост девочек в классе.
V.Домашнее задание (индивидуальное с изменением числовых характеристик).
ЗАДАЧА.
При хорошем уходе одна порода коров дает удои до 4000л, при плохом содержании-2000л. Другая порода коров при хорошем уходе дает 3000л молока, при плохом 1000л.Каковы нормы реакции молока у коров каждой породы?
VI.Подведение итогов.
В заключение замечу : наша жизнь динамично изменяется. Общество всё глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе и о явлениях природы, которые требуют представлений о вероятности и статистике.
Выставление оценок.