Дополнительная образовательная программа «Математическая мозаика» Для детей 14-17 лет

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

дом детского творчества

Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан


Утвержден на заседании Совета

МОБУ ДОД ДДТ с. Архангельское

«__» _____________ 2015 г.




Дополнительная образовательная программа


«Математическая мозаика»


Для детей 14-17 лет



Срок реализации программы: 1 год

Автор программы: Розит Любовь Михайловна,

педагог дополнительного образования ДОД ДДТ



2015 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Математическая мозаика» направлена на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, интереса к предмету, способствует развитию смекалки и логической культуры.

Педагогическая целесообразность создание данной программы видится в удовлетворении познавательных интересов учащихся, в формировании общекультурной компетентности, в создании представлений о математике как о науке, возникшей из потребностей человеческой практики.

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.

В рамках данной программы рассматриваются наиболее важные вопросы социально-бытовой сферы: зарплата, коммунальные платежи, страхование, обмен валюты. Данная программа является началом ознакомления школьников с теоретико-вероятностным и статистическим мышлением.


Цели и задачи:

- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;

  • углублять знания учащихся, развивать любознательность;

  • научить учащихся отыскивать наиболее рациональные способы решения задач;

  • показать связь между разными областями знаний;

  • привить навыки решения нестандартных задач;

  • сформировать понимание значения экономики для развития общества;

  • научить применять математические знания при решении экономических задач.

В реализации дополнительной образовательной программы принимают участие дети 14-17 лет.

Рассчитана программа на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Проведение занятий предполагает использование принципов доступности, преемственности, учета индивидуальных особенностей учащихся. Активно внедряются методы дифференцированного обучения, беседы, конкурсы, игровые формы проведения занятий, тестирования, самостоятельные исследования, различные информационные технологии.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • учащиеся должны углубить знания, полученные при изучении ими основного курса математики;

  • повысить интерес к математике;

  • развить смекалку и логическое мышление;

  • научиться решать нестандартные задачи;

  • проводить обобщение и открывать закономерности на основе частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и делать необходимые проверки;

  • понимать природу и сущность рассматриваемых экономических процессов;

  • решать экономические задачи.

Подведение итогов проводится в форме участия учащихся в конкурсах по решению задач, в конкурсах «Кенгуру», «Кенгуру-выпускникам», «Ребус».

Учащиеся в ходе освоения данной программы имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики с другими областями знаний, провести самостоятельный поиск информации для подтверждения фактов, провести небольшое самостоятельное исследование, использовать информацию Интернета.

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Количество часов

Количество часов всего

Теория

Практика


1

2

3












Для чего нужна статистика

Теория вероятностей

Социальная арифметика


8

9

10


10ч










13

14

14


16ч








21

23

24



26ч










В. Н. Студенецкая ч


Всего часов:

27

41ч

68ч

Содержание дополнительной образовательной программы

Тема «Для чего нужна статистика» способствует получению представлений о возможностях описания и обработки данных с помощью различных средних характеристик, приобретению навыка работы со статистическими данными в виде таблиц, диаграмм, графиков. В ходе изучения этой темы, учащиеся получат ответ на вопрос: «Для чего нужна статистика?».

В ходе изучения темы «Теория вероятностей» учащиеся узнают о ее применении в прикладной деятельности, о ее использовании в экономике, планировании, в организации производства и в других областях науки.

В рамках изучения темы «Социальная арифметика» будут рассмотрены наиболее важные вопросы социально-бытовой сферы: зарплата, коммунальные платежи, страхование, обмен валюты, домашние затраты и расходы населения.

Программа «Математическая мозаика» призвана помочь учащимся осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы; формировать качество мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

Методическое обеспечение программы

В ходе реализации дополнительной образовательной программы применяются различные формы занятий: беседы, лекции, объяснения, тестирование, игра, конкурс, практическая работа, исследование, проектные работы.

Все занятия направлены на развитие интереса учащихся к математике, на расширение представлений об изучаемом материале.

Для занятий используется литература для внеклассного чтения, справочники, дидактический, раздаточный материал. Применяется компьютер, используется Интернет.


Литература


  1. Макарычев Ю. Н. «Элементы статистики теории вероятностей» - ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2005;

  2. Методическая газета «Математика» - Издательский дом 1 сентября;

  3. Гнеденко Б. В. «Теория вероятностей и комбинаторика»;

  4. Фадеева Е. «Социальная арифметика» - Газета «Математика» № 12, 2009.












Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела, тема

Дата проведения

Примечание

планируемая

фактическая

1. Для чего нужна статистика (21 ч)


1

Для чего нужна статистика

07.10

2

Статистические исследования

07.10

3

Статистические характеристики

14.10

4

Обработка статистических исследований

14.10

5

Среднее арифметическое, размах, мода

21.10

6

Медиана как статистическая характеристика

21.10

7

Проект «Какие мы? Сколько нас»

28.10

8

Исследование «Среднестатистический ученик школы»

28.10

9

Исследование «Среднестатистический ученик школы»

11.11

10

Статистическая информация и формы ее представления

11.11

11

Презентация проекта «Какие мы? Сколько нас»

18.11

12

Сбор и группировка статистических данных

18.11

13

Сбор и группировка статистических данных

25.11

14

Наглядное представление статистической информации

25.11

15

Столбчатые и круговые диаграммы

02.12

16

Полигон. Гистограмма

02.12

17

Таблицы

09.12

18

Проект «Перепись школьного населения»

09.12

19

История переписи населения

16.12

20

Сбор и группировка информации по теме «Перепись школьного населения»

16.12

21

Презентация проекта «Перепись школьного населения»

23.12

2. Теория вероятностей (23 ч)


22

Случайные события

23.12

23

Противоположные события

30.12

24

Вероятность случайного события

30.12

25

Из истории вероятности


26

Генератор случайных чисел


27

Алгебра событий


28

Сложение вероятностей


29

Умножение вероятностей


30

Геометрические вероятности


31

Парадоксы Бертрана


32

Что же такое вероятность?


33

Ученые математики о вероятности


34

Математическое ожидание


35

Сложный опыт


36

Закон больших чисел


37

Задача о выборе объектов из набора


38

Задача о подбрасывании монеты


39

Задача о бросании кубика


40

Задача о противоположном событии


41

Задача о пересечении независимых событий


42

Задача об объединении несовместных событий


43

Задача об объединении пересечений событий


44

Задача о частоте


3. Социальная арифметика (24 ч)


45

Социальная арифметика


46

Общая заработная плата работникам


47

Повременная и сдельная зарплата


48

Распределение премиального фонда


49

Налоги и налогообложение


50

Коммунальные платежи и их виды


51

Общая стоимость коммунальных платежей и их вычисления


52

Стоимость электроэнергии и ее расчет


53

Телефонный счет


54

Счет за газ


55

Страхование и его виды


56

Страхование жилья


57

Страхование автомобилей


58

Страхование жизни


59

Деньги и обмен валюты


60

Вычисление стоимости товара


61

Аренда


62

Обмен валюты


63

Денежный перевод


64

Затраты и расходы населения


65

Экономия денежных средств


66

Членские взносы


67

Проценты и семейная математика


68

Проценты и семейная математика


Резерв



04.11

04.11

















© 2010-2022