Формирование гражданской позиции на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Охлюева Е.В.

учитель математики

МБОУ Капыревщинской СШ


Формирование гражданской позиции

на уроках математики.



Одной из важных задач обучения и воспитания подрастающего поколения в современных условиях является формирование у него чувства гражданственности и патриотизма. Именно формирование, а не навязывание. И чем раньше ребёнок осмысливает понятие гражданственности, тем легче ему будет найти своё место в обществе.

Самой первой ступенью на пути к развитию в этом направлении является детский сад и школа. Но так как школьная жизнь занимает в жизни ребёнка очень большоеместо, то именно она должна положить фундамент для дальнейшего его формирования.

Наша школа ведёт активную работу по воспитанию подрастающего поколения, являясь инновационной площадкой и строя свою работу по теме «Школа как центр становления гражданской позиции личности обучающегося в условиях сельского социума».

Основная часть любого воспитательного процесса в школе - это урок. Каждый урок обогащает учащихся новыми знаниями, расширяет их кругозор. От урока к уроку ребята двигаются вперед по бесконечной дороге познаний. Занятие должноне только учить, но и воспитывать, прививать ценности, формировать у учащихся нравственность. Чтобы это всё имело успех, надо с первых учебных дней воспитывать это в ребёнке, потому что детский и юношеский возраст - самая лучшая пора для привития осознанного чувства любви к Родине, гордости за неё. У школьников должны вырабатываться эти чувства к Родине и народу, они должны уметь уважать достижения и свершения своих предков, достойные страниц прошлого. Многое требуется от школы, но нужно помнить одно: ее роль в этом невозможно переоценить.

Я задумалась над тем, какую роль я, как учитель математики, могу сыграть в этом, и как в математике, не отходя от основной цели моего предмета, все-таки попробовать вести линию гражданско-патриотического воспитания. Оказалось, легко найти материал на военную тему, на краеведческую тему, который можно использовать на уроках истории, русского языка, литературы, но где взять задачи для математики?

Тогда я решила со старшеклассниками составлять задачи, используя исторические факты о нашем родном селе, для учащихся 5-6 классов.То, что к работе привлекаются сами ребята, способствует развитию у них и математических способностей, и формированию гражданских качеств личности, воспитанию любви к родному городу. Ведь им приходитсяи собрать материал, и обработать данные. Начиналась наша работа с составлениязадач о родной Капыревщине, потом решили привлечь материал о Ярцевском районе и в конце концов у нас с ребятами получился сборник задач «Смоленщина в задачах».

Формирование гражданской позиции на уроках математики




Формирование гражданской позиции на уроках математики




Формирование гражданской позиции на уроках математики

Я хочу предложить фрагмент урока-путешествия по родному селу по теме: «Умножение и деление натуральных чисел» с использованием краеведческого материала.

Для путешествия нам нужна карта-маршрута, чтобы не блуждать по местности, а уверенно идти к намеченной цели. Для составления карты нам нужно 4 человека, которые решат задания и по их ответам мы вместе составим карту. (вызвать 4 учащихся. Они решают задания, находят свои ответы на кусочках карты, переворачивают их и получается карта)

  1. (17+28):9=5, 2)60-32:4= 52, 3)(80-50): 15=2

4) 20*8:40=4

Ну вот и карта- маршрута у нас составлена, обратите внимание на то, что мы с вами сегодня посетим: «Мы пройдем по « тропинке знаний» к «музею истории», отдохнем в «роще отдыха», поймаем рыбку в «озере уравнений», нарвем цветов на «поляне задач», напишем самостоятельную работу на станции «Проверь себя» и вернемся в школу. В ходе путешествия на каждой станции вы будете себя оценивать, а для этого на партах у вас лежат светофоры, помните: зеленый- я все сделал, красный- мне нужна помощь, желтый-я сомневаюсь. А если вы выполнили неправильно задание, как всегда поставьте на полях галочку и дома вы его решите, и на следующий урок сдадите тетрадь на проверку, а если возникнут проблемы, то после урока я вас жду.

Вот мы и оказались на тропинке знаний, и она предлагает нам задания, которые вы будете выполнять самостоятельно. Выполнив эти задания, вы узнаете, как раньше называлась наша деревня Капыревщина (по ходу решения открывать ответы и буквы на презентации). У кого были ошибки, не забудьте на полях поставить галочки. Молодцы. Действительно Капыревщина раньше называлась Селечна. Давайте с вами подведем итоги на «тропинке знаний». Поднимите свои светофоры. Продолжаем наше путешествие и нас встречает «Музей истории». Давайте заглянем в прошлое. Сейчас мы с вами поработаем все вместе и узнаем в каком году была основана Капыревщина (пример на презентации)( вызвать одного ученика). Действительно, Капыревщина была образована в 1503 году. Вот и «Музей истории» мы посетили, давайте подведем итоги. Поднимите светофоры.

После такой работы необходимо отдохнуть и нас встречает «Роща отдыха» (вызвать ученика для проведения физкультминутки.

Набравшись сил , мы сможем продолжить путь. И перед нами появилось красивое «Озеро уравнений». А что делают на озере путешественники( ловят рыбу). Правильно ловят рыбу. Вот и мы с вами сейчас поймаем рыбу и решим данные уравнения. Ребята вытаскивайте по одной рыбке и решаете уравнения, а мы вместе все проверим.

Невозможно увидеть настоящее, осознать будущее без связи с прошлым. Именно это могут помочь сделать краеведческие материалы. Обучение - это ведь и есть передача накопленных знаний о той действительности, что нас окружает. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом ФГОС.

Краеведческий материал, который я использую на уроке затрагивает многие сферы жизни и охватывает многие тематики: география, животный и растительный мир, история, литература, фольклор. Использование такого материала -это и есть ключ к решению проблемы эффективности урока. На таком уроке легко соединяются три важных в образовании цели: обучающая, развивающая и воспитательная. Межпредметная связь с использованием краеведческого материала заставляет активизировать мыслительную деятельность учащихся, вызывает у ребят интерес к истории города, села, происхождению фамилий, имен, названий городов, сел, рек. Если грамотно использовать краеведческий материал, то можно воспитывать в школьниках патриотические чувства, не оставлять их равнодушными к проблемам малой родины, вырабатывать активную жизненную позицию.

Цель использования краеведческого материала на уроках в школе - формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

При использовании краеведческого материала на уроках важно придерживаться определенных принципов: систематичности, доступности, наглядности, разнообразности, связи материала в учебной и воспитательной работе, взаимосвязи местного и общего исторического, географического и литературного материалов.

На таких уроках нельзя обойтись без использования наглядности; иллюстраций, фотографий, презентаций, слайд-фильмов.

Работа по воспитанию будет эффективной, если она будет проводится на различных этапах урока: как в процессе овладения теорией предмета, так и при устном счете и решении задач, как в ходе выполнения домашних заданий, так и при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам. За всё время обучения в школе ребёнок не только обогащается разнообразными знаниями и умениями, но и формируется как Человек, Личность, Гражданин.

Наши дети - сегодняшние школьники - вырастут. Кем станут они в жизни? Эти вопросы всегда волновали и будут волновать учителей, родителей и всю общественность. Нельзя забывать, что нравственность передается от сердца к сердцу, при личном общении учителя и ученика. Учитель всегда был наставником и имеет здесь первостепенноезначение. Во все века к учителям прислушивались, потому что ониносили в себе лучшие качества нации, выражали высокую нравственность, поэтому можно смело утверждать, что в руках учителя - будущее.


© 2010-2022